Система муниципального управления занятости населения Астраханской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:07, научная работа

Описание работы

Цель исследования работы: раскрыть деятельность муниципальных органов власти направленную на решение проблем занятости в Астраханской области.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия занятость населения.
2. Рассмотреть органы власти в регулировании занятости населения РФ.
3. Провести анализ деятельности службы занятости населения Астраханской области.
4. Определить структурную динамику и выявить проблемы рынка занятости населения Астраханской области.
5. Рассмотреть отраслевые целевые программы как способ обеспечения занятости населения.
6. Предложить улучшения условий занятости населения и составить прогнозный сценарий развития рынка труда Астраханской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. 8
1.1. Социальная сущность и содержание занятости населения. 8
1.2. Органы власти в регулировании занятости населения РФ. 15
ГЛАВА II. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ) 28
2.1.Анализ деятельности службы занятости населения 28
2.2. Структурная динамика и проблемы занятости населения Астраханской области 44
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. 63
3.1. Отраслевые целевые программы как способ обеспечения занятости населения. 63
3.2. Условия обеспечения занятости населения и прогнозный сценарий развития рынка. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 92

Файлы: 1 файл

научная работа!итог 2.docx

— 344.16 Кб (Скачать файл)

Дальнейшее  развитие отраслей экономики Астраханской области сможет обеспечить увеличение спроса на рабочую силу и окажет положительное влияние  на  занятость населения.

Для повышения  уровня занятости населения важное значение имеет развитие предпринимательской  деятельности и самозанятости населения. Осуществление эффективных инвестиционных проектов,  организация самозанятости  и малого предпринимательства  безработными гражданами  позволят создать новые рабочие места, в результате чего численность занятых в экономике  возрастет  к 2013 году.

Активное  и продуктивное участие государства  в регулировании социально-экономических  процессов является не только предпосылкой  успешного развития страны в долгосрочной перспективе, но и залогом более  полной реализации возможностей других субъектов экономических отношений, особое внимание, как нам кажется, должно уделяться  адаптирования молодежи на уровне университета к условиям рынка труда и трудовой деятельности.

На наш  взгляд приоритетными направлениями  деятельности службы занятости населения  для решения существующих проблем  должны быть:

  1. Особое внимание должно уделяться трудоустройству молодых специалистов и молодежи. Поступление молодой рабочей силы на предприятия и в компании должно повысить объемы выпускаемой продукции, оказанных услуг, т.е. повысить выработку предприятий. Поэтому уже во время учебного процесса нужно предоставлять временное трудоустройство для студентов именно по своей профессии.
  2. Необходима поддержка предприятий и фирм малого бизнеса, а также самозанятости населения. Малый бизнес при хороших условиях способен предоставить достаточное количество рабочих мест.  Эти предприятия не требуют больших капиталовложений, они активно взаимодействуют с внешней конкурентной средой. Однако на сегодняшний день государство осуществляет на достаточную поддержку малого бизнеса, в связи с этим мы считаем, что для большей стабильности и развития поддержка должна осуществляться на уровне местных органов власти. Она может проявляться в предоставлении консультационных и разного рода информационных услуг, в применении льгот в налогообложении, выдаче грантов и субсидий.
  3. Служба занятости уже активно осуществляет переподготовку кадров и профессиональное обучение безработных. Мы считаем, что данное направление деятельности агентства является приоритетным, т.к. профессиональное обучение  является достаточно результативным и эффективным способом повышения занятости населения. Однако, хотелось бы увеличения объема предоставляемых образовательных услуг. Это повысило бы квалификацию рабочих и возможность дальнейшего трудоустройства.
  4. Обеспечение географической мобильности населения позволит гражданам из экономически неэффективных районов найти работу в экономически развитых, тем самым сократить существующие дисбалансы распределения рабочей силы в области.
  5. Продолжать активную деятельность по информированию населения о вакантных местах по профессиям, а также вести  поиски новых инновационных методов предоставления информации населению.
  6. Организация общественных работ также показала свою результативность и социальную значимость для граждан. Поэтому нужно продолжать осуществлять эту деятельность, привлекая и молодых людей.
  7. В настоящее время увеличились обращения инвалидов в службу занятости в поиске работы. Мы считаем необходимым способствовать трудоустройству  таких категорий безработных, возможно осуществлением выплат субсидий предприятиям.
  8. Составным элементом нашего видения политики занятости населения является проведение большего количества ярмарок вакансий. Как показывает практика организация таких выставок действительно способствует дальнейшему трудоустройству. Специалистами службы приглашаются также и представители организаций и компаний области. Поэтому заинтересованные и нуждающиеся в трудоустройстве граждане могут непосредственно обратиться за работой, пройти собеседование, узнать о требованиях к работнику и условиях труда на данном предприятии.

