Государственное управление охраной труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

В данной работе предполагается рассмотреть основные элементы государственного правового регулирования вопросов охраны труда.

Файлы: 1 файл

охрана труда.docx

— 99.50 Кб (Скачать файл)

 

разрабатывает предложения  о формах государственного содействия производителям и потребителям специальной  одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

 

проводит работу по совершенствованию  системы предоставления льгот и  компенсаций работникам, занятым  на тяжелых работах и работах  с вредными или опасными условиями  труда;

 

представляет по согласованию с Министерством здравоохранения  Российской Федерации предложения  в Правительство Российской Федерации  о перечне тяжелых работ и  работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается  применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста;

 

организует обучение и  проверку знаний работников в области  условий и охраны труда;

 

разрабатывает предложения  по совершенствованию государственного управления условиями и охраной  труда, государственному регулированию  рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников;

 

Те же функции выполняют  органы по труду субъектов федерации  или органы местного самоуправления, если такие функции на них возложены. В отличие от Министерства органы по труду ближе к непосредственным работникам и работодателям, что  и вносит основные различия.

 

Кроме перечисленных функций, все федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право  осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с Минтрудом России[10]

 

Основная Задача межведомственной комиссии по охране труда – это  координация совместных действий и  осуществление единой государственной  политики в области охраны труда, обеспечение взаимодействия федеральных  органов исполнительной власти, органов  государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профессиональных союзов и объединений работодателей  по предупреждению производственного  травматизма и профессиональных заболеваний, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разработку и  реализацию мер по охране труда, подготовку нормативных правовых актов по охране труда. Координация межрегиональных, межотраслевых и международных проектов по охране труда.

 

Функциональная подсистема управления охраной труда.

 

Большое количество федеральных  министерств и ведомств, так или  иначе, связано с реализацией  Государственных функций по управлению охраной труда в Российской федерации. Так Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет методическое руководство и координацию работ  по разработке и реализации федеральных  целевых программ по охране труда. Министерство финансов РФ участвует в подготовке федеральных целевых программ улучшения  условий и охраны труда, обеспечивает их финансирование. Министерство здравоохранения  РФ (Департамент государственного санитарно-эпидемиологического  надзора) осуществляет государственный  санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства в области гигиены и безопасности труда, разрабатывает и утверждает санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы в области охраны труда. Министерство промышленности, науки и технологий РФ участвует в организации, проведении и координации научно-исследовательских работ по проблемам безопасности, физиологии, психологии и гигиены труда. Министерство образования РФ организует обучение по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии организует разработку, принимает и вводит в действие государственные стандарты в области охраны труда, организует работу по сертификации средств индивидуальной и коллективной защиты. Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу обеспечивает разработку, принимает, вводит в действие и издает нормы и правила, государственные стандарты и инструкции по обеспечению безопасности труда в области строительства. Государственный комитет РФ по статистике организует государственное статистическое наблюдение за состоянием условий и охраны труда в организациях, травматизма на производстве, профессиональными заболеваниями и материальными затратами, связанными с ними, обеспечивает в установленном порядке органы государственной системы управления охраной труда статистической информацией. Фонд социального страхования РФ осуществляет обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

К функциональной подсистеме можно отнести также ряд ведомств таких как Госгортехнадзор или Госатомнадзор основными функциями, которых в области охраны труда является надзор и контроль, но в рамках этой работы они более подробно будут рассмотрены в 3 главе.

 

Отраслевая подсистема управления охраной труда.

 

С Отказом  от централизованного  административно-командного метода руководства  отраслями экономики уменьшилось  количество отраслевых министерств  и ведомств, изменились их функции. Вместе с тем появились новые  крупные корпорации, такие как  РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», и др., которые по сути взяли н себя функции Министерств.

 

В этих условиях изменяются функции отраслевых федеральных  органов исполнительной власти, которые  в большей мере играют роль координирующего  и методического центра, обеспечивающего  нормальную работу служб охраны труда  организаций, входящих в отрасль  или корпорацию. В большинстве  случаев работа отраслевых федеральных  органов исполнительной власти и  их территориальных органов идентична  работе территориальных органов  по труду, но существуют и некоторые  специфические особенности. Так  непосредственно в структуре  отраслевого ведомства создаются  службы охраны труда. Структуру, численность  работников и функции службы охраны труда, ее подчиненность определяет руководитель отраслевого федерального органа исполнительной власти с учетом рекомендаций Министерства труда и  социального развития РФ. Эти службы осуществляют организационно-методическое руководство службами охраны труда  в организациях отрасли или определенной сферы деятельности, организуют разработку и реализацию отраслевых программ улучшения  условий и охраны труда.

 

Отраслевые ведомства  при методической поддержке Минтруда РФ:

 

принимают участие в разработке и реализации федеральных целевых  программ улучшения условий и  охраны труда;

 

разрабатывают, пересматривают и утверждают в установленном  порядке отраслевые нормативные  правовые акты об охране труда; участвуют  в рассмотрении проектов законов  и иных нормативных правовых актов  об охране труда;

 

определяют совместно  с отраслевыми профсоюзами круг производств и профессий отрасли, для которых необходимо установить гарантированные государством компенсации  за работу в условиях повышенного  профессионального риска;

 

участвуют в расследовании  несчастных случаев в подведомственных организациях в соответствии с действующим  порядком;

 

организуют на предприятиях отрасли или определенной сферы  деятельности обучение и проверку знаний требований охраны труда работников, в т. ч. руководителей;

 

изучают состояние производственного  травматизма и профессиональной заболеваемости и ежегодно направляют Министерству труда и социального  развития РФ информацию о состоянии  и мерах по улучшению условий  и охраны труда в отрасли, предложения  по совершенствованию федерального законодательства об охране труда и  по формированию государственной политики в области охраны труда;

 

определяют тематику исследований по отраслевым вопросам охраны труда, разрабатывают пакет заказов  по данной тематике для отраслевых научно-исследовательских организаций;

 

принимают участие в разработке и заключении отраслевых тарифных соглашений, организуют работу отраслевых комиссий по охране труда;

 

обеспечивают взаимодействие по вопросам охраны труда в отрасли  федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов и  объединений работодателей;

 

Таким образом, видно, что  функции отраслевых ведомств существенно  отличаются от функций федеральных  органов исполнительной власти, а  при создании новых крупных корпораций они также будут приобретать  права и обязанности отраслевых центров.

