Сотрудничество НАТО с Кыргызской Республикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 08:15, дипломная работа

Описание работы

Актуальность затрагиваемой в дипломной работе темы, обусловлена необходимостью определения международно - правового статуса НАТО. На протяжении 1990-х годов североатлантический альянс сформулировал свои новые цели, центральное место в которых занимает распространение союза в восточном направлении. В начале 2000-х годов в деятельности НАТО акценты сместились на противодействие международному терроризму и распространению оружия массового уничтожения.

Файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

Уже 12 сентября 2001 года НАТО объявила, что расценивает  теракты, совершенные накануне против Соединенных Штатов, как направленные против всех 19 государств, входивших в то время в Альянс. Впервые в истории организации члены Альянса сослались на статью 5 Вашингтонского договора, в которой вооруженное нападение на одну или более страну-члена НАТО рассматривается как нападение против них всех. За этим историческим решением последовали практические меры по оказанию помощи США. По их просьбе в октябре 2001 года НАТО предоставила поддержку на первом этапе коалиционных действий против талибов и Аль-Каиды в Афганистане и согласовала пакет из восьми мер, предусматривающих:

• активизацию обмена разведданными;

• помощь государствам, оказавшимся  под угрозой вследствие оказания ими поддержки в рамках действий коалиции;

• усиление охраны объектов США и  других членов Альянса на их территории;

• выделение сил и средств  в качестве замены для сил и средств Альянса, требующихся для участия в антитеррористических операциях;

• предоставление общих прав пролета  над территорией;

• доступ к портам и аэродромам;

• развертывание военно-морских  сил НАТО в восточной части  Средиземного моря;

• переброску самолетов дальнегорадиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО илиАВАКС) в США для организации контроля и наблюдения за их воздушным пространством.

После терактов 11 сентября, совершенных  против Соединенных Штатов, началась первая антитеррористическая операция НАТО. 9 октября 2001 года семь самолетов ДРЛО были переброшены в США, чтобы помочь защитить Северную Америку от аналогичных нападений. Операция «Игл эссист» продолжалась до 16 мая 2002 года.28

С того времени  средства ДРЛО НАТО систематически используются в числе других мер для обеспечения безопасных условий проведения особо важных мероприятий, включая встречи в верхах НАТО, Евросоюза и другие встречи высокого уровня. Самолеты ДРЛО также охраняли небо при проведении крупных массовых мероприятий, включая чемпионат Европы по футболу 2004 года, Олимпийские и Парaлимпийские игры в Афинах в 2004 году. На играх в Афинах применение самолетов ДРЛО входило в комплексную операцию НАТО под кодовым названием «Необычные игры».29В операции принимали участие оперативная группа, сформированная на основе батальона химической, биологической, радиологической и ядерной (ХБРЯ) защиты, и Постоянное соединение ОВМС НАТО.

Наряду с действиями по защите от террористического нападения, в  текущие и новые операции Альянса была включена антитеррористическая составляющая. Находящиеся на Балканах силы НАТО предпринимают действия против террористических групп, поддерживающих связи с сетью Аль-Каиды. Они продолжают вносить вклад в антитеррористическую кампанию, отслеживая нелегальные перемещения людей, перевозки оружия и наркотиков.

2 декабря 2004 года успешно завершилась  операция Сил по стабилизации  НАТО (СФОР) в Боснии и Герцеговине, и миротворческие функции перешли к контингенту сил Европейского союза. При этом в Сараево остается штаб НАТО, продолжающий выполнять вспомогательную роль в контртеррористической деятельности наряду со своей главной задачей – оказанием помощи Боснии и Герцеговине в области военной реформы.

