Контрольная работа по "Государственному и Муниципальному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 06:04, контрольная работа

Описание работы

4. Характеристика сферы (объекта) регулирования.
В качестве непосредственно предмета регулирования анализируемого Закона в его преамбуле названы две составляющие:
- установление общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления в России;
- определение государственных гарантий осуществления местного самоуправления в России.
При этом указано, что анализируемый Закон регламентирует данные вопросы в соответствии с Конституцией РФ.

Содержание работы

Задание А. Анализ нормативно-правового акта
Задание Б. Реферирование учебно-методического (монографического) источника

Файлы: 1 файл

YuUrGU_Otchet_po_uchebnoy_praktike_Gosudarstven.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Задание А. Анализ нормативно-правового  акта

 

1. Название реферируемого нормативно-правового акта.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации»

2. Точное указание источника опубликования нормативно-правового акта.

Собрание законодательства РФ от 6 октября 2003 г. №40 ст. 3822.

3. Дата принятия нормативно-правового акта и исследуемой в рамках задания А редакции.

Принят Государственной Думой 16 сентября 2003 г.

Одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 г.

4. Характеристика сферы (объекта) регулирования.

В качестве непосредственно предмета регулирования анализируемого Закона в его преамбуле названы две составляющие:

  • установление общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления в России;
  • определение государственных гарантий осуществления местного самоуправления в России.

При этом указано, что анализируемый Закон регламентирует данные вопросы в соответствии с Конституцией РФ.

5. Определение цели, задач, средств, предусматриваемых нормативно-правовым актом.

Практика применения Федерального закона от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выявила ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления, в числе которых нечеткость в определении компетенции муниципальных образований, неопределенность территориальной организации местного самоуправления, возможность формирования структуры органов местного самоуправления, несоответствующей решаемым задачам, несоответствие ресурсов исполняемым обязанностям, удаленность органов местного самоуправления от населения, непроработанность механизмов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Анализируемый Закон направлен на решение проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления в Российской Федерации, ее развитию, а также приведению системы местного самоуправления в соответствие с Конституцией Российской Федерации.

6. Характеристика организационной структуры (структур), определяемой нормативно-правовым актом для реализации изложенных в нем цели и задач.

Нет

7. Характеристика функциональных и процедурных особенностей реализации положений нормативно-правового акта.

Ключевые положения закона направлены на изменение принципов территориальной  организации местного самоуправления. Устанавливается обязательное формирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях – в поселениях и муниципальных районах с разграничением и закреплением за каждым уровнем присущих ему полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных государственных полномочий. Это позволит создать единую систему местного самоуправления, соответствующую Конституции Российской Федерации, во всех субъектах Российской Федерации, реально приблизить, с одной стороны, местную власть к населению, обеспечить качественно иной уровень оказываемых населению услуг, а с другой – эффективно решать местные хозяйственные и социальные вопросы, требующие развитой инфраструктуры и существенных финансовых и материальных ресурсов.

Закрепление конкретных полномочий за каждым территориальным  уровнем муниципальных образований основано на результатах работы Комиссии при Президенте Российской Федерации по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и соответствует принятым ею решениям.

Единые  принципы организации местного самоуправления для всех субъектов Российской Федерации  позволят реализовать на местном  уровне систему межбюджетных отношений, предусматривающей формирование реальной финансовой и экономической основы местного самоуправления и создание стимулов для развития доходной базы бюджетов всех уровней. Предлагаемая в законе система межбюджетных отношений между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями зеркально отражает межбюджетные отношения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и строится на принципах, создающих стабильные долговременные условия для формирования местных бюджетов и дифференциации уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

В законе четко  определена процедура передачи органам  местного самоуправления отдельных  государственных полномочий, исключающая  возникновение нефинансируемых  мандатов и предусматривающая необходимые  меры, включая ответственность органов местного самоуправления, по эффективному исполнению указанных полномочий.

В законе предусматривается  усиление контроля за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и ответственности указанных органов за их неисполнение. В частности, предусматривается временное исполнение полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях возникновения угрозы жизни, здоровью и безопасности граждан, а также в некоторых иных случаях.

Законом предусматривается  проведение большого объема организационных, правовых и других мероприятий по реализации заложенных в нем положений  в достаточные по продолжительности  сроки, что не потребует дополнительного  финансирования из федерального бюджета.

8. Определение значимости нормативно-правового акта в изучении конкретных дисциплин, предусмотренных ФГОС ВПО по направлению 081100 Государственное и муниципальное управление по профилю «Муниципальное управление».

Каждое государство заинтересовано в таких способах формирования и деятельности местной власти, которые отвечали бы его политике и поддерживались населением. Именно местное самоуправление призвано обеспечить достижение этих целей.

Новый курс и новые правовые акты способствовали масштабному развитию идей и институтов местного самоуправления. В областях, городах и районах стали создаваться самоуправленческие органы. Процесс протекал быстро и в то же время весьма болезненно. Не случайно подготовка Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» была столь длительной и противоречивой. Многократно обсуждались разные концепции, проводились парламентские слушания и семинары, изучался и учитывался многообразный местный и международный опыт.

Знание  Закона необходимо студентам, аспирантам высших учебных заведений, обучающимся по специальности «Государственное и муниципальное управление», депутатам представительных органов местного самоуправления, должностным лицам и муниципальным служащим, депутатам законодательных органов и работникам исполнительных органов Российской Федерации и ее субъектов, судейскому корпусу.

 

Задание Б. Реферирование  учебно-методического (монографического) источника

 

1. Автор (авторский коллектив) – Добрынин Николай Михайлович, название – Теория и практика государственного управления

2. Год издания  – 2007, количество изданий –  2, издательство – Изд-во Тюменского  государственного университета, количество страниц – 646, тираж – 1500 экз.

3. Квалифицированное обоснование выбора реферируемого источника (его практическая, теоретическая или познавательная значимость).

Исследование Н.М. Добрынина опирается на обобщение отечественного и зарубежного опыта государственного управления, а также на правоприменительную практику всех уровней публичной власти в Российской Федерации. Такой учебник может пригодиться студентам и аспирантам высших учебных заведений, обучающимся по специальностям «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление», государственным и муниципальным служащим и даже политикам.

4. Определение цели, объекта и предмета (предметной области), поставленных автором (авторами) реферируемого источника.

В учебнике Н.М. Добрынина «Теория и практика государственного управления» на основе анализа конституционного, муниципального и административного права, различных отраслей законодательства, нормативных правовых актов представлено современное видение проблем теории и практики государственного управления, основных тенденций реализации государством своих функций, а также механизмов взаимодействия гражданского общества и властных институтов.

5. Уяснение исследовательских задач, заявленных автором (авторами) реферируемого источника и способов их решения.

В работе Н.М. Добрынина использован  системный подход, подразумевающий рассмотрение каждого явления, события в совокупности действий, звеньев, осуществляющих государственное управление, и связей между ними. Ключевым для системного подхода является признание того факта, что связи между элементами значительно важнее их состава или отдельных характеристик.

В этом плане учебник отличается всесторонним и обстоятельным изложением современных представлений о науке и практике государственного управления.

В работе объемно представлены теоретико-методологические положения, понятийный аппарат, подробный аналитический обзор различных точек зрения на государственное управление как развивающуюся форму субъектно-объектного взаимодействия (глава 1).

Автор справедливо утверждает, что в российской модели управления, в отличие от западноевропейской или американской, изначально доминирует типичное над уникальным, что порождало и порождает центризм, формализм, а зачастую и безответственность в государственном управлении.

Н.М. Добрынин очень подробно анализирует  механизм распределения ' предметов ведения и полномочий между центральными и местными властями в унитарном государстве, в автономии, между центральным и региональным уровнями власти в федеративном государстве (глава 2). Это, несомненно, научная новизна, выявленная в результате комплексного методологического анализа систем государственного управления целого ряда государств, что позволяет читателю хорошо понять характер распределения предметов ведения, концентрации властных полномочий, современные комбинации и варианты государственных конструкций управления, тенденции увеличения количества государств с децентрализованными формами организации политико-территориального пространства.

Несомненный интерес представляют современный подход автора к объяснению роли государственной идеологии, а также предложенные им характеристики систем государственного управления: либеральная демократия, молодая демократия, коммунизм, национал-социализм, авторитарный национализм, военный авторитаризм, исламский национализм, абсолютизм.

Н.М. Добрынин приводит весомые аргументы, позволяющие ему относить страны к определенным группам, анализирует проблемы, возникающие при том или ином варианте государственного управления.

В этой же главе излагаются основные признаки федерализма, в виде математической формулы дается структурное описание системы федерализма, показано административно-территориальное деление в современных федерациях.

Логический переход к изложению  истории федеративных отношений  в России позволил автору объемно  представить развитие ситуации в нашей стране за последние два десятилетия, описать процесс противоборства федерального центра и территорий при распределении властных полномочий, который сопровождался неприкрытой борьбой «за суверенитет» и право получения доступа к различного вида ресурсам. Здесь же обосновывается вывод, что единственный путь развития России – сохранение целостного государства.

Несомненно, проблема федерализма  чрезвычайно сложна и не может  решаться только федеральным центром. Автор справедливо отмечает, что  главнейшим здесь остается формирование достаточной экономической и финансовой базы регионального социально-экономического развития, а это практически неосуществимо без повышения финансовой самостоятельности субъектов федерации и местного самоуправления и отказа от чрезмерной концентрации финансовых ресурсов в федеральном центре.

В третьей главе удачно прописаны  специфика исполнительной и законодательной  власти, механизм распределения полномочий между палатами, системы проведения выборов в разных странах, роль в  государственном управлении политических организаций. Вместе с тем думается, что было бы целесообразным в список анализируемых стран включить и Россию, хотя ее системе государственного управления посвящена пятая глава.

В четвертой главе краткий, но достаточно конкретный обзор изменений в системе государственного управления России с древнейших времен до настоящего времени позволяет увидеть не только сам исторический ряд, но и попытки проведения различного рода управленческих преобразований, которые, в конечном счете, завершились переходом к отечественному парламентаризму.

Здесь можно встретить аналитические исследования автора, которые позволяют понять основные принципы построения советского государственного управления и причины столь динамичных современных демократических преобразований в стране. Впервые в отечественной литературе отражено правовое положение окраин Российской Империи и особенности управления присоединенными территориями.

В пятой главе раскрываются порядок формирования и механизм деятельности всех ветвей власти в Российской Федерации, место прокуратуры в системе государственного управления, функции полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Четкое и ясное изложение  материала позволяет читателю без  особых усилий понять действие системы отечественного государственного управления, уяснить существующие в этой сфере проблемы, требующие решения.

В этой главе автор применяет  принципиально новый для отечественного государственного управления термин «региональное  управление». Регион принято понимать как обширный район, включающий в себя несколько областей (районов) страны, объединенных экономическими, географическими или другими особенностями. Исследователи отмечают, что ключевым предметом системы государственного управления является территориальное образование, которое в зависимости от объема территории, географических и культурно-исторических особенностей может быть разделено на три уровня: государство, регионы (провинции) и населенные пункты (территориальные поселения). Осознавая, что современные изменения в системе государственного управления страны требуют интенсивного научного поиска, автор правомерно рассматривает важную роль в этой системе регионального уровня управления (субъекты федерации), предлагая одновременно контурную схему описания региона как единого целого, состоящего из совокупности функциональных подсистем и связей между ними. Более того, здесь дается и ретроспективный анализ отечественной региональной политики, заканчивающийся изложением современных проблем.

Информация о работе Контрольная работа по "Государственному и Муниципальному управлению"