Сотрудничество НАТО с Кыргызской Республикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 08:15, дипломная работа

Описание работы

Актуальность затрагиваемой в дипломной работе темы, обусловлена необходимостью определения международно - правового статуса НАТО. На протяжении 1990-х годов североатлантический альянс сформулировал свои новые цели, центральное место в которых занимает распространение союза в восточном направлении. В начале 2000-х годов в деятельности НАТО акценты сместились на противодействие международному терроризму и распространению оружия массового уничтожения.

Файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

Прежде всего данный комитет  брал на себя задачу обеспечить всесторонние консультации с СССР и Организацией Варшавского Договора по политическим и другим невоенным вопросам, а также общую линию НАТО на переговорах с ОВД по данной проблематике. Этот комитет, получивший неофициальное название «Комитет трех», возглавил А. Гарриман, и в его состав на начальном этапе вошли три министра иностранных дел стран-членов НАТО. Италию в «Комитете трех» представлял Мартино, Норвегию — Ланге, Канаду— Пирсон.35

Основная функция комитета - «консультировать Совет НАТО в отношении путей и методов расширения сотрудничества внутри НАТО в невоенных областях и установлении большего единства в Атлантическом сообществе». Комитет трех стал первым невоенным органом НАТО, в соответствии с рекомендациями которого в 50-е годы началось создание других невоенных органов альянса.

Ведущую роль в невоенной структуре  блока играют Политический комитет  и отдел политических вопросов Международного секретариата НАТО, частью которого является директорат по политическим вопросам. Отдел политических вопросов и Политический комитет возглавляются одним должностным лицом—помощником Генерального секретаря НАТО по политическим вопросам.

Международный секретариат работает ежедневно, с регулярной периодичностью проводятся заседания Политического комитета, что обеспечивает непрерывность в деятельности политической составляющей НАТО. Политический комитет альянса анализирует сложившуюся международную обстановку, готовит доклады и составляет рекомендации для Совета НАТО, а также содействует развитию внешнеполитических событий в благоприятном для НАТО русле путем нанесения визитов в те страны, которые представляют собой зону жизненно важных интересов Запада. Так, за последние три года делегация Политического комитета три раза посетила Украину. Последний визит делегации комитета в эту страну, состоявшийся 4 октября 2000 года был связан с неблагоприятными  для альянса перестановками в правительстве Украины, потребовавшими экстренных консультаций.

Кроме того, комитет проделывает  крайне важную для НАТО работу—сближение позиций стран-участниц и достижение консенсуса внутри блока. Без этого немыслимо принятие ни одного решения в рамках НАТО, поскольку любая акция требует единогласного одобрения стран-членов. К сожалению, те государства, которые не входят в Североатлантический альянс, но имеют партнерские отношения с ним, не имеют возможности оказывать серьезного влияния на процесс принятия решения и внутреннее согласование в НАТО, поскольку в Политический комитет входят только представители 19-ти государств.

Россия, подписавшая Основополагающий акт с НАТО и получившая «право голоса без права вето», не может  блокировать решения Совета Организации  Североатлантического Договора. Более  того, все это время она была лишена возможности работать в Политическом комитете и участвовать даже в процессе обсуждения. Как правило действовала следующая схема: решения обсуждались и принимались на заседаниях Политического комитета, затем одобрялись на Совете НАТО и только после этого выносились на заседания Совместного Постоянного Совета Россия—НАТО, где 19 членов организации выступали с единой и согласованной позицией против Российской Федерации. Естественно, что Россия имела возможность высказать свое мнение, но реальных рычагов влияния на позицию НАТО оказать не могла даже на стадии обсуждения. Сейчас, с созданием двадцадки Россия—НАТО ситуация объективно улучшится, однако, при условии изоляции в Политическом комитете, Россия вряд ли сможет извлечь для себя политические дивиденды из работы данного органа.

Другим вектором в развитии невоенной проблематики НАТО является Экономический комитет, основанный в 1957 году по рекомендации «Комитета трех». Совместно с ним на постоянной основе работает Директорат по экономическим вопросам в рамках Международного секретариата НАТО. Так же, как и в случае с Политическим комитетом эти два органа находятся под председательством одного должностного лица.

