Пути решения проблем местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении основных проблем местного самоуправления , путей их решения, также в определении основных направлений дальнейшего совершенствования муниципально-правовых отношений. В выработке предложений и концептуальных выводов о формировании и функционировании системы местной власти в России.
Цели определили задачи исследования:
Проанализировать деятельность органов местного самоуправления,
Исследовать роль и значение местного самоуправления в системе управления РФ;
Разработать меры по совершенствованию системы местного самоуправления;
Выявить предпосылки и условия эффективности осуществления местного самоуправления.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Современная модель организации местного самоуправления в России
1.1 Органы местного самоуправления в системе государственного управления Российской Федерации
1.2 Анализ нормативно-правовой базы в сфере местного самоуправления
1.3 Оценка современного состояния местного самоуправления в России
Глава 2. Анализ деятельности органов местного самоуправления
2.1 Направления деятельности органов местного самоуправления на примере муниципального округа №25 Кировского района
2.2 Характеристика муниципального округа №25 Кировского района
2.3 Основные проблемы деятельности органов местного самоуправления
Глава 3. Разработка мер по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления
3.1 Составление плана мероприятий по решению основных проблем
3.2 Анализ эффективности предложенных мероприятий
3.3. Перспективы развития местного самоуправления в России
Заключение.
Глава 4. БЖД
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом а4.doc

— 720.00 Кб (Скачать файл)

Устав муниципального образования  вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).10

     Правовая основа представляет собой взаимосвязанную систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы организации и деятельности местного самоуправления и его предназначения, как института, в общей системе управления, в том числе и правовые акты международного характера.

    Правовым  фундаментом  для  муниципального законодательства стран – членов Совета Европы, к которым теперь относится  и Российская Федерация, является Европейская Хартия о местном  самоуправлении. В 1998 году Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления. В связи с тем, что статья 15 Конституции устанавливает приоритет международных норм над национальным законодательством, правовые нормы Европейской Хартии стали составной частью правовой системы Российской Федерации и, следовательно, назрела необходимость приведения в соответствие с ней правовых норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 года.

В соответствии с концептуальными положениями  Хартии органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя. Хартия устанавливает право граждан участвовать в управлении государственными делами наиболее непосредственным образом, это может быть осуществлено именно на местном уровне, существование наделенных реальными полномочиями органов местного самоуправления должно обеспечивать одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление. При этом органы местного самоуправления должны быть демократически созданными органами и пользоваться значительной самостоятельностью в отношении своих полномочий. Обязательным условием является обеспечение финансовыми и материальными средствами, необходимыми для выполнения своих функций.

Эти положения  Хартии являются определяющими в  конституционно-правовом регулировании организации и функционирования системы местного самоуправления в Российской Федерации. Статья 2 Хартии определяет, что принципы местного самоуправления должны быть признаны во внутреннем законодательстве страны и, по возможности, в конституциях государств, ратифицировавших Хартию. Необходимо отметить тот факт, что положения о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации в полной мере соответствуют изложенным принципам Хартии.11

Правовое регулирование сферы  местного самоуправления направлено на закрепление и упорядочение имеющихся на местном уровне общественных отношений, и в этом аспекте оно выступает как фактор охраны и защиты сложившихся правоотношений, способствует возникновению и развитию новых общественных отношений, что в итоге должно привести к созданию оптимальных правовых условий для эффективной организации и деятельности местного самоуправления.

Эффективность правового регулирования  тесным образом связана с повышением правосознания граждан и должностных лиц, уровня правосознания всего общества. Отсюда вытекает задача наладить активную работу по правовому воспитанию и пропаганде, разъяснению норм права. Особенно актуальной она представляется на уровне местного самоуправления, кадровый состав которого все еще слабо обеспечивается информационными, в том числе информационно-правовыми, технологиями.

При этом мы исходим из того, что  в условиях российского переходного  общества праву как фактору, регулирующему  общественные отношения, принадлежит  особая творческая роль. Оно в большей степени, чем в традиционных устойчивых обществах, должно выступать созидающей силой, направленной на стимуляцию возникновения новых общественных отношений во всех сферах жизни общества и особенно в сфере местного самоуправления как нового общественно-государственного института.

Местное самоуправление призвано уравновешивать власть государства, ограничивать ее, не допускать произвола с ее стороны. Передача властных полномочий на места  позволяет также избежать перегрузки центрального правительства частными проблемами, существенными для определенных локальных сообществ. Органы местного самоуправления выполняют роль посредника между личностью и государством. И в городах, и в селах работа местных советов затрагивает буквально каждого - зачастую она представляется гражданам более понятной и конкретной, чем деятельность центральных властей.

Хорошо зная положение дел на своих территориях, органы местного самоуправления способны более эффективно и рационально, чем чиновники  центрального аппарата, реагировать  на непредвиденные ситуации и конфликты. И возможности для нововведений у местных властей значительно шире - ведь центральные власти внедряют новации, как правило, в общенациональном масштабе, что повышает издержки вероятных неудач. Наконец, муниципальные выборы проводятся чаще, чем общенациональные, а это дает населению дополнительную возможность пользоваться своими гражданскими правами и выразить отношение к деятельности административно-управленческих органов.

