Пути решения проблем местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении основных проблем местного самоуправления , путей их решения, также в определении основных направлений дальнейшего совершенствования муниципально-правовых отношений. В выработке предложений и концептуальных выводов о формировании и функционировании системы местной власти в России.
Цели определили задачи исследования:
Проанализировать деятельность органов местного самоуправления,
Исследовать роль и значение местного самоуправления в системе управления РФ;
Разработать меры по совершенствованию системы местного самоуправления;
Выявить предпосылки и условия эффективности осуществления местного самоуправления.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Современная модель организации местного самоуправления в России
1.1 Органы местного самоуправления в системе государственного управления Российской Федерации
1.2 Анализ нормативно-правовой базы в сфере местного самоуправления
1.3 Оценка современного состояния местного самоуправления в России
Глава 2. Анализ деятельности органов местного самоуправления
2.1 Направления деятельности органов местного самоуправления на примере муниципального округа №25 Кировского района
2.2 Характеристика муниципального округа №25 Кировского района
2.3 Основные проблемы деятельности органов местного самоуправления
Глава 3. Разработка мер по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления
3.1 Составление плана мероприятий по решению основных проблем
3.2 Анализ эффективности предложенных мероприятий
3.3. Перспективы развития местного самоуправления в России
Заключение.
Глава 4. БЖД
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом а4.doc

— 720.00 Кб (Скачать файл)

Если в МО МО №25 этот вопрос решить еще можно, то на уровне законодательства большинства муниципалитетов этот вопрос не может быть решен в силу двух основных причин. Первая - в большинстве муниципальных образований  слишком раскручен маховик, направленный на ограничение прав органов местного самоуправления. Вторая – противоречие и недостатки правового регулирования вопросов разграничения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в федеральном законодательстве и, прежде всего, при определении собственных полномочий органов местного самоуправления, не позволяет совершенствовать законодательство о местном самоуправлении.

При вводе необходимых поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы, принцип самостоятельности органов Муниципального образования Муниципального округа №25  означает следующее:

 во-первых, в  пределах, установленных законом, это свобода инициативы и выбора решения по всем вопросам местного значения;

во-вторых, любое, не противоречащее закону и находящееся  в его рамках решение  не требует  ни предварительного согласования, ни последующего утверждения государственным органом и тем более не может быт отменено ни в административном, ни в судебном порядке.

По вопросу формирования бюджета местного самоуправления можно разрешить местным органам власти создание муниципальных налоговых органов. С одной стороны это снизит нагрузку на Государственную налоговую инспекцию и позволит муниципальным образованиям собирать местные налоги в полном объеме, в первую очередь налог на недвижимость и подоходный. С другой - создание муниципальной налоговой инспекции связано с рядом серьезных трудностей.

Для действительной эффективной способности реализации права на местное самоуправление МО МО №25 представляется необходимым:

1) наличие механизмов  осуществления права, то есть  наличие органов, создаваемых  жителями для реализации своих  прав в решении местных вопросов, процедур прямого волеизъявления (референдумы, конференции, сходы) или зависимости от населения создаваемых им органов (выборы, формы контроля);

2) наличие возможности  осуществления права, то есть  наличие финансово- экономической базы для обеспечения реальной самостоятельности жителей МО МО №25 и дееспособности создаваемых им органов;

3) наличие осознанной  воли в осуществлении права,  то есть активное участие в  процессе организации местного  самоуправления не только государства (через официальные решения его органов и реализацию их должностными лицами), но и жителей (через широкое участие в процессе, заинтересованность в его результате).

Все три составляющие находятся в настоящее время  в процессе формирования, но именно их неразрывное сочетание: наличие обладающих экономической и правовой возможностью организационных структур местного самоуправления при активном участии и заинтересованности государства и населения может привести к созданию реального эффективного местного самоуправления, а значит, и обеспечению стабильного поступательного развития российского общества и российского государства.54

При формировании территориальной организации местного самоуправления, т. е. законодательном закреплении за каждым поселением право сформировать самостоятельное муниципальное образование, субъекту Федерации предоставлено полное право устанавливать границы муниципальных образований в соответствии с собственными представлениями об экономической целесообразности развития территории. Возник конфликт интересов бывших городов регионального значения, не получивших при установлении новой системы территориального устройства региона статус городских округов и утративших таким образом часть полномочий, а с ними — инвестиционную привлекательность и возможности самостоятельного экономического развития.

