Контрольная работа по дисциплине "Государственное и муниципальное управление"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 19:15, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Охарактеризуйте отличия федерального министерства и федерального агентства. Раскройте вопрос на примерах конкретных органов.
Вопрос 4. Проведите сравнительный анализ формы государственного устройства России и США: найдите отличия и сходства.
Вопрос 7. Охарактеризуйте степень открытости органов местного самоуправления Новосибирской области.

Файлы: 1 файл

гос. и муниц. управление.ПКЗ - копия.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Совет Федерации - верхняя палата Федерального Собрания России, включающая по 2 представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В Совете Федерации 166 членов (сенаторов).

Государственная Дума – нижняя палата парламента, формируется посредством общенациональных прямых выборов сроком на пять лет по партийным спискам и представляет население всей страны в целом. Избранным может быть каждый российский гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Основная функция Государственной Думы – законотворчество.

Субъекты Российской Федерации имеют свои собственные органы законодательной и исполнительной власти, принимают свои собственные Конституции (Уставы). Единственное условие - Конституции и Уставы должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Федеральная Конституция и Федеральные законы имеют приоритет на всей территории страны.

По форме государственного устройства США - федерация. Страна состоит из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Конституция содержит четкий перечень вопросов, отнесенных к компетенции центральной власти. Вопросы, не включенные в этот перечень, штаты правомочны решать самостоятельно. Развитие американского федерализма постоянно характеризуется борьбой двух тенденций: с одной стороны, происходит расширение компетенции центральной власти, с другой - усиление власти штатов. В XX в. сильнее стала проявляться первая тенденция.

Конституция США принята в 1787 г. Это одна из старейших ныне действующих конституций и одна из наиболее "жестких": за 200 лет в нее было внесено всего 27 поправок, 10 из которых, так называемый Билль о правах, вступили в силу в 1791 г. В противоположность юридической конституции существует, по выражению американских теоретиков, "живая конституция". Другими словами, Конституция 1787 г. действует в настоящее время с многочисленными дополнениями в виде судебных прецедентов, законов Конгресса, актов Президента.

По форме правления США - президентская республика. Федеральная конституция устанавливает принцип "разделения властей" - законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная - Президенту, судебная Верховному и другим судам.

Высший орган государственной власти - Конгресс состоит из 2 палат Палаты представителей и Сената. Палата представителей, в состав которой входят 435 членов, избирается путем прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства. Депутаты, представляющие интересы населения всей страны, избираются на 2 года. Сенат - палата, выражающая интересы штатов, избирается по той же системе на 6 лет с обновлением 1/3 состава каждые 2 года. В ней 100 человек - по 2 от каждого штата, независимо от численности его населения. В Палате представителей председательствует спикер, избираемый из числа ее депутатов, в Сенате - Вице-президент США. Спикер является представителем партии, располагающей большинством мест в парламенте. Один раз в год Конгресс собирается на очередную сессию. Президент может, кроме того, созывать чрезвычайные сессии.

Президент США избирается сроком на 4 года (в России – на 6 лет) путем косвенных выборов (избиратели выбирают выборщиков, а они - Президента). Конституция предусматривает, что избранным считается тот кандидат, который получит абсолютное большинство голосов выборщиков. Если ни один кандидат не получит требуемого большинства, Палата представителей избирает Президента из 3 кандидатов, получивших наибольшее число голосов. Никто не может занимать президентский пост более 2 раз.

Президент является также главой правительства - Кабинета. Должности премьер-министра в США не существует (в отличие от России). Кабинет состоит из министров, которые назначаются Президентом "по совету и с согласия" Сената, и тех должностных лиц, которых Президент сам включает в Кабинет. Кабинет целиком подчинен Президенту и выполняет при нем роль совещательного органа. Компетенцию Кабинета точно установить невозможно, так как в Конституции о нем не сказано. На заседаниях Кабинета, которые проводятся под председательством Президента, решаются наиболее важные вопросы государственной жизни. Большую роль в управлении государством играют наряду с министерствами центральные ведомства - Совет национальной безопасности, Ведомство по управлению и бюджету, Совет по экономической политике и др. Эти ведомства, образующие исполнительный аппарат при Президенте, дают ему различного рода рекомендации по вопросам, относящимся к их компетенции. Члены Кабинета не подотчетны Конгрессу.

Каждый штат имеет свою конституцию, свои законодательные органы двухпалатные (в штате Небраска - однопалатную) легислатуры, свою исполнительную власть, во главе которой стоит избираемый населением губернатор, наконец, свою судебную систему.

Анализ правового статуса субъектов двух рассматриваемых федеративных объединений выявляет достаточно много общего. В частности, российские регионы и американские штаты принимают собственные основные законы и иное законодательство; имеют свою территорию, которая не может быть изменена без их согласия, формируют органы власти, основываясь на принципе разделения властей; реализуют собственную компетенцию, гарантированную федеральными конституциями, их интересы представлены на федеральном уровне (как штаты, так и субъекты Российской Федерации имеют по два представителя в верхних палатах федеральных парламентов). Кроме того, на субъекты российской и американской федераций распространяются некоторые общие требования и ограничения. Так, и те и другие не вправе принимать акты, противоречащие федеральному законодательству, и те и другие ограничены в своей международной правосубъектности, и те и другие не обладают правом сецессии и т.д.