В Российской Федерации в 1993 г. на конституционном уровне был закреплен сам институт местного самоуправления, основополагающие начала его организации и деятельности, определены место и роль местного самоуправления в российском обществе и его государственно-правовой структуре.

Местное самоуправление в значении конституционно-правового принципа является важнейшим элементом конституционного строя Российской Федерации. Это один из существенных компонентов идеи, благодаря которому происходит юридическое признание феномена местного самоуправления. Принципы, воплощенные в других правовых формах и институтах, наполняют идею местного самоуправления юридическим содержанием, элементами которого являются формализованные первичные и вторичные субъекты самоуправленческих отношений, механизм правового регулирования, ответственность и т. п. Эти принципы обеспечивают возможность применения местного самоуправления к конкретным жизненным ситуациям без обращения к дополнительному юридическому инструментарию. Наконец, принципы играют ключевую роль в дальнейшей разработке и толковании самоуправленческой идеи.

     Одна из особенностей действующего законодательства состоит в множественности и неоднородности правовых актов, регулирующих различные институты местного самоуправления. Особенно их разнобой по различным отраслям права и законодательства наблюдается в сфере регулирования предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления.

Касаясь недостатков правового  регулирования органов местного самоуправления, отмечают, что существует ряд нерешенных проблем, вызванных  неполнотой законодательного регулирования в разграничении компетенции между федеральными, региональными и муниципальными органами власти, наблюдается несоблюдение законодательства о местном самоуправлении органами государственной власти субъектов РФ, т.е. принимаются законодательные акты, противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству, не выполняются нормы муниципального права должностными лицами органов государственной власти, что приводит к ущемлению прав граждан и органов местного самоуправления.

Дальнейшее совершенствование  нормативного правового регулирования  местного самоуправления является объективно назревшей потребностью и связано, с одной стороны, с выработкой новой модели российского самоуправления, с другой - с совершенствованием его конституционно-правовой основы, разработкой законодательной базы, определяющей типы, виды, уровни самоуправления. Основополагающим стратегическим направлением в этом процессе я считаю разработку и принятие Муниципального кодекса РФ, который должен стать законодательной основой новой отрасли российского муниципального права.12

 

 

1.3 Оценка современного состояния местного самоуправления в России

   Нынешний этап развития российского местного самоуправления  концентрирует в  себе  все  сложнейшие  социально-экономические  и  политические  проблемы страны и отражает всю противоречивость и неопределенность  многих  процессов и решений.

  Российское  государство объективно  заинтересовано  в  развитии  института

местного самоуправления.  Оно  в  силу  своей  природы  выступает  связующим звеном между населением и государственными  структурами.  Развитие  местного самоуправления  содействует  укреплению  государства,  его   территориальной целостности; снижению вероятности возникновения  социальных  и  национальных напряжений; формированию адаптированной к местным особенностям экономики.

  Местное  самоуправление –это реальный  механизм реализации  широкого  круга наиболее  близких  населению   проблем  и  удовлетворения   наиболее   важных потребностей, а так же решения государственных задач силами местных органов власти путем передачи им отдельных государственных полномочий.13

   Подходы  к регулированию муниципальных  отношений указывают на стремление  Президента Российской Федерации  и федерального законодателя  совершенствовать муниципальную систему страны, создать условия для развития инициатив и ответственности населения в решении вопросов жизнеобеспечения муниципальных образований, укрепления народовластия на местном уровне. Это дает основание сделать вывод о начале нового этапа реформы местного самоуправления как одного из важных направлений реформы всей системы управления обществом и государством, базирующейся на принципах конституционного федерализма и народовластия.

   Реформу местного самоуправления в современной России следует рассматривать как часть общего процесса становления новой российской государственности, который обусловливает существенные качественные изменения во многих сферах жизни общества и государства. Естественно, этот процесс связан с целым комплексом экономических (затянувшийся процесс перехода к рыночным отношениям), финансовых (ограниченность доходной базы и несбалансированность местных бюджетов), социальных (распад существовавшей социальной инфраструктуры, резкое снижение уровня жизни населения и т.д.), политических (падение доверия населения к институтам власти) трудностей.

      Реформа назрела давно. Ее суть - в наделении местной власти всеми необходимыми финансовыми рычагами для полной реализации своих функций. Принципиально важно, что теперь, с принятием новой редакции закона об организации самоуправления, власть - реальная и работоспособная - будет в каждом городе и поселке, то есть на самом низшем административном уровне, который наиболее близок к человеку.

             Сегодня разработаны и внесены Президентом Российской Федерации в Государственную Думу соответствующие законопроекты. Но уже предварительный их анализ показывает, что они повторяют и, более того, усугубляют те же самые основные ошибки и упущения, что свойственны действующему Федеральному закону “Об общих принципах местного самоуправления”.     Прежде всего, это - ошибки теоретико-методологического, конституционного плана, связанные с реализацией и взаимодействием двух фундаментальных основ конституционного строя России - федерализма и местного самоуправления, являющихся конкретным проявлением универсального принципа демократии.

