Сотрудничество НАТО с Кыргызской Республикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 08:15, дипломная работа

Описание работы

Актуальность затрагиваемой в дипломной работе темы, обусловлена необходимостью определения международно - правового статуса НАТО. На протяжении 1990-х годов североатлантический альянс сформулировал свои новые цели, центральное место в которых занимает распространение союза в восточном направлении. В начале 2000-х годов в деятельности НАТО акценты сместились на противодействие международному терроризму и распространению оружия массового уничтожения.

Файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

С этого момента экологическая  деятельность НАТО стала осуществляться в рамках двух комитетов: Научного и  Комитета по проблемам современного общества, ставшего «младшим братом»  Комитета по науке. Дело в том, что  экологическая безопасность является одной из приоритетных сфер сотрудничества Научного комитета наряду с разработкой технологий для разоружения, высоких технологий, компьютерных сетей, а также политики в сфере науки и технологии.

Работа этих двух комитетов, занимающихся природоохранной проблематикой, носит взаимодополняющий характер. Различие заключается в том, что в рамках Научного комитета инициативы исходят «снизу», т.е. выдвигаются учеными или группами ученых. Что касается Комитета по проблемам современного общества, то здесь плотные проекты выдвигаются группами стран, и только затем рассматриваются учеными.40

Поворотным моментом в истории Комитета по проблемам  современного общества стал 1991 год, когда  в Риме была подписана Декларация о мире и сотрудничестве, в которой было указано, что новые инициативы НАТО расширят «участие наших партнеров в Третьей сфере деятельности по научным и экологическим программам нашего союза». Так же, как и в случае с Научной программой НАТО, новым моментом в деятельности данного комитета стало активное привлечение восточноевропейских партнеров к его работе, что стало возможным после того, как в странах региона произошли «бархатные революции» и коммунистические правительства были свергнуты.

В основе работы Комитета по проблемам современного общества положены следующие принципы:

Во-первых, конкретные мероприятия  финансируются и осуществляются не всеми странами одновременно, а  только наиболее заинтересованными. Комитет  по проблемам современного общества не ведет никакой научно-исследовательской деятельности, но впоследствии результаты исследований становятся доступными для всех членов НАТО. Схема такова, что сам по себе Комитет не выдвигает инициативы, а лишь рассматривает практические проблемы, уже исследуемые на национальном уровне. Это придает определенную гибкость деятельности Комитета, позволяя другим странам в дальнейшем пользоваться результатами научных изысканий по той или иной проблематике. Официальное решение о проведении экспериментального исследования принимается на пленарном заседании КПСО.

Во-вторых, Комитетом  поощряются те проекты, которые способствуют появлению внутри- и внешнеполитических инициатив в социальной сфере  государств НАТО, и проведенные исследования обязательно приводят к осуществлению  конкретных мероприятий в тех  или иных странах.

Третий принцип состоит  в том, что Комитет задуман  как открытая организация, результаты его исследований являются доступными для всех заинтересованных лиц, что  облегчает сотрудничество Комитета с другими международными структурами, особенно в области экологии, метеорологии и океанографии. В частности, это выражается в сотрудничестве Комитета с Европейским Союзом, Организацией Объединенных Наций и рядом национальных научно-исследовательских учреждений.

И, наконец, в-четвертых, деятельность Комитета подразумевает определенную отчетность со стороны государств, проводящих исследования, его центральным органам о проведенных исследованиях и предоставление доказательств о том, что данные изыскания внесут весомый вклад в развитие внутреннего и внешнего сотрудничества НАТО.

С момента образования  Комитет был наделен самыми широкими полномочиями в сфере координации  социальной политики членов НАТО. В  частности его деятельность затрагивает  такие аспекты, как городское  строительство, очищение воздуха и  воды, городского и межгородского транспорта, координация программ по изучению концепций развития западных стран, проекты «многонационального корпуса мира», сбор и систематизация сведений о новейших достижениях научной мысли Запада. Кроме всего прочего, Комитет ведет широкую издательскую деятельность, что нашло свое выражение в выходе более двухсот книг по проблемам экологии.

Структурно основные направления работы комитета можно  представить следующим образом:

  • Экспериментальные исследования
  • Текущие исследования
  • Семинары и экологические круглые столы

Для того, чтобы начать взаимодействие по одной из вышеперечисленных  программ заинтересованные государства  могут кооперироваться для наилучшей  координации усилий на определенном направлении. Что касается финансирования, то страна, ведущая определенный проект сама решает вопросы распределения ресурсов и научно-технического обеспечения, а данные, полученные в результате определенных исследований, поступают в распоряжение всех стран-участниц НАТО. Как правило, проводятся симпозиумы, семинары или международные конференции, посвященные результатам определенных исследований. Продолжительность исследования обычно составляет 3-4 года.

