Проблемные аспекты реализации государственной политики обеспечения занятости населения и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:44, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является выявление проблем в реализации государственной политики в сфере труда и обеспечения занятости населения в Чувашской Республике и внесение предложений по их решению.
Поставленная цель обусловила постановку следующих задач:
1. установить содержание и формы реализации государственной политики в сфере труда и обеспечения занятости населения на региональном уровне;
проанализировать состав и динамику развития нормативно-правовой базы развития рынка труда и обеспечения занятости населения в Российской Федерации и в Чувашской Республике;
исследовать деятельность Государственной службы занятости населения Чувашской Республики по борьбе с безработицей и развитию рынка труда;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Государственная политика в сфере труда и обеспечения занятости населения в Российской Федерации и формы ее реализации. 7
1.1. Направления и формы обеспечения занятости населения как составляющие государственной социальной политики 7
1.2. Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере труда и занятости населения в Российской Федерации и Чувашской Республике 14
1.3. Система и полномочия государственных органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере труда и занятости населения 21
Глава 2. Деятельность органов государственной власти Чувашской Республики по реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения 32
2.1. Разработка и реализация республиканских целевых и ведомственных программ обеспечения занятости населения в деятельности органов государственной власти Чувашской Республики 32
2.2. Анализ реализации государственной политики обеспечения занятости населения в Чувашской Республике за период 2010 – 2011 гг. 46
2.3. Перспективные направления и задачи ведомственной программы обеспечения занятости населения в Чувашии в 2011 – 2013 гг. 52
Глава 3. Проблемные аспекты реализации государственной политики обеспечения занятости населения и пути их решения 59
3.1. Проблемы в обеспечения занятости населения и развития рынка труда в Чувашской Республике и их причины 59
3.2. Направления совершенствования государственной политики занятости населения и развития рынка труда в Чувашии 61
Заключение 67
Список использованной литературы 70

Файлы: 1 файл

Untitled.doc

— 404.50 Кб (Скачать файл)

- кадровые. Низкая  квалификация части населения  или не соответствие образования  требованиям экономики не позволяет  трудоустроить значительную часть специалистов, в которых не заинтересован работодатель. 

- правовые. Отсутствие  развитой нормативно-правовой базы  препятствует оптимальным темпам  ликвидации безработицы в регионе.

3.2. Направления  совершенствования государственной  политики занятости населения и развития рынка труда в Чувашии

Основными задачами по дальнейшему регулированию рынка  труда являются:

Дальнейшая  реализация республиканских программ, подпрограмм и планов по обеспечению  экономики Чувашской Республики кадрами.

Совершенствование методики прогноза дополнительных потребностей экономики в кадрах.

Развитие социального  партнерства образовательных учреждений профессионального образования и работодателей в сфере совместной подготовки кадров, в том числе в рамках создаваемых территориальных кластеров.

Кадровое обеспечение  отраслей приоритетных направлений  развития Чувашской Республики, приоритетных инновационных проектов.

Продолжение работы по реструктуризации сети образовательных  учреждений НПО и СПО и оптимизации профилей подготовки в соответствии с потребностями, заявленными работодателями.

Усиление профориентационной работы, дальнейшая популяризация инженерно-технических  специальностей и рабочих профессий, апробация модели функционирования инженерных классов.

Расширение  сети базовых кафедр образовательных учреждений на базе организаций.

Развитие целевой  контрактной подготовки кадров в  образовательных учреждениях СПО  и ВПО, в том числе в ведущих  вузах страны в рамках заключенных договоров о сотрудничестве.

Дальнейшее  развитие системы дополнительного профессионального образования, в том числе внутрифирменного обучения.

Институционализация системы независимой оценки качества подготовки кадров образовательными учреждениями профессионального образования.

Совершенствование педагогических кадров системы профессионального образования, развитие новых форм повышения квалификации, в том числе путем прохождения стажировки в организациях.

Главным направлением политики правительства России в  трудовой сфере остается формирование эффективной системы создания рабочих мест, сохранение кадрового потенциала, опережающее предотвращение роста безработицы.

В целях содействия занятости населения в области  ежегодно реализуются на региональном и местном уровнях программы  содействия занятости населения.

