Проблемные аспекты реализации государственной политики обеспечения занятости населения и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:44, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является выявление проблем в реализации государственной политики в сфере труда и обеспечения занятости населения в Чувашской Республике и внесение предложений по их решению.
Поставленная цель обусловила постановку следующих задач:
1. установить содержание и формы реализации государственной политики в сфере труда и обеспечения занятости населения на региональном уровне;
проанализировать состав и динамику развития нормативно-правовой базы развития рынка труда и обеспечения занятости населения в Российской Федерации и в Чувашской Республике;
исследовать деятельность Государственной службы занятости населения Чувашской Республики по борьбе с безработицей и развитию рынка труда;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Государственная политика в сфере труда и обеспечения занятости населения в Российской Федерации и формы ее реализации. 7
1.1. Направления и формы обеспечения занятости населения как составляющие государственной социальной политики 7
1.2. Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере труда и занятости населения в Российской Федерации и Чувашской Республике 14
1.3. Система и полномочия государственных органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере труда и занятости населения 21
Глава 2. Деятельность органов государственной власти Чувашской Республики по реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения 32
2.1. Разработка и реализация республиканских целевых и ведомственных программ обеспечения занятости населения в деятельности органов государственной власти Чувашской Республики 32
2.2. Анализ реализации государственной политики обеспечения занятости населения в Чувашской Республике за период 2010 – 2011 гг. 46
2.3. Перспективные направления и задачи ведомственной программы обеспечения занятости населения в Чувашии в 2011 – 2013 гг. 52
Глава 3. Проблемные аспекты реализации государственной политики обеспечения занятости населения и пути их решения 59
3.1. Проблемы в обеспечения занятости населения и развития рынка труда в Чувашской Республике и их причины 59
3.2. Направления совершенствования государственной политики занятости населения и развития рынка труда в Чувашии 61
Заключение 67
Список использованной литературы 70

Файлы: 1 файл

Untitled.doc

— 404.50 Кб (Скачать файл)

Логика этой политики такова, что каждый здоровый человек должен самостоятельно зарабатывать средства для обеспечения своей семьи (это его долг!), а государство – лишь посредник, предоставляющий ему возможность занятости.

На разработку и реализацию активной политики на рынке труда влияет множество факторов и условий, среди которых следует выделить21:

международные трудовые нормы, устанавливающие основные права, как свободно избранная занятость, равенство возможностей и обращения и пр.;

сложившийся тип  социально-трудовых отношений (в РФ в действительности это трипартизм), поскольку широко признается тот факт, что любая политика, в том числе и активная политика на рынке труда, имеет больше шансов на успех, если ей обеспечены признание и поддержка предпринимателей, трудящихся и других заинтересованных социальных групп;

разнообразие  условий, характерных для рынков труда различных стран и отдельных регионов внутри страны.

При проведении активной политики на рынке труда необходимо учитывать: возрастно-половую структуру занятых, незанятых, безработных; средний возраст вступления в ряды рабочей силы и его влияние на уровень квалификации трудящихся; доход семьи, получаемый от работы по найму, государственных пособий, самостоятельной занятости, аренды, процентного дохода от недвижимости, и т.п.; степень урбанизации и масштабы формальной и неформальной занятости в городах, уровень аграрной и неаграрной занятости; распределение предприятий по их размерам и формам собственности; открытость экономики для международной конкуренции, в частности доля торговли в национальном доходе, значение иностранных инвестиций; развитие и эффективность трудовых институтов, в том числе организаций предпринимателей и трудящихся; масштабы, охват и степень использования трудового законодательства, защита трудящихся и социальное страхование. Реализация активной политики на рынке труда тесно связана со структурными преобразованиями экономики в регионах и формированием эффективных методов ее регулирования. Пассивная политика государства на рынке труда ограничена мерами: регистрации ищущих работу, определением пособия по безработице, организацией системы предоставления пособия по безработице, осуществлением неденежных форм поддержки безработных и членов их семей и т.п.

