Государственное управление охраной труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

В данной работе предполагается рассмотреть основные элементы государственного правового регулирования вопросов охраны труда.

Файлы: 1 файл

охрана труда.docx

— 99.50 Кб (Скачать файл)

 

Необходимо, чтобы изменилась логика, целевая установка управления охраной труда от прямого контроля и принуждения к экономической  заинтересованности.

 

Если проанализировать подходы, принятые в Европейском Сообществе, а также в других национальных законодательствах, то там центральное  место занимает тактика снижения профессионального риска. Такая  логика действий диктуется реализацией  системы обязательного социального  страхования от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний. Эта система позволяет  ввести в действие механизм экономической  заинтересованности предпринимателей в сокращении утраты трудоспособности работающих.

 

Формирование в Российской Федерации новых подходов в государственной  системе управления охраной труда  с применением экономических механизмов вносят существенные изменения в структуру издержек производства предприятий.

 

Возложение ответственности  за состояние условий и охраны труда на работодателя приводит к увеличению им расходов в связи с введением дифференцированных страховых тарифов системы обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

Таким образом, введение новых  экономических механизмов будет способствовать дальнейшему развитию системы Государственного управления охраной труда в России.

 

Список литературы

 

Конституция РФ. Принята всенародным  законодательством 12 декабря 1993 г. // Российской газета. 1993. 25 декабря.

 

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда  в Российской Федерации" // Российская газета. 1999. 24 июля.

 

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний" //Российская газета. 1998. 12 августа.

 

Трудовой кодекс Российской федерации.от 30.12..2001 N 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.

 

Федеральный закон от 12.01.96 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996. № 3.

 

Постановление Правительства  РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных  правовых актах, содержащих государственные  нормативные требования охраны труда». // Российская газета. 2000. 31 мая

 

Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации  (с изменениями  на 6 сентября 2001 года) Постановление  Правительства РФ от 23 апреля 1997 года N 480. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 17

 

Положение о технической  инспекции Профсоюзов от 22 ноября 2000 г.// Охрана труда и социальное страхование. 2000. № 4. вкладыш Инспектор труда. 2001. №2.

 

Комментарий к Кодексу  законов о труде Российской Федерации. Издание шестое, переработанное и  дополненное. / Под ред. Гусова. К.Н. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М. 2000.

 

Куренной А.М. Правовое регулирование  охраны труда. //Практический журнал для  руководителей и менеджеров. М.: Законодательство. 2001. N7.

 

Соловьев А.П. Система управления охраной труда в Российской федерации. // Справочник специалиста по охране труда. М.: ЗАО МЦФЭР. 2001. N0

 

Соловьев А.П. Охрана труда  и здоровья работников в новом  веке. // Охрана труда и социальное страхование. М., 2001, № 9

 

 

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

[1] Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах  охраны труда в Российской  Федерации" // Российская газета. 1999. 24 июля.

 

[2] Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном  социальном страховании от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний" // Российская газета. 1998. 12 августа.

 

[3] Трудовой кодекс Российской  федерации.от 30.12..2001 N 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.

 

[4] Комментарий к Кодексу  законов о труде Российской  Федерации. Издание шестое, переработанное  и дополненное. / Под ред. Гусова К.Н.. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000. c.576.

 

[5] Трудовой кодекс Российской  федерации.от 30.12..2001 N 197-ФЗ. ст. 211 // Российская газета. 2001. 31 декабря.

 

[6] Постановление Правительства  РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных  правовых актах, содержащих государственные  нормативные требования охраны  труда». // Российская газета. 2000. 31 мая.

 

[7] Куренной А.М. Правовое  регулирование охраны труда. // Практический  журнал для руководителей и  менеджеров. М.: Законодательство. 2001. N 7. с.15

 

[8] Соловьев А.П.. Система  управления охраной труда в  Российской федерации. //Справочник  специалиста по охране труда.  М.: ЗАО МЦФЭР. 2001. N0. с.14-26

 

[9] Положение о Министерстве  труда и социального развития  Российской Федерации  (с изменениями  на 6 сентября 2001 года), Постановление  Правительства РФ от 23 апреля 1997 года N 480. Собрание законодательства  Российской Федерации. N 17 от 28.04.1997. ст. 2019

 

[10] Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах  охраны труда в Российской  Федерации" ст.11// Российская газета. 1999. 24 июля.

