Пути решения проблем местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении основных проблем местного самоуправления , путей их решения, также в определении основных направлений дальнейшего совершенствования муниципально-правовых отношений. В выработке предложений и концептуальных выводов о формировании и функционировании системы местной власти в России.
Цели определили задачи исследования:
Проанализировать деятельность органов местного самоуправления,
Исследовать роль и значение местного самоуправления в системе управления РФ;
Разработать меры по совершенствованию системы местного самоуправления;
Выявить предпосылки и условия эффективности осуществления местного самоуправления.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Современная модель организации местного самоуправления в России
1.1 Органы местного самоуправления в системе государственного управления Российской Федерации
1.2 Анализ нормативно-правовой базы в сфере местного самоуправления
1.3 Оценка современного состояния местного самоуправления в России
Глава 2. Анализ деятельности органов местного самоуправления
2.1 Направления деятельности органов местного самоуправления на примере муниципального округа №25 Кировского района
2.2 Характеристика муниципального округа №25 Кировского района
2.3 Основные проблемы деятельности органов местного самоуправления
Глава 3. Разработка мер по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления
3.1 Составление плана мероприятий по решению основных проблем
3.2 Анализ эффективности предложенных мероприятий
3.3. Перспективы развития местного самоуправления в России
Заключение.
Глава 4. БЖД
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом а4.doc

— 720.00 Кб (Скачать файл)

В качестве первоочередных мер по совершенствованию системы  обучения муниципальных служащих можно  предложить следующие:

1.  провести в федеральных округах и субъектах РФ инвентаризацию центров и организаций, занимающихся обучением муниципальных служащих, и совещания представителей администрации ведущих центров, учредить координационные советы;

2. создать региональные учебно- методические советы вузов и центров подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих;

3. расширение заочного отделения и отдела переподготовки руководителей и служащих;

4. администрациям субъектов РФ подготовить планы- заказы по подготовке муниципальных служащих, обеспеченные необходимым финансированием;

5. подготовить цикл учебников и учебных пособий для обеспечения учебной подготовки муниципальных служащих;

   6. определение и строгое соблюдение четких периодов повышения квалификации муниципальных управленцев;

   7. взаимосвязь обучения не только с сиюминутными, но и с перспективными задачами проведения реформы местного самоуправления;

   8. четкое выделение специфики муниципального управления в структуре госстандарта и формирование комплексного объема знаний и компетенций по данному направлению. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законодательно создан институт профессиональных управляющих местной администрацией.

Логика становления  института профессиональных управляющих  местной администрацией требует  вслед за законодательным закреплением статуса реальных действий по формированию корпуса кадров управленцев. Должен быть создан корпус высококлассных специалистов, которые могут мобильно передвигаться по муниципальным образованиям России и участвовать в конкурсах. Запуск таких процессов горизонтальной мобильности позволил бы создать возможности для профессионального роста и обмена успешным опытом в среде профессиональных управляющих.50

Реформа территориальных основ местного самоуправления может быть проведена эволюционным путем, без единовременного введения какой-либо универсальной модели. Необходимо, признав сложившуюся ситуацию (фактически означающую подавляющее преобладание районной модели) как данность, законодательно закрепить за каждым поселением право сформировать самостоятельное муниципальное образование при выполнении следующих условий:

- поддержка  населением формирования самостоятельного муниципального образования на референдуме;

- способность  формируемого муниципального образования  самостоятельно или в кооперации  с другими муниципальными образованиями  обеспечить выполнение всех функций,  законодательно закрепленных за местным самоуправлением;

-  способность  формируемого муниципального образования  обеспечить финансирование значительной  части своих расходов за счет  собственных доходных источников.

Существует  множество предложений, направленных на совершенствование законодательства о местном самоуправлении. В числе основных направлений такого совершенствования можно выделить следующие.

- Повышение ответственности органов местного самоуправления перед государством (усиление властной вертикали).

- Повышение ответственности органов местного самоуправления перед населением (развитие демократических начал местного самоуправления).

- Обеспечение баланса между полномочиями (правами и обязанностями) органов местного самоуправления и материально-финансовыми ресурсами, находящимися в их распоряжении (совершенствование межбюджетных отношений).

