Трудовые споры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование природы трудовых споров и порядка их разрешения.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3
1 Понятие трудовых споров и их классификация ………………………….…. 5
2 Индивидуальные трудовые споры. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров …………………………………………… 15
3 Коллективные трудовые споры …………………………………………….. 18
4 Способы прекращения трудовых споров …………………………………... 23
Заключение ……………………………………………………………………... 32
Список использованных источников ……………………………………….… 35

Файлы: 1 файл

Трудовые споры.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Данная классификация носит несколько условный характер, поскольку любой трудовой спор всегда имеет как минимум двух участников. В данном случае имеется в виду, что индивидуальным является тот спор, в котором обе или хотя бы одна спорящая сторона представлена индивидуумом как конкретным физическим лицом. Применительно к трудовым спорам индивидуальным является конфликт между конкретным работником и работодателем. Предметом такого конфликта могут быть разногласия по поводу применения законов, иных нормативных правовых актов о труде, соглашений, коллективного договора, трудового договора, а также по поводу установления или изменения индивидуальных условий труда4.

В коллективных спорах хотя бы одним из субъектов является, как правило, формализованная тем  или иным образом группа физических лиц. Работники как сторона коллективного трудового спора должны быть организационно едины и обладать едиными интересами в сфере труда. Таким организационным единством и общими интересами обладают работники того или иного работодателя в целом, работники филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения.

При нарушении прав всех работников, занятых у работодателя, имеет место не коллективный трудовой спор, а совокупность индивидуальных трудовых споров.

Предметом конфликта между работодателем и коллективом работников могут быть разногласия по поводу установления или изменения условий труда, единых для всех работников (с дифференциацией по профессиональным и иным группам), заключения коллективных договоров, соглашений, установления правил взаимодействия работодателя и представителей работников.

Именно на данной классификации  трудовых споров основывается современное  российское законодательство о труде, а вслед за ним и настоящее  пособие.

2. По содержанию, т.е.  в зависимости от связи спора с субъективными правами и обязанностями его участников правовые споры принято делить на две группы: а) споры о праве и б) споры об интересах.

Целью возбуждения спора  о праве является защита принадлежащего одному из субъектов спора своего субъективного права. Такие трудовые споры являются результатом нарушения трудовых прав работника, причинения работником вреда работодателю, а также предположения работника о нарушении его прав работодателем.

При разрешении данных трудовых споров осуществляется защита трудовых прав работника либо констатируется правомерность действий работодателя. Разрешение трудовых споров о праве осуществляется уполномоченным на то органом (прежде всего судом) по заявлению (иску) лица, полагающего, что его право нарушено. Поэтому такие споры принято также именовать исковыми.

Основной целью спора  об интересе является приобретение его  инициатором нового субъективного  права, ранее ему не принадлежавшего. Эти споры возникают по поводу установления новых или изменения  существующих условий труда, в том числе при заключении и изменении коллективных договоров, соглашений. Своим предметом они имеют не наличные, а будущие трудовые права и обязанности субъектов трудового права. В данном случае не происходит нарушения трудовых прав (как действительного, так и предполагаемого), а конфликт возникает по поводу реализации законных интересов сторон, которые могут быть удовлетворены при установлении новых или изменении существующих условий труда.

При разрешении данных трудовых споров стороны приобретают новые трудовые права либо видоизменяют имеющиеся трудовые права, тем самым реализуя свои интересы. Реализация интересов сторон трудового спора наиболее реальна при достижении баланса их интересов.

Разрешение таких трудовых споров осуществляется посредством достижения согласия между его сторонами. Такое согласие может быть достигнуто как в результате непосредственного взаимодействия сторон, так и посредством передачи спора сторонами на рассмотрение третьего (не зависимого от каждой из сторон) лица. Поэтому данные споры принято именовать неисковыми.

3. По объекту, т.е.  в зависимости от характера  притязания, выступающего предметом  трудового спора, все споры  могут быть подразделены на  имущественные и неимущественные.

Так, спор, связанный с  денежными требованиями, например, имеющий своим предметом взыскание заработной платы, фактически выступает тоже как разновидность имущественных споров. В том же случае, когда трудовой спор связан с требованием совершения определенных действий (преследует цель, к примеру, изменения формулировки причины увольнения), он уже не имеет имущественного характера. Зачастую встречаются трудовые споры, которые имеют своим объектом требования как неимущественного, так и имущественного характера (например, требование восстановления на работе с оплатой времени вынужденного прогула).

Иногда для характеристики тех же споров применяется несколько  иная терминология. Споры, связанные  с получением каких-либо благ, подлежащих количественной оценке с помощью  денег, именуют экономическими, а споры, не имеющие такой оценки, называют неэкономическими5.

4. По порядку разрешения  трудовые споры могут быть  подразделены на две группы: а)  споры урегулируемые и б) споры  разрешаемые.

Субъектом разрешения споров в рамках процессуальных форм по общему правилу выступает суд, на разрешение которого и передаются разногласия. В то же время некоторые категории трудовых споров имеют досудебный порядок разрешения, которые в любом случае не исключают судебный.

С этой точки зрения трудовые споры могут быть также классифицированы и по подведомственности в их разрешении определенным органам. Под этим углом зрения необходимо выделять три категории трудовых споров разрешаемые в суде; урегулируемые вне суда; разрешаемые в смешанном порядке.

