Шпаргалка по "Управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Управление".

Файлы: 1 файл

ответы ГОСы 2013.doc

— 1.28 Мб (Скачать файл)

Вопросы по циклу управленческих дисциплин

 

  1. Виды управления и особенности социального управления.

       Управление — процесс, направленный  на достижение цели. Управление  социально-экономическими системами  производственными получило название менеджмент.

       Виды управления:

       Государственное управление - это  целенаправленное организующе-регулирующее  воздействие государства (через  систему его органов и должностных  лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей.  Это разновидность социального управления.

       Государственно-административное управление - вид деятельности по управлению  делами государства, в рамках  которого практически реализуется  исполнительная власть, ее органов  и должностных лиц на всех  уровнях государственно-административного устройства: федеральном, субъектов РФ, местном.

       Государственное администрирование  - практическая деятельность государственных  органов, технологический процесс  подготовки, принятия и исполнения  управленческих решений в совокупности  методов и средств, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня.

       Публичное управление - воздействие  субъекта управления на общество (общественные процессы, отношения)  в соответствии с возложенными  на него общественно-значимыми функциями и полномочиями; гласное взаимодействие государственного аппарата и общества при принятии важных для страны (общества, населения) решений. Можно сказать, публичное управление - это управление обществом вместе с обществом.

       Основополагающим в управлении является определение роли, места человека как объекта управления. По этому критерию различают демократический и авторитарный стили управления. Демократическое управление предполагает делегирование полномочий, предоставления большой самостоятельности в соответствии с функциями, привлечения к принятию решений. Допускаются дискуссии, необязательна единодушная поддержка лидера. Авторитарное управление исходит из того, что средний человек изначально избегает труда, не честолюбив, уходит от ответственности, с удовлетворением принимает руководство над собой. Поэтому для повышения эффективности труда его надо принуждать, контролировать. А это может обеспечить власть, единоначалие. При авторитарном управлении ответственность и контроль сосредоточены в основном на верхнем уровне; складывается режим личной власти, элита демонстрирует преданность лидеру, все готовы выполнять его указания.

       По характеру взаимоотношений  центральной власти с входящими  в состав государства административными,  национальными единицами система государственного управления может быть координационной или субординационной. Координационное управление реализуется в форме федерации или конфедерации. Федерация имеет, а конфедерация не имеет единого органа государственной власти. Члены федерации могут иметь собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы. Наряду с этим образуется единые федеральные органы государственной власти; устанавливается общее гражданство, денежная единица и т.д. при конфедерации образующие ее государство сохраняют независимость, имеют свои органы государственной власти и управления. Для координации действий в определенных целях (высшие политические, военные и т.п.) государства создают объединенные органы.

       По критерию использования форм собственности и владение имуществом различают федеральное, региональное, муниципальное (местное) и частное (корпоративное) управление. Объекты регионального и муниципального управления определяются на основе соглашений о разграничении собственности между органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

       По воздействию на управляемый  объект выделяются отраслевое  и территориальное управление. Отраслевое  управление предполагает наличие  вертикали соподчиненности от  центра до предприятия. Территориальное управление обеспечивает рациональное размещение производства, углубление специализации и комплексное развитие регионов, выравнивание уровней их экономического и социального развития и решение других задач государственной региональной политики. Оно предполагает разграничение прав и ответственности между федеральными и региональными, законодательными и исполнительными органами власти.

       По способу учета интересов  объектов управления различают  административное и экономическое управление. Административное управление непосредственно воздействует на интересы управляемых с помощью разрешения, запрета, принуждения, применяемых независимо от их мнения. Оно является необходимым компонентом любого управления, хотя его масштабы могут быть разными. В структуре исполнительных органов с несколькими уровнями управления оно имеет самодовлеющее значение и реализуется через назначения, освобождения от работы, поощрения, наказания должностных лиц. В государственном регулировании экономики администрирование осуществляется в лицензировании деятельности, квотировании экспорта, импорта и в других случаях. Экономическое управление воздействует на интересы объектов управления косвенно, т.е. через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитною государственную политику. Отсутствует прямое принуждение или поощрение. Объект управления свободен в выборе варианта действий, но в случае противоречия их законодательству он возмещает ущерб государству. Например, за неуплату налогов взыскивается штраф и применяются другие санкции.

