Контрольная работа по "Государственное управление"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:04, контрольная работа

Описание работы

В данной работе раскрываются основные понятия законности и правопорядка, их значение в современном обществе, а также особенности государственного управления в РФ.
Рассматриваемые вопросы актуальны, так как без наличия законов и других правовых актов, их реализации в жизни невозможно цивилизованное существование государства.
Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной собственности становится равной возможностью для всех.

Содержание работы

15. Значение законности и правопорядка в современном обществе
1. Понятие законности, основные принципы законности.
2. Правопорядок: основы и понятия. Значение законности и правопорядка
в обществе
43. Понятие и принципы государственного управления.
Органы государственного и муниципального управления.

Файлы: 1 файл

Право.docx

— 67.93 Кб (Скачать файл)

План

 

15. Значение законности  и правопорядка в современном  обществе

1. Понятие законности, основные  принципы законности.

2. Правопорядок: основы и понятия. Значение законности и правопорядка

в обществе

43. Понятие и принципы  государственного управления.

Органы государственного и муниципального управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В данной работе раскрываются основные понятия законности и правопорядка, их значение в современном обществе, а также особенности государственного управления в РФ.

Рассматриваемые вопросы актуальны, так как без наличия законов и других правовых актов, их реализации в жизни невозможно цивилизованное существование государства.

Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной собственности становится равной возможностью для всех.

С каждым новым этапом развития общества, с расширением демократических начал и активизации личного фактора возрастает необходимость в стабилизации, урегулированности связей и отношений, взаимодействий людей. Это обстоятельство порождает стойкую тенденцию систематического упрочения правопорядка.

Обеспечить равенство в сфере  производства материальных благ, поставить  производителей в одинаково выгодные условия — главная задача закона правового государства. Государственное  управление  является  одним  из  видов  социального управления жизнедеятельности человека в государстве и регулирования общественной жизни. Среди всех видов управления оно занимает особое место, что обусловлено наличием мощной государственной власти, распространяющейся на все общество, устанавливающей правовые нормы и использующей механизмы принуждения для обеспечения соблюдения всеми объектами управления установленных правил поведения.

Цель контрольной работы – определить значение законности и порядка в  современном обществе; рассмотреть основные понятия и принципы государственного управления и структуру органов государственной власти.

Теоретической основой работы послужили  труды российских ученых в области государственного и муниципального управления, административного права, федеральные законы и конституция РФ.

15 Значение законности и правопорядка в современном обществе

1 Понятие законности. Основные принципы законности

 

В правовой системе общества есть три категории, которые тесно  взаимосвязаны – это право, законность, правопорядок. Они имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновений. Так, например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой – их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось исполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.

Законность выступает своеобразным правовым средством в руках государственной власти и народа по установлению и поддержанию правопорядка. Это условие его функционирования, которое определяет все существенные характеристики правопорядка как состояния общественной жизни. (10)

Законность — основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного  общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.

Законность, как необходимое условие  гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественные отношения приобретают новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавления и угнетения они постепенно превращаются в отношения относительно независимых и свободных производителей материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве. (12)

Юридическая наука и практика по-разному определяют явление законности: с точки зрения науки законность - точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми субъектами права, т. е. речь о законности может идти лишь тогда, когда, все без исключения субъекты права будут соблюдать  или в полной мере реализовывать удержание правовых норм; с точки зрения юридической практики законность - требование соблюдения действующих законов государства и их реальное исполнение.

Режим законности  - политические, экономические, моральные и иные условия жизни, при которых беспрепятственное осуществление прав и добросовестное выполнение обязанностей является принципом деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан.

Законность — это конституционный  принцип функционирования всех ветвей государственной власти Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Законность основывается на следующих принципах:


 

 

 

 

 

 

Рис 1 Принципы законности.

 

Верховенство   закона

Этот принцип означает главенство закона в системе нормативных актов. Однако в более широком понимании принцип законности требует также подчинения закону всех актов реализации права (соблюдения, исполнения, использования и применения). Поэтому верховенство закона следует рассматривать с точки зрения содержания законов, подчиненность закону всех нормативных актов и всех актов реализации права (применения, соблюдения, исполнения и использования). Только в таких условиях этот принцип становится универсальным и всеобщим.

 

Единство   законности

Под единством законности понимается единое применение законов и других нормативных актов субъектами права на всей территории действия нормативных актов. Единство законности представляет собой единую направленность правотворческой и правоприменительной деятельности в рамках определенной системы права. Иначе говоря, законы должны предъявлять абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере их временного и территориального действия.

Целесообразность   законности

Этот принцип означает необходимость выбора законных вариантов осуществления правотворческой и правоприменительной деятельности. Например, судьи при определении уголовного наказания, руководствуясь законом, назначают ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести совершенного преступления, личности преступника и т.д.

