Шпаргалка по дисциплине "Муниципальное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 18:01, курс лекций

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Муниципальное право".

Файлы: 1 файл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО.docx

— 124.03 Кб (Скачать файл)

 Депутатская этика – обязательные для каждого депутата правила поведения при осуществлении депутатской деятельности, основанные на нравственных критериях, открытости, честности, верности слову, соблюдении законов.

   Отношения депутата с должностными лицами, гражданами и другими депутатами строятся на принципах взаимного уважения и делового этикета.

 

   Депутат должен в  равной мере заботиться как  о собственном достоинстве, так  и уважать достоинство других  депутатов, должностных лиц и  граждан.

 В личном поведении  и в быту депутат обязан  соблюдать  общепризнанные нормы морали, а также поддерживать авторитет депутата.

 Депутат должен воздерживаться  от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать  его самого, избирателей и иных лиц.

    1. ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНЫЕ ВЫБОРНЫЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА: место в системе органов местного самоуправления, правовое положение.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется   собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;

Глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации (таким образом, реализуется принцип разделения властей на местном уровне).

    1. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГЛАВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Глава муниципального образования имеет следующие исключительные, только ему принадлежащие полномочия:

  1. представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

  1. подписывает и обнародует  нормативные правовые акты. Издает в пределах своих полномочий правовые акты;

  1. вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;

  1. глава муниципального образования издает постановления, распоряжения, приказы;

5. обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

5. Глава муниципального  образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

  Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации.

 

 

    1. ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПОЛНОМОЧИЙ ВЫБОРНОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА.

Гражданин, являющийся выборным должностным лицом местного самоуправления не вправе:

- быть депутатом или  членом законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, замещать государственные должности, муниципальные должности

- получать от физических  и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортные расходы и  иные вознаграждения),

- заниматься другой оплачиваемой  деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой  деятельности;

- заниматься предпринимательской  деятельностью лично или через доверенных лиц;

- использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий, средства материально - технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;

- выезжать в командировки  за счет средств физических  и юридических лиц

- принимать участие в  забастовках;

- использовать свое должностное  положение в интересах политических  партий, религиозных и других  общественных объединений;

51. ГАРИНТИИ ПРАВОВОГО  ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ.

Гарантии направлены на обеспечение условий для беспрепятственного и эффективного осуществления выборными должностными лицами своих полномочий, защиты прав, чести, достоинства и деловой репутации.

1. Организационные гарантии

2. Юридические гарантии

3. Информационные гарантии

4. Социальные гарантии.

Под организационными гарантиями Закон понимает такую совокупность правовых возможностей, при реализации которых выборным должностным лицам местного самоуправления обеспечиваются нормальные условия для исполнения своих служебных полномочий. К их числу следует отнести обеспечение глав местного самоуправления служебным транспортом, телефонной и иными видами связи, служебными помещениями и другими необходимыми правовыми возможностями для нормального осуществления своих полномочий.

Юридические гарантии деятельности выборного должностного лица включают в себя установленные настоящим Законом специальные правовые институты защиты жизни, здоровья, прав, личной свободы, чести и достоинства этих субъектов местного самоуправления. К числу таковых Закон относит нормы, связанные с неприкосновенностью выборных должностных лиц, их правом на безотлагательный прием и другое.

Сущность информационных гарантий состоит в том, чтобы деятельность глав муниципальных образований была обеспечена необходимыми коммуникативными возможностями. Закон предусматривает две основные разновидности информационных гарантий: свободный доступ к информации и бесплатное беспрепятственное получение информации.

Социальные гарантии - это комплекс материальных, финансовых, трудовых и пенсионных возможностей  выборных должностных лиц местного самоуправления, обеспечивающие их деятельность.

К числу важнейших гарантий социального характера относятся нормы, регламентирующие размер денежного вознаграждения глав муниципальных образований, вопросы ежегодного оплачиваемого отпуска и страхового обеспечения, предоставления служебного жилья и другое.

