Проблемные аспекты реализации государственной политики обеспечения занятости населения и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:44, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является выявление проблем в реализации государственной политики в сфере труда и обеспечения занятости населения в Чувашской Республике и внесение предложений по их решению.
Поставленная цель обусловила постановку следующих задач:
1. установить содержание и формы реализации государственной политики в сфере труда и обеспечения занятости населения на региональном уровне;
проанализировать состав и динамику развития нормативно-правовой базы развития рынка труда и обеспечения занятости населения в Российской Федерации и в Чувашской Республике;
исследовать деятельность Государственной службы занятости населения Чувашской Республики по борьбе с безработицей и развитию рынка труда;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Государственная политика в сфере труда и обеспечения занятости населения в Российской Федерации и формы ее реализации. 7
1.1. Направления и формы обеспечения занятости населения как составляющие государственной социальной политики 7
1.2. Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере труда и занятости населения в Российской Федерации и Чувашской Республике 14
1.3. Система и полномочия государственных органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере труда и занятости населения 21
Глава 2. Деятельность органов государственной власти Чувашской Республики по реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения 32
2.1. Разработка и реализация республиканских целевых и ведомственных программ обеспечения занятости населения в деятельности органов государственной власти Чувашской Республики 32
2.2. Анализ реализации государственной политики обеспечения занятости населения в Чувашской Республике за период 2010 – 2011 гг. 46
2.3. Перспективные направления и задачи ведомственной программы обеспечения занятости населения в Чувашии в 2011 – 2013 гг. 52
Глава 3. Проблемные аспекты реализации государственной политики обеспечения занятости населения и пути их решения 59
3.1. Проблемы в обеспечения занятости населения и развития рынка труда в Чувашской Республике и их причины 59
3.2. Направления совершенствования государственной политики занятости населения и развития рынка труда в Чувашии 61
Заключение 67
Список использованной литературы 70

Файлы: 1 файл

Untitled.doc

— 404.50 Кб (Скачать файл)

Предусматривается увеличение числа бюджетных мест по подготовке квалифицированных специалистов для высокотехнологичных секторов экономики, а также для агропромышленного и строительного комплексов.

В этих целях  будет проводиться мониторинг востребованности экономики в соответствующих  специалистах, а также проведение профориентационной работы среди выпускников образовательных учреждений.

Важными мерами будут принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, что  будет способствовать трудоустройству  выпускников учреждений профессионального образования, а также распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.

Предполагается  создание более 2,5 тысяч малых предприятий, что позволит создать до 30 тысяч  рабочих мест, в первую очередь для выпускников вузов Будет оказана поддержка субъектам Российской Федерации, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить реализацию первоочередных социальных обязательств, в т.ч. на которые уже предоставляются субсидии из федерального бюджета, увеличить общий объем субсидий на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных и репрессированных и граждан имеющих детей), на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, на оплату труда приемного родителя, а также на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг8.

При этом в первоочередном порядке указанные субсидии будут  предоставляться наиболее нуждающимся  субъектам Российской Федерации.

В условиях усиления значимости социальной помощи населению и увеличения ее объемов будет уделено особое внимание повышению качества и оперативности предоставления государством соответствующих социальных услуг. В частности, будет значительно расширено оказание электронных услуг населению, что позволит снизить временные и финансовые затраты граждан.

В целях сдерживания  роста цен на социально значимые товары, прежде всего на продовольствие, Правительство усилит антимонопольный  контроль за сферой торговли. Будет  выявляться и пресекаться злоупотребление организациями торговли доминирующим положением, также будут пресекаться бизнес-практики, приводящие к дискриминации отечественных сельхозтоваропроизводителей и иных поставщиков, к неоправданному росту цен на продовольствие. Одновременно, совместно с региональными и муниципальными властями, будут предприниматься меры по развитию конкуренции в сфере торговли, в том числе за счет повсеместного распространения ярмарок выходного дня, создания благоприятных условий для деятельности магазинов «шаговой доступности», сельскохозяйственных рынков развития малого бизнеса в сфере торговли.

1.2. Нормативно-правовые  основы государственной политики  в сфере труда и занятости  населения в Российской Федерации и Чувашской Республике

Конституция Российской Федерации провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства. Одним из направлений защиты прав и свобод является защита трудовых прав граждан.

Закон  «О занятости населения»9 определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Гарантии государства  по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

Участие государственных  органов оговорено в нормативно-правовой документации как федерального, так и регионального уровня. На федеральном уровне регламентация ведется в Конституции Российской Федерации и Трудовом кодексе Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2008 № 194  "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2008 год", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 № 458 (ред. от 14.12.2006) "Об утверждении порядка регистрации безработных граждан", Постановление  правительства об утверждении порядка  исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.

В новых условиях финансирования реформирование структуры  органов службы занятости было направлено на разделение территориальных органов  по выполняемым функциям на:

- органы государственного  управления на уровне всех  субъектов Российской Федерации  - Департаменты федеральной государственной службы занятости населения, штатная численность которых составляет 6250 человек, занимающиеся разработкой и реализацией государственной политики занятости. Департаменты, находящиеся в центрах федеральных округов, получили ряд новых функций, связанных с координацией работы в округе в сфере содействия занятости населения и взаимодействием с аппаратом Полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе;

- органы, непосредственно  предоставляющие услуги населению по содействию в трудоустройстве - государственные учреждения- центры занятости населения (штатная численность основного персонала составляет 27028 человек) в 2242 городах и районах. Центры занятости населения постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2001 года № 341 включены в перечень организаций, находящихся в ведении Минтруда России.

