Государственное управление охраной труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

В данной работе предполагается рассмотреть основные элементы государственного правового регулирования вопросов охраны труда.

Файлы: 1 файл

охрана труда.docx

— 99.50 Кб (Скачать файл)

 

Руководство деятельностью  Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации осуществляется Главным государственным инспектором труда Российской Федерации, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Российской Федерации. Главный государственный инспектор труда Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Федеральную инспекцию труда, и осуществление ею своих функций. Он же назначает на должность и освобождает от  должности не только работников аппарата Рострудинспекции, но и руководителей государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации и их заместителей. Какое-либо согласование кандидатур на эти должности Положением о Роструинспекции не предусмотрено.

 

Структура Федеральной Инспекции  труда определяется направлениями  ее деятельности, то есть создаются  государственная правовая инспекция  труда и государственная инспекция  по охране труда, организационно-методическое руководство которыми возлагается  на заместителей Руководителя Рострудинспекции – Главного Государственного инспектора труда Российской Федерации и заместителей руководителей Государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.

 

Государственные инспекции  труда: осуществляют государственный  надзор и контроль за соблюдением  законодательства Российской Федерации  о труде и охране труда в  организациях, расположенных на соответствующих  территориях; расследуют в установленном  порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают  предложения по предупреждению таких  случаев; рассматривают в соответствии с законодательством дела об административных правонарушениях и др.

 

Государственные инспектора труда вправе запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов  исполнительной власти документы, объяснения, информацию, необходимые ля осуществления  своих полномочий. Предъявлять работодателям  для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде  и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложением о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности; привлекать к административной ответственности  в установленном порядке лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и охране труда.

 

Государственные инспектора по охране труда наряду с указанными правами вправе требовать в установленном  порядке от работодателя принятия мер  по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений. Приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений; отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.

 

Главный государственный  инспектор труда Российской Федерации  и руководители государственных  инспекций труда наряду с названными выше правами имеют право приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений; направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений.

 

Федеральная инспекция труда  осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, с федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право  осуществлять в пределах своих полномочий функции надзора и контроля, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, объединениями работодателей и объединениями профессиональных союзов, другими государственными и общественными организациями.

 

Государственная экспертиза условий труда.

 

Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации[18] представляет собой систему государственных  органов, осуществляющих экспертную деятельность по условиям труда на федеральном  и региональном уровнях. На федеральном  уровне государственная экспертиза условий труда осуществляется Всероссийской  государственной экспертизой условий  труда, а на региональном уровне - государственными экспертизами условий труда субъектов  Российской Федерации.

 

«Задачами государственной  экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной  труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью  предоставления компенсаций за тяжелую  работу и работу с вредными или  опасными условиями труда, а также  подготовка предложений об отнесении  организаций к классу профессионального  риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда  в организациях. Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.»[19]

 

Функции Всероссийской государственной  экспертизы условий труда возложены  на Минтруд России. Функции государственных  экспертиз условий труда субъектов Российской Федерации на практике возлагаются на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда.

 

На Государственные экспертизы условий труда в субъектах  Российской Федерации Минтрудом  России возложены следующие функции:

 

осуществление контроля за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

 

подготовка предложений  об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях;

 

предоставление в учреждения медико-социальной экспертизы заключений о характере и об условиях труда  застрахованных, которые предшествовали наступлению страхового случая;

 

проведение государственной  экспертизы условий труда на соответствие требованиям охраны труда проектов строительства и реконструкции  производственных объектов, а также  машин, механизмов, другого производственного  оборудования и технологических  процессов;

 

проведение государственной  экспертизы условий труда при  лицензировании отдельных видов  деятельности на территории субъекта Российской Федерации;

 

осуществление государственной  экспертизы условий труда по запросам органов государственного надзора  и контроля, судебных органов, работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов;

 

выдача заключений по условиям труда для рассмотрения в судебном порядке вопроса о ликвидации организации или ее подразделения  при выявлении нарушений требований охраны труда;

 

оказание консультаций работодателям  и работникам по вопросам оценки условий  труда, проведения аттестации рабочих  мест по условиям труда, установления правильности предоставления компенсаций  за тяжелую работу и работу во вредных  или опасных условиях труда;

 

 

Работникам подразделений государственной экспертизы условий труда субъектов Российской Федерации, предоставляются следующие права:

 

беспрепятственно посещать организации всех организационно-правовых форм. Допуск работников, выполняющих  экспертную деятельность по условиям труда, в режимные организации должен осуществляться в установленном  порядке;

 

запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций  необходимую для выполнения своей  деятельности документацию;

 

предъявлять работодателям  или их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений или представления  о приостановлении действия принятых в организации решений по вопросам предоставления компенсаций за тяжелую  работу и работу с вредными и опасными условиями труда, не соответствующих  действующим законодательным и  иным нормативным правовым актам;

 

Общественный контроль за охраной труда.