 

    1. ПРЕКРАЩЕНИЕ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ГЛАВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае: 
1) смерти; 
2) отставки по собственному желанию; 
3) расторжения контракта; 
4) отрешения от должности; 
5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 
6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 
7) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; 
8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 
9) прекращения гражданства Российской Федерации,

10) призыва на военную службу  или направления на заменяющую  ее альтернативную гражданскую  службу. 

53. ОТЗЫВ  ВЫБОРНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Отзыв выборных должностных лиц местного самоуправления является одной из форм непосредственной демократии. Отзыв - это досрочное прекращение полномочий выборного лица в форме волеизъявления избирателей на основе специально назначенного голосования, проводимого в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования.

 Право отзыва не может  быть использовано в течение  первых 12 месяцев со дня избрания  и в течение последних 12 месяцев  перед истечением срока, на который  избран депутат или выборное  должностное лицо.

Основаниями отзыва депутата, выборного должностного лица:

а) невыполнение депутатских полномочий, служебных и должностных обязанностей выборного должностного лица; 
б) нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава нормативных правовых актов органов местного самоуправления

В)совершение действий, порочащих звание выборного лица

 

    1. МЕСТНАЯ  АДМИНИСТРАЦИЯ.

Местная администрация – исполнительно-распорядительный ОРГАН в системе местного самоуправления, возглавляемый главой муниципального образования (главой администрации), осуществляющий следующие организационно- распорядительные функции: 1) исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных нормативных актов; 2) разработка проекта бюджета муниципального образования и его исполнение; 3) управление муниципальной собственностью; 4) разработка программ социально-экономического развития муниципального образования и их исполнение и т. п.

К структурным элементам местной администрации, как правило, относятся: 1) руководящее звено (глава местной администрации и его заместители); 2) аппарат администрации; 3) департаменты, управления, комитеты; 4) территориальные (районные) структурные единицы местной администрации.

Глава местной администрации руководит деятельностью исполнительных органов муниципального образования на основе единоначалия. Все исполнительные органы местного самоуправления подотчетны ему и ответственны перед ним. Выполняет следующие функции: а) организует формирование и исполнение бюджета; б) руководит непосредственно и через подчиненные органы предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности;

в) обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан; г) применяет меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности назначаемых им муниципальных служащих.

55. КОНТРОЛЬНЫЙ  ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Контрольный орган муниципального образования – Контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия образуются в целях контроля и надзора за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля и надзора за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Контрольно-счетная палата не является юридическим лицом, но обладает функциональной и организационной самостоятельностью в пределах собственных целей и задач. Ее деятельность не может быть приостановлена в связи с прекращением полномочий городской Думы.

Задачи Контрольно-счетной палаты:

  1. анализ обоснованности доходных и расходных статей проекта бюджета города;

  1. финансовая экспертиза проектов решений городской Думы, предусматривающих расходы за счет средств бюджета города;

  1. контроль за поступлением в бюджет города средств, полученных от управления и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе от приватизации, продажи, отчуждения в других формах, передачи в постоянное и временное пользование, аренду.

 

    1. СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ.

Согласно   Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят: 
 
1) устав муниципального образования; 
 
2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 
 
3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования

 
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан). 
 

    1. ПОДГОТОВКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ, ОТМЕНА.

Муниципальный правотворческий процесс состоит из взаимосвязанных этапов и стадий, включающих:

Подготовку проекта муниципального правового акта;

Внесение проекта муниципального правового акта на рассмотрение в правотворческий орган в порядке правотворческой инициативы;

Проведение правовой и иной экспертизы, составление экономико-финансового обоснования проекта муниципального правового акта;

Рассмотрение и принятие проекта муниципального правового акта правотворческим органом;

Подписание и обнародование принятого муниципального правового акта;

Официальное опубликование и вступление в силу муниципального правового акта.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Муниципальное право"