Наряду с общими признаками существует и целый ряд особенностей, отличающих друг от друга членов двух федеративных объединений. Если в американской федеративной системе различия в правовом статусе существуют лишь между субъектами (штатами) и несубъектами (неинкорпорированные территории и т.п.), то в российской федеративной системе такие различия имеют место среди субъектов (несубъектов в Российской Федерации нет). В США на протяжении более чем двухсот лег неукоснительно проводится принцип равноправия штатов. В Российской Федерации принцип равноправия был закреплён лишь в 1993 году новой Конституцией. Дифференциация субъектов российской и американской федераций производится, в основном, по одинаковым критериям: численность населения, размер территории, географическое положение, экономические показатели и др. К примеру, и в России и в США существуют островные и отдалённые от основной территории субъекты; и в России и в США есть территориальные гиганты и компактные по территории субъекты, и в России и в США имеются густонаселённые и малонаселённые субъекты, и в России и в США наличествуют экономически продвинутые и экономически слаборазвитые субъекты. В то же время, только в Российской Федерации возможно выделение сложносоставных и национальных видов субъектов, поскольку в ней применяется национально-территориальный принцип федеративного построения.

 

Модуль «Местное самоуправление»

Вопрос 7. Охарактеризуйте степень открытости органов местного самоуправления Новосибирской области.

Статус Новосибирской области определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом Новосибирской области от 18 апреля 2005 года № 282-ОЗ (с изменениями и дополнениями).

Государственную власть в Новосибирской области осуществляют Губернатор Новосибирской области (высшее должностное лицо НСО), Законодательное Собрание Новосибирской области (законодательная власть), Правительство Новосибирской области и иные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области (исполнительная власть), Уставный суд Новосибирской области и мировые судьи Новосибирской области (судебная власть).

В настоящее время на территории города Новосибирска и области открыты и действуют 5 Многофункциональных центров по оказанию государственных (муниципальных услуг) населению.

Создание таких центров, с одной стороны, направлено на повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг для граждан, с другой - на повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, формирование новой культуру обслуживания граждан.

В зданиях МФЦ или непосредственной близости расположены различные организации, представляющие сопутствующие услуги - банковские отделения, нотариальные конторы, учреждения Росреестра, налоговой службы, что позволяет быстро и качественно получить услуги по принципу «одного окна».

С 2012 года на портале gosuslugi.ru заработал раздел Новосибирской области, предоставляющий жителям 90 разных услуг. Процесс сбора документов, запись на прием и подача заявлений по ряду направлений немного упростились.

Любой житель НСО может получить услуги с помощью портала.

На сегодняшний день портал позволяет подать заявку на регистрацию брака, рождения, усыновления (удочерения) ребёнка, перемену имени, внесение исправлений, дополнений в записи актов гражданского состояния.

На сайте чиновники содействуют гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе кадров. Однако нужно понимать, что «элитную» вакансию или ценного специалиста здесь не найти. Такие не обращаются за услугами в департаменты и центры занятости населения.

Сотрудники Министерства социального развития занимаются на портале оформлением ежемесячных и единовременных денежных выплат отдельным категориям граждан, ежегодных выплат Почётным донорам, субсидий на оплату ЖКХ, пособий (на детей, по беременности и родами, единовременного пособия женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности). Однако все многообразие услуг не избавляет людей от хождения по кабинетам.

Для получения услуг в электронном виде гражданин на портале заполняет заявку на предоставление. После ее оформления или в процессе заявителю сообщат, по какому адресу необходимо обратиться с документами личного хранения и, предоставят возможность записаться на прием к специалисту в удобное время.

Также существует сайт Правительства Новосибирской области. В функционал сайта добавлена версия для слабовидящих.

Сайт представлен в виде информационного портала: на нём можно найти последние новости Новосибирска и области, обширную правовую базу, большой объем представленной информации содержит данные об органах власти, управлении, а так же актуальную информацию для каждого гражданина.

 

 

Список используемой литературы:

  1. Конституция Российской Федерации. – М., 1994
  2. Государственное управление и государственная служба за рубежом. – СПб., 1998. – 345 с.
  3. Василенко И.В. Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия /И.В. Василенко. – М., 2001. – 465 с.
  4. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие для дистанционного обучения и самостоятельной работы: в 2 ч. – Ч.1.  Фахрутдинова А.З., Акимова Н.А., Зенков М.Ю. Система государственного управления/ СибАГС, 2009. – 232 с.
  5. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие для дистанционного обучения и самостоятельной работы: в 2 ч. – Ч.2.  А.В. Новокрещёнов. Система муниципального управления/ СибАГС. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2009. – 224 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Государственное и муниципальное управление"