Шпаргалка по дисциплине "Муниципальное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 18:01, курс лекций

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Муниципальное право".

Файлы: 1 файл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО.docx

— 124.03 Кб (Скачать файл)

признания выборов депутатов недействительными;

если в срок более 6 месяцев не может быть принято решение из-за отсутствия необходимого для этого числа депутатов;

решения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения суда о признании несоответствия деятельности представительного органа местного самоуправления Конституции Российской Федерации, конституции, уставу субъекта Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования

Правовые акты представительных органов обычно называются решениями. Представительный орган принимает решения коллегиально. Порядок принятия и вступления в силу решений представительного органа устанавливается в уставе муниципального образования и конкретизируется регламентом.

 

    1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Основными организационно-правовыми формами работы представительного органа — думы, совета, собрания депутатов и т. д. — являются пленарные заседания и заседания постоянных комиссий.

Заседания представительного органа могут быть очередными и внеочередными.

Очередные заседания представительного органа созываются в соответствии с планом работы (не реже одного раза в месяц; регламент может предусматривать летний перерыв в работе представительного органа).

Заседание начинается с регистрации его депутатов.

Заседания представительного органа в основном являются открытыми. Закрытые заседания проводятся в особых случаях.

В начале каждого заседания представительного органа утверждается повестка заседания, определяющая перечень вопросов и порядок их рассмотрения.

 

    1. ЗАСЕДАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ Иркутской Городской Думы.

Дума городского поселения состоит из 15 депутатов

Основной организационной формой деятельности Думы городского поселения являются заседания Думы городского поселения.

В качестве иных форм работы Думы городского поселения могут использоваться депутатские слушания, деятельность комиссий, депутатских объединений, депутатских фракций или рабочих групп депутатов, работа депутатов в избирательном округе.

 

Председательствующий избирается из числа депутатов представительного органа местного самоуправления открытым голосованием

Каждое заседание Думы городского поселения начинается с утверждения его повестки.

Заседания Думы городского поселения проводятся не реже одного раза в  месяц и созываются постановлением Председателя Думы городского поселения. 

В постановлении о созыве заседания Думы городского поселения указываются дата проведения заседания, и утверждается План мероприятий по подготовке заседания.

Заседание Думы является правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 депутатов от установленной численности депутатов Думы городского поселения.

Заседания Думы городского поселения проводятся открыто и гласно, и освещаются в средствах массовой информации.

Во время заседания Думы городского поселения специалистом Думы городского поселения ведутся протокол, стенограмма и магнитофонная запись.

К протоколу прилагаются принятые правовые акты.

 

 

 

    1. РЕШЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (понятие, порядок принятия, подписания, опубликования  подготовки).

 

Одно из непременных условий деятельности выборного представительного органа состоит в том, что он принимает решения в коллегиальном порядке. Смысл коллегиальности - в нахождении наиболее верного решения, которое нередко отражает разные точки зрения, компромисс между разными политическими группировками, избранными в представительный орган.

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

 

    1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕПУТАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Основы правового положения депутата представительного органа местного самоуправления в РФ определяются Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления 1995 г., законами субъектов РФ о местном самоуправлении. Некоторые уточняющие положения содержатся и в уставах муниципальных образований.

К числу гарантий деятельности депутата относятся: 1) срок его полномочий не может быть меньше двух лет, что дает возможность всесторонне проявить себя в работе; 2) срок депутатских полномочий не может быть сокращен в период депутатской работы; 3) местный иммунитет . Они не могут быть задержаны правоохранительными органами, подвергнуты обыску, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Федерации.

Для депутатов предусмотрены запреты и ограничения, связанные с их положением. Они не могут быть одновременно депутатами Государственной Думы РФ, законодательного (представительного) органа, другого местного представительного органа, совмещать эту работу с государственной службой (однако законы многих субъектов РФ и уставы муниципальных образований разрешают депутатам оставаться, например, директорами государственных предприятий). Депутат, работающий на постоянной основе, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской, творческой работы. Депутаты не вправе приобретать объекты, находящиеся в муниципальной собственности.

 

    1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ И ПОЛНОМОЧИЯ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Как правило, основными формами деятельности депутата представительного органа местного самоуправления являются: 
участие в заседаниях представительного органа местного самоуправления; 
работа в комитетах, комиссиях, рабочих группах, создаваемых представительным органом местного самоуправления; 
выполнение поручений представительного органа местного самоуправления; 
обращение с депутатским запросом; 
работа с избирателями.

