Контрольная работа по «История государственного управления в России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 22:15, контрольная работа

Описание работы

1. В чем суть естественно-исторических концепций происхождения и функционирования государства?
2. Используя материалы КОПР “История государственного управления в России” сравните взгляды мыслителей по вопросу об условиях, необходимых для наилучшего функционирования государства.
3. С какими положениями этих теорий вы согласны? С чем не согласны

Содержание работы

Задание 1 3
Задание 2 5
Задание 3 6
Задание 4 10
Задание 5 13
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Всероссийский заочный  финансово-экономический институт (ВЗФЭИ)

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«История государственного управления в России»

с использованием компьютерной обучающей программы

 

Вариант № 15

 

 

 

Выполнил студент 3 курса

специальность ГиМУ

 

 

 

ВОРОНЕЖ – 2011

 

План работы

Стр.

Задание 1                3

Задание 2                5

Задание 3                6

Задание 4              10

Задание 5              13

Список литературы            14

 

 

 

Задание 1

  1. В чем суть естественно-исторических концепций происхождения и функционирования государства?
  2. Используя материалы КОПР “История государственного управления в России” сравните взгляды мыслителей по вопросу об условиях, необходимых для наилучшего функционирования государства.
  3. С какими положениями этих теорий вы согласны? С чем не согласны?

 

Естественно-исторические концепции происхождения и функционирования государства основываются на том, что государство естественным образом появляется на определенной стадии развития человеческого общества и что до государства народ должен дорасти.

Как показывает исторический опыт, главные причины возникновения  и развития государства и права лежат вовсе не в сфере морали или религии. Они коренятся в области экономики и в социальной сфере жизни людей.

Вот несколько взглядов древних мыслителей по поводу условий, необходимых для наилучшего функционирования государства:

    1. Государство есть результат длительного и постепенного развития общества. Для сохранения и эффективного функционирования государства необходимы единомыслие граждан, их взаимное сочувствие и взаимопомощь. Для этого граждане должны быть примерно равны в своем имущественном положении – не должно быть слишком бедных и слишком богатых. Управлять должны лучшие: «приличие требует подчинении закону, власти и умственному превосходству», а «глупцам лучше повиноваться, чем повелевать» (Демокрит, Древняя Греция, V – IV вв. до н.э.)
    2. Наилучшим образом функционирует идеальное, то есть справедливое государство, справедливость его состоит в том, что бы каждый человек ту общественно-экономическую роль, к которой он более всего пригоден (Платон, Древняя Греция, V – IV вв. до н.э.).
    3. У варварских народов государства нет. Варвар и раб – понятия тождественные, и отношения господина и раба являются элементами семьи,  анне государства. Государство же является высшей формой общения свободных и равных людей. Политическая власть исходит из отношения свободы и равенства , принципиально отличаясь этим от отцовской власти над детьми и господской властью над рабами. Наилучшая формой правления опирается на умеренность во всем. Население лучшего государства должно быть достаточным, нов то же время легко обозримым, территория – хорошо ориентирована по отношения к морю и материку (Аристотель, Древняя Греция, V – IV вв. до н.э.).
    4. Государство это общее дело, достояние всего народа. Государство возникло из естественной потребности людей жить вместе. Главная причина образования государства – необходимость охранять собственность граждан и их права. Для наилучшего функционирования государства в нем должен действовать принцип разделения властей, правитель должен быть мудрым, справедливым и сведущим в науках о государстве, граждане не должны вредить другим, обязаны помогать попавшим в беду, трудиться для общего блага и защищать Отечество и свободу – «при защите свободы нет частных лиц». В «лучшем» - правовом – государстве «под действие закона должны попадать все» (Цицерон, Древний Рим, I в. до н.э.)

 

Задание 2

  1. Раскройте значение терминов “Боярская Дума”, “системы кормлений”.
  2. К какому периоду в истории российской государственности они относятся?