Вывод. Задачами службы занятости в регионе являются содействие гражданам в поиске подходящей работы, регистрация ищущих работу граждан в качестве безработных, организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, осуществление социальных выплат гражданам, организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, организация проведения оплачиваемых общественных работ, осуществление психологической поддержки граждан.

Несмотря  на реализацию программы содействия занятости населения на сегодняшний  день на рынке труда Астраханской области по-прежнему сохраняются основные проблемы: неравномерность социально-экономического развития областного центра и поселений муниципальных образований, низкая трудовая мобильность населения, ограниченная возможностями проживания в другой местности, сезонный характер работ в районах области, в основном связанных с выращиванием и переработкой сельскохозяйственной продукции, рыбодобычей и рыбообработкой. В связи с окончанием сезонных работ число вакансий, заявляемых сельскими работодателями в осенне-зимний период, значительно сокращается. Из общего числа вакансий, заявляемых в органы службы занятости на конец года, менее трети приходится на село.

Мы предполагаем, что необходимо усилить и улучшить уже существующие меры по борьбе с  безработицей. Основными направлениями  являются безработица молодежи и  поддержка малых предприятий  и помощь в создании новых как  источник создания новых рабочих  мест. В настоящее время молодым  людям  трудно найти подходящую работу, так как у них нет попросту опыта, квалификации. Тем самым, содействуя функционированию малого бизнеса, можно  качественно снизить безработицу  молодежи.

На наш взгляд, профессиональное обучение  является достаточно результативными эффективным, однако, хотелось бы увеличения объема предоставляемых образовательных услуг. Это повысит квалификацию рабочих и возможность дальнейшего трудоустройства.

Особой  популярностью среди населения  пользуются ярмарки вакансий, которые проводят агентство по занятости населения. Они действительно являются эффективным средством по трудоустройству граждан.Специалистами службы приглашаются также и представители организаций и компаний города. Поэтому заинтересованные и нуждающиеся в трудоустройстве граждане могут непосредственно обратиться за работой, пройти собеседование, узнать о требованиях к работнику и условиях труда на данном предприятии.

Активно проводится информирование населения, оно особенно необходимо для осведомления граждан о существующих вакансиях, о ситуации на рынке труда в целом.Для охвата услугами большего количества населения, ищущего работу или находящегося под угрозой увольнения, регулярно проводятся выездные  консультационные мероприятия, целью которых является ознакомление с ситуацией на рынке труда,  с мероприятиями, реализуемыми службой занятости для отдельных категорий граждан, представляются наглядные материалы, с указанием перечня документов, необходимых для регистрации с целью поиска подходящей работы и участия в мероприятиях.

В последнее  время увеличивается число инвалидов, желающих найти работу, поэтому нужно  продолжать работу по совершенствованию методов работы с инвалидами. Центром занятости населения Астраханской области была организована специализированная ярмарка для инвалидов, посетители которой смогли выбрать подходящие варианты трудоустройства,  получить информацию о профессиональном обучении, об организации собственного дела. Индивидуальная форма работы с инвалидами помогает им  в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения в выборе  профессии, расширении возможности трудоустройства с учетом медицинских рекомендаций и потребностей рынка труда.

Одним из перспективных решений проблем занятости остается организация целевого обучения безработных граждан под конкретную заявку предприятий для развивающихся отраслей экономики области. Необходимо занятости активное взаимодействие с работодателями по подготовке необходимых кадров для предприятий области.

Во второй главе нами упоминалось об осуществлении  службой занятости психологической  поддержки гражданам. Это сравнительно новый метод разрешения проблем  незанятости граждан, но вместе с  тем очень действенный. Он помогает с помощью психологических тренингов  выяснить проблемы личности и развивать  необходимые черты характера  для успешного трудоустройства.

В конце  хотелось бы отметить, что особенно необходим информационный обмен  и взаимодействие службы занятости  с местными органами власти, предприятиями, организациями, с местными  представителями  малого бизнеса, создание и финансирование программ поддержки населения будут  способствовать в полной мере улучшению  сложившейся ситуации на рынке труда.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время проблема организации занятости населения является одной из  главных и существующие пути ее решения не достаточно эффективны. Особенно актуальным на сегодняшний день является вопрос об организации новых подходов в решении проблем обеспечения занятости социально незащищенных категорий населения, таких как женщины, инвалиды, молодежь.

В данной работе были рассмотрены  6 задач:

  1. Раскрыть сущность и содержание понятия занятость.