Финансированию Комитетом  по науке подлежат программы стипендий, грантов, а также работа исследовательских институтов и семинаров, в которые входят тысячи ученых, занимающихся проблемами экологии. Кроме вышеперечисленных мероприятий, Научный комитет одобрил ряд специальных экологических проектов по океанографии, взаимодействию воды и суши, глобальным экологическим изменениям и другим сходным проблемам. Так, в рамках программы глобальных экологических изменений было проведено 53 исследовательских семинаров, организовано 11 исследовательских институтов и опубликовано более 30 изданий. Продолжительность жизни каждого исследования составляет от шести до двенадцати лет.

Программа стипендий, существующая в рамках Комитета по проблемам современного общества, нацелена на содействие и  поддержку трех групп исследователей: студентов, ученых и молодых исследователей. Первым научные стипендии предоставляются для завершения обучения, вторым—для проведения исследований и третьим—для повышения квалификации.

Что касается сотрудничества Комитета с государствами-партнерами, то первое совместное заседание КПСО/ССАС состоялось в феврале 1993 года в Брюсселе. На нем партнеры отметили многочисленные экологические проблемы, имеющиеся в их странах и выразили заинтересованность в получении содействия со стороны Комитета по проблемам современного общества в решении указанных проблем. После преобразования Совета Североатлантического Сотрудничества в Совет Евроатлантического Партнерства Комитет продолжил сотрудничество с партнерами уже в рамках новой структуры. Комитет проводит свои заседания два раза в год, и ежегодно проводятся встречи в формате КПСО/СЕАП.

В марте 1996 года в связи  с активизацией сотрудничества между  Востоком и Западом в области  защиты окружающей среды был утвержден  новый, более гибкий порядок работы Комитета. Кроме «пилотных» экспериментальных  исследований КПСО начал осуществлять две новые инициативы: краткосрочные специализированные проекты и тематические симпозиумы. Цель последних—распространение информации по социальным проблемам. Что касается краткосрочных специализированных проектов, то их отличие от экспериментальных исследований заключается в том, что они реализуются в сроки от 6 до 18 месяцев, а исследования могут продолжаться до 4-х лет. В целом КПСО провел 60 исследований и 2 краткосрочных проекта. Еще 16 исследований и 2 проекта находятся в стадии реализации. 41

Как мы видим, невоенное сотрудничество в НАТО переживает период бурного развития, и прежде всего это касается взаимодействия членов организации и стран-партнеров. Все это говорит о том, что между НАТО и партнерами устанавливается режим взаимозависимости в таких областях, как экономика, экология, наука, информация и социальная сфера. Такое положение вещей крайне благоприятно для НАТО, поскольку дает в руки Запада реальные рычаги влияния на Восточную Европу и ряд других регионов. Для партнеров режим взаимозависимости также выгоден, поскольку он связан с выделением значительных финансовых средств из бюджетов развитых стран на реализацию определенных программ.

Однако, на наш взгляд, данную ситуацию нельзя рассматривать  только с положительной точки  зрения, поскольку для нашей страны установление режима взаимозависимости между НАТО и Восточной Европой, частным случаем которого является взаимодействие в рамках Североатлантического альянса, означает прекращение существования режима взаимозависимости между Россией и странами бывшего СЭВ. Сейчас уже можно говорить о том, что Российская Федерация практически полностью теряет те возможности влияния на политику этих государств, которыми обладал Советский Союз. Это ставит Россию в положение частичной изоляции по отношению к развитому миру.

Безусловно, российские лидеры должны делать все возможное, чтобы повысить экономическую привлекательность  страны для того, чтобы Россия стала  равноправным партнером и могла  участвовать в невоенном сотрудничестве с Западом на взаимовыгодной основе, что позволит ей впоследствии интегрироваться и в НАТО. Как это сделать - пока не ясно, но в любом случае данный процесс будет достаточно долгим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Международное – правовое сотрудничество Кыргызстана и НАТО

 

Начиная с 1995 года, Соединенные Штаты начали активно участвовать в программе НАТО "Партнерство ради мира", куда привлекались военные контингенты Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. В декабре 1995 года с помощью США был создан так называемый центрально-азиатский батальон, или "Центразбат". Войска из Соединенных Штатов, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Грузии, России, Турции и Узбекистана участвовали в первом учении Центразбата, проведенных в сентябре 1997 года в Узбекистане и Казахстане.