 

Боярская дума - это  высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии, совет при князе. В эпоху Киевской Руси Боярская дума являлась совещанием князей со своими дружинниками и "старцами градскими" (местной родоплеменной знатью), в удельный период боярские думы представляли собой совет при великом князе. В Московском княжестве в состав Боярской думы входили так называемые "путные бояре" (ведавшие "путями", то есть отдельными отраслями управления) высшие должностные лица: тысяцкий, окольничий, дворецкий и т.д. На завершающем этапе объединения русских земель вокруг Москвы Боярская дума превращается в постоянно действующий орган.

Дума была совещательным  органом, не имела постоянного состава, не была юридически оформлена, однако ее решения оказывали существенное влияние на политику князя. В Думе обсуждались вопросы войны и  мира, избрания князя, издания законов.

В это же время сложилась  система «кормления» - это сборы  с местного населения на содержание местной администрации. На местах, в  городах и в сельской местности  управление находилось в руках князей, посадников, волостелей. За свою работу они получали «корм».

Все эти понятия относятся  к периоду правления Киевской Руси IX-XII веков. 

Задание 3

  1. Какие события из приведенных ниже оказали наиболее сильное влияние на систему государственного управления в первой четверти 19 в.?
  2. Используя материалы соответствующего раздела КОПР “История государственного управления в России” определите, какие факты, характеризующие государственное управление в России данный период, отсутствуют в настоящем списке:

1801 – вступление  на престол Александра I

1802 – начало  министерской реформы  и учреждение  министерств

1803 – положение  об устройстве учебных заведений

1809 – присоединение  к России Финляндии

1810 – учреждение  Государственного совета

1815 – Царство Польское, как особая часть Российской империи, получает конституцию и широкую автономию

Ответ:

В половине второго ночи 12 марта 1801 года граф П. А. Пален сообщил Александру об убийстве отца.

Уже в манифесте от 12 марта 1801 года новый император принял на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу своей премудрой бабки». В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководствоваться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок. Этот недостаток он называл «произволом нашего правления». Для его устранения необходимо было разработать фундаментальные законы, которых почти ещё не было в России. Именно в таком направлении велись преобразовательные опыты первых лет.

8 сентября 1802 года Манифестом «Об учреждении министерств» была начата министерская реформа — было утверждено 8 министерств, заменявших петровские коллегии (ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I):

  • иностранных дел,
  • военных сухопутных сил,
  • морских сил,
  • внутренних дел,
  • финансов,
  • юстиции,
  • коммерции
  • и народного просвещения.

Дела теперь решались единолично министром, отчётным перед  императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами; департаменты — на отделения во главе с начальниками отделений; отделения — на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.

В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений.

Новые принципы в системе  образования:

  1. бессословность учебных заведений,
  2. бесплатность обучения на низших его ступенях,
  3. преемственность учебных программ.

Предварительными правилами 1803 г. все учебные заведения были разделены на 4 разряда: 1) одноклассные приходские училища, заменившие малые народные училища, 2) 3-классные уездные училища, которые должны были быть в каждом уездном городе, 3) 7-летние губернские училища, или гимназии (бывшие главные народные училища) в губернских городах и 4) университеты.

Всей системой образования ведало Главное управление училищ, созданное в 1803 г.

Итогом Финской войны стал так  называемый Фридрихсгамский мир - соглашение, по которому Швеция уступила Финляндию  России.

В 1809 году Финляндия стала  российской провинцией - весьма необычной  и, несомненно, самой свободной, впоследствии с собственной валютой и собственным  парламентом.

Отношения типа "провинция - метрополия" с Россией, то безоблачные, то натянутые, прервались только в декабре 1917 года, когда Финляндия провозгласила независимость.

12 июля 1810 года вышел подготовленный М. М. Сперанским манифест «О разделении государственных дел на особые управления», 25 июня 1811 года — «Общее учреждение министерств».

Этот манифест разделял все государственные дела «в порядке исполнительном» на пять главных частей:

  • внешние сношения, которые находились в ведении министерства иностранных дел;
  • устройство внешней безопасности, которое поручалось военному и морскому министерствам;
  • государственная экономия, которой ведали министерства внутренних дел, просвещения, финансов, Государственный казначей, Главное управление ревизии государственных счетов, Главное управление путей сообщения;
  • устройство суда гражданского и уголовного, которое поручалось министерству юстиции;
  • устройство внутренней безопасности, вошедшее в компетенцию министерства полиции.