Реальность   законности

Реальность законности представляет собой достижение фактического исполнения требований юридических норм в правовых отношениях, неотвратимость ответственности за любое их нарушение.

Обеспечение законности в  управлении есть совместная деятельность лиц и организаций по точному  и неуклонному исполнению, использованию, соблюдению и применению законов и подзаконных актов в сфере управления. Такая деятельность направлена:

- на недопущение нарушений в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах и которыми они руководствуются в своей повседневной работе;

- на своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение таких нарушений;

- на установление причин и условий, им способствующих;

- на разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушения законности и дисциплины;

- на привлечение к юридической ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины. (6)

Принципы законности связаны  с требованиями  законности, каждый принцип развертывается в совокупность требований.

Юридические требования законности состоят в следующем:

во-первых, справедливое наказание за неисполнение норм права;

во-вторых, законодательное (конституционное) закрепление верховенства закона и определение способов его охраны;

в-третьих, возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресекать ее нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение их прав по реализации функции охраны законности и правопорядка;

в-четвертых, законодательное закрепление права граждан отстаивать свои права, запрещение использования своих прав в ущерб правам других лиц, конституционное закрепление идеи презумпции невиновности.  (14)

С законностью теснейшим  образом связан правопорядок, который  возникает как цель и результат  правового регулирования общественных отношений.

При наличии достаточно прочных  экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства  эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивость правопорядка.

 

2 Правопорядок: основы и понятия.  

Значение законности и  правопорядка в обществе

 

Общепризнано, что порядок - это форма упрочения нужных обществу отношений, которые поддерживаются как стабильные, отвечающие интересам всего общества. Они урегулированы многообразными социальными нормами — морали, обычаев, общественных организаций, права и других.           

Правопорядок - это состояние  упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Это конечный результат реализации правовых требований и предписаний, соблюдения, исполнения правовых норм, т.е. законности. Без правовых норм не может быть законности, но без законности эти нормы не воплощаются в конкретное поведение людей, остаются нереализованными, «бумажными». (14)

Правопорядок — это  система общественных отношений, которая  устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. (12)

В формировании правопорядка участвуют следующие элементы: 1. Нормы права как первичное звено,  «моделирующее» идеальный порядок. 2. Правоотношения, обеспечивающие переход к должному поведению субъектов. 3. Акты реализации юридических прав и обязанностей.

Важно иметь в виду следующие  обстоятельства: 

во-первых, нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности; 

во-вторых,  укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка;

в-третьих, конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности, которое, в свою очередь, определяется факторами, характеризующими государство, его систему управления, социально-экономическим положением в обществе и рядом других обстоятельств. (14)

Следует различать понятия "правовой порядок" и "общественный порядок". Они соотносятся как  часть и целое, последнее понятие  несколько шире первого. Если правопорядок основывается на праве и  является  конечным итогом  его реализации,  то общественный порядок предполагает  соблюдение не только правовых, но и  всех иных  социальных норм, действующих  в обществе (моральных, корпоративных, обычаев, традиций и т.д.). (5)

Основные  признаки правопорядка:

1) закладывается в правовых  нормах в процессе правотворчества;

2) опирается на принцип  верховенства права и господство  закона в области правовых отношений;

3) устанавливается в результате  реализации правовых норм, т.е.  осуществления законности в правореализационной деятельности;

4) создаёт благоприятные  условия для использования субъективных  прав;

5) предполагает своевременное  и полное исполнение всеми  субъектами юридических обязанностей;

6) требует неотвратимости  юридической ответственности для  каждого, совершившего правонарушение;

7) предполагает четкую и эффективную работу всех государственных и частных юридических органов и служб, прежде всего правосудия;

8) обеспечивается всеми гос.мерами, вплоть до принуждения. (8)

Структура правопорядка — это единство и одновременное разделение урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. (12)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 2 Структура правопорядка.  

 

 

Правопорядок есть область наиболее значимых и весомых социальных отношений, которые подвергаются регулированию нормами права. Это: отношения в экономике – по поводу собственности, взаимоотношений в производстве и распределении материальных благ; в политической жизни – взаимоотношения государства и личности, между социальными группами, нациями, субъектами права; в социальной жизни – имущественные, личные, семейно-брачные, природоохранительные.

Сердцевиной правового порядка  является человек, его интересы, жизненные  потребности, которые во многом получают свое юридическое оформление в правах и свободах, обязанностях и ответственности гражданина и которые реализуются в отношениях между ними, а также во взаимосвязях с государством и обществом. (10)

Законность и правопорядок соотносятся как причина и следствие: есть законность – есть и правопорядок, нет законности – нет и правопорядка.

Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми и повсюду строго соблюдаются (законность), то результатом такого положения является чёткий правовой порядок. И напротив, если правопорядок слаб, непрочен, расшатан, то это свидетельствует о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов и основанных на них подзаконных актов.

Информация о работе Контрольная работа по "Государственное управление"