 

[11] Соловьев А.П.. Охрана  труда и здоровья работников  в новом веке.// Охрана труда  и социальное страхование. М., 2001, № 9

 

[12] см.: постановление Правительства  РФ «Об утверждении Положения  о Федеральном горном и промышленном  надзоре России» от 03.12.01 № 841 –  Собрание законодательства Российской  Федерации. 2001. № 50. ст. 4742

 

[13] см.: распоряжение Президента  РФ «Об утверждении Положения  о Федеральном надзоре России  по ядерной и радиационной  безопасности» от 05.06.92 № 283-рп - Ведомости  РФ. 1992. № 24. ст. 1338

 

[14] см.: постановление Правительства  РФ от 12.08.98 № 938 "О государственном  энергетическом надзоре в Российской  Федерации" - Собрание законодательства  Российской Федерации. 1998. № 33. ст. 4037

 

[15] см.: постановление Правительства  РФ от 24.07.00 № 554 "Об утверждении  Положения о санитарно-эпидемиологической  службе РФ и Положения о  государственном санитарно-эпидемиологическом  нормировании" - Собрание законодательства  Российской Федерации. 2000. № 31. ст. 3295

 

[16] см.: Федеральный закон  от 17.01.92 № 2202-1 "О прокуратуре  Российской Федерации" - Собрание  законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. ст. 447

 

[17] см.: постановления Правительства  РФ от 09.09.99 № 1035 "О государственном  надзоре и контроле за соблюдением  законодательства Российской Федерации  о труде и охране труда." Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 38. ст. 4546 и от 28.01.00 № 78 "О федеральной инспекции труда" Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 6. ст. 760

 

[18] см.: постановление Совета  Министров РСФСР от 03.12.90 № 557 "О  Государственной экспертизе условий  труда РСФСР" и постановление  Минтруда России от 30.11.00 № 86 "Об  утверждении Рекомендаций по  организации деятельности органов,  осуществляющих государственную  экспертизу условий труда в  Российской Федерации" - Бюлл. Минтруда России. 2000. № 12.

 

[19] Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах  охраны труда в Российской  Федерации" ст.21. // Российская  газета. 1999. 24 июля

 

[20] Федеральный закон от 12.01.96 № 10-ФЗ "О профессиональных  союзах, их правах и гарантиях  деятельности" Собрание законодательства  Российской Федерации. 1996. № 3. ст. 148.

 

[21] Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах  охраны труда в Российской  Федерации" ст.22. // Российская  газета. 1999. 24 июля

 

[22] Положение о технической  инспекции Профсоюзов от 22 ноября 2000 г.// Охрана труда и социальное  страхование. - 2000. - № 4. вкладыш «Инспектор  труда». - 2001.-№2.-С.28

Обеспечение работодателем  соответствия рабочего места работника  требованиям охраны труда означает, что его расположение и организация, а также оборудование и инструменты  для работы, воздушная среда и  др. были безопасными и не угрожали жизни и здоровью работника. Это  достигается путем рационального  использования производственных помещений; совершенствования технологических  процессов и модернизации технологического оборудования; механизации и автоматизации  технологических операций, связанных  с транспортированием и использованием ядовитых, легковоспламеняющихся и  горючих жидкостей; внедрения систем автоматического или дистанционного управления оборудованием вредных  и опасных производств и другими  способами, отвечающими требованиям  единых межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, санитарным правилам и нормам, утверждаемым в установленном  порядке.

 

При отсутствии в правилах требований, соблюдение которых при  производстве работ необходимо, работодатель должен принять меры, обеспечивающие работникам безопасные условия труда.

 

• Для определения соответствия условий труда на каждом рабочем  месте требованиям охраны труда  работодатель должен организовать эффективный  контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников. В крупных и средних предприятиях в этих целях могут создаваться собственные лаборатории, оснащенные необходимыми приборами и укомплектованные квалифицированными специалистами. В более мелких организациях подобная работа может выполняться по договорам с организациями, которым разрешено оказывать услуги в области охраны труда.

