Контрольная работа по "Государственное управление"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:04, контрольная работа

Описание работы

В данной работе раскрываются основные понятия законности и правопорядка, их значение в современном обществе, а также особенности государственного управления в РФ.
Рассматриваемые вопросы актуальны, так как без наличия законов и других правовых актов, их реализации в жизни невозможно цивилизованное существование государства.
Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной собственности становится равной возможностью для всех.

Содержание работы

15. Значение законности и правопорядка в современном обществе
1. Понятие законности, основные принципы законности.
2. Правопорядок: основы и понятия. Значение законности и правопорядка
в обществе
43. Понятие и принципы государственного управления.
Органы государственного и муниципального управления.

Файлы: 1 файл

Право.docx

— 67.93 Кб (Скачать файл)

Роль законности и правопорядка может быть рассмотрена с различных позиций, и, прежде всего, с точки зрения государства и личности. Для государства эта роль определяется в первую очередь с позиции их места в правовом регулировании общественных отношений. Руководя обществом, государство использует различные методы и средства: экономические, политические, идеологические, организационные и др. Среди них особое место занимает правовое регулирование общественных отношений. Этот метод заключается в том, что государство издает правовые нормы и обеспечивает их всеобщее соблюдение и исполнение, т.е. достигает законности и тем самым добивается правопорядка. (14)

 

 

 

43. Понятие и принципы  государственного управления.

Органы государственного и муниципального управления

 

Государственное управление как область исследований, научная  дисциплина и дисциплина специализации  появилась в нашей стране сравнительно недавно – в начале 90-х гг. ХХ века. В широком смысловом значении государственное управление рассматривается   авторами   как   целостная   сфера   деятельности государственной власти, всех её ветвей, органов, должностных лиц, т.е.  как реализация государственной власти во всех её формах и методах. (4)

Государственное  управление  является  одним  из  видов  социального управления жизнедеятельности человека в государстве и регулирования общественной жизни. Государственное управление необходимо для того, чтобы решать проблемы, возникающие в процессе государственной организации жизни общества. (7)

Профессор   А.И.   Радченко   предлагает   свое   понимание государственного   управления   как   деятельности   исполнительно-распорядительного органа по воздействию на объект управления для его   перевода   в   состояние,   необходимое   для   достижения   цели соответствующего   территориального   образования,   посредством принятия правовых актов, организации и контроля исполнения этих актов и актов органов законодательной (представительной) власти.

Субъект   управления  —   государственные   институты   - организации специальных групп людей, наделенные необходимыми для   управленческих   действий   властными   полномочиями.  

Объект государственного управления - общество в целом или его отдельные группы.

Государственное   управление   слагается   из   совокупности взаимосвязанных   типичных   действий,   образующих   структуру  управленческого процесса. Это: анализ конкретной ситуации; выбор целей;   прогнозирование,   разработка   государственной   стратегии   и планирование   деятельности   по   осуществлению  выбранных   целей, намеченной   стратегии;   информирование   управляемого   объекта; организация;   координация;   активизация   (мотивация, стимулирование);   регулирование;   контроль;   оценка   результатов управления. (4)

Принципы  государственного  управления: 

- выборность  граждан  на  государственные должности и их сменяемость (свободные, без диктаторства выборы);

- отсутствие привилегий государственных служащих;

- наличие обязательной отчетности перед обществом и контроль государственного управления со стороны общества.

Природу и  сущность госуправления характеризуют  такие признаки, как:  определенные ресурсы;  разработка и практическая реализация политики государства; целевая и функциональная специфика госуправления; наличие ответственности за исполнение законодательных актов; использование определенных методов госуправления. (7)

Государственное управление как вид социального управления характеризуется рядом особенностей. Если рассматривать государственное управление в широком смысле слова (буквально как управление делами государства), то его осуществляют все органы государства. Это управление реализуется в следующих формах (видах) деятельности: законодательная деятельность, осуществляемая представительными органами государственной власти; исполнительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти; правосудие, осуществляемое системой судебной власти. (6)

Каждый орган государственной  власти имеет свою особую структуру  и объем полномочий, которые отличают его от других органов государственной власти, но все они вместе выступают как единое целое, как единая государственная власть, осуществляющая функции государства.