Другая партнерская  программа НАТО в Центральной Азии называлась Cooperative Osprey, первые учения которой были проведены в Северной Каролине в августе 1996 года, где участвовали военные Казахстана и Кыргызстана. Такие же учения были также проведены в 1997 году, в марте и мае 2000 года. Затем, в марте 2001 года в Новой Шотландии шесть стран-членов НАТО, в том числе США, присоединились к 13 странам-участникам программы "Партнерство ради мира", включая Казахстан и Кыргызстан, для проведения совместных учений. Даже в июне 2000 года, 150 киргизских военнослужащих прошли обучения, имитированной "борьбе с вооруженными формированиями исламских фундаменталистов, вторгавшихся с территории соседних стран.

Все эти усилия США, конечно, имели далеко идущие цели. Пик американского интереса к  странам Центральной Азии, в том числе к крошечной нашей республике, падает на период перед, и после 11 сентября 2001 года. Мировые реалии начала нового тысячелетия, постепенное ослабление международной роли США, усиление региональных тенденций в ущерб тенденции мировой глобализации заставили дяди Сэма по-новому смотреть на мир. США, в условиях "поиска ведьм" в Афганистане, обратил особое внимание на Кыргызстан и Узбекистан, которые из "окраин Империи Зла" превратились в государства на передней линии активных действий Вашингтона и НАТО, пытавшихся твердо обозначить свое военное присутствие в регионе. После теракта 11 сентября 2001 г., США и их союзники готовились к операции против талибов в Афганистане. И аэродром в Киргизии, в непосредственной близости от района предстоящих боевых действий, был США необходим. Он использовался для дозаправки транспортных самолетов и как перевалочный пункт для военных грузов.

Таким образом, 16 декабря 2001 года воздушные американские силы в Европе послали 86-ую группировку  немедленного реагирования с авиабазы Рамштайн в Германии в Кыргызстан, чтобы заложить первый "камень" в основание новой базы. Эта воинская часть наладила службу безопасности воздушного движения, и начались переговоры с аэропортом и правительственными чиновниками об отводе земли под авиабазу. "Манас" был выбран из-за его подходящей взлетно-посадочной полосы, которая была изначально построена для советских бомбардировщиков, но была пригодна для использования американскими транспортными самолетами С-5 Galaxy и Боинг-747, которые выполняли полеты в Афганистан. Из 52 аэропортов Кыргызстана "Манас" был единственным с длинной достаточной взлетно-посадочной полосой и единственным пригодным для принятия международных рейсов. Довольно вместимый земельный участок, примыкающий к аэропорту, был отведен для палаточного городка американского персонала.

"Манас"  быстро стал необходимым элементом  для проведения операций в  Афганистане, поскольку полет  до военных действий в Афганистане занимал 90 минут. Помимо американских солдат и офицеров, вовлеченных в операцию "Несокрушимая свобода", на базе "Манас" побывали военнослужащие из Франции, Южной Кореи, Испании, Дании, Норвегии, Австралии и Нидерландов. Однако база постепенно преобразовалась из базы коалиционных сил в сугубо американскую.

В течение  приблизительно шести месяцев после 11 сентября Пентагон создал 13 военных баз в девяти странах вокруг Афганистана и на его территории. Из центрально азиатских республик был выбран Кыргызстан, а также Узбекистан, где была создана авиабаза Карши-Ханабад. Народная революция 24 марта 2005 г. в Кыргызстане стала поводом для беспокойства Вашингтона, ибо могла привести к аннулированию договора об авиабазе "Манас". В начале апреля 2005 года Бишкек посетил тогдашний министр обороны Дональд Рамсфелд, чтобы получить киргизские заверения о выполнении договоренностей по долгосрочному американскому присутствию базы "Манас". Однако ситуация только ухудшалась, поскольку события в соседнем Узбекистане отразились также и на авиабазе. 13 мая 2005 года узбекские войска расстреляли толпу демонстрантов в Андижане, которые протестовали против суда над местными исламскими активистами. Двусмысленная реакция Вашингтона на инцидент вынудила узбекское правительство сообщить Вашингтону, что соглашение об использовании американскими войсками авиабазы Карши-Ханабад аннулировано согласно двустороннему соглашению о статусе американских вооруженных сил.

Таким образом, после этих событий Кыргызстан остался  единственным государством на линии  фронта борьбы Вашингтона с терроризмом  в Афганистане. И авиабаза "Манас" - крайне важным элементом американской стратегии антитеррористской борьбы в Центральной и Южной Азии.

Информация о работе Сотрудничество НАТО с Кыргызской Республикой