В целях эффективного осуществления своих полномочий депутату обычно предоставляется право: 
участвовать в рассмотрении любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей ; 
контролировать исполнение решений, принятых представительным органом местного самоуправления, по поручению этого органа; 
проверять по поручению представительного органа местного самоуправления, а также по собственной инициативе сведения о нарушении прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций ; 
контролировать ход рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, направленных им в органы местного самоуправления ; 
проводить собрания избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами и местными общественными организациями; 
участвовать в работе различных объединений избирателей, органов общественного территориального управления, трудовых коллективов, граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям1.

    1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ДЕПУТАТА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ПОЛНОМОЧИЯ НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ.

Депутаты городской Думы, осуществляющие полномочия на постоянной основе не вправе: 
 
1. заниматься предпринимательской деятельностью; 
2. состоять членом управления коммерческой организации ; 
3. заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

4. входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений. 
 
5. Депутат, осуществляющий полномочия на постоянной основе, не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении. 
 
6. Депутат, работающий в городской Думе на постоянной основе, представляет сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в порядке, установленном законодательством.

 

    1. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПУТАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА.

Принято выделять следующие группы гарантий: организационные, материальные, специальные.

К организационным гарантиям относится право безотлагательного приема депутатов руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории муниципального образования органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы.

К материальным гарантиям депутатской деятельности относятся: возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, право бесплатного проезда на территории муниципального образования всеми видами транспорта (кроме такси), предоставление жилого помещения на все время депутатских полномочий, право иметь помощников для содействия в осуществлении его депутатских полномочий, а также установление ежемесячного денежного вознаграждения работающему на постоянной основе депутату.

Срок полномочий депутата засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности.

Дополнительной гарантией трудовых прав депутата является то, что в период своих полномочий, а также в течение одного года после их окончания не может быть уволен с работы по инициативе администрации, исключен из учебного заведения без согласия представительного органа муниципального образования.

 

    1. ДЕПУТАТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ.

Изучение обстоятельств какого-либо происшествия, проводимое по решению и поручению представительного органа специально созданной из числа депутатов группой, комиссией или постоянным комитетом (комиссией) представительного органа. Д. р. может проводиться только по вопросам, входящим в компетенцию данного представительного органа: например, неправильное применение закона, приведшее к трагическим последствиям, нарушение закона в части депутатского иммунитета и т. п.

В ходе Д. р. ведущие его лица могут беседовать с очевидцами, специалистами и экспертами, записывать их объяснения, запрашивать и получать необходимые материалы и документы, проводить заседания, совещания, выходить на место, производить кино-, видео- и фотосъемки.

На основании собранных материалов группа (комиссия) составляет свое заключение, которое представляет представительному органу. Последний обсуждает вопрос на своем заседании и принимает решение.

Д. р. - это не уголовное расследование, и представительный орган может давать оценки лишь в рамках своих полномочий. Если представительный орган сочтет, что есть основания для передачи материалов в прокуратуру или иные правоохранительные органы, последние должны перепроверить все представленные документы, материалы, пояснения и т. д., допросить соответствующих лиц и принять решение в соответствии с законом.

 

    1. ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС.

Обращенное к определенным органам или должностным лицам предложение (требование) депутата предоставить информацию по тому или иному вопросу, находящемуся в компетенции представительного органа, в который входит депутат. Д.з. вносится на заседании представительного органа; ответ адресуется не депутату - автору Д.з., а представительному органу.

Депутат вносит Д.з. как в письменной, так и в устной форме. Для его оглашения депутат получает слово на заседании. Письменный Д.з. может быть оглашен как самим депутатом, так и председательствующим, которому депутат передал запрос.

Ответ на Д.з.представляется в срок, указанный в законе , в устной или письменной форме. В устной - путем выступления на заседании представительного органа соответствующего должностного лица. Письменный ответ оглашается на заседании соответствующим должностным лицом либо председательствующим или доводится до сведения депутатов иным путем.

    1. ДЕПУТАТСКАЯ ЭТИКА.

Депутатская этика - это совокупность моральных и 
нравственных норм поведения депутатов при осуществлении ими 
депутатских полномочий. 
Моральными критериями поведения депутата совета депутатов 
должны служить идеалы добра, справедливости, гуманизма и милосердия, 
выработанные опытом всего человечества.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Муниципальное право"