Контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 20:12, дипломная работа

Описание работы

Охрана труда имеет социальное, экономическое и правовое значения. Социальное значение охраны труда состоит в том, что охрана труда способствует укреплению (сохранению) здоровья работников от вредных и опасных производственных факторов. Экономическое значение охраны труда реализуется в росте производительности труда, подъеме экономики, увеличении производства. Правовое значение охраны труда состоит в правовом регулировании работы по способностям с учетом тяжестей условий труда, физиологических особенностей женского организма, организма подростков и трудоспособности инвалидов. Кроме того, вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива (соответствующего профсоюзного органа) с работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном уровнях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2
1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПИЯТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . .
5

1.1 История создания, цели и основные направления деятельности
5

1.2 Организационная структура управления предприятием и характеристика персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .
6

1.3 Организация оплаты труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13
2
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
16

2.1 Государственная политика и требования в области охраны труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

16

2.2 Обязанности и права сторон трудового договора по обеспечению безопасных условий и охраны труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

23

2.3 Органы государственного надзора и контроля . . . . . . . . . . . . . .
31

2.4 Ответственность за нарушение трудового законодательства . . .
36
3
ОХРАНА ТРУДА
39

3.1 Организация охрана труда в филиале ГУП СК «Ставрополь-крайводоканал» - Апанасенковский «Межрайводоканал» . . . . . . . .

39

3.2 Пути совершенствования охраны труда на предприятии
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
58
ПРИЛОЖЕНИЯ 1 – 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
59

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ПСО .doc

— 731.00 Кб (Скачать файл)

     Нормы и правила по охране труда содержатся не только в разделе Х «Охрана труда» ТК РФ, но также в его главе 41 «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями», главе 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет» и т.д.

 Охрана труда охватывает практически все отношения между работодателем и работником вплоть до оснащения его рабочего места, продолжительности рабочего дня, перерывов для отдыха, отпусков, обеспечения специальной одеждой и обувью, профилактическим питанием и т.д. и т.п.

     При этом конкретные требования соблюдения охраны труда регламентируются различного рода нормативными актами – ГОСТами, санитарными и строительными правилами, другими нормативными документами, утверждаемыми уполномоченными на то органами государственной власти.

     Для целей законодательства об охране труда используются (ст. 209 ТК РФ) следующие основные понятия:

– охрана труда – это  система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

– условия труда –  совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

– вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

– опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

– безопасные условия  труда – условия труда, при  которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;

– рабочее место –  место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

– средства индивидуальной и коллективной защиты работников –  технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

– сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) – документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;

– производственная деятельность – совокупность действий людей с  применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

     Такая унификация применяемых в Основах и ТК РФ понятий является непременным условием их правильного и единообразного применения как работодателями и работниками, так и органами государственного управления, судами и т.д. Вместе с тем, унификация понятий является условием разработки и единообразного применения государственных нормативных требований охраны труда.

 Цель, стоящая перед законодательством в области охраны труда, – создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

 Для достижения такой цели, необходим механизм, посредством которого будет проводиться в жизнь весь комплекс мероприятий по созданию условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников. Для того, чтобы создать такой механизм, было необходимо выработать государственную политику (или хотя бы ее основные направления, как это предусмотрено (ст. 210 ТК РФ) действий в области охраны труда и уполномочить соответствующие государственные и иные органы реализовать эту политику.

 Основными направлениями государственной политики в части, касающейся непосредственно охраны труда работников, являются:

– принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных  правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

– государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

– расследование и  учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– защита законных интересов  работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– установление компенсаций  за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми  при современном техническом уровне производства и организации труда;

– подготовка и повышение  квалификации специалистов по охране труда;

– установление порядка  обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

 Ст. 210 ТК РФ предусмотрено также, что реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

 Содержание и порядок утверждения государственных нормативных требований охраны труда раскрывается в ст. 211 ТК РФ.

1. Государственные нормативные  требования охраны труда определяют  правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни  и здоровья работников. Они устанавливаются:

– федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации об охране труда, которые действуют на всей территории страны;

– законами и иными  нормативными правовыми актами субъектов  Российской Федерации об охране труда, действующими на их территории.

2. Установлено, что  указанные требования охраны  труда обязательны для исполнения  юридическими и физическими лицами  при осуществлении ими любых  видов деятельности, в том числе  при проектировании, строительстве  (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и иного оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

3. Порядок разработки  и утверждения подзаконных нормативных  правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством РФ.

     При применении положений ст. 211 ТК РФ следует иметь в виду порядок разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, приведенный в его ст. 6.

 К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

 В свою очередь, органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

 Органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, только по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

 В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового нормативного акта по этим вопросам закон или иной нормативный акт субъекта РФ приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ.

 Если же закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ или иным федеральным законам, либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный ТК РФ или иными федеральными законами, применяется ТК РФ или иной федеральный закон.

 Правительство РФ постановлением от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» установило, что в РФ действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

 Государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в следующем порядке:

а) межотраслевые правила  и типовые инструкции по охране труда  разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Министерством труда и социального развития РФ;

б) отраслевые правила  и типовые инструкции по охране труда  разрабатываются и утверждаются соответствующим федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ;

в) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ.

 Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, подлежат направлению для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы.

 Правительство РФ обязало федеральные органы исполнительной власти:

г) при разработке государственных нормативных требований охраны труда руководствоваться методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утверждаемыми Министерством труда и социального развития Российской Федерации;

д) осуществлять издание нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и обеспечивать ими в установленном порядке заинтересованные организации.

 Правительство РФ установило, что государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее, чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.

 При изменении законодательства РФ об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в РФ государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия.

2.2 Обязанности и права сторон трудового договора

по обеспечению  безопасных условий и охраны труда

 

     Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.

Работодатель, в частности, обязан обеспечить:

– безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов (ст. 215 ТК РФ);

– применение средств  индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 221 ТК РФ);

– соответствующие требованиям  охраны труда условия труда на каждом рабочем месте (ст. 219, 220 ТК РФ);

– режим труда и  отдыха работников в соответствии с  законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (ст. 189, 190 ТК РФ);

– приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной  одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (ст. 221 ТК РФ);

Информация о работе Контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда