Шпаргалка по "Трудовое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 22:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Трудовое право".

Файлы: 1 файл

трудовое право.docx

— 295.59 Кб (Скачать файл)

Одним из важнейших способов защиты профсоюзами трудовых прав и законных интересов работников является осуществление  ими согласно ст. 370 ТК профсоюзного (общественного) контроля за соблюдением  работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Закрепленные ст. 370 ТК полномочия профессиональные союзы осуществляют через свои органы (профкомы и другие звенья проф-союзной системы), уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда  и собственные правовые и технические  инспекции труда. В своей деятельности они руководствуются законодательством  РФ по вопросам труда и актами соответствующих  профсоюзных органов.

На уровне организаций профсоюзный  контроль осуществляется уполномоченными  профсоюзного комитета по охране труда, избирае-мыми на общем собрании работников структурного подразделения.

Правовые и технические инспекции  труда профсоюзов создают-ся общероссийскими  профессиональными союзами и  их объедине-ниями и действуют  в соответствии с положениями, утверждаемыми  этими профсоюзами и их объединениями. Помимо этого, правовые и технические  инспекции труда могут создаваться  межрегиональ-ными, а также территориальными объединениями организаций проф-союзов, действующими на территориях субъектов  РФ. Их полномо-чия определяются положениями, принимаемыми в соответствии с типовыми положениями соответствующих общероссийских объе-динений профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в  установленном порядке имеют  право беспрепятственно посещать организации  независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в ко-торых  работают члены данного профсоюза  или профсоюзов, вхо-дящих в объединение, для проведения проверок соблюдения тру-дового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профес-сиональных союзах, а также  выполнения условий коллективного  договора, соглашения.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением  работодателями трудо-вого законодательства и иных нормативных правовых актов, со-держащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения  безопасности работников организации;

принимать участие в расследовании  несчастных случаев на про-изводстве  и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей  и иных должностных лиц организаций  о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболе-ваниях;

защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на произ-водстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях  непосредственной угрозы жизни и  здоровью работников до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда;

направлять работодателям представления  об устранении выяв-ленных нарушений  законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового  права, обязательные для рассмотре-ния;

осуществлять проверку состояния  условий и охраны труда, вы-полнения обязательств работодателей, предусмотренных  коллектив-ными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экс-пертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, пре-дусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями  условий труда;

принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового  права;

принимать участие в разработке проектов подзаконных норма-тивных правовых актов об охране труда, а  также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;

обращаться в соответствующие  органы с требованием о привле-чении  к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового  права, сокрытии фактов несчастных случаев  на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществле-нии  указанных полномочий взаимодействуют  с государственными органами надзора  и контроля за соблюдением законов  и иных актов, содержащих нормы трудового  права.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профес-сиональных союзов, избираемые на общем собрании трудового  кол-лектива из числа своих работников, имеют право беспрепятственно проверять  в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоро-вью  работников, профсоюзные органы в  организациях и профсоюз-ные инспекторы труда вправе потребовать от работодателя немед-ленного устранения этих нарушений  и одновременно обратиться в федеральную  инспекцию труда для принятия неотложных мер.

При невыполнении требований по устранению нарушений, осо-бенно в случаях  появления непосредственной угрозы жизни и здо-ровью работников, профсоюзные органы и профсоюзные  инспекто-ры труда вправе требовать  от работодателя, органа управления ор-ганизацией, должностного лица приостановления  работ впредь до принятия окончательного решения федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо за неустранение нарушений несут  ответственность, предусмотренную  законодательством (п. 3 и 4 ст. 20 Закона о профсоюзах).

Работодатель обязан создавать  необходимые условия для осуще-ствления деятельности профсоюзов, в том числе  по контролю в сфе-ре охраны труда.

  1. Порядок принятия решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа.

Порядок учета  мнения выборного органа первичной  профсоюзной организации, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, предусматривает ст. 372 ТК РФ.

Этот порядок  состоит из следующих этапов.

1.   В случаях, предусмотренных  ТК РФ, другими федеральными законами  и иными НПА РФ, коллективным  договором, соглашениями, работодатель  перед принятием решения направляет  проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

2.   Выборный орган  первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

3.   Если выборный  профсоюзный орган возражает  против проекта локального нормативного  акта, представленного работодателем,  либо вносит предложения по  его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации провести дополнительные консультации с ним в целях достижения взаимоприемлемого решения.

