Шпаргалка по дисциплине "Муниципальное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 18:01, курс лекций

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Муниципальное право".

Файлы: 1 файл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО.docx

— 124.03 Кб (Скачать файл)

Преобразование муниципальных образований - это объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

 

К существенным преобразованиям, не связанным с изменением территориальных границ муниципальных образований, относятся, например: 

1) перенос их центров  из одних населенных пунктов  в другие, 

2) смена их наименований, наименований их центров, 

3) изменение административного  статуса населенного пункта, в  границах которого действует  муниципальное образование (преобразование  поселка в город и т. Д.).

 

Формы преобразования муниципальных образований.

 

Объединение — слияние двух или более муниципальных образований в одно новое муниципальное образование

 

Разделение — разделение одного муниципального образования на два и более муниципальных образований

Выделение — создание одного или нескольких муниципальных образований путем выделения их из состава преобразуемого муниципального образования с передачей им части территории, прав и обязанностей последнего.

 

Присоединение — вхождение одного муниципального образования в состав .

 

Приобретение (утрата) части населенной территории — передача одним муниципальным образованием другому муни-ципальному образованию части его территории с расположенным на ней поселением (частью поселения).

 

 

    1. УПРАЗДНЕНИЕ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ.

Упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории.

Упразднение муниципальных образований может иметь место в следующих формах:

  1. объединение двух и более муниципальных образований в новое;

  1. разделение муниципального образования на два и более самостоятельных;

  1. присоединение к муниципальному образованию новых территорий с целью создания нового муниципального образования;

  1. прекращение существования местного сообщества;

  1. утрата местным сообществом способности к самостоятельному существованию.

Создание, преобразование и упразднение муниципального образования подлежит государственной регистрации. Упраздненное муниципальное образование подлежит исключению из реестра.

 

 

 

    1. ГРАНИЦЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Установление и изменение границ муниципальных образований отнесено Федеральным законом к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 
 
Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований осуществляется по инициативе: а) населения; б) органов местного самоуправления; в) органов государственной власти субъектов Российской федерации; г) органов государственной власти РФ.

требования к установлению и изменению границ муниципальных образований.

1) Территория субъекта  Российской Федерации разграничивается  между поселениями. Территории всех  поселений, за исключением территорий  городских округов, а также возникающие  на территориях с низкой плотностью  населения межселенные территории  входят в состав муниципальных  районов.

2) В состав территории  городского поселения могут входить  один город или один поселок, а также  территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры .

3) В состав территории  сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный  пункт или поселок с численностью  населения более 1000 человек и (или) объединенные общей территорией  несколько сельских населенных  пунктов с численностью населения  менее 1000 человек каждый.

4) Сельский населенный  пункт с численностью населения  менее 1000 человек, как правило, входит  в состав сельского поселения.

5) На территориях с  низкой плотностью населения  и в труднодоступных местностях  сельский населенный пункт с  численностью населения менее 100 человек может не наделяться  статусом поселения и данный  населенный пункт может не  входить в состав поселения, если  такое решение принято на сходе  граждан, проживающих в соответствующем  населенном пункте.

6) Административным центром  муниципального района может  считаться город (поселок), имеющий  статус городского округа и  расположенный в границах муниципального  района;

7) Границы сельского поселения, в состав которого входят два  и более населенных пункта, как  правило, устанавливаются с учетом  пешеходной доступности до его  административного центра и обратно  в течение рабочего дня для  жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы  муниципального района - с учетом  транспортной доступности до  его административного центра  и обратно в течение рабочего  дня для жителей всех поселений, входящих в его состав.

8) Территория населенного  пункта должна полностью входить  в состав территории поселения;  территория поселения не может входить в состав территории другого поселения; территория городского округа не входит в состав территории муниципального района. Территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

 

    1. ИЗМЕНЕНИЕ ГРАНИЦ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ.

Изменение границ муниципального образования осуществляется по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Федерации, федеральных органов государственной власти. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

 

    1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗАКРЫТЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ, НАУКОГРАДАХ, ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИИ.

 

Закрытым территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются с учетом особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, а также потребностей развития населенных пунктов.

  Вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа.

Земли закрытого административно-территориального образования находятся в ведении органов местного самоуправления данного образования, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности. В федеральной собственности находятся земли, занимаемые предприятиями (объектами), по роду деятельности которых и были созданы административно-территориальные образования.

Наукограды являются по своему статусу городскими округами;

Наукоград — муниципальное образование, имеющее высокий научно-технический потенциал с градообразующим научно-производственным комплексом.

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием для финансирования из федерального бюджета в виде субвенций дополнительных расходов наукоградов.

Приграничная территория Российской Федерации включает в себя пограничную зону, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где устанавливается пограничный режим, пункты пропуска через Государственную границу РФ, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий и других территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска.

Органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на приграничных территориях, обладают полномочиями в сфере защиты Государственной границы.

Органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на приграничной территории, участвуют в приграничном сотрудничестве,

    1. СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: понятие, элементы.

В своей совокупности организационные формы осуществления местного самоуправления образуют систему местного самоуправления в рамках соответствующего муниципального образования, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни.

1) формы осуществления местного  самоуправления непосредственно жителями муниципального образования-: непосредственная демократия.

• муниципальные выборы;

• местный референдум;

• отзыв выборных лиц местного самоуправления;

• голосование по выявлению мнения населения об отношении к изменению границ территорий ;

• сход жителей муниципального образования  ;

2) деятельность органов местного самоуправления:

В этой группе следует выделить представительный орган местного самоуправления, главу муниципального образования и местную администрацию.

3) инициативные формы участия жителей в местном самоуправлении (территориальное общественное самоуправление, клубы по интересам, связанным с решением вопросов местного значения, собрания граждан по месту жительства, народная правотворческая инициатива, участие в публичных слушаниях, обращения в органы местного самоуправления, обсуждение проблем, связанных с решением вопросов местного значения, в СМИ и т.п.);

4) деятельность муниципальных служащих.

 

    1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Организационные основы местного самоуправления  представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, а также регулирующих организацию муниципальной службы.

Понятие «организационные основы местного самоуправления» характеризует:

  1. структуру органов местного самоуправления;

  1. порядок, формы и принципы их деятельности;

  1. организацию муниципальной службы.

Федеральный закон “ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ.

 

    1. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ.
  1. Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления являются: 
    - местные референдумы; 
    - муниципальные выборы; 
    - голосования по отзыву депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований; 
    - сходы граждан в малых муниципальных образованиях. 
    2.  участие граждан в опросах по различным вопросам местной жизни, собрания и конференции (собрания делегатов), публичные слушания, правотворческая инициатива граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, мирные массовые акции населения . 
    Согласно Федеральному закону 2003 года, граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления и в иных формах, не противоречащих законодательству, т.е. перечень форм прямой демократии не ограничен. Участие граждан в местном самоуправлении основано на принципах законности и добровольности. Государственные органы и их должностные лица, а также органы и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в осуществлении им местного самоуправления и участии в его осуществлении.

 

 

    1. ПРАВА ГРАЖДАН РФ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление   в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

2. Граждане Российской  Федерации имеют равные права  на осуществление местного самоуправления  как непосредственно, так и через  своих представителей независимо  от попа, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и  должностного положения, отношения  к религии, убеждений.

3. Граждане Российской  Федерации имеют право избирать  и быть избранными в органы  местного самоуправления.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Муниципальное право"