 

Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы и иные представительные органы работников. Право профессиональных союзов на представительство и защиту социально трудовых прав и интересов работников закреплено в Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».[20]

 

Права профсоюзов и гарантии их деятельности распространяются на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также на образованные ими профсоюзные  органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий.[21]

 

Закрепленные в п. 2 ст. 22 Закона полномочия профессиональные союзы осуществляют через свои органы (профкомы и другие звенья профсоюзной  системы), уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и собственные  правовые инспекции труда.

 

Правовые инспекции труда  создаются в отраслевых профсоюзах, объединениях профсоюзов, в составе  межотраслевых органов, профкомах  крупных предприятий. В основе полномочий правовых инспекторов труда профсоюзов лежит предусмотренное в п. 3 ст. 19 названного выше закона право беспрепятственно посещать организации (предприятия) независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения.

 

Основные направления  деятельности, права и обязанности  технической инспекции труда  профсоюза определены Положением о  технической инспекции труда[22],

 

Технические инспекции труда  выполняют следующие функции:

 

принимают участие в разработке и формировании федеральных, региональных и отраслевых программ по вопросам охраны труда, специальных мер по социальной защите работников, пострадавших на производстве;

 

вносят предложения в  раздел «Охрана труда и экологическая  безопасность» генерального, отраслевого  и специального (регионального) соглашений;

 

проводят выборочную экспертизу проектов на строительство и реконструкцию  действующих объектов производственного  назначения, новых технологий, оборудования, машин, механизмов, транспортных средств, а также средств коллективной и индивидуальной защиты работающих на соответствие их требованиям охраны труда и экологической безопасности;

 

участвуют в разработке мероприятий  по выводу из обращения вредных и  опасных объектов и технологий, направленных на улучшение условий труда и  окружающей природной среды;

 

рассматривают обращения  членов профсоюза по вопросам охраны труда и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.

 

Также как и Федеральные  инспекции труда Технические инспектора имеют право:

 

беспрепятственно посещать организации независимо от формы  собственности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены  конкретного профсоюза, для осуществления  профсоюзного контроля за соблюдением работодателем требований охраны труда;

 

осуществлять выдачу работодателям  обязательных к рассмотре­нию представлений об устранении выявленных нарушений законо­дательства об охране труда;

 

предъявлять работодателю требования о приостановке работ, если продолжение  этих работ создает непосредственную угрозу жизни или здоровью;

 

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения  безопасности работников организации;

 

принимать участие в расследовании  несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также  самостоятельно вести их расследование;

 

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке  в эксплуатацию производственных объектов, средств производства и транспортных средств в качестве независимых экспертов и др.

 

Заключение

 

Таким образом, в данной работе я рассмотрел современную Государственную  систему управления охраной труда  в Российской федерации. Из вышеизложенного  видно, что на сегодняшний момент в России, в принципе, построена  достаточно стройная система управления и контроля за охраной труда.

 

Однако эффективность  этой системы в настоящее время  еще не может использоваться в  полной мере. Отсутствуют жесткие  экономические механизмы, способные заставить как работодателя, так и работника соблюдать норму права, заложенную в законодательстве.

 

Уровень охраны труда, который  сложится в ближайшие годы в Российской федерации во многом будет зависеть именно от развития государственной системы управления охраной труда.

 

Этому, в частности  будет  способствовать:

 

реализация положений  Федерального закона Российской Федерации  «Об основах охраны труда в  Российской Федерации» и разработка необходимых нормативных правовых актов по его реализации в соответствии с реалиями становления рыночной экономики;

 

приведение трудового  законодательства России в соответствие с конвенциями МОТ, касающимися  охраны и гигиены труда, и общими нормами трудового законодательства стран Европейского Союза;

 

внедрение механизма экономической  заинтересованности субъектов страхования  в снижении профессионального риска  и уровня производственного травматизма (профессиональной заболеваемости), в  улучшении условий и охраны труда, основанного на дифференциации страховых  тарифов в соответствии с классами профессионального риска отраслей (подотраслей) экономики, в соответствии с реализацией Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях".

Информация о работе Государственное управление охраной труда