Уровень дохода и потребления напрямую зависит от занятости, степени вовлеченности в труд, из этого следует что, продуктивная, приносящая доход занятость создает необходимые для общественного развития товары и услуги, обеспечивает населению достаточный уровень доходов, формирую тем самым предпосылки для высокого уровня жизни, всестороннего развития личности.

Экономически неактивное население- это трудоспособное население, которое  не входит в состав рабочей силы, например это студенты; пенсионеры; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего  хозяйства; лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности  ее получения, но которые могут и  готовы работать и др.

Люди, которые в данный момент работают по найму или работают на себя, относятся  к занятому населению. Поэтому «занятость»  нужно рассматривать как социально  – экономическую категорию, имеющую  разную социальную направленность. С  одной стороны, она связана с  договорными правоотношениями с  наймом, которые предполагают работодатели, с другой- она отличается независимостью и самостоятельностью, присущими  наиболее социально- адаптивным слоям  общества.

  1. Рассмотреть органы власти в регулировании занятости населения РФ.

Министерство  труда и социального развития РФ с его органами на местах организует и возглавляет работу органов  службы занятости населения.

При этом федеральные органы власти:

  1. принимают различные законодательные нормативно – правовые акты, которые регулируют общие принципы социальной политики в РФ;
  2. формируют внебюджетные государственные фонды: пенсионные, занятость населения, социальное страхование;
  3. разрабатывают федеральные целевые социальные программы и принимают меры, для реализации, а также финансирования их;
  4. устанавливают систему федеральных минимальных социальных гарантий по оплате труда, пособий, стипендий и т.д.;
  5. осуществляют финансирование объектов находящихся в федеральном ведение;
  6. в случае с инфляцией, осуществляется компенсация денежных доходов и сбережение населения;
  7. федеральные органы власти оказывают организационную и методологическую помощь региональным органам власти по осуществлению социальной политики.

При этом региональные органы власти :

  1. разрабатывают и реализуют региональные социальные программы, при имеющихся возможностях и с учетом местных условий;
  2. обеспечивается функционирование учреждениям, которые находятся в ведении органов местных властей;
  3. разрабатываются и реализуются нормативно – правовые акты, для регулировании занятости населения.

Достаточно  большую роль играет взаимодействие федеральных и региональных органов  власти, они формируют единый рынок  труда, содействуют обеспечению  занятости и поддержки работников.

  1. Провести анализ деятельности службы занятости населения Астраханской области.

Деятельность Агентства занятости населения главным образом способствует снижению напряженности и стабилизации ситуации на рынке труда, смягчению негативных последствий безработицы, обеспечению временной занятости населения и  выражается в поддержке наиболее уязвимых групп безработных граждан.

Сотрудники  агентства ведут активную работу по трудоустройству граждан. Печатные и электронные СМИ, как наиболее действенный способ распространения  информации, широко использовались специалистами  в работе. 

Профконсультанты службы занятости предоставляют государственные  услуги по профессиональной ориентации граждан, позволяющие, учитывая возможности  рынка труда, определиться с вариантами рационального трудоустройства, оказывали  содействие по вопросам написания резюме.

Центром занятости населения Астраханской области была организована специализированная ярмарка для инвалидов, посетители которой смогли выбрать подходящие варианты трудоустройства,  получить информацию о профессиональном обучении, об организации собственного дела.

Немаловажным  вкладом  в трудоустройство граждан  является психологическая поддержка, осуществляемая специалистами агентства.

  1. Определить структурную динамику и выявить проблемы рынка занятости населения Астраханской области.

Современный рынок труда в астраханской области  основан на спросе и предложении  рабочей силы, которые зависят  от влияния миграционных, образовательных, экономических, демографических, социальных и других факторов.

В результате финансового кризиса в 2009 году ряд  макроэкономических показателей достаточно резко снизился.

Среднегодовая численность населения, занятого в  экономике области, в результате кризиса сократилась с  463 тыс. в 2008 году до 446 тыс. в 2009 году, сохранившись в 2010 году практически на уровне 2009 года. Общая численность безработных (лиц, не занятых трудовой деятельностью, активно ищущих работу и готовых  приступить к ней), установленная Федеральной службой государственной статистики по методологии Международной организации труда (МОТ), в  2009 году в среднегодовом исчислении  в целом по Астраханской области возросла до 52,9 тыс. против  40,3 тыс. в 2008 году. В   2010 году общая численность безработных снизилась до 43,8 тыс. человек, вследствие чего  уровень общей безработицы снизился  с 10,0 до 8,3 процента.

Информация о работе Система муниципального управления занятости населения Астраханской области