Контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 20:12, дипломная работа

Описание работы

Охрана труда имеет социальное, экономическое и правовое значения. Социальное значение охраны труда состоит в том, что охрана труда способствует укреплению (сохранению) здоровья работников от вредных и опасных производственных факторов. Экономическое значение охраны труда реализуется в росте производительности труда, подъеме экономики, увеличении производства. Правовое значение охраны труда состоит в правовом регулировании работы по способностям с учетом тяжестей условий труда, физиологических особенностей женского организма, организма подростков и трудоспособности инвалидов. Кроме того, вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива (соответствующего профсоюзного органа) с работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном уровнях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2
1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПИЯТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . .
5

1.1 История создания, цели и основные направления деятельности
5

1.2 Организационная структура управления предприятием и характеристика персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .
6

1.3 Организация оплаты труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13
2
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
16

2.1 Государственная политика и требования в области охраны труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

16

2.2 Обязанности и права сторон трудового договора по обеспечению безопасных условий и охраны труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

23

2.3 Органы государственного надзора и контроля . . . . . . . . . . . . . .
31

2.4 Ответственность за нарушение трудового законодательства . . .
36
3
ОХРАНА ТРУДА
39

3.1 Организация охрана труда в филиале ГУП СК «Ставрополь-крайводоканал» - Апанасенковский «Межрайводоканал» . . . . . . . .

39

3.2 Пути совершенствования охраны труда на предприятии
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
58
ПРИЛОЖЕНИЯ 1 – 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
59

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ПСО .doc

— 731.00 Кб (Скачать файл)

 Не будет лишним поставить работника в известность также о том, что в определенных случаях он может быть привлечен к иным видам ответственности в соответствии со ст. 419 ТК РФ.

3. Со своей стороны  работодатель, основываясь на положениях  ст. 189 «Дисциплина труда и трудовой распорядок организации» ТК РФ, обязан в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективным договором, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, организации, трудовым договором создавать условия необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда. Такие условия он создаст, если будет последовательно и полно исполнять свои обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, возложенные на него ст. 212 ТК РФ.

4. Для того, чтобы работник  был в состоянии реально соблюдать свои обязанности в области охраны труда, администрация со своей стороны обязана, в том числе, соблюдать его права на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены (ст. 219 ТК РФ).

 Работнику необходимо знать свои права с тем, чтобы при необходимости потребовать от работодателя их соблюдения. Знание прав позволит работнику обосновать и сформулировать его требования, доказав, что они основаны на положениях ТК РФ, иных правовых актах. Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить ознакомление работников с требованиями охраны труда.

5. Для того, чтобы все  работники знали меру своей  ответственности за нарушение правил по охране труда, в организации целесообразно утвердить в установленном порядке (ст. 8 ТК РФ) специальный локальный нормативный акт, определяющий такую ответственность.

 

2.3 Органы государственного надзора и контроля

     

      В статье 352 ТК РФ перечислены основные способы защиты трудовых прав работников. К их числу отнесены:

1) государственный надзор  за соблюдением трудового законодательства;

2) защита трудовых  прав работников профессиональными  союзами;

3) самозащита трудовых  прав;

      Одним из способов защиты трудовых прав работников является государственный надзор за соблюдением трудового законодательства. Надзор могут осуществлять полномочные государственные органы. Как правило, основанием для их вмешательства в трудовые отношения является обращение работника с заявлением о восстановлении нарушенного права. Однако в установленных федеральным законом случаях государственные органы по надзору могут выступать в защиту неопределенного круга работников, например, при осуществлении деятельности направленной на признание недействующими нормативных правовых актов.

      Государственные  органы по надзору и контролю перечислены в ст.353 ТК РФ. Однако правовое положение этих органов изменилось в связи с изданием Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", поскольку основные органы надзора за соблюдением трудового права входят в систему государственной исполнительной власти.

      Органом  государственного надзора и контроля  является государственная инспекция  труда, которая до издания названного  Указа Президента РФ, находилась в ведении Минтруда РФ и его региональных органов. В настоящее время создана Федеральная служба по труду и занятости в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которая осуществляет государственный надзор за соблюдением трудового законодательства. В этой Федеральной службе находится государственная инспекция труда. В ч.2 ст.353 ТК РФ к числу органов государственного надзора в отдельных отраслях и на отдельных объектах промышленности отнесены специально уполномоченные органы, которые в соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 года № 314 также имею статус федеральной службы. В ст.366 ТК РФ к числу специально уполномоченных органов отнесен Государственный горный и промышленный надзор, который названным Указом Президента РФ преобразован в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, находящуюся в непосредственном ведении Правительства РФ.