- Отражение в федеральном законодательстве особенностей реализации общих (общефедеральных) принципов организации местного самоуправления в различных типах муниципальных образований - крупных, средних и малых городах, районах, малых сельских поселениях и округах, внутригородских муниципальных образованиях и т. д..

- Защита прав местного самоуправления, а также защита от злоупотребления властными полномочиями органами и должностными лицами местного самоуправления.51

Устав муниципальных образований — это новый вид правового акта в системе нормативных актов нашей страны. В настоящее время недостаточно глубоко исследована правовая сущность и назначение устава как регулятора общественных отношений. Отсутствует научная концепция основного закона муниципального образования как важнейшего элемента правовой системы государства. Развитие нормотворчества муниципальных образований невозможно без формирования действенной концепции местного самоуправления, а развитие местного самоуправления в направлении единого понимания уставного регулирования возможно только посредством решения задач закрепления в уставах муниципальных образований полномочий местного самоуправления, прав граждан на осуществление местного самоуправления и обязанности органов государственной власти обеспечивать гарантии местного самоуправления

В целях решения проблемы управляемости в Российской Федерации усилить роль органов государственной власти в сфере влияния на деятельность местного самоуправления. В частности, предоставить право:

- определять  территориальный уровень, на котором  осуществляется местное самоуправление, с учетом административно-территориального  устройства, сложившейся социально-экономической  ситуации, исторических и национальных традиций;

- устанавливать  предельную численность представительных  органов местного самоуправления;

- устанавливать  формы контроля за деятельностью  органов местного самоуправления, возможно, в том числе и форме  приостановления органами государственной власти актов органов местного самоуправления, противоречащих федеральному законодательству, законодательству субъектов Российской Федерации, а также инициирования досрочного судебного прекращения полномочий глав муниципальных образований и представительных органов местного самоуправления;

- участвовать  в решении отдельных вопросов  местного значения, имеющих государственную  важность, определив при этом  пределы государственного регулирования  таких вопросов.

В свою очередь, поскольку центр тяжести правового регулирования деятельности местного самоуправления все более будет смещаться, особое внимание на федеральном уровне должно быть уделено созданию системы правовых гарантий, обеспечивающих защиту прав и интересов местного самоуправления от необоснованного вмешательства в их деятельность органов государственной власти.52

Также было бы целесообразно  ввести в практику оценку результатов  деятельности органов местного самоуправления, выборных должностных лиц, проведение сравнительного анализа состояния качества жизни населения до и после окончания срока полномочий муниципальных органов и их должностных лиц. Для этого потребуется разработать типовые нормативы определения и оценки параметров качества жизни населения.

Проблемы местного самоуправления нередко усугубляются субъективными факторами  в частности  неумением или нежеланием соответствующих должностных лиц вырабатывать согласованные решения  направленные на взаимодействие федеральных  региональных и муниципальных органов власти в интересах населения.

Если некоторые из вышеперечисленных причин могут быть устранены в достаточно короткий срок путем принятия и реализации политических решений  облеченных в форму закона  устранение других  в силу объективных обстоятельств  потребует длительного времени. Долгосрочные причины могут быть устранены только в результате целенаправленной просветительской работы среди населения  создания научной школы  подготовки кадров.

Для устранения субъективных  краткосрочных причин требуется устранить неясности в определении компетенции местного самоуправления  закрепить соответствующими нормативными актами многоуровневую систему территориальной организации местной власти  а также определить компетенцию каждого уровня.

Также можно  упомянуть о зарубежном опыте  реформирования местного самоуправления, анализируя уроки объединения Германии, можно выявить ряд ошибок, которые могут послужить уроком для России:

- во-первых, система  местного самоуправления, как правило,  затрагивает широкие слои общества, поэтому ее реформирование не должно быть таким резким и кардинальным, как это имело место при переходе "новых" федеральных земель к западногерманской системе;

- во-вторых, именно  при реформировании системы организации  местных властей следует большее внимание уделять имеющемуся положительному опыту, который должен быть положен в основу новой системы. Например, в бывшей ГДР успехи в социальной сфере были достигнуты во многом благодаря деятельности местных властей, но это не было учтено при объединении;

- в-третьих,  для осуществления на практике реформы местного самоуправления необходима достаточно многочисленная прослойка квалифицированных специалистов в области коммунального права, управления и финансов. Их нехватка наряду с отсутствием отработанного механизма коммунального управления не может быть компенсирована даже за счет таких огромных финансовых вливаний, какие были сделаны в "новые" земли после объединения.

