Трудовые споры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 00:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является ознакомление с трудовым правом Республики Беларусь о порядке рассмотрения трудовых споров в судах Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с понятием трудового спора;
- определить причины и условия возникновения трудовых споров;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ………………….....4
1.1 Понятие и классификация трудовых споров………………………………..4
1.2 Причины и условия возникновения трудовых споров……………………..6
ГЛАВА 2 РАЗРЕШЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ……………….9
2.1 Понятие и порядок рассмотрения коллективных и индивидуальных трудовых споров. Рассмотрение трудовых споров в комиссии по трудовым спорам, судом……………………………………………………………………..9
2.2 Забастовка, признание ее недействительной…………………………........14
2.3 Рассмотрение трудовых споров в трудовом арбитраже…………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...23

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ДЛЯ ОТСЫЛКИ.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

По общему правилу  решение суда по трудовым спорам должно быть исполнено по истечении 10 дней, предусмотренных для его обжалования  в кассационном порядке. Для основных категорий дел: восстановление на работе, взыскание заработной платы, но не более чем за 1 месяц – предусмотрено немедленное исполнение решения суда [4, с.164].

 

 

 

2.2 Забастовка, признание ее недействительной

 

 

Забастовка  – временный добровольный отказ  работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора [14, ст. 388].

Признаки забастовки: временный характер отказа работников от выполнения трудовых обязанностей; свобода волеизъявления работников; цель – разрешение коллективного  спора.

Право на забастовку может быть реализовано работниками  не позднее 3 месяцев после отклонения любой из сторон спора предложений  примирительной комиссии, посредника, трудового арбитража, если решение  трудового арбитража не имеет  для сторон обязательной силы. Законом могут быть установлены ограничения реализации права на забастовку, если это необходимо для обеспечения национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения.

Решение о забастовке должно приниматься коллективом  работников. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 присутствующих на собрании работников. При этом собрание считается правомочным, если на нем присутствовало более половины работников, а конференция – не менее 2/3 делегатов.

Не позднее 2 недель до начала забастовки представительный орган работников обязан письменно уведомить нанимателя о решении провести забастовку, указав перечень разногласий сторон, послуживших основанием для проведения забастовки; дату и время проведения забастовки, предполагаемое количество участников; предложения по минимуму необходимых работ, выполняемых во время проведения забастовки.

Получив уведомление  о забастовке, наниматель обязан уведомить  собственника, поставщиков, потребителей, местные исполнительно-распорядительные органы.

Забастовка  прекращается, а ее участники должны приступить к работе на следующий  день после признания ее незаконной; получения письменного уведомления  нанимателя об удовлетворении требований; принятия об этом решения на собрании или конференции работников; заключения письменного соглашения сторон о прекращении забастовки.

Забастовка  или решение о ее проведении могут  быть признаны незаконными по решению  областного (Минского городского суда), если решение о ее проведении было принято с нарушением законодательства, либо она проводилась с нарушением требований закона. Заявление о признании забастовки незаконной подается нанимателем, собственником (или уполномоченным им органом) или прокурором.

За работниками, участвовавшими в забастовке, заработная плата не сохраняется. Период участия в забастовке не включается в стаж, дающий право на трудовой отпуск. За работниками, письменно отказавшимися от участия в забастовке, заработная плата сохраняется в установленных законодательством размерах.

Участники незаконной забастовки могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Лица, которые путем насилия или угрозы причинения насилия принуждают к участию в забастовке либо к отказу от участия в ней, привлекаются к уголовной ответственности [1, с.182].

 

 

2.3 Рассмотрение трудовых споров в трудовом арбитраже

 

 

Республиканский трудовой арбитраж является государственным органом, осуществляющим в пределах своей компетенции рассмотрение коллективных трудовых споров, возникающих в социально-трудовой сфере.

Трудовой арбитраж  является временным действующим органом, создаваемым на добровольной основе, осуществляющий разрешение коллективных трудовых споров, возникающих в социально-трудовой сфере.

