Пути решения проблем местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении основных проблем местного самоуправления , путей их решения, также в определении основных направлений дальнейшего совершенствования муниципально-правовых отношений. В выработке предложений и концептуальных выводов о формировании и функционировании системы местной власти в России.
Цели определили задачи исследования:
Проанализировать деятельность органов местного самоуправления,
Исследовать роль и значение местного самоуправления в системе управления РФ;
Разработать меры по совершенствованию системы местного самоуправления;
Выявить предпосылки и условия эффективности осуществления местного самоуправления.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Современная модель организации местного самоуправления в России
1.1 Органы местного самоуправления в системе государственного управления Российской Федерации
1.2 Анализ нормативно-правовой базы в сфере местного самоуправления
1.3 Оценка современного состояния местного самоуправления в России
Глава 2. Анализ деятельности органов местного самоуправления
2.1 Направления деятельности органов местного самоуправления на примере муниципального округа №25 Кировского района
2.2 Характеристика муниципального округа №25 Кировского района
2.3 Основные проблемы деятельности органов местного самоуправления
Глава 3. Разработка мер по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления
3.1 Составление плана мероприятий по решению основных проблем
3.2 Анализ эффективности предложенных мероприятий
3.3. Перспективы развития местного самоуправления в России
Заключение.
Глава 4. БЖД
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом а4.doc

— 720.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение.

Глава 1. Современная  модель организации местного самоуправления в России

         1.1 Органы местного самоуправления  в системе государственного управления  Российской Федерации

         1.2 Анализ нормативно-правовой базы  в сфере местного самоуправления

         1.3 Оценка современного состояния местного самоуправления в России       

Глава 2. Анализ деятельности органов местного самоуправления

        2.1 Направления  деятельности органов местного  самоуправления на примере муниципального округа №25 Кировского района

       2.2  Характеристика  муниципального округа №25 Кировского  района

       2.3 Основные  проблемы деятельности органов  местного самоуправления 

Глава 3. Разработка мер по совершенствованию деятельности органов  местного самоуправления

       3.1 Составление  плана мероприятий по решению  основных проблем 

       3.2 Анализ  эффективности предложенных мероприятий

       3.3. Перспективы развития местного  самоуправления в России                                                                      

Заключение.

Глава 4. БЖД

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

ВЕДЕНИЕ.

 

В настоящее время местное  самоуправление считается обязательным атрибутом любого цивилизованного  и правового государства. Наличие  либо отсутствие в государстве данного института позволяет во многом судить о его демократическом или антидемократическом характере. Местное самоуправление выступает одним из основных институтов гражданского общества, который позволяет населению государства на самом близком для них низовом уровне принимать участие в управлении делами государства, самостоятельно решая отдельные вопросы  местного значения.

 Неблагополучное состояние  российского местного самоуправления  давно очевидно, и столь же  очевидна неотложность решения  назревших в этой сфере проблем. Причины этих проблем нуждаются в специальном анализе – только так можно будет выработать адекватные и эффективные практические меры для их разрешения.  Актуальность исследования и разрешения проблем становления местного самоуправления в России обусловлена факторами, связанными с федеративной природой нашего государства и переносом всей тяжести правового регулирования местного самоуправления на уровень субъектов Российской Федерации, далеко не однозначно понимающих ценность институтов местного самоуправления и в ряде случаев не активизирующих в должной мере эти процессы на своей территории, с нерешенностью многих проблем, вызванных экономическими трудностями как в регионах, так и в стране в целом, с отсутствием согласованного разграничения полномочий между федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Нередко не решив  самых необходимых проблем развития территории, не выявив ее особенности  и ресурсный потенциал, органывласти субъектов РФ решают юридические проблемы определения статуса муниципальных образований, многовариантности структурных форм местного самоуправления, распределения полномочий между различными уровнями органов власти, координации функций с помощью нормативных правовых актов, которые не выдерживают проверки временем и во многом лишены практической пользы, из-за чего неоднократно дополняются, изменяются, а подчас и отменяются.

     Структура дипломного проекта состоит из четырех глав. В первой главе рассматривается общая структура местного самоуправления на территории РФ, и дается оценка его современного состояния.

Во второй главе  анализируется деятельность местного самоуправления на примере Муниципального Образования Муниципального Округа №25. На основе анализа выделяются основные проблемы местного самоуправления.

В третьей главе  составляется план мероприятий  и  анализируется его эффективность  по решению данных проблем. Также  рассматриваются дальнейшее перспективы развития местного самоуправления на территории РФ.

Четвертая глава  посвящена организации пожарной безопасности  на территории Муниципального Образования Муниципального Округа №25.

Данная структура  дипломного проекта позволяет более  точно на основе анализа первых двух глав выделить существующие проблемы местного самоуправления и разработать пути решения выявленных проблем.