Эффективность использования международного опыта  в России зависит от того, насколько  этот опыт удастся правильно понять. При интерпретации зарубежных моделей местного самоуправления важно избежать привычных российских стереотипов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ эффективности предложенных мероприятий

Эффективность деятельности органов местного самоуправления в значительной степени зависит  от применения ими принципов и процедур управления, ориентированных на достижение конечного результата, разработки и внедрения административных регламентов в органах местного самоуправления и стандартов предоставления муниципальных услуг, оптимизацию функций органов местного самоуправления, в том числе контрольно-надзорных, формирование в муниципальных образованиях необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения для развития местного самоуправления.

Реформа, направленная на обеспечение реальной самостоятельности местного самоуправления, является одним из ключевых направлений реформ на современном этапе. При этом важно, чтобы укрепление местного самоуправления не приводило к усилению муниципализации местной экономической деятельности, не сопровождалось еще большим вмешательством муниципальных властей в функционирование частного бизнеса, созданием дополнительных административных барьеров.

  Учитывая  многообразие субъектов правового  регулирования, а также то, что  новые законы по-прежнему должны работать в неподготовленной среде (низкая активность населения, отсутствие необходимой финансово-экономической основы, некомплектность правового регулирования), целесообразно не строить расчетов на одномоментное создание сразу по всей стране местного самоуправления, а двигаться к нему поэтапно. Совершенствование организационных структур местного самоуправления требует применения программно-целевых технологий организационного проектирования, позволяющих сохранить целостность организации

В предлагаемой муниципальной реформе продекларированы направления укрепления экономической основы местного самоуправления как в части имущественного комплекса, так и в части гарантий муниципальным образованиям по формированию местных бюджетов и инструментов муниципального социально-экономического развития. Предусмотрены самостоятельность в формировании программ и планов социально-экономического развития и местных бюджетов, возможность осуществления муниципальных заимствований и межмуниципального сотрудничества, закрепление собственной доходной базы муниципальных образований в виде местных налогов и доли регулируемых налогов.53

Однако одновременно новая реформа расширяет границы вмешательства государства в решение вопросов местного значения, создавая неоправданные барьеры на пути именно самостоятельному поиску направлений и путей социально-экономического развития.

Анализ эффективности  предложенных мер начнем с рассмотрения проблем МО МО №25.

Разрешение  правовых проблем в разграничении полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления МО МО №25 позволит снять напряженность во взаимоотношениях органов государственной власти РФ и обеспечит их эффективное взаимодействие.

Необходимо  систематизировать все нормативные  документы, изданные различными органами. Итогом такой работы мог бы стать Реестр полномочий органов государственной власти федерального и регионального уровня и Реестр полномочий органов местного самоуправления в сферах совместного ведения. Данные реестры позволят каждому уровню власти определить какие из своих полномочий и в каком объеме делегировать, а какие осуществлять самостоятельно.

Здесь важно  разработать механизм и порядок  передачи государственных полномочий и соответствующих материально-финансовых ресурсов, где будут зафиксированы санкции в случае его нарушения для участников процесса. Пока этого нет и для прояснения ситуации необходимо также решить вопрос кто, когда, в каких случаях и на какой основе может давать органам местного самоуправления указания и поручения, а в каких только просить что-либо сделать. Пора законодательно упорядочить процедуру передачи государственных полномочий для их исполнения органам местного самоуправления. Законодательное решение обозначенных проблем, несомненно, привнесет необходимую сбалансированность в систему взаимных прав, обязанностей, полномочий, и ответственности федеральных органов государственной власти, и органов местного самоуправления.

Информация о работе Пути решения проблем местного самоуправления