Шпаргалка по дисциплине "Муниципальное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 18:01, курс лекций

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Муниципальное право".

Файлы: 1 файл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО.docx

— 124.03 Кб (Скачать файл)

4. Граждане Российской  Федерации имеют равный доступ  к муниципальной службе.

5. Граждане Российской  Федерации имеют право обращаться  в органы местного самоуправления  и к должностным лицам местного  самоуправления.

6. Органы местного самоуправления  и должностные лица   обязаны  обеспечить каждому возможность  ознакомления с доку-ментами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина.

 

    1. МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ.

Высшая форма народовластия на муниципальном уровне - местный референдум, проводимый в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения. Его решения не нуждаются в утверждении какими-либо органами и должностными лицами и подлежат обязательному исполнению на территории муниципального образования. Принятое решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными органами государственной власти. 
Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования по собственной инициативе, инициативе населения, избирательных объединений или главы местной администрации. Порядок проведения местного референдума определяется Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В местном референдуме имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Он проводится на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Его итоги и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию . Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение решения, принятого на местном референдуме, в соответствии с разграничением полномочий.

 

    1. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ.

Муниципальные выборы проводятся с целью избрания депутатов и должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Выборы назначаются представительным органом местного самоуправления в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, выборы могут быть назначены муниципальной избирательной комиссией или судом. 
Гарантии избирательных прав граждан устанавливаются федеральными законами.  При проведении муниципальных выборов используются различные избирательные системы   - выборы по избирательным округам ("мажоритарная" система) и пропорциональная система.

 

    1. ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА.

Правотворческая инициатива граждан - право жителей на внесение в органы местного самоуправления собственных проектов муниципальных правовых актов или изменений к действующим правовым актам по вопросам местного значения. С правотворческой инициативой может выступить группа граждан, обладающих избирательным правом. Как правило, обращения граждан по вопросам принятия муниципальных правовых актов оформляются в виде письменных коллективных обращений к представительному органу муниципального образования (иногда их называют петициями). В них обосновывается необходимость принятия того или иного правового акта и предлагается его проект. В муниципальном образовании может устанавливаться порядок сбора подписей под петицией. 
Проект муниципального правового акта подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом местного самоуправления течение 3 месяцев со дня его внесения. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

 

    1. ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ.

Публичные слушания проводятся представительным органом или главой муниципального образования по собственной инициативе или по инициативе населения для обсуждения проектов муниципальных правовых актов и иных решений, затрагивающих интересы населения. Проведению публичных слушаний должно предшествовать опубликование проекта муниципального правового акта и его обсуждение в средствах массовой информации и на собраниях (конференциях) граждан. При этом выявляются различные точки зрения, аргументы сторон, ведутся публичные дискуссии. 
Федеральный закон 2003 года устанавливает обязательность проведения публичных слушаний по ряду вопросов жизнедеятельности муниципального образования . 
 Для обеспечения участия жителей в публичных слушаниях население муниципального образования заблаговременно оповещается о времени и месте их проведения. Результаты публичных слушаний подлежат опубликованию . Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

 

    1. ОПРОС ГРАЖДАН.

Опрос граждан может проводиться на всей или на части территории муниципального образования с целью выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Для этого обычно достаточно опросить некоторое количество граждан, представляющих разные слои населения , что значительно проще и дешевле по сравнению с референдумом. Существуют технологии проведения различных устных и письменных опросов, формы анкетирования и т.д. 
В опросе имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. 
Опрос граждан назначается представительным органом муниципального образования по собственной инициативе или по инициативе главы муниципального образования, а для вопросов государственного или межмуниципального значения - по инициативе органов государственной власти субъекта РФ. Порядок назначения и проведения опроса определяется уставом или нормативным правовым актом . Финансирование опроса осуществляется за счет средств местного бюджета (или бюджета субъекта РФ, если опрос проводится по его инициативе).

    1. ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (понятие, виды, правовое регулирование).

Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления закреплено в Конституции РФ. 
Порядок работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления урегулирован действующим Указом Президиума Верховного Совета СССР от  1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». 
В Указе выделены три вида обращений: предложения, заявления, жалобы. 
Предложения – это мнения людей о том, что можно и целесообразно сделать для улучшения жизни людей (например, внести поправку в устав муниципального образования, скорректировать график рейсов муниципального транспорта с учетом потребностей населения). Заявления, как правило, содержат просьбы о реализации субъективных прав (о постановке на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий и т.п . Жалобы обычно содержат сведения о нарушении прав конкретных лиц. Обращения граждан могут быть сделаны как в письменной, так и в устной форме. Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит. Устное обращение граждане адресуют непосредственно должностным лицам местного самоуправления, которые обязаны проводить личный прием граждан. Оганы и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца. Названный выше Указ конкретизирует это положение Закона, определяя, что заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, должны рассматриваться безотлагательно (не позднее 15 дней).

Федеральным законом, законами субъектов Федерации может быть установлена административная ответственность за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления и к их должностным лицам.

 

 

 

 

    1. СОБРАНИЯ И КОНФЕРЕНЦИИ ГРАЖДАН: понятие, правовое закрепление, порядок созыва и проведения, полномочия акты.

 

 Собрания и конференции  граждан являются формами непосредственного  участия населения в осуществлении  местного самоуправления.

  Собрание граждан  - совместное заседание граждан для обсуждения вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления, и их непосредственного решения и (или) выражения мнения по ним.

Конференция граждан - совместное заседание представителей (делегатов), избранных гражданами по месту жительства, для обсуждения вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления, и их непосредственного решения и (или) выявления мнения по ним.

 

Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования.

Порядок проведения собрания и конференции.

 

Собрание и конференцию открывает инициатор его проведения или его представитель. Для ведения собрания избирается президиум, состоящий из председателя, секретаря собрания.

Собрание правомочно, если в нем участвует не менее 50 процентов жителей.

Выборы делегатов на конференцию проводятся на собраниях жителей .Собрание по выборам делегатов на конференцию является правомочным, если на нем присутствует не менее половины предполагаемого числа участников собрания.

Решение собрания принимается простым большинством голосов открытым голосованием.

Председатель оглашает повестку дня и регламент проведения собрания, конференции и проводит голосование по их утверждению.

  Для организации обсуждения председатель объявляет вопрос, по которому проводится обсуждение, предоставляет слово участникам собрания, конференции, приглашенным, дает возможность задать вопросы выступающему.

  Представители органов местного самоуправления и иные лица, присутствующие на собрании, конференции, имеют право совещательного голоса.

  Председатель подводит итоги собрания, конференции и закрывает собрание, конференцию.

  О принятых на собрании, конференции решениях, обращениях составляется протокол, в котором в обязательном порядке указываются: дата, время и место проведения собрания, конференции, инициатор, границы территорий, количество зарегистрированных участников собрания, делегатов конференции, полная формулировка рассматриваемого вопроса, фамилии выступающих, краткое содержание выступлений по рассматриваемому вопросу, результаты голосования, принятые решения, обращения, список участвующих в собрании, список делегатов конференции с подписями зарегистрированных участников собрания, делегатов конференции, без которого протокол недействителен.

  Протокол собрания, конференции подписывается председателем и секретарем собрания, передается в орган местного самоуправления или должностным лицам местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в них вопросов для рассмотрения и подготовки ответа.

 

    1. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Под органами местного самоуправления, как правило, понимают выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Структуру органов местного самоуправления, включая в нее следующие элементы: 1) представительный орган муниципального образования; 2) глава муниципального образования; 3) местная администрация; 4) контрольный орган муниципального образования; 5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом. Причем наличие первых трех элементов в системе органов местного самоуправления является обязательным.

 Формирование возможно двумя способами:

1) населением на муниципальных  выборах;

2) представительным органом  местного самоуправления из своего  состава или по контракту.

 

 

37.  ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ  ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

 

Представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Структура местного представительного органа включает в себя: руководящие органы, функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии), территориальные органы, аппарат.

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.

Порядок его формирования устанавливается Уставом муниципального образования и зависит от его вида.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из  глав поселений, входящих в состав  муниципального района, и из депутатов  представительных ;

2) может избираться на  муниципальных выборах на основе  всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном  голосовании.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

От 7 человек  до 35 человек в зависимости от численности населения .

 В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

  1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

  1. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

  1. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов ;

  1. принятие планов и программ развития муниципального образования

  1. определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

  1. принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

 

Полномочия представительного органа местного самоуправления могут быть прекращены в случаях:

самороспуска, если за это проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов;

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Муниципальное право"