Таковы основные классификации правовых споров. При этом необходимо иметь в виду, что индивидуальные трудовые споры могут быть как спорами о праве, так и спорами об интересах. Коллективные трудовые споры всегда являются спорами об интересах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Индивидуальные трудовые споры. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров

 

Легальное определение  индивидуального трудового спора  дается в ст. 381 ТК РФ. Индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем  и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Согласно современному российскому законодательству о  труде предметом индивидуального  трудового спора могут быть разногласия, во-первых, по поводу применения законов, иных нормативных правовых актов о труде, соглашений, коллективного договора, трудового договора, а, во-вторых, по поводу установления или изменения индивидуальных условий труда.

Примером разногласий  первого вида, которые представляют собой конфликты права, являются споры относительно увольнения работника, привлечения к дисциплинарной или материальной ответственности и т.п. Разногласия второго вида встречаются гораздо реже. Они представляют собой споры об интересах и возникают по поводу установления субъективных прав конкретного работника при заключении индивидуального трудового договора в процессе согласования сторонами его условий либо в период действия трудового договора - при инициировании любой из сторон внесения в него изменений при отсутствии обязанности другой стороны согласиться на такие изменения. К их числу относятся, например, споры, вытекающие из требований работника увеличить ему заработную плату или перевести на другую работу (должность), как правило, с более высокой квалификацией и соответственно с большей оплатой труда либо изменить условия труда, если такое изменение не вытекает из требований законодательства или условий договоров о труде6.

В настоящее время  законодательством РФ установлен единый порядок разрешения индивидуальных трудовых споров о праве (по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора) и об интересах (об установлении или изменении индивидуальных условий труда).

Индивидуальный трудовой спор возникает в случае обращения  работника или работодателя в  орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров с требованием о  защите своего нарушенного (по мнению инициатора спора) права или реализации интереса. В большинстве случаев инициатором индивидуального трудового спора является работник. Работодатель обращается в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров по спорам о возмещении работником причиненного ему ущерба; обращения же по иным поводам носят единичный характер и в силу этого в настоящем пособии не рассматриваются.

Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются:

1) комиссии по трудовым  спорам (далее - КТС);

2) суды.

Данные споры могут  также урегулироваться с использованием процедуры медиации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Рассмотрение трудового спора в КТС представляет собой досудебную стадию, обращение к которой является факультативным. В отличие от ранее действовавшего законодательства даже при наличии в организации КТС работник вправе обратиться в суд напрямую, минуя КТС. Данное положение базируется на ст. 46 Конституции РФ, которая гарантирует каждому право на судебную защиту.

Это не исключает применение досудебных процедур разрешения трудовых споров, которые осуществляются в  формах, определяемых законом. Такой процедурой является прежде всего рассмотрение спора в КТС. Досудебная процедура разрешения индивидуального трудового спора применяется без обращения к внешнему авторитету и осуществляется внутри субъекта хозяйственной деятельности.

Трудовое законодательство не устанавливает обязательность, но предоставляет возможность работнику как основному инициатору трудового спора передать его на рассмотрение в досудебном порядке. Поэтому рассмотрение трудового спора в КТС можно определить в качестве первой стадии рассмотрения индивидуального трудового спора. Следует, однако, отметить, что некоторые индивидуальные трудовые споры не могут рассматриваться в КТС.

 

 

 

 

 

 

3 Коллективные трудовые споры

 

Легальное определение понятия  «коллективный трудовой спор» дается в ст. 398 ТК РФ: это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Трудовые споры являются коллективными, потому что одной из сторон спора выступает не единичный работник (как в рамках индивидуальных трудовых споров), а совокупность работников, объединенных общим интересом и организационно оформленных в единый коллектив.

Коллективные трудовые споры принято  рассматривать в качестве споров неискового характера (споров об интересах). Они возникают по поводу условий труда (их установления или изменения), или, говоря другими словами, по поводу установления субъективных трудовых прав работников и соответствующих обязанностей работодателя. Предметом коллективного трудового спора не могут являться разногласия, возникающие в связи с действительным или предполагаемым нарушением трудовых прав конкретного работника или всех либо большинства работников конкретного работодателя, отрасли, территории7.

Вместе с тем, по мнению ряда авторов, ст. 398 ТК РФ, формулируя легальное определение коллективного трудового спора, допускает существование его в виде конфликта права применительно к спорам о выполнении коллективного договора или соглашения. Данная позиция представляется недостаточно обоснованной, поскольку субъективные права работников не носят коллективного характера: в коллективных договорах и соглашениях устанавливаются либо права конкретных работников, защищаемые в рамках разрешения индивидуальных трудовых споров, либо права представителей работников (профессиональных союзов, иных представителей работников), которые являются самостоятельными субъектами трудового права, в отличие от коллективов работников (трудовых коллективов), не являющихся субъектами права. Поэтому спор по поводу выполнения коллективных договоров, соглашений будет носить индивидуальный характер, что не отрицает ни возможности обращения самого работника или представителей работников в орган по рассмотрению трудовых споров с требованием обязать работодателя исполнить соответствующее положение коллективного договора, соглашения, ни права сторон спора использовать примирительно-третейские механизмы его урегулирования. В противном случае мы приходим к парадоксальному выводу о невозможности восстановить в судебном порядке нарушенные трудовые права, если они предусмотрены коллективным договором или соглашением, который, к слову сказать, противоречит и определению индивидуального трудового спора, содержащемуся в ст. 381 ТК РФ.

Информация о работе Трудовые споры