Сотрудничество НАТО с Кыргызской Республикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 08:15, дипломная работа

Описание работы

Актуальность затрагиваемой в дипломной работе темы, обусловлена необходимостью определения международно - правового статуса НАТО. На протяжении 1990-х годов североатлантический альянс сформулировал свои новые цели, центральное место в которых занимает распространение союза в восточном направлении. В начале 2000-х годов в деятельности НАТО акценты сместились на противодействие международному терроризму и распространению оружия массового уничтожения.

Файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

Альянс НАТО развивает всё более  прочные партнёрские отношения  практически с каждой страной  Европы, с помощью которых все  государства могут внести свой вклад  в безопасность. За счёт внешней  и внутренней адаптации НАТО будет готова обеспечить безопасность во всём Евро-Атлантическом регионе. Решая эту задачу, альянс создаст необходимую основу для того, чтобы повсеместно утвердились мир, демократия и экономическое процветание. Такова роль НАТО в XXI веке - и НАТО уже не только может, но и готова её выполнять.

В рамках НАТО создана программа  Партнерство ради мира (ПРМ) и Совет  Евро-Атлантического партнерства (СЕАП). Благодаря этим инициативам государства-члены  НАТО открыли новые пути сотрудничества с другими странами в рамках альянса, а бывшие враги ныне стали союзниками.

Одной из главных причин долговечности  Североатлантического союза является то, что решения в нем принимаются  на основе консенсуса. Это означает, что все его решения должны быть единогласными. Поэтому в период до принятия важных решений зачастую необходимо вести продолжительные консультации и дискуссии. Внешнему наблюдателю эта система может показаться неповоротливой и громоздкой, но у нее есть два главных преимущества. Во-первых, соблюдается суверенитет и независимость каждого из государств-членов. Во-вторых, принятое решение пользуется полной поддержкой всех государств-членов и подкрепляется их обязательством выполнять его.

Высшим руководящим органом  НАТО является Североатлантический совет, в котором каждое государство-член представлено постоянным представителем в ранге посла. В своей работе послы опираются на представительства своих стран, состоящие из дипломатов и военных советников. Совет в составе послов заседает не реже одного раза в неделю и обычно даже чаще. Проводятся также регулярные заседания Совета на уровне министров иностранных дел, министров обороны и, время от времени, глав государств и правительств.22

Во главе НАТО стоит генеральный  секретарь, назначаемый на срок приблизительно четыре года. Он (или она) является видным государственным деятелем международного масштаба из одного из государств-членов. Генеральный секретарь председательствует на заседаниях Североатлантического совета и других важных органов НАТО, а также содействует достижению консенсуса между государствами-членами. В руководстве повседневной деятельностью Североатлантического союза он (или она) опирается на международный секретариат, состоящий из экспертов и должностных лиц из всех стран НАТО.

У НАТО нет своих вооруженных сил. Большая часть сил, предоставляемых ей государствами-членами, остается полностью под их командованием и управлением до тех пор, пока они не поступают в распоряжение НАТО для выполнения различных задач, от коллективной обороны до новых миссий, таких как миротворчество и поддержание мира. Военно-политические структуры НАТО обеспечивают перспективное планирование, требуемое для успешного выполнения этих задач национальными вооруженными силами, а также организационные механизмы, необходимые для объединенного командования и управления войсками, проведения боевой подготовки и учений.

В предуведомлении к основному  документу НАТО Североатлантическому Договору, утвержденному 4 апреля 1949 года в Вашингтоне, кроме подтверждения  верности новорожденного Альянса Хартии Организации Объединенных Наций, указано, что подписаны договора  подтверждают свое желание жить в мире со всеми народами и всеми правительствами. Стороны решительно намерены объединить свои усилия для общей обороны и для сохранения мира и безопасности. Поэтому они подписывают нижеследующий Североатлантический Договор.

Статья 1 Североатлантического Договора гласит, что  Стороны, как указано в Хартии Объединенных Наций, обязуются разрешать любые международные противоречия, в которые они могут быть вовлечены, таким образом, чтобы мир, безопасность и справедливость в международном сообществе не подвергались опасности, а также воздерживаться в международных отношениях от угроз применения силы, которые бы противоречили намерениям Организации Объединенных Наций.

Статья 2 подтверждает приверженность сторон дальнейшему развитию мирных международных отношений.

В Статье 3 говорится о готовности сторон развивать и крепить свои оборонные способности - для наиболее эффективного воплощения в жизнь  преследуемых Альянсом целей.

Статья 5 Североатлантического Договора наделяет Альянс полномочиями самому незамедлительно реагировать на вооруженное нападение на любую  из стран Альянса, без предварительных  консультаций с Советом Безопасности ООН. Однако Совет Безопасности должен быть немедленно осведомлен о нападении и оборонительных мерах, предпринимаемых Альянсом. И оборонительные меры должны быть прекращены, как только Совет Безопасности предпримет необходимые усилия по восстановлению порядка и законности.

В Статье  7 утверждается, что этот Договор не отменяет и не меняет права и           обязательства Сторон относительно Хартии ООН, и не может быть интерпретирован в качестве такового, равно как и не претендует на ответственность Совета Безопасности за поддержание международных порядка и безопасности.

Статья 9 учреждает специальный  орган Совет НАТО, который и  принимает все необходимые решения. Америка, как свидетельствуют статьи 10 и 11, является ключницей, доверенным лицом всего Альянса, что, по крайней  мере формально, как то следует из Договора, наделяет ее лишними бюрократическими заботами, не более, реально же свидетельствует о ее лидерстве внутри НАТО. США, согласно статье  10, собирают бюллетени (instruments of accession) от стран, желающих вступить в НАТО  (подать          такую заявку может только европейское государство), о каковом бюллетене обязано немедленно уведомить остальных союзников.

Статья 12 предоставляет союзникам  право в любой момент спустя десять лет после подписания Договора его  менять,  учитывая развитие как общих, так и региональных соглашений по поддержанию мира и безопасности, заключенных в соответствии с Хартией ООН.

Соглашение, подписанное 20 сентября 1951 года в Оттаве наделяет Альянс статусом юридического лица (то есть позволяет  Альянсу создать таковое юридическое лицо), которое имеет право, как и любое другое юридическое лицо, право владения собственностью. То же Соглашение устанавливает правила валютного контроля, экспорта-импорта и  прочих экономических процедур внутри Альянса. Оно же заявляет статус представителей стран-союзников в Совете Альянса и комитетах, устанавливает их права, освобождает от налогов и проч. вплоть до указания статуса церковного эскорта, если какое либо из государств почувствует в нем нужду. Такой же Протокол имеется относительно устройства военных штабов и многообразных тонкостей, связанных с их функционированием.

Рассмотрим также Постановление, изданное Советом НАТО на уровне министерств  в Копенгагене в июне 1991 года, заявляющее о сотрудничестве со странами Центральной и Восточной Европы в новой геополитической ситуации.

В Статье 4 этого документа говорится  о ключевой роли Альянса в создании ОБСЕ, о его абсолютной приверженности целям и задачам ОБСЕ, а также  подтверждается, что Организация  по Безопасности и Сотрудничеству в Европе играет ключевую роль в установлении демократии в Европе, наряду с Европейским Сообществом и Советом Европы.

Статья 6 Копенгагенского Постановления (статьи 1-5 констатируют изменения в  международном сообществе, выражают восторг относительно демократических процессов в Европе) гласит: Мы будем продолжать всеми доступными способами поддерживать реформы в Центральной и Восточной Европе, преследующие цель установления демократических систем правления, базирующихся на законах, уважении прав человека, равно как и соответствующие усилия по установлению рыночно ориентированных экономик.

8 ноября 1991 года в Риме Альянс  издал документ, так называемую  Римскую Декларацию о Мире  и Сотрудничестве, в котором заявил  о своей новой стратегии. В  документе, в частности, сообщается, что никогда еще не была столь реальной возможность политическими методами достигнуть целей Альянса, заявленных в статьях 2 и 5 Вашингтонского Договора. Там же НАТО подтверждает, что по-прежнему будет  выполнять свою чисто оборонительную функцию. В положении о новой доктрине есть глава и о том, каким образом НАТО собирается принимать участие в разрешении и предотвращении кризисов. Там сказано, что политика Альянса в этом отношении в еще большей степени, нежели раньше, зависит от превентивной дипломатии. В главе 42, также посвященной действиям Альянса во время кризисов, ставится особый акцент на то обстоятельство, что НАТО намерено действовать в случае таких событий, которые могут привести к военной угрозе безопасности стран-членов Альянса. Действия опять же подразумеваются скорее политические, нежели военные. В Римской Декларации впервые прозвучало приглашение Советскому Союзу и другим странам Восточной и Центральной Европы принять участие в мероприятиях Альянса ежегодных саммитах на уровне министерств, регулярных встречах на уровнях посольств, комитетов.

11 января 1994 года в штаб-квартире  НАТО в Брюсселе было опубликовано  Приглашение к участию в Программе  Партнерство ради Мира. В нем  говорится, что НАТО ожидает  и приветствует расширение Альянса, Альянс напоминает о Статье 10 Вашингтонского Договора, где указано, что Альянс открыт для новых членов. За Приглашением последовало соглашение с Россией об ее участии в программе Партнерство ради Мира  и об учреждении Совета Россия-НАТО. В соглашении, в частности, написано на чистом русском языке: НАТО осуществляет глубокую трансформацию - процесс, который будет продолжен.23

  В 1991 году альянс пересмотрел свою стратегическую доктрину, чтобы учесть новую ситуацию в области европейской безопасности. Соответственно, НАТО существенно сократила и продолжает адаптацию своих обычных и ядерных сил.