Закон определяет два вида арбитража [11]:

1)         трудовой арбитраж [14, ст. 383];

2)         Республиканский трудовой арбитраж [14, ст. 385, 386].

При несогласии одной из сторон с предложениями  примирительной комиссии (посредника) стороны по соглашения между собой  не позднее чем в 5-девный срок могут  обратиться в трудовой арбитраж.

Арбитраж уполномочен:

-   рассматривать  коллективные трудовые споры  (конфликты), возникающие на предприятиях, в учреждениях, организациях, где  забастовки, согласно ст. 16 Закона, запрещены;

-   рассматривать  коллективные трудовые споры,  возникающие на других предприятиях, в учреждениях и организациях, когда стороны спора не согласились с предложениями примирительной комиссии и обратились в Арбитраж;

-   назначать  нейтральных членов примирительной  комиссии, когда стороны спора  не достигли соглашения по этому вопросу;

-   выполнять  роль обязательного арбитража  по разрешению споров о применении  коллективных договоров, соглашений  при наличии ходатайств сторон  коллективных трудовых отношений;

-   координировать  деятельность по примирению сторон  спора;

-   оказывать методическую и консультативную помощь сторонам споров, нанимателям и профсоюзам в проведении примирительных процедур.

Председатель  Арбитража назначается на должность  и освобождается от должности  Президентом Республики Беларусь.

Трудовые арбитражи могут создаваться из числа трудовых арбитров Республиканским трудовым арбитражем, сторонами, органами государственного управления, другими нанимателями [14, ст. 383]. Трудовой арбитраж создается сторонами спора, если между ними заключено соглашение или такое условие предусмотрено в коллективном договоре, соглашении. Трудовой арбитраж может создаваться Республиканским трудовым арбитражем, после письменного обращения сторон спора с просьбой его создания. Государственные органы, другие наниматели могут создать трудовые арбитражи в отношении подчиненных им организаций.

Трудовой арбитраж создается в составе одного или  нескольких трудовых арбитров.

Количественный  состав арбитража, порядок рассмотрения в нем споров, правила принятия решений, иные вопросы его деятельности определяются в коллективном договоре, соглашения либо по соглашению сторон в зависимости от масштаба и сложности спора. Персональный состав создаваемого трудового арбитража формируется из научных работников, общественных деятелей, работников государственных органов, иных лиц, определенных сторонами имеющих высшее юридическое или экономическое образование и опыт работы по специальности не менее 3 лет.

Список лиц, которые могут привлекаться в  качестве трудовых арбитров, составляется Республиканским трудовым арбитражем с учетом предложений государственных органов, нанимателей по соглашению с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров. В числе трудовых арбитров, привлекаемых для рассмотрения спора, не могут входить представители сторон по рассматриваемому спору.

Право на обращение  в Арбитраж имеет каждая сторона  коллективного трудового спора. Заявление подается не позднее чем  в двухнедельный срок после рассмотрения спора примирительной комиссией (посредником).

Посредничество - это процедура примирения сторон коллективного трудового спора с участием независимого эксперта-посредника.

При несогласии с предложениями примирительной комиссии стороны спора по взаимной договоренности могут прибегнуть к  проведению примирительной процедуры  с участием посредника.

Поскольку посредничество как самостоятельная стадия разрешения коллективного трудового спора  не является обязательной для сторон, Закон не ограничивает их сроками  по достижении соглашения об этом.

Соглашение  о посредничестве стороны вправе заключить до возникновения разногласий между ними, предусмотрев эти вопросы в коллективном договоре, соглашении.

Обращение к  посреднику следует оформлять письменным заявлением, подписанным сторонами  спора. Взаимоотношения с посредником, включая вознаграждение за оказание услуг, определяются соглашением между ним и сторонами спора [15, с.372].

В целях оказания помощи сторонам коллективных трудовых споров в проведении примирительной процедуры с участием посредника объединения нанимателей и профсоюзов, иные субъекты хозяйствования могут создавать службы посредничества

Посредник имеет  право запрашивать и получать от нанимателя необходимую информацию, касающуюся коллективного трудового  спора, проводить со сторонами консультации (в том числе конфиденциальные), а также совершать другие правомерные действия, направленные на урегулирование спора.