Актуальность  темы  исследования  определяется   огромной   ролью местного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства. Реализация принципов самоуправления в механизме государства эффективна тогда, когда опирается на объективно назревшие экономические, политические и социальные предпосылки и условия, выражает требования общественного прогресса. Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым, активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.

Цель исследования заключается в выявлении основных проблем местного самоуправления , путей их решения, также в определении  основных направлений дальнейшего  совершенствования муниципально-правовых отношений. В выработке предложений и концептуальных выводов о формировании и функционировании системы местной власти в России.

Цели определили задачи исследования:

  1. Проанализировать деятельность органов местного самоуправления, 
  2. Исследовать роль и значение местного самоуправления в системе управления РФ;
  3. Разработать меры по совершенствованию системы местного самоуправления;
  4. Выявить предпосылки и условия эффективности осуществления местного самоуправления.

В дипломном  проекте выделяются следующие проблемы местного самоуправления:

  1. Недостаточная проработанность процедур обеспечения ответственности и контроля – как со стороны граждан, так и со стороны государства – за деятельностью органов местного самоуправления.
  2. Территориальные основы местного самоуправления. Вопросы, связанные с разделением территории субъекта РФ на отдельные муниципальные образования и установления их административно – территориальных границ
  3. Отсутствие права органов местного самоуправления на защиту посредством конституционного судопроизводства прав местного самоуправления и конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления.
  4. Нехватка квалифицированных муниципальных кадров. Общероссийская система кадрового обеспечения муниципальных образований, обучения выборных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих до настоящего времени не сложилась.  
       8. Юридическая некорректность уставов муниципальных образований
  5. Бездействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, отсутствие нормативного регулирования на соответствующем уровне вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления. 
  6. Несовершенство механизмов судебной защиты местного самоуправления, недостаточная урегулированность вопроса обеспечения исполнения судебных решений.
  7. Несоблюдение законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении
  8. Неполное и непоследовательное законодательное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления.
  9. Несогласованность и несистематизированность законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении.
  10. Недостаточное обеспечение финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований
  11. Отсутствие четкого правового разграничения полномочий между органами государственной власти (федеральными и субъектов Российской Федерации) и органами местного самоуправления является одной из наиболее острых проблем становления местного самоуправления, препятствующих эффективному решению ряда важнейших вопросов деятельности органов местного самоуправления, в том числе вопроса наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Более подробно в проекте рассмотрены три  проблемы, которые касаются Муниципального Образования Муниципального Округа №25: формирования бюджета местного самоуправления, движение к финансовой самостоятельности местного самоуправления, проблема разграничения полномочий.

Решение проблем органов местного самоуправления в значительной степени зависит от применения ими принципов и процедур управления, ориентированных на достижение конечного результата, разработки и внедрения административных регламентов в органах местного самоуправления и стандартов предоставления муниципальных услуг, оптимизацию функций органов местного самоуправления, в том числе контрольно-надзорных, формирование в муниципальных образованиях необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения для развития местного самоуправления. Все это при активном участии и заинтересованности государства и населения может привести к созданию реального эффективного местного самоуправления, а значит, и обеспечению стабильного поступательного развития российского общества и российского государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Современная модель организации  местного самоуправления в России

 

    1. Органы местного самоуправления в системе государственного управления Российской Федерации

Местное самоуправление можно рассматривать в качестве основополагающего принципа осуществления  власти в обществе и государстве, который на ряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства. Местное самоуправление – это и право граждан, местного сообщества (населения данной территории) на самостоятельное заведование местными делами. Признавая это право, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, берет на себя обязанность создавать необходимые условия для их осуществления. Данное право, принадлежащее населению городских и сельских поселений и реализуемое им непосредственно, а также через органы местного самоуправления, обеспечивается судебной защитой, иными гарантиями.

Местное самоуправление можно охарактеризовать и как  форму, способ организации и осуществления  населением власти на местах, которая  обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций. Данная форма реализации власти на местах означает также, что граждане и формируемые ими органы местного самоуправления берут на себя ответственность за управление местными делами. Именно в этом суть местного самоуправления.

Таким образом, местное самоуправление – это  система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное (под свою ответственность) решение  населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. 1

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:

  • сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления
  • городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления
  • муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
  • городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
  • внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и через выборные и иные органы местного самоуправления .

В России на начало 2010 года – наибольшее число приходится на муниципалитеты сельских поселений (82,2%). Муниципальные районы составляют 7,45% всех муниципальных образований, городские поселения – 7,18% и городские округа – 2,16% (см. диаграмма 1). В то же время если городское население в нашей стране составляет 73%, то сельское – 23% всего населения государства. 2

Информация о работе Пути решения проблем местного самоуправления