Государственная политика занятости, степень ее реалистичности и регулирующего влияния на сферу занятости и рынок труда зависят по существу от учета двух исходных положений: направленности общей стратегии занятости и характера ее адаптированности к специфическим условиям развития на определенном этапе. Учет общей стратегии занятости, зафиксированной в Законе «О занятости населения РФ», как достижение полной, продуктивной и свободно избранной занятости показывает как бы общую направленность действий, которую надо учесть в конкретной политике занятости на определенный период времени.

Схема разработки государственной политики на ближайшие  годы заключается в переходе от общей  формулировки политики занятости к  ее формулировкам, характерным в  целом для переходного периода  и для его отдельных этапов.

Государственная политика занятости как отражение  стратегии занятости – это  часть социально-экономической политики развития страны, нацеленная на комплексное  и взаимосвязанное с макроэкономическими  условиями решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала.

Применительно к переходному этапу, этапу становления  рыночной экономики и выхода на траекторию устойчивого экономического роста, политика занятости должна быть направлена на обеспечение социально приемлемого уровня занятости при активном содействии переливу рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста производительности труда, при максимально возможной социальной поддержке безработных. Пока не создана более или менее развитая рыночная экономика с присущими ей механизмами регулирования, в том числе в сфере занятости, есть необходимость по указанным выше направлениям усилить государственное регулирование преобразований в сфере занятости путем реализации соответствующей политики занятости.

Государственную политику занятости целесообразно  рассматривать как многоуровневый процесс. В генерализованном виде иерархию процесса можно представить в  виде трех условий: макроуровня, регионального  уровня и микроуровня (уровня предприятий и домохозяйств).

Общепризнанно, что формы занятости трудоспособного  населения определяются формами  собственности на средства производства. Поэтому наиболее перспективным  для нас представляется расширение сферы занятости в различных предприятиях – не только государственных, но и кооперативных, акционерных, арендных, индивидуальных, семейных, частных и пр. Действительно, развитие новых форм хозяйствования связано не только с сокращением рабочей силы (при переводе государственных предприятий в кооперативные, арендные, акционерные), но и с предоставлением новых рабочих мест – преимущественно в так называемом малом предпринимательстве27.

Актуальной  становится задача соответствия профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов и повышения их квалификации с требованиями сегодняшнего дня. Образовательные программы по подготовке специалистов этого рынка должны требовать не только прохождения начальной подготовки, а именно приобретения знаний (теорий, методик, процессов и т.д.) и умений (профессионализм), но и постоянного их совершенствования. Это представляет собой целостный процесс развития, а не просто этап получения знаний, ограниченный во времени. Важную роль здесь должна играть государственная политика формирования рабочей силы.

Разновидность политики на рынке занятости и  переквалификации связана с улучшением качества информации о наличии рабочих  мест, поступающей от потенциальных  работодателей безработным рабочим, и с обеспечением географической мобильности работников. В этом состоит идея биржи труда, которая стремится распространить информацию о свободных рабочих местах для того, чтобы рынок труда функционировал быстрее и мобильнее.

В политике рабочей  силы следует уделить особое внимание программам создания рабочих мест, которые имеют ярко выраженную антикризисную направленность.

В нашей стране есть еще такой резерв – перераспределение  бюджета рабочего времени трудоспособного  населения, что широко применяется  в международной практике регулирования  рынка труда. Средняя продолжительность рабочей недели у нас давно законодательно не сокращалась, незначительно увеличился размер очередного отпуска работника, не введено достаточно жестких ограничений на длину рабочего дня и на использование сверхурочных работ (если, конечно, не считать того, что некоторые предприятия во избежание высвобождения сокращают рабочую неделю или отправляют работников в вынужденные неоплачиваемые отпуска).

Не обойтись нам и без привлечения иностранного капитала. Иностранный капитал, вложенный в российскую экономику в любом виде (совместные предприятия, акции, иностранные фирмы и проч.), создает новые, как правило, высокооплачиваемые рабочие места28

Создание новых  рабочих мест требует от государства  довольно крупных материальных затрат. Даже в Швеции, где уровень безработицы составлял 2%, на решение проблем занятости затрачивалось 6,5% госбюджета, причем 70% этих средств шло на образование дополнительных рабочих мест. Поэтому обществу порой выгоднее содержать временно не занятых в общественном производстве, чем создавать для них рабочие места.

