Проблемные аспекты реализации государственной политики обеспечения занятости населения и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:44, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является выявление проблем в реализации государственной политики в сфере труда и обеспечения занятости населения в Чувашской Республике и внесение предложений по их решению.
Поставленная цель обусловила постановку следующих задач:
1. установить содержание и формы реализации государственной политики в сфере труда и обеспечения занятости населения на региональном уровне;
проанализировать состав и динамику развития нормативно-правовой базы развития рынка труда и обеспечения занятости населения в Российской Федерации и в Чувашской Республике;
исследовать деятельность Государственной службы занятости населения Чувашской Республики по борьбе с безработицей и развитию рынка труда;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Государственная политика в сфере труда и обеспечения занятости населения в Российской Федерации и формы ее реализации. 7
1.1. Направления и формы обеспечения занятости населения как составляющие государственной социальной политики 7
1.2. Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере труда и занятости населения в Российской Федерации и Чувашской Республике 14
1.3. Система и полномочия государственных органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере труда и занятости населения 21
Глава 2. Деятельность органов государственной власти Чувашской Республики по реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения 32
2.1. Разработка и реализация республиканских целевых и ведомственных программ обеспечения занятости населения в деятельности органов государственной власти Чувашской Республики 32
2.2. Анализ реализации государственной политики обеспечения занятости населения в Чувашской Республике за период 2010 – 2011 гг. 46
2.3. Перспективные направления и задачи ведомственной программы обеспечения занятости населения в Чувашии в 2011 – 2013 гг. 52
Глава 3. Проблемные аспекты реализации государственной политики обеспечения занятости населения и пути их решения 59
3.1. Проблемы в обеспечения занятости населения и развития рынка труда в Чувашской Республике и их причины 59
3.2. Направления совершенствования государственной политики занятости населения и развития рынка труда в Чувашии 61
Заключение 67
Список использованной литературы 70

Файлы: 1 файл

Untitled.doc

— 404.50 Кб (Скачать файл)

Республиканская целевая программа развития образования в Чувашской Республике на 2011–2020 годы, принятая постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 сентября 2008 г. № 293. Программа содержит проект «Кадры в образовании: горизонтальная карьера, квалификация мирового уровня», предусматривающий создание условий для планирования профессионального развития и горизонтальной карьеры персонала образовательных учреждений, обеспечивающего решение задач индивидуализации общего образования.

Подпрограмма  «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Чувашской Республике» Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2011–2020 годы, принятой постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 сентября 2008 г. № 293. Подпрограммой предусмотрено направление «Повышение уровня профессиональной компетентности кадров, осуществляющих воспитательную деятельность».

Подпрограмма  «Развитие системы дошкольного  образования в Чувашской Республике на 2011–2020 годы» Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2011–2020 годы, принятой постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 сентября 2008 г. № 293. Подпрограмма включает мероприятия по направлению «Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования». Цель мероприятий данного направления – создание системы непрерывного образования, модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Республиканская целевая программа поддержки развития моногорода Новочебоксарска на 2010–2015 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 ноября 2010 г. № 383. Программой предусмотрены дополнительные мероприятия по содействию занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда в г. Новочебоксарске.

Республиканская целевая программа поддержки  модернизации моногорода Алатыря на 2011–2015 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 апреля 2011 г. № 162. Программой предусмотрены дополнительные мероприятия по содействию занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда в г. Алатыре.

2.2. Анализ реализации  государственной политики обеспечения  занятости населения в Чувашской Республике за период 2010 – 2011 гг.

В 2010 году завершилось  выполнение Республиканской целевой  программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в  Чувашской Республике на 2008 - 2010 годы.

В республике внедрена уникальная система мониторинга условий и охраны труда. Необходимо продолжить работу по ее совершенствованию и автоматизации. В 2011 году планируется полностью автоматизировать процессы мониторинга на всех уровнях. Основные результаты мониторинга условий и охраны труда будут доступны для всех пользователей сети Интернет в режиме реального времени. Необходимо создать и внедрить системы мониторинга условий и охраны труда на крупных и средних предприятиях республики путем интеграции их в системы управления охраной труда, что позволит перейти к полноценной системе управления профессиональными рисками.