      Специально  уполномоченным органом по надзору  за соблюдением мероприятий при обслуживании электрических и теплоизолирующих установок в ст.367 ТК РФ названы органы государственного энергетического надзора. Указом Президента № 314 функции по осуществлению данного вида надзора также переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

      В ст.368 ТК РФ специально уполномоченным органом по надзору за соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологи-ческих норм и правил названы органы государственного санитарно-эпиде-миологического надзора. Указом Президента РФ № 314 функции по осуществлению государственного надзора за соблюдением указанных норм и правил переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

      В ст.369 ТК РФ специально уполномоченным органом за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности назван Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор), Указом Президента функции по осуществлению данного вида надзора переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, находящейся в ведении Правительства РФ.

      Государственный  надзор за соблюдением трудового  законодательства осуществляет  Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с имеющейся у них компетенцией. В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор может выступать в защиту неопределенного круга работников путем предъявления в суде требований о признании недействующими нормативных правовых актов. В частности, прокуроры Генеральной прокуратуры РФ могут обращаться с заявлением о признании недействующими любых нормативных правовых актов в сфере труда. В соответствии со ст.39 ГПК РФ прокурор может выступать в защиту прав и свобод конкретного гражданина только на основании поданного им заявления.

      В соответствии  с ч.3 ст.353 ТК РФ внутриведомственный  надзор за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. В связи с чем работники организаций, которые находятся в ведении государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, могут обратиться с заявлением в эти органы с целью устранения нарушений трудовых прав. В свою очередь указанные органы могут потребовать от руководителей подведомственных организаций устранения нарушений трудовых прав работников.

  Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:

– беспрепятственно в любое время  суток при наличии удостоверений  установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;

– запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

– изымать для анализа образцы  используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

– расследовать в установленном  порядке несчастные случаи на производстве;

– предъявлять работодателям и  их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

– направлять в суды при наличии  заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении  деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

– отстранять от работы лиц, не прошедших  в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

– запрещать использование и  производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

– выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;

– выдавать заключения о возможности  принятия в эксплуатацию новых или  реконструируемых производственных объектов;

– привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;

– выступать в качестве экспертов  в суде по искам о нарушении  законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

      Общественный  контроль за соблюдением трудового  законодательства могут осуществлять  профессиональные союзы в лице соответствующих органов. На основании ст.370 ТК РФ общероссийские профессиональные союзы и их объединения, межрегиональные, а также территориальные объединения (ассоциации) организации профессиональных союзов с целью осуществления контроля за соблюдением норм трудового права могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений, а также в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов. Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации, в которых работают члены профсоюза, с целью осуществления общественного контроля за соблюдением их работают члены профсоюза, с целью осуществления общественного контроля за соблюдением их прав.3

      В соответствии  с ч.7 ст.370 ТК РФ профсоюзы, их  инспекции труда при осуществлении  общественного контроля взаимодействуют  с государственными органами по надзору. Профессиональные союзы на основании заключения инспекции труда могут подготовить заявление в судебный орган по защите прав неопределенного круга лиц. Профсоюз вправе обжаловать нормативный правовой акт любого уровня на предмет его признания противоречащим федеральному или региональному закону. Признание нормативного акта недействующим исключает возможность его применения с момента вступления в законную силу решения суда. С согласия работника, выраженного в письменной форме, профессиональные союзы могут обращаться в защиту прав в государственные органы по надзору за соблюдением трудового законодательства, а также в суд. В этом случае интересы работника может представлять профсоюзный инспектор или уполномоченный по охране труда. 

 

 

2.4 Ответственность за нарушение трудового законодательства

  

 Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, приводятся в ст. 419 ТК РФ. Согласно ей лица, виновные в нарушении указанных правовых актов, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке установленном федеральными законами.

1. Дисциплинарная ответственность. Порядок привлечения работников к дисциплинарной ответственности регламентируется ст.ст. 192 – 195 ТК РФ. Ст. 192 предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель вправе применить в отношении этого работника следующие дисциплинарные взыскания:

а) замечание;

б) выговор;

в) увольнение по соответствующим  основаниям

 Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.

2. Административная ответственность.  Привлечение работодателей и  должностных лиц к такому виду  ответственности осуществляется  в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

2.1. Согласно ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Информация о работе Контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда