Контрольная работа по дисциплине "Государственное и муниципальное управление"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 19:15, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Охарактеризуйте отличия федерального министерства и федерального агентства. Раскройте вопрос на примерах конкретных органов.
Вопрос 4. Проведите сравнительный анализ формы государственного устройства России и США: найдите отличия и сходства.
Вопрос 7. Охарактеризуйте степень открытости органов местного самоуправления Новосибирской области.

Файлы: 1 файл

гос. и муниц. управление.ПКЗ - копия.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

Управления персоналом

Кафедра __________________________________________________________________

 

 

Система государственного и муниципального управления

_______________________________________________________________________________________________

(дисциплина)

 

 

Письменное контрольное задание

для студентов дистанционного обучения

 

 

 

 

 

 

Студент:

 

Группа:

 

Дата: 23.01.2015

   
 

Преподаватель:

   
   
   
   

 

 

 

Новосибирск 2015 г.

Модуль «Государственное управление»

Вопрос 1. Охарактеризуйте отличия федерального министерства и федерального агентства. Раскройте вопрос на примерах конкретных органов.

   В Российской Федерации  органы исполнительной власти  функционируют как на центральном, федеральном уровне, так и на уровне каждого субъекта Российской Федерации. При этом центральные органы исполнительной власти имеют свои территориальные представительства в субъектах Российской Федерации, которые действуют наряду с органами исполнительной власти, созданными самими субъектами Федерации в рамках реализации своих полномочий.

   Система федеральных органов  исполнительной власти определена  в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре  федеральных органов исполнительной  власти" (с изменениями). В соответствии с положениями данного нормативно-правового акта систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральные службы и федеральные агентства находятся в ведении федеральных министерств. Министерства, в отличие от служб и агентств, правомочны принимать нормативные правовые акты. Министерства не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ.

Федеральные агентства осуществляют функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Федеральное министерство -

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);

б) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

в) в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации;

г) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

д) осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.

Например, Министерство природных ресурсов РФ проводит государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны; осуществляет государственное управление фондом недр, использованием и охраной водного фонда; координирует в рамках своей сферы деятельности работу иных органов.

 

При осуществлении государственного управления оно руководит работой подчиненных ему территориальными органами и подведомственными организациями (например, водохранилищами, защитными гидротехническими сооружениями). Координационные же функции и полномочия министерства распространяются на всех недропользователей и водопользователей независимо от их ведомственной принадлежности или подчиненности. Соответственно решения министерства и его территориальных органов являются обязательными для исполнения названными ранее пользователями государственного фонда недр и водного фонда и для тех органов исполнительной власти, в ведении которых функционируют эти пользователи.  

  Таким образом, сфера деятельности федерального министерства есть закрепленная за ним определенная отрасль государственного управления, в границах которой оно осуществляет весь комплекс управленческих функций и полномочий. Конечно, при этом учитывается форма собственности функционирующих в пределах данной отрасли объектов.                                                          

 

Федеральное агентство -

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации.

Например, Федеральное космическое агентство (Роскосмос) — федеральный орган исполнительной власти в сфере космической деятельности. Руководство деятельностью Федерального космического агентства осуществляет Правительство Российской Федерации.

Роскосмос осуществляет функции по обеспечению реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере космической деятельности, международного сотрудничества при реализации совместных проектов и программ в области космической деятельности, проведения организациями ракетно-космической промышленности работ по ракетно-космической технике военного назначения, боевой ракетной технике стратегического назначения.

Важнейшей функцией Роскосмоса является организация эксплуатации космодрома «Байконур» и всех проводимых на нём работ. Кроме того, под руководством Роскосмоса на данный момент строится и будет эксплуатироваться новый российский космодром — «Восточный».

Роскосмос совместно с министерством обороны Российской Федерации занимается реализацией федерального проекта ГЛОНАСС.

Главной задачей госкорпорации, по мнению её руководителя, является «обеспечение паритета и превосходства над геополитическими противниками».

 

Вопрос 4. Проведите сравнительный анализ формы государственного устройства России и США: найдите отличия и сходства.

По форме государственного устройства современное российское государство является федерацией. В структурном отношении Российская Федерация представляет собой весьма сложное, многомерное явление. В качестве её структурных составных частей – субъектов Федерации выступают края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа (в США – штаты). В настоящее время в составе Российской Федерации насчитывается 85 субъектов– 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округов.

Весь перечень субъектов РФ и их названия закреплены конституционно (ст. 65, п. 1).

Основными чертами и особенностями Российской Федерации, отражёнными в её конституционно-правовом статусе, являются следующие:

1) наличие у неё государственного  суверенитета, который проявляется  в верховенстве государственной  власти и исходящих от неё  законов внутри государства и  её независимости во вне, в  отношениях с другими государствами;

2) наличие территории, которая включает в себя территорию субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними. Вопросы, касающиеся государственной границы России регулируются специальным законом «О Государственной границе», (1993), а также с помощью норм, содержащихся в других законах;

3) обладание Российской Федерации  собственностью, которая существует  и функционирует наряду с другими  формами собственности. Закрепляя  и гарантируя их в равной  степени, Конституция России в  то же время уделяет особое внимание собственности на землю и другие природные ресурсы. В статье 9 в связи с этим подчёркивается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ «как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории»;

4) наличие в Российской Федерации  института гражданства, которое, согласно  Конституции, приобретается и прекращается  только в строгом соответствии  с федеральным законом. Гражданство  РФ является «единым и равным  независимо от оснований приобретения» (ст. 6, п. 1). Каждый гражданин России обладает всеми конституционными правами и свободами и несёт равные, предусмотренные Конституцией РФ, обязанности. Граждане России не могут быть лишены своего гражданства или права изменять его;

 

5) существование в пределах Российской Федерации единой правовой системы и единого правового пространства. Существование их вовсе не исключает, а, наоборот, предполагает формирование и функционирование в пределах территории субъектов Федерации отдельных локальных правовых систем, а в рамках различных муниципальных образований – системы локальных правовых актов;

6) обращение на всей территории  Российской Федерации единой  денежной единицы, в качестве  которой выступает рубль. Согласно  Конституции денежная эмиссия  в стране осуществляется исключительно Центральным банком России. На него же возлагается важнейшая для нормальной жизнедеятельности общества и государства функция защиты и обеспечения устойчивости рубля. Эту функцию Центральный банк осуществляет самостоятельно, вне зависимости от всех других органов государственной власти России;

7) отнесение к сфере исключительного  ведения Российской Федерации  ключевых вопросов государственной  и общественной жизни страны. В практическом плане это означает, что решение данных вопросов, включая издание соответствующих нормативных актов, является исключительной прерогативой только федеральных органов государственной власти. Все иные государственные органы, находящиеся в их подчинении, могут осуществлять по этим вопросам лишь оперативные управленческие функции.

Кроме названных черт и особенностей России как федеративному государству в целом свойственны и другие черты и особенности. Среди них – наличие общего для всех российских граждан государственного языка, каковым является русский язык; установление единой для всей страны федеральной государственной службы; наличие официальных атрибутов РФ в виде государственного флага, герба и гимна; и др.

В соответствии с Конституцией глава государства является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.

 

Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие ветвей государственной власти. Он назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя, федеральных министров.

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил России, назначает и освобождает от занимаемых должностей высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности.

Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом и возглавляет единую систему исполнительной власти в стране. В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной думы. Постоянно действующим органом Правительства является его президиум.

Представительным и законодательным органом Российской Федерации является парламент – Федеральное собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы, заседающих раздельно и дополняющих друг друга.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Государственное и муниципальное управление"