Важным направлением в области улучшения условий  и охраны труда остается аттестация рабочих мест по условиям труда. В 2010 году аттестацию рабочих мест по условиям труда провели 199 организаций (в 2009 году - 146). В рамках реализации Республиканской целевой программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2011 - 2013 годы планируется провести аттестацию рабочих мест в 139 бюджетных организациях здравоохранения, социального обслуживания населения, образования, культуры и спорта. В связи с этим одной из главных задач в этой сфере является качественное и эффективное проведение аттестации не только с организационной и технической стороны, но и с точки зрения эффективного использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики22.

В республике успешно  развивалась система сертификации организации работ по охране труда  в организациях. Однако в связи  с признанием утратившим силу приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 апреля 2002 г. № 28 "О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 июля 2002 г., регистрационный № 3622) обязательная система сертификации работ по охране труда прекратила свое существование. Сегодня активно развивается добровольная система сертификации организации работ по охране труда (далее - ДССОТ). В республике появились организации, которые получили право на проведение ДССОТ. По состоянию на 1 июня 2011 г. в Чувашии выдано 6 сертификатов соответствия организации работ по охране труда. Данное направление работы в республике также требует поддержки и развития.

На муниципальном  уровне ведется системная и комплексная работа по улучшению условий и охраны труда, ее координаторами выступают ОСЗН совместно с органами местного самоуправления. Продолжается работа по созданию служб охраны труда у работодателей с численностью работающих более 50 человек. На 1 января 2010 г. доля таких работодателей, укомплектованных специалистами по охране труда или имеющих службу охраны труда, составила 89,2% (на 1 января 2010 г. - 85,3%). В Чувашии действуют 1198 служб охраны труда, в которых работают 1305 специалистов (инженеров) по охране труда. При этом 131 служба охраны труда действует у работодателей с численностью работающих менее 50 человек. Необходимо продолжить работу по совершенствованию, развитию и координации деятельности служб охраны труда.

Особого внимания заслуживает проведение Дня безопасности, целью которого является привлечение внимания населения к вопросам безопасности во всех сферах жизнедеятельности. Стал традиционным День безопасности в г. Чебоксары, который посвящается Всемирному дню охраны труда (28 апреля) и Дню пожарной охраны (30 апреля). Из года в год расширяется круг участников и заинтересованных организаций, а также людей, посещающих данное мероприятие. В рамках Дня безопасности в Чебоксарах проходит выставка специальной спасательной, пожарной и медицинской техники, современных средств защиты и безопасности. С 2010 года подобные мероприятия проводятся в большинстве муниципальных районов и городских округов. Работа в этом направлении будет продолжена. Минздравсоцразвития Чувашии будут разработаны методические рекомендации по организации и проведению Дня безопасности23.

Еще одним направлением в работе по улучшению условий  и охраны труда у работодателей  стало внедрение современных  систем управления, основанных на международных  стандартах менеджмента качества, экологической безопасности, производственной безопасности и здоровья (OHSAS 18001:2007, ГОСТ 12.0.230-2007). В 2010 году в 450 организациях внедрена современная система управления охраной труда. С 1 июля 2010 г. вступили в силу национальные стандарты ГОСТ Р 12.0.009-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению", ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию" и ГОСТ Р 12.0.008-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит)". В связи с этим одной из главных задач в 2011 году станет внедрение современных систем управления охраной труда на предприятиях малого бизнеса, совершенствование, оценка эффективности и аудит действующих систем управления охраной труда с учетом новых требований.

В 2011 году на развитие рынка труда Чувашской Республики оказывало положительное влияние улучшение ситуации в экономике и реализация целевых программ в области содействия занятости населения.

Объем неполной занятости в организациях в 2011 году уменьшился в 6,4 раза: на 11 января 2012 г. численность работников, находящихся в режиме неполной занятости, составила 2259 человек (на 29 декабря 2010 г. – 14483 человека).

В большинстве  видов экономической деятельности наблюдалась тенденция к росту спроса на рабочую силу. В банк вакансий органов службы занятости в 2011 году поступили сведения от работодателей о 96,0 тыс. свободных рабочих мест (должностей служащих), что на 11,0 процента больше по сравнению с 2010 годом.

За содействием  в трудоустройстве в органы службы занятости республики в 2011 году обратилось 59,3 тыс. человек, что составляет 82,3 процента к 2010 году24.

В 2011 году в республике осуществлялась реализация Ведомственной  целевой программы содействия занятости населения Чувашской Республики на 2011–2013 годы и Республиканской целевой программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2011 год.

Участниками двух программ стали более 113 тыс. человек. При содействии органов службы занятости трудоустроено на постоянную и временную работу 44,9 тыс. человек (106,2% от годового плана) (табл. 1).

Таблица 1.

Выполнение  плановых показателей по программным  мероприятиям  
Ведомственной целевой программы содействия занятости населения  
Чувашской Республики на 2011–2013 годы25

Наименование  мероприятий

План (контрольные) показатели

2011 года, человек

Факт за 2011 год, человек

Выполнение показателей

2011 года, процентов

Профессиональное  обучение безработных граждан

3926

4182

106,5

Организация общественных работ

6710

7009

104,5

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время

14700

16041

109,1

Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте 18–20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые

188

190

101,1

Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы

680

739

108,7

Организация профессиональной ориентации граждан

48727

49958

102,5

Психологическая поддержка безработных граждан

1375

1642

119,4

Организация ярмарок  вакансий и учебных рабочих мест, единиц

200

219

109,5

Организация социальной адаптации безработных граждан

3111

3273

105,2

Оказание содействия самозанятости безработных граждан

660

697

105,6


 

В мероприятиях Республиканской целевой программы  дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда  Чувашской Республики на 2011 год приняли участие 13713 человека, что составляет 125,4 процента от предусмотренной программой численности. На реализацию программы направлено 269,5 млн. рублей (Прил. 1).

Эффективность влияния реализации программных  мероприятий на сферу занятости населения и рынок труда характеризуют следующие показатели:

численность безработных  граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения, снизилась с 14478 человек на начало до 8062 человек на конец 2011 года, или на 44,3 процента;

уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности  экономически активного населения снизился с 2,1 процента на 1 января 2011 г. до 1,2 процента на 1 января 2012 года;

уровень безработицы, рассчитанный в соответствии с методологией Международной организации труда, в среднем за сентябрь – ноябрь 2011 года составил 6,4 процента по отношению к численности экономически активного населения, что на 1,5 процентных пункта ниже, чем в аналогичном периоде 2010 года;

коэффициент напряженности  рынка труда (численность незанятых  граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения, в расчете на одну вакансию, заявленную работодателями) снизился с 2,9 единицы на начало до 0,6 единицы на конец 2011 года.

2.3. Перспективные  направления и задачи ведомственной  программы обеспечения занятости  населения в Чувашии в 2011 – 2013 гг.

Исходя из основных функций, возложенных на Госслужбу занятости Чувашии, стратегической целью Программы является обеспечение продуктивной занятости экономически активного населения,  повышение качества оказания государственных услуг в сфере занятости населения.

С учетом поставленной цели предполагается решение следующих задач:

трудоустройство граждан, ищущих работу;

профессиональная  подготовка, переподготовка, повышение  квалификации и психологическая поддержка безработных граждан, профессиональная ориентация населения;

социальная  поддержка безработных граждан;

Реализация  мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться в 2011-2013 годах: объем финансирования Программы в 2011-2013 годах составит 1401964,9 тыс. рублей (в 2012 году – 488318,9 тыс. рублей). Из них по источникам финансирования: средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 163592,6 тыс. рублей (в 2012 году  80072,2 тыс. рублей); средства федерального бюджета – 1194299,3 тыс. рублей (в 2012 году – 398415,7 тыс. рублей); внебюджетные источники – 44073,0 тыс. рублей (в 2012 году -  9831,0 тыс. рублей).

Информация о работе Проблемные аспекты реализации государственной политики обеспечения занятости населения и пути их решения