Инструментом  реализации региональных и территориальных  программ содействия занятости населения  является:

1) Комплекс мероприятий  по содействию занятости населения: 

- информирование  населения и работодателей о  положении на рынке труда, данных о потребности в работниках и ищущих работу, о возможностях профессионального обучения;

- оказание консультационных  услуг; 

- трудоустройство  на вакантные рабочие места,  квотируемые рабочие места различных  категорий граждан, особо нуждающихся  в социальной защите;

- организация  общественных работ; 

- организация  временного трудоустройства особо  нуждающихся в социальной защите  граждан; 

- организация  временного трудоустройства несовершеннолетних  граждан в возрасте от 14 до 18 лет; 

- содействие  само занятости граждан;

- организация  ярмарок вакансий и учебных  рабочих мест;

- социальная  адаптация безработных граждан; 

2) Профессиональное  обучение безработных граждан. 

3) Профессиональная  ориентация безработных граждан  и незанятого населения. 

4) Социальная поддержка безработных граждан.

Развитие на региональном уровне системы регулирования  рынка труда объясняется особой важностью для социально-экономической  ситуации и для политической судьбы региональных лидеров таких проблем, как обеспечение занятости населения, уровня заработной платы, объема налоговых поступлений в региональный бюджет и в социальные фонды. В условиях, когда на федеральном уровне политика занятости и доходов оказалась подчиненной сначала решению задач приватизации, а потом – достижению финансовой стабилизации, на региональные органы власти упала ответственность за социальные последствия складывающейся на рынке труда ситуации. Для нейтрализации негативных последствий сокращения занятости и снижения заработной платы финансовых средств у них не было. Оставался один путь – прямое воздействие, прежде всего, на крупные компании, действующие в регионе, в интересах поддержания уровня занятости и оплаты труда.

Глава 2. Деятельность органов государственной власти Чувашской Республики по реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения

2.1. Разработка  и реализация республиканских  целевых и ведомственных программ  обеспечения занятости населения  в деятельности органов государственной власти Чувашской Республики

 

Республиканская программа сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003–2005 годы и на период до 2015 года, утвержденная Указом Президента Чувашской Республики от 4 августа 2003 г. № 81. Основной целью Программы является формирование кадрового потенциала, адекватного возрастающей потребности реального сектора экономики, непроизводственной сферы в квалифицированных кадрах руководителей, специалистов, рабочих. В процессе достижения поставленных целей предстоит обеспечить выполнение следующих задач: обеспечение баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда; ликвидация территориального дисбаланса в наличии квалифицированных специалистов в сельских районах и малых городах республики; создание эффективного механизма взаимовыгодных отношений производителя и потребителя профессиональных образовательных услуг.

Последовательная  реализация Программы позволит создать  условия для реализации прав граждан  на непрерывное профессиональное образование, обеспечить сбалансированность рынка образовательных услуг и рынка труда.

Реализация  намеченных мер позволит повысить качество профессионального образования, создаст конкуренцию между образовательными учреждениями и приведет к оптимизации сети образовательных учреждений, в том числе прекращению деятельности образовательных учреждений, не способных обеспечить качество образовательного процесса.

Повышение качества и конкурентоспособности рабочей  силы, подготовка высококвалифицированных  специалистов, приведение профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствие с текущими и перспективными потребностями экономики будут способствовать сокращению безработицы среди населения, ускорению темпов социально-экономического развития республики.

Обеспечение отраслей квалифицированными кадрами предусмотрено в других государственных программах Чувашской Республики и республиканских целевых программах и подпрограммах.

Республиканская целевая программа комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011–2015 годы и на период до 2020 года, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 февраля 2011 г. № 60. Целями Программы являются:

создание и  развитие конкурентоспособной и  социально ориентированной системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающей инновационное развитие экономики Чувашской Республики;

формирование  конкурентоспособной, социально и  профессионально мобильной личности, владеющей общечеловеческими нормами нравственности, культуры, здоровья и межличностного взаимодействия и способной обеспечивать устойчивое повышение качества собственной жизни и общества в целом.