Рассмотрение  спора с участием посредника осуществляется в срок до пяти дней с момента  его приглашения и завершается  внесением предложений по разрешению спора. Мнение посредника не является обязательным для сторон. Однако если стороны спора выразили свое согласие с предложениями посредника, спор прекращается.

К заявлению  в Арбитраж прилагаются:

-   предложения  примирительной комиссии (посредника) по данному спору;

-   копии  коллективного договора, соглашения или их проекты;

-   требования  к нанимателю, утвержденные на  общем собрании либо конференции  членов профсоюза или работников;

-   иные  материалы, имеющие значение для  разрешения спора.

Вопрос о  принятии заявления к арбитражному производству разрешается Председателем Арбитража или его заместителем.

Решение трудового  арбитража в письменной форме  не позднее 5-дневного срока со дня  получения обращения сторон направляется сторонам и имеет для них, как  правило, рекомендательный характер [14, ст. 383].

Республиканский трудовой арбитраж является постоянно  действующим трудовым арбитражем и  создается для:

-   рассмотрения  коллективных споров, отнесенных  к его компетенции;

-   координации  деятельности органов государственного  управления, других нанимателей и представителей органов работников по урегулированию споров на стадии примирения;

-   ведения  кадрового реестра трудовых арбитров  Республики Беларусь, организации  их обучения (повышения их квалификации);

-   методического  руководства с системой примирения, посредничества и арбитража.

-   регистрация  трудовых арбитражей;

-   ведение  учета коллективных споров рассматриваемыми  трудовыми арбитражами, обобщение  арбитражной практики по их  рассмотрению, изучение причин и  условий возникновения коллективных споров и подготовки предложений по их устранению.

К исключительной компетенции Республиканского трудового  арбитража относятся коллективные споры:

-   в объединениях, подчиненных правительству Республики  Беларусь,

-   об исполнениях  коллективных договоров и соглашений;

-   В организациях, в которых законодательством  устанавливаются ограничения реализации  прав на забастовку в той  мере в какой это необходимо  в интересах национальной безопасности, общественного правопорядка. Здоровья  населения, прав и свобод других лиц.

-   возникающие  при заключении, изменении или  прекращении соглашений на республиканском  и отраслевом уровне.

Трудовой кодекс РБ предусматривает, что коллективные споры рассматриваются Республиканским трудовым арбитражем в составе 3 арбитров, избираемых по соглашению сторон из числа трудовых арбитров, рекомендованных председателем Республиканского трудового арбитража или предложенных сторонами. При не достижении соглашения сторон трудовых арбитров назначает председатель Республиканского трудового арбитража. Коллективный спор рассматривается с учетом представителей сторон, а при необходимых случаях – с привлечением экспертов. В ходе рассматривания коллективных споров Республиканский трудовой арбитраж заслушивает объяснения сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного спора, информирует в случае необходимости Президента Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, иные органы государственного управления о возможных социальных последствиях спора[14, ст. 386].

По спорам об исполнении коллективных договоров, соглашений Республиканский трудовой арбитраж в праве на основании мотивированного  заключения экспертов признать отдельные  положения коллективного договора, соглашениями, не имеющими юридической  силы.

Республиканский трудовой арбитраж принимает решения по коллективному спору, как правило, не позднее 2-недельного срока со дня получения заявления. Этот срок может быть продлен председателем Республиканского трудового арбитража в зависимости от сложности спора, но не более чем на один месяц. Решение принимается большинством голосов, подписывается трудовыми арбитрами и передается сторонам спора.

Решение Республиканского трудового арбитража по спорам об исполнении коллективных договоров  и соглашений, а также по спорам, возникающим в организациях, в отношении работников которых в соответствии с Законом установленные ограничения реализации прав на забастовку, вступает в законную силу по истечении срока обжалования. Решения Республиканского трудового арбитража по таким спорам может быть обжаловано заинтересованной стороной в суд в 10-дневный срок со дня получения.

Информация о работе Трудовые споры