11 августа 2003 года НАТО приняла  командование Международными силами  содействия безопасности (ИСАФ). Эти  силы были введены в Кабул  после того, как осенью 2001 года  коалиционным войскам удалось  изгнать талибов и ликвидировать тренировочные базы Аль-Каиды на территории Афганистана. Перед контингентом ИСАФ была поставлена следующая задача – оказание помощи афганской Переходной администрации в поддержании безопасности в городе Кабуле и прилегающих районах с тем, чтобы сама администрация и персонал ООН могли функционировать в нормальных условиях. Контингент также помогает Афганистану создавать его силовые структуры, выявлять потребности в реконструкции, а также создавать вооруженные силы и полицию страны и готовить их личный состав. Это предусматривает помощь при подготовке первых частей новой Афганской национальной армии и национальной полиции, восстановление школ, учреждений здравоохранения, водопроводного хозяйства, техническую помощь сельскому хозяйству и многие другие военно-гражданские проекты.

Успешная  реализация этих проектов поможет Афганистану  обеспечить безопасность собственными силами и устранить экономическую  почву, на которой произрастает терроризм. Благодаря ведущемуся НАТО расширению района действий ИСАФ за пределы Кабула эти мероприятия со временем охватят всю территорию страны.

Расширение  присутствия НАТО в Афганистане  происходило путем создания провинциальных групп реконструкции (ПГР).30 На местах в составе этих групп трудятся гражданские специалисты и военнослужащие, задача которых способствовать распространению контроля центральных органов управления на афганские провинции и обеспечивать безопасные условия для мероприятий по реконструкции.

На первом этапе в январе 2004 года НАТО приняла командование ПГР в  Кундузе, прежде действовавшей под руководством Германии. Это послужило пробным камнем для других ПГР, со временем поступивших под командование ИСАФ. На Стамбульской встрече в верхах НАТО, где присутствовал президент Афганистана Хамид Карзай, руководители Альянса объявили о том, что НАТО принимает руководство еще над четырьмя ПГР. Две из них действуют в Мазари-Шарифе и Маймане под руководством Великобритании, другая – в Фейзабаде, под началом Германии, и четвертая – в Багхлане под руководством Нидерландов. Кроме того, предусматривается создать базу тылового обеспечения вблизи Мазари-Шарифа и временные вспомогательные объекты в Саре-Поле, Самангане и Шербергхане. НАТО также решила развернуть в стране дополнительные силы для поддержки избирательного процесса – в преддверии и во время президентских выборов.  Выборы состоялись 9 октября 2004 года, и в момент их проведения в Афганистане находились свыше 10 тысяч военнослужащих НАТО, включая силы быстрого реагирования на театре военных действий и за его пределами. Такое усиленное присутствие способствовало тому, что выборы прошли в спокойной обстановке и увенчались успехом. Как оказалось, в день выборов на избирательных участках зарегистрировались около 10,5 млн. человек, 8,1 млн. проголосовали, причем 55,5 процентов из них – за президента Карзая. В 2005 году намечено провести выборы в парламент, провинциальные и местные органы власти. В процессе подготовки к этим выборам НАТО продолжает увеличивать число руководимых ей ПГР, сначала продвинувшись на север, а теперь постепенно продвигаясь на запад страны. НАТО планирует дополнительно усилить свое присутствие в период выборов по такой же схеме, как и во время президентских выборов октября 2004 года. Операция «Актив эндевор» Военно-морская операция НАТО «Актив эндевор» демонстрирует решимость Альянса и его способность противостоять терроризму. Она предусматривает контроль и наблюдение за судоходством и сопровождение торговых судов в Средиземном море. Эта операция явилась прямым результатом терактов, совершенных 11 сентября 2001 года против США, и последовавшего заявления Альянса о ссылке на статью 5. 6 октября 2001 года НАТО развернула в восточной части Средиземного моря соединение ОВМС, перед которым была поставлена задача по выявлению и сдерживанию террористической деятельности. Поддержание безопасности на оживленных торговых маршрутах Средиземноморья имеет важнейшее значение для безопасности Североатлантического альянса.

