Шпаргалка по "Трудовое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 22:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Трудовое право".

Файлы: 1 файл

трудовое право.docx

— 295.59 Кб (Скачать файл)

Особенности правового регулирования  труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с  семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных гражданских  служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового  права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми  актами субъектов Российской Федерации  о государственной гражданской  службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового  права, не распространяются на следующих  лиц (если в установленном настоящим  Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей  или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением  лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров  гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено  федеральным законом.

  1. Цели и задачи трудового законодательства.

В соответствии со ст. 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных  гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий  труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

К числу основных задач  трудового законодательства ст. 1 ТК РФ относит создание необходимых  условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование  отношений, входящих в предмет трудового  права.

Нельзя не заметить, что  перечисленные цели не совпадают  с изложенными в той же ст. 1 ТК РФ задачами. Хотя цели должны носить более глубокий характер для регламентации  отношений в сфере труда, а  решение определенных задач служит достижению установленных в законодательстве целей. При разрешении конфликта между целями и задачами, указанными в ст. 1 ТК РФ, следует исходить из требований вышестоящих по юридической силе норм.

В ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы объявлены  высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита отнесены к обязанностям государства. Следовательно, при регламентации  отношений в сфере труда государство  устанавливает уровень трудовых прав человека и гражданина и берет  на себя обязанность по обеспечению  его соблюдения всеми без исключения работодателями. Соблюдение данного  государством минимума трудовых прав работников и является целью правовой регламентации отношений, составляющих предмет трудового права.

В соответствии со ст. 18 Конституции  РФ права и свободы человека и  гражданина, в том числе и в  сфере труда, являются непосредственно  действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, они  обеспечиваются правосудием.

Поэтому достижение указанной  цели при регламентации трудовых отношений достигается решением перечисленных в ст. 18 Конституции  РФ задач. К их числу отнесены: обеспечение  непосредственного действия прав и  свобод человека и гражданина в сфере  труда, их реализация через деятельность законодательной и исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также обеспечение правосудием  прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных в трудовом законодательстве.

 

  1. Роль и функции трудового права.

Основная роль трудового права — урегулирование его нормами поведения людей по их труду на производстве так, чтобы правовое регулирование отвечало задачам производства в данный период его развития, охраняло труд работников, способствовало улучшению условий их труда и быта и, наконец, укрепляло социальное партнерство, согласие, а следовательно, социальный мир. Функции трудового права — это основные направления воздействия его норм на поведение (сознание, волю) людей в процессе труда для достижения целей и задач трудового законодательства.

В современный переходный к рынку период можно выделить пять следующих функций трудового  права.

1. Социальная функция.  Она отражается в нормах по  содействию занятости, реализации свободы труда и права на труд и других трудовых прав, в нормах по обеспечению безопасных условий труда, охраны труда, ограничению рабочего времени, меры труда, оплаты труда, компенсаций и т. д.

2. Защитная функция. Она  выражается в установлении нормального уровня условий труда, в непрерывном его повышении договорным методом, в надзоре и контроле за соблюдением трудового законодательства, правил охраны труда, в порядке разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров и восстановлении нарушенных трудовых прав.

3. Хозяйственно-производственная  функция, проявляемая в нормах  по рациональному использованию  трудовых ресурсов, стимулированию качественной и производительной работы.

4. Воспитательная функция.  Она отражается в нормах о  поощрениях, стимулировании высокопроизводительного труда, а также в нормах о дисциплинарной и материальной ответственности за ущерб (вред), причиненный по вине работника производству или работнику по вине работодателя.

5. Функция развития производственной  демократии. Она выражается в  нормах о праве работников  на участие в управлении организацией, о правах и гарантиях деятельности профсоюзов, в дополнительных юридических гарантиях права на труд для представителей работников, профсоюзов, коллективов работников

  1. Источники трудового права: понятие и виды.

Под источниками  трудового права следует понимать результаты (продукты) правотворческой деятельности государства, а так же совместного нормотворчества работодателей и работников (их представителей) в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Источники ТП различаются  по тем юр. формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства. Другими словами, источники- это НПА: законы, указы, постановления, иные НПА, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.

ерархия источников получило свое выражение в ст.5 Т, где акты располагаются по их юр силе и сфере  действия. При этом закреплен приоритет  ТК перед другими ФЗ. Каждый нижестоящий  по своей юр силе НПА не может  противоречить вышестоящему.

Классификация источников:

1. по юридической силе:

 международные акты; КРФ;  ТК РФ  и иные ФЗ; указы Президента  РФ; постановления Прав-ва РФ; акты  фед-х органов исп власти; конституции  (уставы), законы и и ные НПА  субъектов РФ; акты органов МСУ;  локальные НА.

2. по содержанию и целевой направленности источники ТП следует подразделять на НА: - регулирующие общие вопросы ТП (КРФ, ТК);

- регулирующие отдельные  вопросы конкретных институтов, входящих систему ТП (н-р, ФЗ  «О коллективных договорах и  соглашениях», «О порядке разрешения  коллективных трудовых споров»  и др.);

- регулирующие трудовые  правоотношения спец-х субъектов  (н-р, ФЗ «О гос гарантиях  и компенсациях для лиц, работающих  и проживающих в районах Крайнего  Севера и приравненных к ним  местностях»).

