Каспийский регион. Проблемы, пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:54, доклад

Описание работы

Решения острой проблемы в каспийском регионе. Неразрешимый спор, который уже более 20 лет сотрясает пять стран.

Файлы: 1 файл

После дезинтеграции СССР ситуация в Каспийском регионе радикально изменилась.docx

— 17.46 Кб (Скачать файл)

После дезинтеграции СССР ситуация в Каспийском регионе радикально изменилась. К России и Ирану, которые на протяжении столетий определяли ситуацию на Каспии в качестве самостоятельных акторов, прибавились Азербайджан, Казахстан и Туркменистан.

Специфической особенностью Каспия можно  считать то, что это один из немногих уголков земного шара, где в  открытой форме и с множеством издержек происходит перестройка системы  доступа к богатейшим природным  ресурсам.

Статус Каспийского моря, определенный договорами СССР с Ираном*, более не соответствует геополитическим реалиям.

После образования в начале 90-х  годов ХХ в. на постсоветском пространстве независимых государств необходимо разработать и принять новый порядок использования богатств Каспийского моря в интересах каждой из прикаспийских стран и других заинтересованных государств, определить правовой статус Каспия, признанный международным сообществом. Таким документом должна стать Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, которая может быть принята только консенсусом.

Проблема определения правового  статуса для новых геополитических  и общерегиональных условий ведется уже много лет и остается сегодня весьма актуальной потому, что без этого немыслимо согласованное решение большинства общекаспийских проблем, острота которых с течением времени не только не ослабевает, но и продолжает нарастать.

С 1920 по 1991 г. лишь два государства - Советский Союз и Иран - имели  выход к Каспийскому морю. И  его правовой статус основывался  на нескольких договорах, заключенных  между этими странами. С появлением новых прибрежных государств стало гораздо труднее решать пограничные проблемы и правовые вопросы, касающиеся рыболовства, разведки морского дна, эксплуатации водоема, правил использования его энергетических ресурсов.

О новом статусе заговорили не сразу  после распада СССР, а лишь в  начале 1992 г., когда Иран выступил с  инициативой создания Организации  регионального сотрудничества прикаспийских  государств. В дальнейшем, в 1993-1994 гг., геостратегическая и ресурсная составляющая региона обусловили непрекращающуюся в течение ряда лет дискуссию по выработке вариантов статуса Каспия. Когда же международные проекты в области разведки энергоносителей в регионе приобрели практические очертания, вопрос правового статуса получил еще большую остроту.

Главные разногласия при делимитации  акватории Каспия, однако, возникают  вовсе не из-за морских пространств. Континентальный шельф и его  богатства - вот из-за чего до сих  пор нет согласия у пяти прибрежных государств.

Осложняет положение и стремление одних государств установить свои особые права на определенных участках Каспийского  моря, что расценивается другими  как односторонние действия, ущемляющие их национальные интересы. Особенно это  относится к участкам морского пространства, где предполагаются нефтегазоносные  месторождения. Проблема правового  статуса настолько сложна и запутана, что для ее решения потребуется, по-видимому, еще немало времени.

В настоящее время все прикаспийские  государства исходят из того, что  только они обладают исключительными  правами в отношении Каспийского  моря и его ресурсов, и что Конвенция  о правовом статусе может быть принята только с их общего согласия, то есть консенсусом. Напомним, что  переговоры по Конвенции и отраслевым соглашениям ведутся уже более 10 лет.

Далее вкратце рассмотрим главные  составляющие позиции России по вопросам правового статуса Каспийского  моря14. Свести их можно к следующему:

- Каспий является уникальным  закрытым внутриконтинентальным  водоемом, который должен иметь  особый правовой статус и на  который не распространяются  нормы и понятия международного  морского права, в частности  Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

- Новый правовой статус Каспия  предстоит зафиксировать в Конвенции  о правовом статусе Каспийского  моря, которая может быть принята  только консенсусом. 

- До принятия нового статуса  Каспия международными документами,  определяющими его правовой режим,  являются Договор между РСФСР  и Персией от 26 февраля 1921 г.  и Договор о торговле и мореплавании  между СССР и Ираном от 25 марта  1940 г. Оба они основываются  на принципе "общей воды".

Конкретно речь идет о режимах свободы  судоходства и рыболовства для  прикаспийских государств (в последнем  случае за исключением 10-мильной рыболовной зоны), запрете плавания судов под  флагами некаспийских стран.