4. Если согласие не достигнуто, возникшие разногласия оформляются протоколом.

После этого работодатель вправе принять локальный нормативный акт, а выборный орган первичной профсоюзной организации вправе его обжаловать в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Этот профсоюзный орган имеет право начать процедуру коллективного трудовою спора в порядке, предусмотренном ТК РФ.

Государственная инспекция  труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта.

  1. Система правоотношений в науке трудового права.

Трудовые отношения регулируются нормами ТП и выступают в форме  трудовых правоотношений. Нормы труд права, воздействия на общественные отношения, порождают заложенную в  них юр связь, т.е. правоотношения в  сфере трудового права. Наряду с  ними в сфере применения труда  возникают и др правоотношения, которые  являются непосредственно связанными с трудовыми правоотношениями.

Трудовые правоотношения определяют характер др правоотношений, которые вне связи с трудовыми  не имеют самостоятельного значения и выполняют служебную роль. Эти правоотношения, связанные с трудовыми, или как их принято определять- производные от трудовых правоотношения (это такие правоотношения, наличие которых предполагает существование в наст, будущем или прошлом труд правоотношений, без которых бытие производных отношений было бы невозможно или лишено смысла).

К непосредственно связанным с трудовыми отношениями относятся, согласно ст. 1 ТК, следующие отношения по:

- организации труда и  управлению трудом

-социальному партнерству,  ведению коллективных переговоров,  заключению коллективных договоров  и соглашений

- участию работников и  профсоюзов в установлении условий  труда и применении трудового  законодательства в предусмотренных  законом случаях

- надзору и контролю (в  том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об  охране труда) и иных НПА,  содержащих нормы трудового права

- профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации  работников непосредственно у  данного работодателя

- содействию в обеспечении  занятости и трудоустройства  у данного работодателя

- разрешение индивидуальных  и коллективных трудовых споров.

В эту систему входят те общественные отношения по применению труда, которые образуют предмет  отрасли трудового права.

Указанные группы общественных отношений в зависимости от времени  их возникновения, развития и прекращения можно разделить на отношения предшествующие, сопутствующие и  вытекающие из собственно  трудовых п/о-ий.

Группа предшествующих правоотношений появляются до труовых, а прекращаются с их возникновением.

К ним относятся правоотношения по содействию в обеспечении занятости  и трудоустройства, а также проф подготовке и квалификации кадров.

Сопутствующие правоотношения возникают и существуют вместе с трудовыми, обеспечивая их. 

Они охватывают правоотношения по:

- по организации труда и управлению трудом,

- ведению коллективных  переговоров

- надзору и  контролю

- по переподготовке и повышению квалификации непосредственно у данного работодателя. Они возникают между работником и работодателем наряду с ТО в случаях, когда работодатель направляет работника на переподготовку или повышение его квалификации без отрыва от производства.

- и т.д.

Непосредственно вытекающие возникают при рассмотрении индивидуальных и коллективных споров.

Данные отношения можно  также отнести и к сопутствующим. Если работник продолжает трудовые п/о-ия с работодателем, то отношения по возмещению материального вреда  будут считаться сопутствующими. Если же работник прекратил трудовые п/о-ия с работодателем в связи  с увольнением, то в случае причинения им материального вреда работодателю (также и в обратном случае) такие  отношения будут относиться к  системе вытекающих (последующих) из трудовых.

  1. Трудовое правоотношение: понятие, субъекты и содержание.

Трудовые правоотношения – это урегулированные нор-мами трудового права трудовые и иные, непосредственно свя-занные с ними отношения.

О трудовых правоотношениях можно  говорить в широком и узком  смыслах.

В широком смысле данное понятие охватывает весь спектр отношений, составляющих предмет трудового права.

В узком смысле оно обозначает конкретные отношения между работником и работодателем, возникающие на основа-нии трудового договора и фактического допуска к работе.

Признаки  трудового правоотношения

1. Основание возникновения трудового  правоотношения – добровольное  волеизъявление работника и работодателя (согла-шение).

2. Предмет соглашения между работником  и работодате-лем – личное  выполнение работником за плату  трудовой функции (работы по  должности в соответствии со  штатным расписанием, профессии,  специальности с указанием квалифи-кации;  конкретного вида поручаемой  работнику работы).

Информация о работе Шпаргалка по "Трудовое право"