        Вступив в Совет Европы в  1996 году, Россия взяла на себя  высокое обязательство следовать  Европейским принципам демократии  и децентрализации власти. Однако на практике складываются другие тенденции.

          В настоящее время на федеральном уровне в основном создана нормативная правовая база, необходимая для организации и деятельности местного самоуправления. Значительная часть правового регулирования местного самоуправления должна осуществляться на региональном и муниципальном уровне власти. В связи с этим в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях идет активный процесс формирования нормативной правовой базы местного самоуправления. 
     На территориях большинства субъектов Российской Федерации проведены муниципальные выборы и местное самоуправление осуществляется в формах, в основном соответствующих требованиям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства. Однако формирование полноценных органов местного самоуправления еще не завершено. В Российской Федерации существуют территории, население которых не реализовало свое конституционное право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. В ряде случаев органы местного самоуправления не имеют возможности осуществлять свои конституционные полномочия, в частности - по формированию, утверждению и исполнению местных бюджетов, установлению местных налогов и сборов, управлению муниципальной собственностью. Это не только ущемляет права граждан на участие в местном самоуправлении, но и значительно затрудняет проведение выборов в органы государственной власти, так как в ходе избирательного процесса обязательным является участие в нем органов местного самоуправления. Кроме того, в городских, сельских поселениях и на иных территориях, где отсутствуют органы местного самоуправления, не могут собираться местные налоги и сборы, поскольку правом устанавливать их обладают только представительные органы местного самоуправления. 
     Успешное строительство экономически развитого федеративного государства, достижение политической и общественной стабильности невозможны без согласованной деятельности всех уровней власти. Разграничение компетенции между федеральными, региональными и муниципальными органами власти должно осуществляться с учетом особенностей соответствующей территории.  Ряд нерешенных проблем, вызванных экономическими трудностями в стране, неполнотой законодательного регулирования (в первую очередь отсутствием четкого разграничения компетенции между федеральными, региональными и муниципальными органами власти), приводит к разногласиям и конфликтам между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Предстоит кропотливая работа органов законодательной, исполнительной и судебной государственной власти по разрешению таких разногласий и конфликтов. 
     Проблема нередко усугубляется субъективным фактором - неумением, а подчас и нежеланием соответствующих должностных лиц вырабатывать согласованные решения, направленные на взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных органов власти в интересах населения. 
     В целях координации усилий по защите прав органов местного самоуправления и взаимодействия с органами государственной власти муниципальные образования объединяются в союзы и ассоциации. За последние годы в России созданы общероссийские, межрегиональные, региональные, специализированные объединения муниципальных образований. Практические результаты, достигнутые в ходе муниципальной реформы, в немалой степени явились следствием совместной работы таких объединений. 
     По инициативе союзов и ассоциаций муниципальных образований учрежден Конгресс муниципальных образований Российской Федерации - единая общенациональная организация, представляющая интересы всех муниципальных образований при взаимодействии с федеральными органами государственной власти, а также с зарубежными и международными организациями, занимающимися вопросами местного самоуправления. 
     Создан и действует Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации - федеральный координационный центр при Президенте Российской Федерации, обеспечивающий рассмотрение важнейших вопросов развития местного самоуправления и подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.14

В настоящее  время Россия находится в начале долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.

На современном  этапе, в условиях демократизации и  реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в России созданы реальные возможности для развития современной модели организации местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие – отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формировании органов местного самоуправления - населения.

Местное самоуправление проявляется в активности населения, осознания им ответственности за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов организации местного самоуправления. Реализация потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности

формирования  новых отношений между демократическим  государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.

Современная модель организации местного самоуправления, в отличии от централизованной системы управления способствует приближению власти к народу, созданию гибкого механизма с меньшей бюрократией. Она позволяет демократизировать аппарат управления, решать местные вопросы с наибольшей эффективностью.15

Подводя итог первой главы можно отметить, что современная модель организации местного самоуправления предполагает оптимальное сочетание институтов прямой и представительной демократии, формальных и неформальных структур, работы на профессиональной и общественной основе.

Местное самоуправление являясь одним из элементов конституционного строя Российской Федерации, имеет большое значение для формирования новой российской государственности. В нём, согласно Европейской Хартии о местном самоуправлении, наиболее полно реализуется идея приближения власти к её источнику ¾ народу. Сейчас становится всё более очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не справится, если не будет подлинного местного самоуправления, развитие которого необходимо для решения задач, связанных с организацией территориального управления. Этнические и исторические особенности России, делают невозможным управление страной только из центра; поэтому организация общественной жизни должна включать и механизмы самоуправления территорий, местных сообществ, которые, фактически, на сегодняшний день находятся ещё в стадии становления, развития, а также в стадии осознания понятия местного самоуправления большинством населения страны.

Информация о работе Пути решения проблем местного самоуправления