Вопросы недропользования и природоохранной деятельности договорами не регулируются.

- Россия против раздела Каспия  на национальные сектора и  национальные рыболовные зоны, поскольку  это потребовало бы коренного  пересмотра сложившегося за многие  десятилетия рационального режима  хозяйственного использования водоема,  нанесло бы ущерб осетровой  популяции Каспия.

- В основу нового правового  статуса Каспия предлагается  использовать формулу "разграничиваем  дно в целях недропользования - вода общая".

Имеется в виду разграничение дна  Каспийского моря между сопредельными  и противолежащими прикаспийскими государствами по модифицированной срединной или другой взаимоприемлемой линии для:

- осуществления ими суверенных  прав на недропользование при сохранении в общем пользовании водного пространства;

- обеспечении свободы судоходства;

- согласованных норм рыболовства  и защиты окружающей среды.

Отдавая предпочтение методологии  разграничения по модифицированной срединной линии, Россия не абсолютизирует этот метод, считает, что решать данный вопрос должны договаривающиеся стороны.

- С учетом мнения партнеров  "по пятерке", Россия готова  пойти на расширение национальной  юрисдикции прикаспийских государств в прибрежных водах. Предлагается установить на Каспии зоны национальной юрисдикции шириной 15 миль, в которых прикаспийские государства будут осуществлять пограничный, таможенный, санитарный и иные виды контроля и обладать исключительными правами на рыболовство. Зоны недропользования и прибрежные зоны не будут частью территорий прикаспийских государств, а линии, ограничивающие внешние пределы этих зон не будут иметь статуса государственных границ.

Сегодня позиции Азербайджана и  Казахстана по вопросу раздела водоема  практически совпадают с российской. В Москве, Астане и Баку договорились о разделение дна Каспия на национальные сектора по так называемой модифицированной срединной линии, оставляя акваторию в общем пользовании. Это позволило трем государствам договориться между собой о разграничении дна водоема на сопредельных участках и заключить двусторонние соглашения в целях осуществления суверенных прав на недропользование.

Но основным препятствием по ключевому  вопросу - каким образом должен быть поделен Каспий - является позиция Ирана, который претендует на 20%-ю часть акватории. В этом случае соседям Ирана придется делиться с ним своими морскими участками. Изначальный принцип, по которому определялось, какая часть Каспия должна отойти под национальную юрисдикцию каждого из прибрежных государств, базировался на длине его береговой линии. Иранский же участок составляет всего 14% периметра Каспия. Позиция Ирана не претерпела изменений за эти годы. Иранская дипломатия возлагает большие надежды на второй саммит каспийской пятерки, который должен состояться в Тегеране во второй половине 2004 г.

Однако пока решается вопрос о статусе  Каспия, уже и сейчас может быть выстроен его четкий правовой режим, непосредственно связанный с  совокупностью прав и обязанностей государств по использованию данного  морского пространства. В настоящее  время подготовлен ряд проектов договоров по различным видам  деятельности.

Речь, в частности, идет о следующих  соглашениях: "О сохранении биоресурсов  Каспийского моря и управления ими", "О сотрудничестве прикаспийских  государств в области гидрометеорологии  и мониторинга природной среды  Каспийского моря", "О торговом судоходстве в Каспийском море".

Представляется, что российский проект Конвенции о правовом статусе  Каспийского моря наилучшим образом  отражает стремления всех прикаспийских  государств. В случае одобрения такая  конвенция способствовала бы развитию сотрудничества прикаспийских государств, содействовала бы использованию  Каспия в мирных целях, рациональному  использованию его природных  ресурсов. Хотя проект конвенции посвящен статусу Каспия, он в ряде положений  охватывает и его правовой режим. Заметим, что проект основан на современных  принципах и нормах международного права, учитывает свободу судоходства  для прикаспийских стран, лицензионный порядок рыболовства, ответственность сторон за ущерб экологической системе и т.п.

Таким образом, определение правового  статуса Каспийского моря должно стать точкой отсчета для решения  большинства проблем данного  региона. Принятие соответствующей  конвенции, а также различных  отраслевых соглашений привело бы к  всеобъемлющему урегулированию правового  режима Каспийского моря, определению  всех прав и обязанностей прикаспийских  государств, что так необходимо для  безотлагательного практического  использования Каспия, его ресурсов и защиты природной среды.


Информация о работе Каспийский регион. Проблемы, пути решения