 Открытым  остается вопрос и об укреплении экономических основ местного самоуправления. Несмотря на законодательно продекларированную самостоятельность органов местного самоуправления в решении внутренних проблем подведомственных им территорий, в стране продолжает сохраняться финансово-экономическая зависимость муниципальных органов от государства. Зародившаяся в недрах экономических противоречий переходного периода, она развилась на почве ущемления интересов муниципальных структур в процессе распределения полномочий, собственности и финансовых ресурсов между различными субъектами экономических отношений

Межбюджетные  отношения в целом работают на снижение финансовой автономии и, следовательно, ограничение экономической самостоятельности муниципальных образований. По некоторым оценкам, в итоге более 90% муниципальных образований станут дотационными, что отрицательно скажется на их способностях к экономическому развитию. С учетом того что большая часть муниципалитетов дотационная, вводятся механизмы выравнивания, в которых преобладают формы дотирования, а не налогового регулирования. Вместо финансовой автономии, стимулирующей собственную работу по экономическому развитию, создается почва для роста иждивенчества среди муниципалитетов.

При разработке ряда нормативных актов, которыми мы установим жесткое закрепление имущества в привязке к полномочию, с одной стороны, это явится гарантией исполнения полномочия (положительный момент, указанный выше), с другой — создает ряд трудностей для экономического роста. Во-первых, развитие услуг («прием на плечи» дополнительных полномочий) требует обязательного приобретения соответствующего имущества, что не способствует диверсификации услуг и развития конкуренции в этой сфере. Во-вторых, муниципалитеты обязаны освободиться от «лишнего» имущества, даже если на этом имуществе они сегодня зарабатывают деньги для текущих расходов.

С точки зрения муниципального социально-экономического развития значительные проблемы могут возникнуть по ходу реализации реформы, а некоторые проблемы проявятся сразу. Одна из них касается сложностей с порядком разграничения собственности на землю. Сегодня он исключительно сложен и может затянуться на несколько лет, что в известном смысле «выбивает почву» из-под экономического развития муниципалитетов.

Кроме того, большие  проблемы отмечаются в части подготовки кадров для многих тысяч новых муниципалитетов и переподготовки кадров для тех муниципалитетов, которые в том или ином виде сохраняются, а также обеспечения местных администраций модельными методическими разработками, адаптированными к конкретным местным условиям.. Времени и сил на систематическую работу в этом направлении даже в условиях «отложенной» реформы может оказаться недостаточно.55

Если вести  в практику оценку результатов деятельности органов местного самоуправления, было бы проще отслеживать процессы, происходящие на данной территории, своевременно реагировать на намечающиеся негативные тенденции в жизнедеятельности граждан, точнее воздействовать на те механизмы самоорганизации населения, которые способствуют повышению уровня правовой культуры, общественной инициативы и активности людей, формированию институтов гражданского общества как необходимого условия утверждения подлинного народовластия.

Существование механизмов ответственности и их реализации в муниципальных отношениях способствует решению на высоком  качественном уровне ряда задач местного самоуправления.

 Говоря о реализации реформы необходимо осознавать, что эффективность этого процесса во многом зависит не только от наличия всего комплекса необходимых законов, обеспечивающих организационную и экономическую самостоятельность муниципальных образований, но и от понимания населением своих прав и возможностей в осуществлении местного самоуправления, от действительной способности этими правами грамотно воспользоваться, способности реализации права на местное самоуправление.

Чтобы принятые меры были эффективны необходимо в  ближайшей перспективе либо внесение некоторых изменений  в Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с тем, чтобы привести его в соответствие с конституционными нормами, либо уточнение некоторых норм Конституции с учетом реальных социально- политических условий.

 Значимые  изменения в Федеральный закон  №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», должны выглядеть следующим образом:

1.Основаны на тщательном изучении муниципальной практики, а также позиции населения, органов местного самоуправления и органов государственной власти, экспертного сообщества;

2.Четко спланированы, в том числе календарно; предусматривать разумные сроки реализации (3-10 лет), поэтапность осуществления, синхронизацию с адекватной коррекцией иных нормативно- правовых актов;

3.Сопряжены с комплексом организационных мер, обеспечивающих претворение их в жизнь( информирования и обучения заинтересованных субъектов, подготовка ресурсной базы, настройка управленческой системы).