Таким образом, орган государственной  власти - это составная, относительно обособленная и самостоятельная  часть государственного механизма, которая участвует в осуществлении функций государства, действует от имени государства и по его поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет установленную государством структуру и компетенцию и применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности. (15)

Ст. 10 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения   ее   на  законодательную,   исполнительную   и   судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Ст. 11 Конституции Российской Федерации гласит, что:

1) государственную власть  в Российской Федерации осуществляют  Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации;

2) государственную власть  в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. (1)

Система органов государственной  власти Российской Федерации строится на определенных принципах, которые в совокупности позволяют государственному механизму осуществлять свои функции:

1. Принцип суверенитета государственной власти, т.е. ее полной независимости внутри страны и на международной арене;

2. Принцип единства системы государственных органов - вся система органов государственной власти должна действовать как единый организм в рамках единого суверенного государства;

3. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

4. Принцип выборности. Этот принцип распространяется на формирование высших представительных органов РФ и ее субъектов - Президента РФ, Президентов и других высших должностных лиц субъектов Федерации;     

5. Принцип участия граждан в формировании и деятельности органов государственной власти (выборы);

6. Принцип деятельности системы государственных органов - право граждан обжаловать в вышестоящий государственный орган или в суд неправомерные действия или бездействие органов государственной власти;

7. Принцип гласности и открытости в порядке формирования и деятельности этих органов (освещение деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации);

8. Принцип разделения властей. В соответствии с этим принципом органы государственной власти РФ делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые соответственно осуществляют основные функции государственной власти (правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную). (15)

Схема власти в РФ представлена на рисунке 3.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 3 Структура власти в  Российской Федерации

 

Единая система государственных  органов должна быть четко и повсеместно  скоординирована. Президент РФ как государственный институт занимает особое, специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов  государственного  значения. Президент РФ является гарантом Конституции РФ. Он контролирует соблюдение конституционных норм всеми органами государства. Он накладывает вето на законы, не соответствующие конституции, приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Президент РФ призван принимать необходимые меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Важнейшая задача Президента РФ — обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. (7) 

Органы законодательной власти - Федеральное собрание РФ в составе двух палат - Государственной думы и Совета Федерации, парламенты - законодательные и представительные органы республик в составе Российской Федерации. Основная их функция - осуществление общефедерального или регионального законодательства, принятие законов. Все органы законодательной власти являются выборными. Кроме законодательной функции, эти органы осуществляют финансово-бюджетные полномочия на соответствующем уровне, а также контроль за деятельностью исполнительных органов власти.

Законодательные органы на всех уровнях являются органами коллегиального характера, которые принимают решения  большинством голосов и решения  которых носят обязательный характер.

Работа депутатов в  законодательных органах в подавляющем  большинстве случаев осуществляется на профессиональной основе, что означает, что депутаты не могут заниматься никакой другой деятельностью или  получать какие-либо дополнительные доходы, кроме зарплаты депутата.

Органы исполнительной власти - это Правительство РФ, Правительства республик в ее составе, Правительства в ряде субъектов (Москва, Санкт-Петербург и другие), администрации краев, областей, автономных округов. Кроме того, к ним относятся министерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти, включая их подразделения в субъектах Федерации, а также комитеты, отделы, управления и другие подразделения исполнительной власти в субъектах Федерации.

Основное назначение органов  исполнительной власти - деятельность по организации исполнения Конституции, других законов и иных правовых нормативных актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального развития, а также решение различных оперативных вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти.

В отличие от органов законодательной  власти органы исполнительной власти РФ и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это означает не только координацию деятельности этих органов, но и обязательность указаний и решений федеральных исполнительных органов для исполнительных органов субъектов Федерации.

Правительство РФ - это коллегиальный орган, основной организационной формой работы которого являются заседания, где обсуждаются и принимаются все основные решения. Процедура проведения заседаний определяется Регламентом Правительства, который утверждается самим Правительством.

Правительство действует  в течение срока полномочий Президента. В соответствии с Конституцией Правительство прежнего состава слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Общие полномочия Правительства РФ заключаются в том, что оно:

- организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;

- осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

- обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ;

- направляет и контролирует деятельность ее органов;

- формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

- реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Судебная  власть независима от законодательной и исполнительной отраслей власти и осуществляется несколькими видами судопроизводства - конституционным, гражданским, административным, уголовным.

Принципы  судебной власти: самостоятельность судов и независимость судей; обязательность судебных постановлений на всей территории РФ; равенство всех перед законом и судом; участие граждан в осуществлении правосудия; гласность судопроизводства; принцип несменяемости судей; неприкосновенность судей; принцип состязательности сторон.

Судебные органы власти действуют  на основе конституционных принципов, гарантирующих защиту прав и свобод граждан: право каждого на свободу и личную неприкосновенность; каждый задержанный имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника); презумпция невиновности; принцип законности. Конституция РФ также устанавливает гарантии от самообвинения, когда никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. (15)

К федеральным органам государственной власти особой компетенции относятся: Прокуратура РФ, Центральный банк России, Счетная палата РФ, Федеральное казначейство и Центральная избирательная комиссия РФ. (7)

Статья 12 Конституции РФ гласит, что  в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. (1)

Местное самоуправление в  Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. (2)

Источниками муниципальной  службы являются: 

Информация о работе Контрольная работа по "Государственное управление"