 

Государственный Надзор и  контроль за охраной труда в Российской Федерации.

 

В системе государственного управления охраной труда в текущий  момент вопросы надзора и контроля имеют определяющее значение для  создания действительно безопасных условий труда на производственных предприятиях частного сектора.

 

В XXI веке в России неизбежен  подъем предпринимательства, причем решающей частью предпринимательства станет малый и средний бизнес.

Характерной особенностью становления  малого предпринимательства является то, что на начальном этапе своего развития оно отличается тяжелыми условиями  труда, использованием дешевой рабочей  силы, эксплуатацией физически и  морально изношенного оборудования. Эту стадию развития проходят малые  предприятия во всех странах, не миновала она и Россию.

 

Данные, получаемые в результате проверок государственными инспекторами труда, а также результаты ежегодного мониторинга социально-трудовой сферы, проводимого Минтрудом России, свидетельствуют, что, как правило, на малых предприятиях России состояние условий и охраны труда не отвечает действующим нормам и правилам. Уровень производственного  травматизма на них выше, чем на средних и крупных. Велика доля занятых на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом, превышает уровни крупных предприятий.[11]

 

В той или иной степени  надзор за соблюдением норм охраны труда осуществляет достаточно большое  количество Государственных органов  и ведомств. Основные функции по надзору за охраной труда в  российской федерации осуществляет Федеральная инспекция труда, более  подробно ее функции и структура  будут рассмотрены в следующем  параграфе.

 

Наряду с федеральной  инспекцией труда государственный  надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляют:

 

Федеральные надзоры России: Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) и Федеральный надзор России по ядерной  и радиационной безопасности (Госатомнадзор  России); органы государственного надзора, входящие в систему ряда министерств  Российской Федерации: Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации и образующие вместе с министерствами, в систему которых они входят, единые централизованные системы органов, осуществляющих соответствующий надзор.

 

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России)[12] осуществляет нормативное регулирование, а также специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции  в области промышленной безопасности в пределах компетенции, установленной  Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, расследует причины аварий и несчастных случаев  на производстве на объектах, находящихся  под контролем Госгортехнадзора России.

 

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России)[13] организует и осуществляет на территории РФ государственное  регулирование ядерной и радиационной безопасности в соответствии с законодательными актами РФ и Положением о Госатомнадзоре России.

 

Министерство внутренних дел РФ, Государственная инспекция  безопасности дорожного движения (ГИБДД) контролирует соблюдение правил дорожного  движения, а также нормативно-правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения, разрабатывает  предложения по повышению безопасности дорожного движения, участвует в  разработке проектов законодательных  и иных нормативных правовых актов  в области обеспечения безопасности дорожного движения, вносит предложения  по их совершенствованию. Предоставляет в федеральную инспекцию труда информацию, необходимую для объективного рассмотрения причин и условий конкретных дорожно-транспортных происшествий.

 

Министерство РФ по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий (МЧС России) осуществляет в установленном порядке  разработку и реализацию федеральных  целевых программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также по преодолению  последствий радиационных аварий и  катастроф. Участвует в установленном  порядке в организации экспертизы деклараций безопасности объектов, деятельность которых связана с повышенной опасностью производства.

 

Министерство топлива  и энергетики РФ, Департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения (Госэнергонадзор)[14] - осуществляет надзор за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и тепловых установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, за соблюдением организациями правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и тепловых установок и требований безопасности при их эксплуатации, а также правил использования электрической, тепловой энергии и газа. Разрабатывает и издает нормативно-техническую документацию, осуществляет научно-техническую и информационную деятельность в области охраны труда.

 

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор[15] осуществляет контроль за выполнением организациями санитарных правил, гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Организует разработку и утверждает санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы в области охраны труда, по организации и проведению медицинских осмотров работников. Организует изучение профессиональной патологии, ее причин, методов диагностики, лечения и профилактики.

 

Прокуратура РФ[16] осуществляет надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, участвует  в проведении расследований причин аварий (катастроф), несчастных случаев  со смертельным исходом и принимает  соответствующие решения в пределах своей компетенции.

 

Государственная инспекция  труда.

 

4 мая 1994 года образована  Федеральная инспекция при Министерстве  труда Российской Федерации (Рострудинспекция)[17], которая осуществляет надзор и контроль за соблюдением по существу всего трудового законодательства, а не только законодательства об охране труда. При этом акценты трудового права ставятся на первый план и таким образом подчеркивается, что охрана труда является частью, специфической областью этого права.

 

Что касается надзора и  контроля непосредственно за охраной  труда, то Положением о Федеральной  инспекции труда определен круг задач и функций государственных  инспекций труда, охватывающий практически  все наиболее важные вопросы, связанные  с  обеспечением труда работников и защиты их прав в этой области.

 

Положением установлено, что Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения (то есть Москва и Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда.

Информация о работе Государственное управление охраной труда