Пути решения проблем местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении основных проблем местного самоуправления , путей их решения, также в определении основных направлений дальнейшего совершенствования муниципально-правовых отношений. В выработке предложений и концептуальных выводов о формировании и функционировании системы местной власти в России.
Цели определили задачи исследования:
Проанализировать деятельность органов местного самоуправления,
Исследовать роль и значение местного самоуправления в системе управления РФ;
Разработать меры по совершенствованию системы местного самоуправления;
Выявить предпосылки и условия эффективности осуществления местного самоуправления.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Современная модель организации местного самоуправления в России
1.1 Органы местного самоуправления в системе государственного управления Российской Федерации
1.2 Анализ нормативно-правовой базы в сфере местного самоуправления
1.3 Оценка современного состояния местного самоуправления в России
Глава 2. Анализ деятельности органов местного самоуправления
2.1 Направления деятельности органов местного самоуправления на примере муниципального округа №25 Кировского района
2.2 Характеристика муниципального округа №25 Кировского района
2.3 Основные проблемы деятельности органов местного самоуправления
Глава 3. Разработка мер по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления
3.1 Составление плана мероприятий по решению основных проблем
3.2 Анализ эффективности предложенных мероприятий
3.3. Перспективы развития местного самоуправления в России
Заключение.
Глава 4. БЖД
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом а4.doc

— 720.00 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 12. Обращения граждан

 

Анализ обращений граждан, поступивших в Муниципальное  Образование Муниципальный Округ № 25  за период 2009 года показал, что количество обращений по вопросам благоустройства придомовых территорий округа, эксплуатации жилого фонда, социальной защиты населения, профилактики дорожно-транспортного травматизма, благодарности в адрес депутатов МС, защиты прав потребителей увеличилось в сравнении с аналогичным периодом 2008 года.

В отчетном периоде преобладали  обращения граждан по вопросу  благоустройства придомовых территорий округа – преимущественно спил деревьев угроз и установка газонных ограждений. Не снижается количество обращений по вопросу установки искусственных дорожных неровностей типа «лежачий полицейский».

В 2009 году произошло снижение количества обращений по вопросам асфальтирования, ямочного ремонта внутриквартальных  проездов.

По вопросам социального  обеспечения и социальной защиты населения обратилось 42 жителя округа, из них 27- заявления о материальной (в натуральном выражении) помощи , 8 – заявления об участии в экскурсиях, проводимых МС, 7 – по иным вопросам социальной поддержки граждан.  

Проведенный сравнительный  анализ обращений граждан, поступивших  в Муниципальное Образование  Муниципальный Округ № 25  за период 2009 года в сравнении с аналогичным периодом 2008 года показал, что как и прежде преобладают вопросы благоустройства придомовых территорий округа в части спила деревьев и установки газонных ограждений. Следует отметить, что отчетный период характеризуется снижением количества обращений граждан по вопросам асфальтирования, ямочного ремонта внутриквартальных проездов.

По результатам  рассмотрения из общего количества обращений, поступивших в Муниципальное Образование Муниципальный Округ № 25  за период 2009 года: разрешено положительно – 324, по остальным обращениям даны разъяснения в соответствии с действующим законодательством.37

 

 

Результаты  эффективности деятельности Муниципального Образования Муниципального Округа №25 за 2009 год.38

Результаты  проделанной работы МО МО № 25 по некоторым  направлениям представлены в таблице (см. табл. 13)

Таблица 13.

Результаты  эффективности деятельности Муниципального Образования Муниципального Округа №25 за 2009 год

Направление деятельности

Общее количество

Проделанная работа

Коэффициент эффективности

Благоустройство: текущий ремонт и озеленение территорий и территорий дворов, включая проезды и выезды, пешеходные дорожки, зоны отдыха

Площадь МО 12681 кв. м

1538 кв. м.

12%.

Оборудование  детских площадок

Всего 34 площадки

Оборудовано 19 площадок

55,88%

Социальная  защита: работа по передаче детей оставшихся без попечения родителей на усыновление

30 детей

Усыновленных  детей 21 человек

70 %

Защита прав потребителей: работа с обращениями граждан по вопросам нарушения прав потребителей

13

13

100%


 

2.3 Основные  проблемы деятельности органов  местного самоуправления 

Оценивая деятельность местных властей на протяжении последнего десятилетия, необходимо отметить, что потенциал местного самоуправления был использован далеко не полностью. Можно выделить следующие основные барьеры на пути повышения эффективности функционирования муниципальных образований:

  • получив большой объем функций и полномочий, муниципалитеты не обрели реальной самостоятельности для оптимального выполнения своих задач;
  • имея в собственности крупные активы, муниципалитеты не имеют адекватных стимулов для эффективного управления этими активами;
  • формально считаясь формой местного самоуправления, реально муниципалитеты  недостаточно зависят от местного сообщества, его экономического и социального потенциала, но в первую очередь подконтрольны и подотчетны региональным властям.