              Социальное управление  выражается  в признаках, предопределенных  общими чертами, свойственными  управлению как научной категории,  а также особенностями организации  общественной жизни. Наиболее  существенное значение имеют следующие из них:

       1) Социальное управление (СУ) есть  только там, где проявляется  совместная деятельность людей.  Сама по себе такого рода  деятельность (производственная и  иная) еще не в состоянии обеспечить  необходимое взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффективное выполнение стоящих перед ними общих задач, достижение общих целей. Управление организует людей именно для совместной деятельности и определенные коллективы и организационно их оформляет;

       2) СУ своим главным назначением имеет упорядочивающее действие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности;

       3) СУ имеет в качестве главного  объекта воздействия поведение  (действия) участников совместной  деятельности, их взаимоотношения.  Это критерии сознательно-волевого  характера, в которых опосредствуется руководство поведением людей;

       4) СУ, выступая в роли регулятора  поведения людей, достигает этой  цели в рамках общественных  связей, являющихся по сути управленческими  отношениями. Возникают они, прежде  всего, между субъектом и объектом  в связи с практической реализацией функций социального управления;

       5) СУ базируется на определенной  соподчиненности воль людей участников  управленческих отношений, т.к.  их отношения имеют сознательно-волевое  опосредствование. Воля управляющих  приоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда властность социального управления, означающая, что субъект управления формирует и реализует «господствующую волю», а объект подчиняется ей. Так выражается властно-волевой момент социального управления;

       6) СУ нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяет субъекты управления. В роли таковых выступает определенная группа людей, организационно оформленная в виде соответствующих органов управления (общественных либо государственных), или же отдельные, уполномоченные на это лица. Их деятельность, имеющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Предмет,  объект и содержание науки  управления.

     Предметом управления являются: экономический механизм; организационные структуры; маркетинг; персонал; информация; корпоративная культура; поведение людей в организации и другие составные части системы управления.

      Объектом являются люди в организациях и совокупность отношений между ними, возникающих в процессе управления этими организациями. Объектом также могут быть некоторые виды специальных процессов (например, финансовые потоки, изучаемые финансовым менеджментом, или инвестиционные процессы, изучаемые инвестиционным менеджментом).

      Наиболее часто используемые подходы к определению менеджмента:

      Во-первых, менеджмент определяется как процесс, с помощью которого профессиональные специалисты формируют организации и управляют ими через постановку целей, используя различные способы их достижения;

       Во-вторых, менеджмент предполагает выполнение ряда функций, осуществляя которые, менеджеры обеспечивают получение результатов, соответствующих целям;

      В-третьих, менеджмент часто идентифицируют с менеджерами, а также органами или аппаратом управления, так как менеджеры – это категория  людей, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала организации для достижения поставленных целей;

      В-четвертых, менеджмент – это наука, имеющая свой предмет, проблемы, методы и способы их решения.  Основу этой науки составляет вся сумма накопленных за всю историю человечества знаний, концепций, теорий, моделей, принципов, касающихся природы, способов и форм управленческой деятельности;

      В-пятых, менеджмент понимают как искусство. Современные организации представляют собой сложные системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные внешние и внутренние факторы. Управление требует не только научных знаний, но и развития личностных качеств менеджера, их способностей применять знания в практической работе;

      В-шестых, в последнее время укоренилось понятие менеджмента как социальной функции, имея в виду особого рода человеческую деятельность как по управлению в обществе вообще, так и по управлению процессом в частности.

      Различают:

      общий  менеджмент – изучает принципы  и закономерности управления  социально- экономическими процессами (функции управления, управленческий  цикл, стратегическое управление, мотивация,  лидерство);

      специальный  менеджмент – рассматривает управление специфическими объектами. Существует менеджмент в сфере услуг, муниципальный менеджмент, финансовый менеджмент и т. д.

      Одни  авторы под государственным управлением  понимают практическое, организующее  и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающиеся на властную силу. Другие – как деятельность всего госаппарата по регулированию общественных отношений, по управлению как общественными, так и собственными делами.

      Радченко  – под государственным или  муниципальным управлением понимается  деятельность государственного  или муниципального исполнительно-распорядительного  органа по воздействию на объект  управления для его перевода в состояние, необходимое для достижения цели соответствующего территориального образования, посредством принятия правовых актов, организации и контроля исполнения этих актов и актов органов законодательной (представительной) власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Понятие  и классификация методов управления. Методы государственного и муниципального управления.

      Метод – совокупность приемов,  способов достижения целей управления. Методы управления носят объективный  характер (средство реализации объективных  законов) и субъективный характер, т.к. определяются знаниями и способностями людей.

Методы  разделяются на

а) морально-идеологические, социально-политические, экономические, административные или на

б) методы внеэкономического  воздействия (организационные, административные) и экономического воздействия.

 Методы также  делятся на общие, используемые для выполнения всех или основных ФУ (регулирование, общее руководство, административные и экономические методы) и специальные, применяемые при осуществлении отдельных функций (методы выработки и принятия УР).

      1. Профессура госуниверситета управления  выделяет общенаучные методы (системный  подход, комплексный подход, моделирование,  экспериментирование и т.д.) и  конкретные или специфические,  подразумевая под ними подходы,  способы, приемы, с помощью которых осуществляются различные виды управленческих работ. Конкретные методы в свою очередь можно классифицировать: управление функциональными подсистемами, выполнение ФУ, принятие УР.

      2. С точки зрения ученых РАГС  методы делятся: административные (организационно-распорядительные), экономические, социально-психологические, воспитательные.

Информация о работе Шпаргалка по "Управлению"