В этом контексте подразумевается и формирование своего рода «котелка резервных правовых форм»- правовых конструкций, которые будут востребованы не сейчас, а позже. Даже если они и не будут востребованы в ближайшее время, само появление таковых в законодательстве может стать основой как для апробирования новых подходов, а в случае успеха для подготовки заинтересованных субъектов к их дальнейшему воплощению в жизнь.56

Для более эффективной  работы местного самоуправления население предполагает необходимость развития муниципальной демократии, более действенных условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.

Реализация  потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между демократическим государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.

Современная модель организации местного самоуправления, в отличии от централизованной системы  управления способствует приближению власти к народу, созданию гибкого механизма с меньшей бюрократией. Она позволяет демократизировать аппарат управления, решать местные вопросы с наибольшей эффективностью.

Система оценки  эффективности работы органов местного самоуправления должна быть многоуровневой.

Первый, базовый и обязательный уровень, будет отражать качество предоставления населению важнейших услуг, развитие муниципального образования и уровень  гражданской активности. 
 
Следующий уровень оценки, которую добровольно смогут использовать «продвинутые» муниципалитеты, может касаться эффективности муниципального менеджмента, учитывающей квалификацию муниципальных служащих, скорость прохождения документов и рассмотрения обращений граждан, введение собственных дополнительных стандартов и административных регламентов предоставления бюджетных услуг и т.п. Подобные методики сегодня разработаны и активно используются в бизнесе. Они уже применяются рядом муниципальных руководителей, заинтересованных в повышении эффективности работы своей администрации. И задача федеральных и региональных властей заключается в том, чтобы разработать систему поощрения наиболее «продвинутых» руководителей и, тем самым, увеличить и число.  
 
И, наконец, высшим уровнем оценки и признания должны стать ежегодные процедуры выделения «лучших из лучших». Работа по выявлению и описанию «лучших практик»  в стране ведутся. Органы государственной власти, ряд научных институтов и общественных организации системно или эпизодически занимаются выявлением «лучших практик муниципального управления» и «передовиков муниципального производства».

 

 

 

 

 

 

 

       3.3. Перспективы развития местного самоуправления в России                                                                      

Чтобы преодолеть препятствия, мешавшие развитию местного самоуправления, приближению его к населению, в стране в последние два года была проделана большая работа, Особенно важно то, что руководство государства приступило к разбору законодательных завалов, определилось с правами и обязательствами муниципалитетов, вплотную подошло к решению вопросов их собственности и финансовой обеспеченности. Тем самым были намечены пути к избавлению от длительного противостояния местной и региональной властей, хотя полностью решить эту проблему пока еще до конца не удалось. Существует необходимость системной работы по совершенствованию муниципальной практики. Чтобы предполагаемые меры в этой системе были эффективными , принимаемые решения должны быть концептуально выверены, согласованы друг с другом, объединены общими целями методами претворения в жизнь.

Основные направления совершенствования  муниципального управления приведены  в следующей схеме (см.рис. 14).


 






 


 

 

Рис. 14. Основные направления совершенствования  муниципального управления

Далее рассмотрим каждое из этих направлений.

      1. Расширение объемов полномочий органов местного самоуправления. Принцип сохранения единства городского хозяйства не позволяет наделить внутригородские муниципальные образования всем объемом полномочий. Тем не менее их круг может быть существенно расширен. В первую очередь это относится к следующим вопросам местного значения:

- содержание  муниципального жилищного фонда  на соответствующих территориях;

- организация  озеленения и благоустройства территорий;

- содержание, ремонт и освещение улиц, не имеющих общегородского значения, установка на них уличных указателей;

- создание условий  для обеспечения жителей услугами  общественного питания, торговли  и бытового обслуживания ( кроме  объектов, имеющих общегородское значение), согласование размещения указанных объектов;

- осуществление  контроля за использованием земель  в границах муниципального образования;

- обеспечение  первичных мер пожарной безопасности;

- организация  дошкольного образования ( содержание  детских дошкольных учреждений на соответствующей территории);

- обеспечение  условий для развития на соответствующей  территории массовой физической  культуры и спорта, оборудование  внутриквартальных спортивных площадок;

Информация о работе Пути решения проблем местного самоуправления