       В перспективе данные барьеры все в большей степени будут негативно влиять на  деятельность муниципальных образований, в частности на темпы и качество проведения жилищной реформы и реформы социальной сферы, на снятие административных барьеров и создание благоприятных условий для деятельности малого и среднего бизнеса. Кроме того, они будут способствовать поддержанию иждивенческой позиции местных сообществ, не желающих самостоятельно решать свои проблемы и ждущих, что все основные условия их жизнедеятельности будут обеспечены и гарантированы «сверху». 39

        Важной проблемой является – несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления имеющимся в их распоряжении материально-финансовым ресурсам. Экономическая и финансовая база большинства муниципальных образований недостаточна для осуществления функций местного самоуправления.

Не обеспечена полная и повсеместная реализация установленной  Конституцией и законами Российской Федерации системы гарантий местного самоуправления, таких, как запрет на ограничение прав местного самоуправления, обязательность решений, принятых гражданами путем прямого волеизъявления, органами и должностными лицами местного самоуправления, а также судебная защита местного самоуправления.

В соответствии с конституционно-правовыми основами местного самоуправления нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу, принимаются на федеральном, субъектном и муниципальном уровнях. Но при том, что на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации законодательная база местного самоуправления в значительной степени уже сформирована, по-прежнему приняты еще не все объективно необходимые законы, регулирующие различные аспекты местного самоуправления, в том числе законы, прямо предусмотренные в базовом законе о местном самоуправлении: об особенностях порядка распоряжения, владения и пользования муниципальными землями, о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В ближайшее время необходимо также урегулировать такие важные проблемы, как порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность, формирование муниципального заказа, порядок прекращения полномочий органов местного самоуправления и выборных лиц местного самоуправления, порядок осуществления органами местного самоуправления внешних связей.

Существует  серьезная проблема внутренних противоречий нормативных положений, превышения компетенции и присвоения "не своих" предметов ведения органами и должностными лицами субъектов Федерации и муниципальных образований. Прокуратура, призванная осуществлять надзор за законностью в стране, не в состоянии отследить все нарушения. Система конституционного правосудия, формируемая в субъектах Российской Федерации, пока недостаточно окрепла, чтобы сказать свое слово в многочисленных конфликтах региональных и местных властей. Да и не всегда может в условиях противоречивости федерального законодательного поля.

Приходится  констатировать, что и в правоприменительной  практике присутствует значительное количество нерешенных проблем. Они порождены, прежде всего, опережающим характером формирования системы местного самоуправления в России (да и российской демократии в целом), когда нормы и институты зачастую возникали не столько в результате органического движения снизу, сколько в результате инициативы сверху, и при этом были выражены в самом общем виде. Исторически подобный сценарий политического развития был, скорее всего, неизбежен. Но именно в сфере самоуправления его последствия оказались особенно негативными и подлежат устранению. 40

Сначала давайте  рассмотрим проблемы, которые непосредственно  касаются Муниципального Образования  Муниципального Округа №25, их не много  всего две:

    1. Отсутствие четкого правового разграничения полномочий между органами государственной власти (федеральными и субъектов Российской Федерации) и органами местного самоуправления является одной из наиболее острых проблем становления местного самоуправления, препятствующих эффективному решению ряда важнейших вопросов деятельности органов местного самоуправления, в том числе вопроса наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Статья 6 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не смогла исчерпывающим образом определить вопросы местного значения и полномочия по их реализации, соотнести их с полномочиями государственных органов, в результате чего они часто дублируются. Развернулась практика массированной передачи функций органов государственной власти на исполнение органам местного самоуправления без обеспечения их ресурсной базой. Это тормозит решение острейших социальных проблем, затрудняет решение собственных задач местного самоуправления, порождает ситуацию безответственности

Один из важнейших  вопросов в этой области - это компенсирование государственными органами муниципальным образованьям затрат, понесенных ими вследствие исполнения полномочий. В соответствии с Конституцией РФ Ст. 132 при наделении органов местного самоуправления отдельных государственных полномочий им должны передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые ресурсы. Передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляется двумя способами: наделением и делегированием. В случае наделения объем полномочий, порядок их передачи, а также финансовых и материальных ресурсов должны быть оформлены законом (федеральным и субъекта федерации). Об этом говорит Ст. 132 Конституция РФ. Данная конституционна норма в ряде федеральных законов уже реализована (например, в законе "о гражданской обороне"; "о воинской обязанности и военной службе"). Сложнее обстоит с делегированием государственных полномочий. Правовая база здесь по существу отсутствует. Причем это касается как передачи государственных полномочий органам местного самоуправления, так и делегирования муниципалитетами своих полномочий органам государственной власти. Чаще всего это касается делегирования полномочий органов исполнительной власти.