Задачами Программы  являются:

интеграция  бизнеса, науки и образования  путем создания производственно-научно-образовательного комплекса по кластерным группам;

внедрение инновационных  организационно-экономических моделей  и механизмов, повышающих экономическую и социальную эффективность системы образования, обеспечивающих инвестиционную привлекательность и опережающее развитие системы профессионального образования;

переход от государственно-общественного  управления образованием к общественно-государственному управлению;

создание республиканской  системы прогнозирования и постоянного  мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной специализации и квалификации с учетом общемировых тенденций;

осуществление перехода на кредитно-модульную систему  непрерывного профессионального образования, опережающую темпы развития экономики  и позволяющую обеспечить гибкость, мобильность, личностную направленность получения образовательных услуг в соответствии с запросами рынка труда;

создание мотивационных  схем кадрового обновления системы  профессионального образования, обеспечение образовательных учреждений профессионального образования квалифицированными педагогическими кадрами, способными работать в условиях постоянного обновления профессиональной деятельности;

создание условий  для формирования традиционных и  трансверсальных компетентностей;

обеспечение всеобщего доступа учащихся и студентов образовательных учреждений профессионального образования к образовательным ресурсам глобальной информационно-телекоммуникационной сети Интернет, внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения;

создание условий  для обеспечения роста самосознания и гражданского взросления общества путем воспитания толерантной, поликультурной личности;

создание условий  для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования здорового образа жизни;

повышение потенциала личностной и профессиональной адаптации  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе их социализации.

Республиканская комплексная программа инновационного развития промышленности Чувашской  Республики на 2010–2015 годы и на период до 2020 года, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 мая 2009 г. № 178. В системе программных мероприятий предусмотрен подсистемный блок «Кадровое обеспечение инновационных процессов в Чувашской Республике», мероприятия которого направлены на создание и развитие эффективных механизмов управления, развития и  использования кадрового потенциала для осуществления инновационных процессов  в Чувашской Республике, обеспечивающих завершенность и целостность республиканской системы непрерывного образования.

Республиканская программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства  в Чувашской Республике на 2010–2020 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. № 105. Перечень программных мероприятий содержит раздел «Кадровое обеспечение малого и среднего предпринимательства». Предусмотрены мероприятия по проведению семинаров по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства для руководителей и специалистов органов местного самоуправления в целях обеспечения преемственности политики поддержки малого и среднего предпринимательства на государственном и муниципальном уровнях и повышения эффективности муниципальных программ, подготовке менеджеров для субъектов малого и среднего предпринимательства различных отраслей народного хозяйства посредством повышения квалификации, разовых лекций и семинаров.

В целях соблюдения требований законодательства о труде  и совершенствования трудовых отношений, улучшения условий труда и обеспечения техники безопасности работающих в малом и среднем бизнесе будет продолжено обучение руководителей организаций малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей по вопросам охраны труда и основам трудовых отношений посредством проведения республиканских семинаров-совещаний по охране труда с руководителями и специалистами малых и средних предприятий, разработки методических рекомендаций, обучения по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда.

Республиканская целевая программа «Развитие  предпринимательства в области народных художественных промыслов, ремесел и производства сувенирной продукции в Чувашской Республике на 2010–2020 годы», утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. № 104. Программа содержит раздел «Государственная образовательная поддержка», мероприятия которого направлены на:

реализацию  образовательных программ по подготовке кадров для народных художественных промыслов и ремесел, специалистов по организации производства сувенирной продукции;

организацию и  проведение мастер-классов по видам  народных художественных промыслов и ремесел для студентов высших и средних специальных учебных заведений, учащихся профессионально-технических училищ, общеобразовательных школ, дошкольных учреждений;

переподготовку  и повышение квалификации специально отобранных преподавателей детских художественных школ, художественных отделений школ искусств и детских художественных студий и т.д.

Реализация  данных мероприятий позволит повысить образовательный уровень кадров для народных художественных промыслов и ремесел, специалистов по организации производства сувенирной продукции.

Республиканская целевая программа «Развитие  биоэкономики в Чувашской Республике до 2020 года», утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 ноября 2010 г. № 385. В рамках задач Программы предусмотрено совершенствование системы подготовки, переподготовки и закрепления кадров на территории Чувашской Республики для обеспечения научно-исследовательской деятельности и потребностей биотехнологических предприятий, направленное на создание и развитие эффективных механизмов подготовки специалистов и научных кадров в области биотехнологий, создание единого образовательного пространства биотехнологической направленности.

Республиканская целевая программа «Развитие  потребительского рынка и сферы  услуг в Чувашской Республике на 2010–2020 годы», утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. № 107. Одной из задач Программы является развитие кадрового потенциала организаций потребительского рынка и сферы услуг. Комплекс мероприятий по данному направлению включает:

Информация о работе Проблемные аспекты реализации государственной политики обеспечения занятости населения и пути их решения