  Сохраняя потенциал для выполнения обязательств по Вашингтонскому договору, НАТО расширила и будет далее расширять свои политические функции и приступила к новым миссиям в сфере миротворчества и урегулирования кризисов в поддержку Организации Объединенных Наций (ООН) и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), как в Боснии и Герцеговине, чтобы ответить на новые вызовы безопасности в тесном взаимодействии с другими странами и международными организациями.

Там же на том же русском языке  написано, что для достижения целей  настоящего Акта Россия и НАТО будут  строить свои отношения на общей  приверженности некоторым принципам, среди которых, в частности, значится: уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств и их права выбора путей обеспечения собственной безопасности, нерушимости границ и права народов на самоопределение, как это закреплено в хельсинкском Заключительном акте и других документах ОБСЕ.24

              НАТО не является наднациональной организацией, а альянсом, созданным с целью предоставить возможность международного сотрудничества между независимыми суверенными государствами на договорной основе. Внутри НАТО не существует ни одного центрального органа, который мог бы навязывать свои взгляды странам-участницам, и ни одна из стран-участниц не имеет права принуждать остальных членов подчиняться её желанию. Решения принимаются при единодушном согласии всех стран-участниц.

Процесс принятия совместных решений  достигается путём консенсуса и  общего согласия, страны-члены Североатлантического альянса считаются с точкой зрения каждой из стран. Практика обмена информацией  и ежедневных совместных консультаций даёт правительствам возможность сразу же провести общую встречу, если этого требуют обстоятельства. По мере возможного сильные расхождения во мнениях сглаживаются, чтобы сохранить общие интересы в области безопасности, политическую солидарность, а также оперативную сплочённость всего Североатлантического альянса в целом.

Североатлантический совет (САС) является центральным политическим органом, созданным непосредственно Статьёй 9 Североатлантического договора, в который входят правительства 27-и стран НАТО. Консультации, проводящиеся внутри Совета, дают возможность национальным руководствам выразить своё мнение о проблемах, вызывающих всеобщее беспокойство или о вопросах, требующих принятия совместного решения. В Совете не существует никаких ограничений в том, что касается выбора тем для обсуждения. Обычно Совет заседает раз в неделю на уровне постоянных представителей или послов, но при необходимости Совет может собираться и чаще или быть созван в абсолютно любое время. Дважды в год Совет заседает на уровне министров иностранных дел, а в случае необходимости устраивается встреча на уровне глав государств и правительств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ΙΙ НАТО И СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

2.1 НАТО и  международное – правовое сотрудничество в борьбе с терроризмом

 

Стремясь расширить свои возможности  в сфере защиты от терроризма, НАТО усилила сотрудничество в целом  ряде областей, начиная с взаимодействия в области сбора и обмена разведывательной информацией и заканчивая гражданским чрезвычайным планированием.

Террористические нападения, произошедшие 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне, вовлекли в войну против терроризма не только Соединенные Штаты, но и весь Североатлантический союз. Не прошло и суток с момента совершения терактов против США, как НАТО впервые за всю историю своего существования решила сослаться на статью 5. о коллективной обороне Вашингтонского договора 1949 года, на основе которого возник Североатлантический альянс.25

Вслед за этим заявлением последовали  и другие беспрецедентные для  НАТО события. Альянс впервые предпринял активные военные действия за пределами  Европы. Авиация НАТО оказала помощь в организации контроля и наблюдения за воздушным пространством США, и со временем Североатлантический союз принял руководство Международными силами содействия безопасности (ИСАФ) в Афганистане. В уже проводившихся и новых операциях НАТО появилась антитеррористическая составляющая. Одновременно, стремясь расширить свои возможности в сфере защиты от терроризма, НАТО усилила сотрудничество в целом ряде областей, начиная с взаимодействия в области сбора и обмена разведывательными данными и заканчивая гражданским чрезвычайным планированием26. НАТО также приняла меры по укреплению военных возможностей в сфере борьбы с терроризмом и оружием массового уничтожения (ОМУ)27. Кроме того, в области борьбы с терроризмом НАТО сотрудничает со странами партнерами. Такие структуры, как Совет Россия-НАТО и Совет евроатлантического партнерства утвердили планы действий по борьбе с терроризмом.

Информация о работе Сотрудничество НАТО с Кыргызской Республикой