Данная операция явилась настоящей  вехой в истории Альянса. С 26 октября 2001 года она носит официальное  название «Актив эндевор». Руководит  ей штаб Объединенного командования ОВМС в Южной Европе в Неаполе, Италия. Как и в случае переброски самолетов ДРЛО в США, в рамках этой операции силы и средства НАТО впервые были применены в поддержку операции по статье 5.

В марте 2003 года НАТО расширила операцию «Актив эндевор», начав сопровождать по Гибралтарскому проливу невоенные суда государств-членов Альянса по их просьбе. В апреле 2003 НАТО вновь расширила круг задач – теперь в рамках операции предусматривалось проводить систематический досмотр подозрительных судов. Досмотр проводится с согласия капитана судна и государства, под флагом которого оно плавает, и в соответствии с  международным правом. В марте 2004 года район операции «Актив эндевор» был распространен на все Средиземное море.

Операцию «Актив эндевор» осуществляют каждые три месяца по принципу очередности Постоянное соединение ОВМС НАТО в Средиземном море и Постоянное соединение ОВМС НАТО на Атлантике. Ряд государств НАТО, главным образом, Греция, Испания, Италия и Турция принимают непосредственное участие в операции путем выделения сил и средств ВМС. В операциях по сопровождению невоенных судов в Гибралтарском проливе участвуют быстроходные патрульные катера, принадлежащие североевропейским государствам-членам Альянса –Германии, Дании и Норвегии. Испания также выделила дополнительные силы и средства ВМС для выполнения задач в Гибралтарском проливе. В тыловом обеспечении операции «Актив эндевор» широко используются силы и средства тыла средиземноморских членов Альянса.

На июньской 2004 года встрече в верхах в Стамбуле руководители Альянса приняли решение расширить операцию «Актив эндевор».31 Они также приветствовали предложения России и Украины об оказании поддержки этой операции. Механизмы российской поддержки операции «Актив эндевор» были окончательно согласованы в договоре в форме обмена писем на заседании Совета Россия-НАТО. Это заседание на уровне министров иностранных дел состоялось 9 декабря 2004 года в Брюсселе.

В конце января 2005 года в рамках операции «Актив эндевор» было опрошено по рации около 59 тыс. судов и на борту 80 судов произведен досмотр с согласия их капитанов. В общей сложности 488 судов проследовали через Гибралтарский пролив в сопровождении кораблей стран НАТО.

Операция «Актив эндевор» послужила основой для морской составляющей комплексной операции по оказанию помощи греческому правительству во время Олимпийских и Парaлимпийских игр 2004 года. Операция была призвана обеспечить безопасные условия проведения мероприятия со 2 августа по 30 сентября 2004 г. Оперативное соединение «Эндевор» присутствовало и осуществляло действия по контролю и досмотру судов с согласия их капитанов в международных водах вокруг греческой части Балканского полуострова. В операции принимали участиe надводные корабли Постоянного соединения ОВМС НАТО при поддержке патрульной авиации ВМС и подводных лодок. Действия согласовывались с Военно-морским флотом и Службой береговой охраны Греции.

 

Еще в Стратегической концепции  Альянса, принятой в апреле 1999 года, терроризм охарактеризован как  один из рисков, затрагивающих безопасность НАТО. После террористических актов 11 сентября 2001 года, направленных против США, органы военного руководства НАТО разработали Военную концепцию защиты от терроризма на основе политических руководящих указаний Североатлантического совета. Руководители Альянса утвердили эту концепцию на состоявшейся 21 ноября 2002 года Пражской встрече в верхах. Концепция содержит следующие выводы:

• НАТО и государства-члены  организации стоят перед лицом  реальной угрозы терроризма, и противодействие  этой угрозе является, в большинстве случаев, неотложной задачей.

• На государства возложена  основная ответственность по защите гражданского населения и объектов инфраструктуры, поэтому НАТО необходимо быть готовой оказать поддержку  государствам.

• Военные операции НАТО по защите от терроризма имеют четыре функции антитеррористическая деятельность (оборонительные/пассивные меры), ликвидация последствий терактов, контртеррористическая деятельность (наступательные /активные меры) и военное сотрудничество. Североатлантический альянс может руководить контртеррористическими операциями или предоставлять поддержку в рамках этих операций. Во всех военных операциях по защите от терроризма необходимо учитывать такой аспект, как защита войск.

• НАТО следует быть готовой проводить военные операции без каких-либо территориальных ограничений с установкой на поражение террористических групп и имеющихся в их распоряжении средств, в соответствии с решением Североатлантического совета.

На последних трех встречах в  верхах НАТО были приняты меры по укреплению возможностей Альянса по борьбе с терроризмом и усилению сотрудничества со странами партнерами в данном направлении.

На апрельской 1999 года встрече в  верхах в Вашингтоне НАТО выдвинула инициативу в области оружия массового уничтожения, посвященную тем угрозам, которые таит в себе распространение этого оружия и средств его доставки. Цель инициативы способствовать лучшему пониманию проблем, имеющих отношение к оружию массового уничтожения, вырабатывать способы противодействия этим видам оружия, улучшать обмен разведывательными данными и информацией и активизировать работу над существующими в НАТО программами, повышающими готовность вооруженных сил вести действия в обстановке применения ОМУ и противодействовать угрозам ОМУ.32 В 2000 году в поддержку данной инициативе при штаб-квартире НАТО был открыт Центр по оружию массового уничтожения. Работа в центре активизируется, чтобы помочь Североатлантическому альянсу в борьбе с тем злом, которое несет в себе оружие массового уничтожения.

На Пражской встрече в верхах, состоявшейся 21 и 22 ноября 2002 года, руководители НАТО выразили решимость противодействовать любому вооруженному нападению из-за границы (в том числе террористическому) и защитить от него население, территорию и вооруженные силы государств. На встрече были приняты следующие решения:

• новая Военная концепция  защиты от терроризма;

• Партнерский план действий по борьбе с терроризмом;

• пять инициатив в  сфере ядерной, биологической и  химической (ЯБХ) защиты: создание передвижной аналитической ЯБХ - лаборатории, группы помощи в случае происшествий с ядерными, биологическими и химическими средствами, специализированного виртуального центра по защите от ЯБХ - оружия, арсенала НАТО по противобиологической и противохимической защите и системы наблюдения за инфекционными заболеваниями;

• защита гражданского населения, включая План действий по гражданскому чрезвычайному планированию;

• противоракетная оборона: государства-члены Альянса рассматривают  варианты эффективного противодействия растущей угрозе ракетного нападения против территории стран Альянса, вооруженных сил и населенных пунктов с помощью соответствующего комплекса политических и военных мер наряду со стратегией сдерживания;

• киберзащита: в рамках Альянса ведется работа по организации наилучшей защиты от попыток;

вывести из строя критически важные объекты инфраструктуры НАТО и государств-членов, включая системы  информации и связи, и повышению  готовности к подобным ситуациям;

• сотрудничество с другими  международными организациями;

• улучшение обмена разведданными.

Кроме того, руководители Альянса решили создать Силы реагирования НАТО, рационализировать командную структуру организации и выдвинули Пражские обязательства в области потенциалов, повышающие способность Альянса бороться с новыми угрозами, включая терроризм.

Силы реагирования НАТО многонациональное  подразделение быстрого развертывания, состоящее из сухопутного, воздушного и морского компонентов, а также компонента сил специального назначения. В состоянии полной боеготовности в октябре 2006 года их численный состав достигнет свыше 20 тыс. чел., они смогут начинать развертывание в пятидневный срок после поступления приказа и вести боевые действия автономно в течение 30 дней и более длительные сроки при организации подвоза материальных средств. Силы реагирования НАТО смогут быть переброшены в любую точку планеты в соответствии с решением Североатлантического совета. Подразделение способно выполнять целый ряд задач, начиная с эвакуации не комбатантов и заканчивая боевыми задачами, включая контртеррористические операции.

Информация о работе Сотрудничество НАТО с Кыргызской Республикой