3. по сфере действия источники бывают: федеральными (акты органов РФ), региональные (акты субъектов РФ), территориальные (акты органов МСУ) и локальные (акты конкретных организаций).

  1. Конституция Российской Федерации как источник трудового  права.

Законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения, называются источниками трудового  права, а их совокупность – трудовым законодательством.

Важнейшим источником отечественного права в целом, в том числе  и трудового, является Конституция  Российской Федерации.  Будучи основным законом, она обладает высшей юридической  силой.  Все другие законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией.  В ней закреплены права и свободы  человека и гражданина, равенство  их перед законом и судом.  Конституция  запрещает любые формы ограничения  прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или  религиозной принадлежности.  Труд является свободным, причем каждый имеет  право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой  то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом  минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Конституция закрепляет основные права граждан как субъектов  трудового права и отражает принципы трудового права.  Тем самым  Конституция предопределяет содержание институтов особенной части трудового  права, направленных на обеспечение  юридическими гарантиями этих основных конституционных трудовых прав.

 Конституция РФ обеспечивает  единство общероссийского правового  регулирования труда указанными  принципами этого правового регулирования,  выраженные в конституционных  трудовых правах, которые находят  свою конкретизацию и юридические  гарантии во всей системе российского  трудового права. 

Ст. 37 Конституции РФ закрепляет такие основные трудовые права, как  свобода труда, право собственно распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать под деятельности и профессию, запрет принудительного  труда.  Эта же статья закрепляет и право на отдых, на ограничение  законом рабочего времени, на выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодные отпуск, а также право  на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.

Конституция не предусматривает  основных трудовых обязанностей, но они  закреплены в ст.ст. 2, 127 и 129 КЗоТ РФ.

Конституция и федеральные  законы согласно ст. 4 Конституции РФ имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

  1. Общая характеристика Трудового кодекса РФ.

Среди ФЗ важнейшее место  отводится Трудовому кодексу- важнейшему кодифицированному акту, действующему на всей тер-ии РФ.

Новый ТК состоит из 6 частей, которые содержат 14 разделов, вкл 62 главы, а всего 424 статьи. По сравнению  с КЗоТом введена новая глава, в которой впервые легализовано понятие «трудовые отношения». А  также в 5 части впервые выделены разделы, посвященные вопросам защиты трудовых прав работников.

Новый Кодекс, как указывалось  ранее, сохранил на 70 про¬центов содержание норм КЗоТ. Но он значительно восполнил  пробелы КЗоТ и создал ряд новых  норм, лучше отвечающих ны¬нешним  реалиям в сфере труда. Кодекс повысил значение соци¬ально-партнерских  отношений в сфере труда, особенно на уров¬не организации, как индивидуальных, так и коллективных, рас¬ширил  круг вопросов, регулируемых договорным порядком, развил механизмы обеспечения  выполнения договоров о труде. В  Кодексе усовершенствованы регулятивная и защитная функ¬ции трудового права. Он, с одной стороны, увеличил гарантии трудовых прав работников, например о  размере МРОТ не ниже прожиточного минимума, о правовых последствиях задержки выплаты начисленной работнику  оплаты, о более коротком (шестимесячном) сроке для первого отпуска  в данной организа¬ции и др. С  другой стороны, как указывалось, в  Кодексе есть и недостатки, которые, думается, сократятся в процессе его  прак¬тического применения. 
И самым большим недостатком ТК, по нашему мнению, яв¬ляется именно отсутствие в нем наиважнейших ныне вопросов: о праве на труд, его понятии, четких его гарантиях, о содейст¬вии занятости и трудоустройству, о полномочиях трудовых кол¬лективов, которые во всем мире постепенно признаются, а у нас признанная миром производственная демократия значительно Кодексом урезана.

В случае противоречия между  Кодексом и иным федераль¬ным законом  применяется Кодекс. А если вновь  принятый фе¬деральный закон противоречит Кодексу, то этот закон будет применяться  лишь при условии внесения в Кодекс соответст¬вующих изменений.

  1. Федеральный закон “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” (общая характеристика).

Федеральные законы дополняются  законами субъектов Федерации по вопросам прав профсоюзов. Давая их общую характеристику, надо отметить, что Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» состоит из шести глав, объединяющих 33 статьи: гл. I «Общие положения» (ст. 1 — Ю); гл. II «Основные права профсоюзов» (ст. 11—23); гл. III «Гарантии прав профсоюзов» (ст. 24—28); гл. IV «Защита прав профсоюзов» (ст. 29, 30); гл. V «Ответственность профсоюзов

Статья 3 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» раскрывает понятия терминов: «первичная профорганизация», «общероссийский профсоюз», «общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов», «межрегиональный профсоюз», «межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов», «территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов» «территориальная организация профсоюза», «профсоюзный орган» и «профсоюзный представитель».

Информация о работе Шпаргалка по "Трудовое право"