 

Конкретные обязанности  по обеспечению охраны труда работодателем  возлагаются на руководителей структурных  подразделений и закрепляются в  должностных инструкциях или  утверждаются приказом по организации. Утвержденные работодателем должностные  инструкции или приказ доводятся  до соответствующего должностного лица под расписку при приеме на работу или назначении на новую должность  Ю.П. Орловский, А.Д. Нуртдинова. Трудовое право России. Издательство: «ИНФРА-М», 2008г. С-165.

 

Перед началом работ руководитель работ (начальник производства, мастер, бригадир и т.д.) обязан проверить  оборудование, приспособления, работу вентиляции, заземляющие, пусковые, сигнальные устройства, места работы, убедиться  в полной их исправности и безопасности Ю.П. Орловский, А.Д. Нуртдинова. Трудовое право России. Издательство: «ИНФРА-М», 2008г. С-425.

 

Особые требования к работодателю предъявляются в связи с необходимостью обеспечения безопасности при обращении  работников с источниками ионизирующего  излученияИонизирующее излучение -- в самом общем смысле -- различные виды микрочастиц и физических полей, способные ионизировать вещество. В более узком смысле к ионизирующему излучению не относят ультрафиолетовое излучение и излучение видимого диапазона света, которое в отдельных случаях также может быть ионизирующим. Излучение микроволнового и радиодиапазонов не является ионизирующим, канцерогенными и другими опасными факторами и веществами. Например, при обращении работников с источниками ионизирующего излучения работодатель обязан регулярно информировать их об уровнях ионизирующего излучения на рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения; планировать и осуществлять специальные мероприятия, обеспечивающие радиационную безопасность; осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ (ст. 14 Федерального закона от 09.01.96 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения»),

 

Ш 2. Соответствие рабочих мест требованиям охраны труда, прогрессивным техническим, технологическим, организационным решениям, а также передовому опыту определяется в ходе аттестации рабочих мест.

 

• Аттестация рабочих мест по условиям труда -- это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления наличия вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Она проводится для разработки конкретных мероприятий по охране труда, проведения оздоровительных мер, ознакомления работающих с условиями труда, а также сертификации производственных объектов, подтверждения или отмены права работников на получение компенсаций и льгот в связи с выполнением тяжелых работ и работ с вредными условиями труда.

 

Порядок осуществления этой работы регулируется Положением о порядке  проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Минтруда России от 14.03.97 № 12.

 

• Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда создаются  аттестационные комиссии в организации  и, при необходимости, комиссии в  структурных подразделениях, определяются сроки и график проведения работ  по аттестации рабочих мест. В состав аттестационной комиссии организации  включаются специалисты служб охраны труда, главные специалисты организации, руководители подразделений организации  и др.

 

Аттестационная комиссия организации составляет полный перечень рабочих мест организации с выделением аналогичных по характеру выполняемых  работ и условиям труда; выявляет наиболее травмоопасные участки, работы и оборудование; составляет перечень опасных и вредных производственных факторов производственной среды, выявляет жалобы работников на условия труда; аттестует рабочие места и принимает решения по дальнейшему их использованию, разрабатывает предложения по улучшению и оздоровлению условий труда Ю.П. Орловский, А.Д. Нуртдинова. Трудовое право России. Издательство: «ИНФРА-М», 2008г. С-429.

 

На основании материалов об аттестации рабочих мест, анализа  причин производственного травматизма  и профессиональных заболеваний, предложений  совместных комитетов (комиссий), работников или уполномоченных представителей органов работников, заключений экспертов  о техническом состоянии производственного  оборудования и др. в организациях осуществляется планирование мероприятий  по охране труда по заключаются соглашения по охране труда.

 

• Разработанные в организациях с участием служб охраны труда  и комитетов (комиссий) по охране труда  мероприятия по охране труда оформляются  в виде разделов коллективных договоров  и соглашений по охране труда. Указанные  мероприятия финансируются за счет средств, ежегодно выделяемых организацией в объемах, определяемых коллективными  договорами или соглашениями по охране труда без каких-либо дополнительных расходов на эти цели за счет работников. При этом, как установлено ст. 226 ТК, в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением  федеральных казенных предприятий  и федеральных учреждений) выделяемые на охрану труда средства должны

Информация о работе Государственное управление охраной труда