Таким образом, структура органов федеральной  государственной службы занятости  населения состоит из управленческого  звена - Минтруда России и Департаменты федеральной государственной службы занятости населения во всех субъектах Российской Федерации, и исполнительного звена - центров занятости населения.

Федеральная государственная  служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Деятельность ФГСЗ направлена на:

- оценку состояния  и прогноз развития занятости  населения, информирование о положении на рынке труда;

- разработку  и реализацию федеральной, территориальных  (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

- содействие  гражданам в поиске подходящей  работы, а работодателям в поиске необходимых работников;

- организацию  при необходимости профессиональной  ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

- осуществление  социальных выплат в виде пособия  по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно10.

Федеральная государственная  служба занятости организационно самостоятельна. Ее работу возглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который для осуществления своих полномочий создает территориальные органы. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, включающей:

- разработку  мер финансово-кредитной, инвестиционной  и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию рабочих мест;

- правовое регулирование  в области занятости на основе  соблюдения законных прав, интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, направленное на дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;

- совершенствование  разработки и реализации федеральной  и территориальных программ содействия занятости населения;

- создание и  развитие инфраструктуры рынка  труда.

Для финансирования мероприятий, связанных с разработкой  и реализацией государственной политики занятости Федеральная государственная служба занятости образовывает государственный фонд занятости населения. Порядок формирования и расходования средств фонда занятости населения определен Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»11.

Российский  рынок труда напрямую не связан, практически ни с каким другим рынком. Ответ на вопрос очень прост. Ведь состояние рынка труда России индивидуально. Оно абсолютно не похоже на другие рынки. Рынок труда России, показывает статистика, довольно часто колеблется. Это не дает ему возможность развиваться и конкурировать с другими. Инфраструктура и становление рынка труда России 2008 год не было завершено.

Программы направлены на создание условий для развития рынка труда и эффективной  занятости населения, снижение напряженности  на рынке труда в районах с  высоким уровнем безработицы; обеспечение адресной поддержки граждан, особо нуждающихся в социальной защите; повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы.

Развитие на региональном уровне системы регулирования  рынка труда объясняется особой важностью для социально-экономической ситуации и для политической судьбы региональных лидеров таких проблем, как обеспечение занятости населения, уровня заработной платы, объема налоговых поступлений в региональный бюджет и в социальные фонды. В условиях, когда на федеральном уровне политика занятости и доходов оказалась подчиненной сначала решению задач приватизации, а потом – достижению финансовой стабилизации, на региональные органы власти упала ответственность за социальные последствия складывающейся на рынке труда ситуации. Для нейтрализации негативных последствий сокращения занятости и снижения заработной платы финансовых средств у них не было. Оставался один путь – прямое воздействие, прежде всего, на крупные компании, действующие в регионе, в интересах поддержания уровня занятости и оплаты труда.

Объектом социальной политики являются формирование условий  достойной жизни населения, поддержание  и развитие человека как высшей ценности любого общества. Социальная политика включает политику регулирования доходов, занятости, социально-трудовых отношений, социального обеспечения; политику в сферах здравоохранения, образования, физкультуры, спорта и туризма; семейную, женскую и молодежную социальную политику.

Нормативно-правовое регулирование рынка труда в  Чувашии производится в соответствии с российским федеральным законодательством и дополняется республиканскими законодательными актами, призванными скорректировать проблемную ситуацию на рынке труда в Чувашии.

Постановление Кабинета Министров ЧР "О внесении изменений в Республиканскую  целевую программу снижения напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2010 год"12 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года. В новой редакции изложены некоторые положения Республиканской целевой программы снижения напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2010 год.

Приказом Минфина  ЧР "О порядке премирования, выплаты  материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и единовременного  поощрения"13 утверждены Положения о порядке премирования государственных гражданских служащих Чувашской Республики, работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Чувашской Республики, и работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих, аппарата Министерства финансов Чувашской Республики и территориальных органов Министерства финансов Чувашской Республики в районах и городах и о порядке выплаты материальной помощи государственным гражданским служащим Чувашской Республики, работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Чувашской Республики, и работникам, осуществляющим профессиональную деятельность по профессиям рабочих, о порядке единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим Чувашской Республики, работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Чувашской Республики, о порядке выплаты единовременного поощрения государственным гражданским служащим аппарата Министерства финансов Чувашской Республики и территориальных органов Министерства финансов Чувашской Республики в районах и городах.

Постановлением  главы администрации г. Новочебоксарска  ЧР "О тарифной ставке рабочего ЖКХ первого разряда"14 с 1 января 2011 года установлена базовая месячная тарифная ставка рабочего ЖКХ первого разряда в размере 4200 рублей.

В целях совершенствования комплексной системы мер по реализации государственной молодежной политики, дальнейшего развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления и социальной самореализации молодежи, поддержки деятельности молодежных объединений, движений и инициатив Кабинет Министров Чувашской Республики утвердил Постановление "О республиканской целевой программе "Молодежь Чувашской Республики: 2011 - 2020 годы" 15.

Информация о работе Проблемные аспекты реализации государственной политики обеспечения занятости населения и пути их решения