2. Недостаточное  обеспечение финансово-экономической  самостоятельности муниципальных образований.41 Эта проблема включает в себя комплекс вопросов, решаемых как на государственном, так и на муниципальном уровне. К ним относятся вопросы формирования муниципальной собственности (в том числе муниципальной собственности на землю), создания условий для формирования полноценных местных бюджетов (в том числе учета специфики муниципальных образований при распределении государственных финансовых ресурсов), создания стабильной нормативной основы экономической деятельности муниципальных образований и другие. Эволюция налогового и бюджетного законодательства в нынешнее тысячелетие ограничивает финансовую автономию и обеспеченность муниципальных образований. Экономический подъем страны в минувшие годы прошел мимо муниципалитетов. В целом по стране в 2007 году  доля доходов местных бюджетов относительно других уровней бюджетной системы опустилась до самого низкого за последние 10 лет уровня. Хотя в последние два года наметилась тенденция к росту этого показателя, он все таки не смог достигнуть дореволюционного уровня . В структуре финансовой помощи местного бюджета    все большее значение приобретает не дотации (как это было ранее), направление расходования которых определяется самими муниципальными образованиями, а субсидии , т. е. долевое участие вышестоящих уровней бюджетной системы в расходах. По этой причине муниципальные образования пока не смогли приступить к активным работам по оптимизации своих расходов- выделению эффективных и неэффективных трат и отказам от финансирования последних, что являлось одной из задач бюджетного реформирования. Обязательными предпосылками для таких изменений является   самостоятельность муниципальных образований в определении бюджетных расходов и наличии стимулов в развитии своей доходной базы. 42         

 Изучение тенденций и закономерностей  сложившихся в области обеспечения муниципальных образований собственными источниками доходов  убеждает  что сегодня местное самоуправление не обладает серьезной экономической основой. Заметим при этом  что зависимость от внешних поступлений увеличивается по мере перехода с более высокого уровня на находящийся ниже. Увеличение удельного веса дотаций в доходах местных бюджетов свидетельствует о возрастающем перераспределении финансовых средств через областной бюджет. В результате снижается и без того ограниченная самостоятельность местного самоуправления  что ведет к снижению ответственности его руководящих органов за реализацию намеченной социально-экономической политики  ограничению их заинтересованности в поиске и использовании резервов развития местного хозяйства. Можно утверждать  что магистральным направлением реформирования системы местного налогообложения призвана быть ориентация бюджетной системы на закрепление за местными бюджетами доходных источников  которые были бы в состоянии стабильно обеспечивать выполнение возложенных на местное самоуправление функций. Видимо  в системе местного налогообложения целесообразно ориентироваться на поимущественные и подоходные налоги.

Также рассмотрим ряд проблем, которые касаются система местного самоуправления в целом, к ним относятся:     

1. Несогласованность  и несистематизированность законодательства  Российской Федерации о местном  самоуправлении. Ряд федеральных  нормативных правовых актов, в  первую очередь принятых до вступления в силу Конституции Российской Федерации, содержат положения, не соответствующие конституционному статусу местного самоуправления; кроме того, нормы, регулирующие отдельные вопросы осуществления местного самоуправления, содержатся в значительном количестве отраслевых законодательных и иных нормативных правовых актов. Размытость и неконкретность многих правовых норм, вызвана прежде дефицитом собственного опыта в построении системы новых демократических отношений общества и государства в условиях рыночной экономики. 
     2. Неполное и непоследовательное законодательное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления. Нормы Конституции Российской Федерации и принятых нормативных правовых актов не исчерпывают необходимое правовое обеспечение осуществления местного самоуправления. Кроме того, серьезные трудности в практической деятельности органов местного самоуправления вызывает неоднозначность в понимании некоторых норм российского муниципального права, в том числе закрепленных Конституцией Российской Федерации. 
     3. Несоблюдение законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении, в том числе:

-   принятие законодательных актов субъектов Российской Федерации, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству; 
   -   принятие нормативных правовых актов органов местного самоуправления, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации; 
    -  невыполнение норм муниципального права должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления. 
     4. Бездействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, отсутствие нормативного регулирования на соответствующем уровне вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления. 

5. Несовершенство механизмов судебной защиты местного самоуправления, недостаточная урегулированность вопроса обеспечения исполнения судебных решений.

Деятельность  судебной системы по защите местного самоуправления оценивается экспертами, как недостаточно эффективная. На практике видно и крайнею противоречивость судебной практики применения муниципального законодательства, и не желание судов идти в разрез с позицией государственных органов ради защиты местного самоуправления. Однако недостатки практики защиты кроются не только в дефектах самого законодательства и административной зависимости судов, но и порой в недостаточной квалифицированности судебных кадров в вопросах муниципального права. 
     6. Отсутствие права органов местного самоуправления на защиту посредством конституционного судопроизводства прав местного самоуправления и конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления. 
     7. Нехватка квалифицированных муниципальных кадров. Общероссийская система кадрового обеспечения муниципальных образований, обучения выборных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих до настоящего времени не сложилась.  
   8. Юридическая некорректность уставов муниципальных образований. Важной функцией местного самоуправления является нормотворчество. Однако органы местного самоуправления, как правило, испытывают дефицит специалистов, необходимых для глубокой проработки юридических вопросов. Поэтому официальные акты органов местного самоуправления, прежде всего уставы, часто отличаются низким качеством, а нередко – и юридической безграмотностью, не соответствуют как федеральному, так и региональному законодательству. В результате муниципальные образования оказываются не в состоянии пройти стадию государственной регистрации.

Информация о работе Пути решения проблем местного самоуправления