Манифестом провозглашалось  создание новых центральных органов государственного управления — министерства полиции и Главного управления духовных дел разных исповеданий.

Число министерств и  приравненных к ним Главных управлений таким образом достигло двенадцати. Началось составление единого государственного бюджета.

В 1815 году Царство Польское получило одну из самых либеральных для тогдашней Европы конституций. Александр I выполнил своё обещание придать конституционной хартии национальный характер и обеспечил полякам возможность самим участвовать в управлении царством.

О создании Государственного совета было объявлено манифестом «Образование Государственного совета» императора Александра I, изданным 1 (13) января 1810 года. Предшественником Госсовета был Непременный совет, учреждённый 30 марта (11 апреля) 1801 года, который неофициально также именовался Государственным советом, поэтому дату основания последнего иногда относят к 1801 году. Образование Государственного совета было одним из элементов программы преобразования системы власти в России, разработанной М. М. Сперанским. Цели его создания были подробно раскрыты в записке Сперанского «О необходимости учреждения Государственного совета».

Членов Государственного совета назначал и увольнял император, ими могли стать любые лица, вне зависимости от сословной принадлежности, чина, возраста и образования. Абсолютное большинство в Госсовете составляли дворяне, назначение в Госсовет в большинстве случаев было фактически пожизненным. По должности в число членов входили министры. Председатель и вице-председатель Государственного совета ежегодно назначались императором.

 

Еще одним немаловажным событием, оказавшим влияние на дальнейший ход истории государства, в данный исторический период явился – Закон Александра I о полной отмене крепостного права в 3-х прибалтийских губерниях (Эстляндии, Курляндии, Лифляндии) 1816–1819 гг.

 

Задание 4

Кто из перечисленных ниже деятелей российской истории оказал, с вашей точки зрения, наиболее сильное влияние на систему государственного управления в России в начале 17 в.? Обоснуйте свой ответ.

 

Борис Годунов, царь

Василий Шуйский IV, царь

Лжедмитрий I

Лжедмитрий II

Михаил Федорович Романов Кроткий, царь

Филарет, патриарх Московский и Всея Руси

Смута в начале 17 века - один из самых тяжелых и трагических  периодов в русской истории, оказавший  судьбоносное влияние на судьбу нашего государства. Само название - «Смута», «Смутное время» очень точно отражает атмосферу того времени. Название имеет, кстати, народную этимологию.

События этого периода  можно назвать и случайными, и  закономерными, потому что другого  такого сочетания неблагоприятных  обстоятельств в нашей истории  трудно вспомнить. Смерть Ивана Грозного, приход к власти Годунова, «запятнавшего» себя связями с опричниной. Династические потрясения совпадают с чередой неурожайных лет, которые ввергли итак ослабленную Ливонской войной и опричниной страну в хаос голодных бунтов, что тоже было одной из причин смуты. Любые попытки Годунова спасти положение бесполезны, вдобавок, вокруг него складывается ореол убийцы царевича Дмитрия, и никакие объяснения и расследования не могут оправдать его в глазах общества. Низкий авторитет царя и правительства, бедственное положение народа, голод, слухи – все это закономерно приводит к появлению самозванчества. Доведенные до крайности люди, охотно становятся под знамена тех, кто обещает улучшить их состояние.

Самозванцев используют в своих интересах Польша и Швеция, которые претендуют на русские земли и надеются с их помощью получить власть над Россией. Лжедмитрий I, например, при поддержке польского короля сумел всего за год превратиться из безвестного самозванца в царя. Правда чрезмерная ориентация новоявленного царя на Польшу и бесчинства поляков, приехавших с ним, возбудили массовое недовольство, которым воспользовался В.И. Шуйский. Он поднимает восстание против Лжедмитрия, завершившееся в мае 1606 года убийством самозванца и воцарением Шуйского.

Информация о работе Контрольная работа по «История государственного управления в России»