В этой связи  необходимы новые, неординарные меры, способные ослабить давление на рынок  труда, сокращая предложение рабочей  силы. К числу наиболее очевидных  мероприятий такого рода, по нашему мнению, следует отнести:

расширение  сферы обучения с отрывом от производства;

увеличение  продолжительности общей и специальной  подготовки работников;

повышение частоты  переподготовки работников на специальных  курсах;

увеличение  продолжительности оплачиваемых отпусков работающим женщинам (по беременности, родам, уходу за детьми);

проведение  пенсионной реформы, предусматривающей  снижение верхних границ трудоспособного  возраста и увеличение размера пенсий до такого уровня, который позволял бы не изыскивать дополнительных источников существования.

Согласно экспертным оценкам, реализация только этих мероприятий  может снизить численность лиц, нуждающихся в трудоустройстве, примерно на 10%. Разумеется, реализовать  эти мероприятия в полном объеме будет весьма сложно по причине нехватки средств для финансирования социальных программ в условиях острого бюджетного дефицита. Но этим можно резко ускорить решение проблем занятости.

Заключение

Правовые основы государственного регулирования занятости  в нашей стране разрабатывались  в полном соответствии с принятыми международными обязательствами и ратифицированными нашей страной основополагающими конвенциями МОТ.

Основным законодательным  актом выступает федеральный  закон «О занятости населения  в Российской Федерации», в который  по мере изменения ситуации в стране и направленности государственной политики в сфере занятости вносились изменения и дополнения. Им определены права граждан в сфере занятости, принципы и формы проведения государственной политики, регламентирован правовой и организационный статус Федеральной государственной службы занятости как единой федеральной системы органов и учреждений, деятельность которых направлена на решение широкого круга проблем. В их числе – оценка и составление прогнозов развития занятости, разработка реализации программ и мероприятий по содействию занятости, содействие гражданам в поиске работы, а работодателям – в подборе необходимых им работников, а также учет в стране безработных и осуществление социальных выплат гражданам, признанных в установленном порядке безработными.

Данным законом  определен и порядок финансирования политики занятости, в который с 2002 г. внесены существенные изменения.

Весьма значительной вехой в развитии законодательства о занятости населения следует  считать федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от 27.12.2005 г. № 199-ФЗ.

Вносимые им существенные изменения сводятся к  четкому разграничению функций  федерального органа исполнительной власти и органов местного самоуправления в содействии занятости населения и к значительному расширению полномочий субъектов Российской Федерации и их органов в этой сфере. Это означало передачу значительного числа полномочий федерального центра органам государственной власти в регионах.

В числе переданных полномочий следует выделить контроль государственных гарантий в области  занятости населения, приема на работу инвалидов в пределах установленной  квоты и их регистрация в качестве безработных, регистрация безработных граждан и содействие им в поиске подходящей работы, включая определенные государственные услуги по содействию в поиске подходящей работы, организация профессиональной переориентации безработных, социальных выплат и ряд других.

Данным законодательным актом установлен порядок финансирования переданных на региональный уровень полномочий посредством субвенций из федерального бюджета, определяемых исходя из численности населения.

Органы местного самоуправления получили право участвовать в финансировании общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Оценивая процесс  эволюции законодательной базы в  диссертации подчеркнуто, что он является прямым отражением процесса реализации государственной административной реформы, а также накопленного опыта успешного функционирования органов службы занятости населения в регионах, проведение последними политики содействия занятости и борьбы с безработицей с учетом их специфики и особенностей их социально-экономического развития.

Безработица затронула  почти все отрасли российской экономики, кроме производителей товаров  первой необходимости и фармацевтики.

В рамках активной политики наиболее значительными были следующие виды расходов: инвестиционная помощь органов службы занятости по поддержанию жизненно важных предприятий и льготные кредиты малым предприятиям; финансовая помощь крупным предприятиям государственной формы собственности в целях сохранения рабочих мест, а также предприятиям социальной сферы; обучение и переобучение безработных в соответствии с тенденциями спроса; организация общественных работ.

Главным инструментом реализации политики в сфере занятости  были федеральные программы по содействию занятости, направленные на преодоление безработицы в условиях дефицита рабочих мест и поддержания на определенном уровне занятости.

Информация о работе Проблемные аспекты реализации государственной политики обеспечения занятости населения и пути их решения