Косвенные упоминания о необходимости  этой структуры можно найти даже в Вашингтонском договоре об учреждении НАТО. В статье 2 говорится, что «стороны прилагают все усилия для ликвидации противоречий в их международной политике и будут всемерно способствовать развитию экономического сотрудничества на двух- и многосторонней основе».36 Эта статья является своеобразной основой для работы комитета. На начальном этапе Экономический комитет был призван способствовать, наряду с планом Маршала, обеспечению помощи США европейским странам для восстановления их экономического и военного потенциала после Второй мировой войны.

Однако впоследствии, Европа встала на ноги и из главного реципиента американской помощи превратилась в один из мировых экономических центров и перешла к соперничеству с Соединенными Штатами. В контексте НАТО эти проблемы выражаются прежде всего в несовпадении позиций по вопросам закупки вооружений и увеличения европейскими членами НАТО военных расходов. В новых условиях Экономический комитет НАТО стал использоваться для сглаживания противоречий между Западной Европой и США в экономической сфере, поскольку военно-политическое сотрудничество и открытое экономическое соперничество в условиях советской угрозы представлялись немыслимыми. Эта важная функция остается у комитета и по сей день, несмотря на окончание «холодной» войны. 37

В настоящий момент председателем  Экономического комитета является гражданин Франции Патрик Ардуан, назначенный на эту должность в октябре 2000 года. В интервью «Красной звезде» он кратко определил задачи Экономического комитета следующим образом:

  1. Переоборудование или  ликвидация военных баз и переподготовка

офицеров, уволенных с военной службы.

  1. Реформы армий, например, в плане введения демократического

контроля и гражданского управления вооруженными силами. В начале 2002 года в Москве председателем этого комитета был подписан контракт об открытии на базе Московского Государственного университета экономики, статистики и информатики Центра информации по социальной адаптации уволенных в запас военнослужащих. Это мероприятие на сегодня является одним из немногих примеров социально-экономического сотрудничества между НАТО и Россией. Идея об открытии центра исходила от России и возникла в 1997 году, но на практике была реализована лишь три года спустя. Работа центра подпадает под первый пункт задач Экономического комитета, в соответствии с которым НАТО содействует переподготовке офицеров, уволенных в запас в государствах-партнерах. Россия, восстановившая отношения с НАТО в 2000 году, участвует в программе «Партнерство ради мира» и поэтому может рассчитывать на такого рода проекты. 38

Кроме того, председатель комитета не исключил и возможности расширения сотрудничества России и НАТО и в других областях, в том числе и в сфере закупки странами-членами Североатлантического союза российского вооружения. Однако, по его мнению, о стопроцентной загруженности оборонных предприятий не может быть и речи. Наряду с вышеперечисленной проблематикой, этот комитет НАТО оценивает экономическую готовность стран-кандидатов для вступления в альянс. Одним из критериев является уровень расходов на оборону в 2% от ВВП. Страны, желающие вступить в НАТО, готовятся к этому по согласованным и утвержденным планам, причем экономические аспекты подлежат согласованию с Экономическим комитетом.

Сотрудничество членов НАТО в сфере информации также  получило свое институциональное оформление и выразилось в создании соответствующих структур. Информационное обеспечение деятельности НАТО и работа с общественным мнением координируются Службой информации при Главном штабе НАТО. В основном это структурное подразделение занимается поддержанием постоянных контактов с прессой с целью разъяснения населению политики НАТО, что включает в себя мероприятия по организации брифингов и пресс-конференций, аккредитации журналистов при штаб-квартире НАТО и налаживанию связи с редакциями.

Сейчас наличие Службы информации стало неотъемлемой чертой работы всех без исключения международных организаций, в том числе и военных. Ежегодно страны НАТО тратят огромные средства на вооружение. В этой связи проблема информирования налогоплательщиков о том, как были израсходованы их деньги, приобретает особое значение. Особое внимание Служба информации уделяет миротворческим операциям, которые НАТО проводит в Косово и в Боснии. Здесь функция этого органа двояка: во-первых, содействовать взаимопониманию между командованием союзников и местным населением, а во-вторых, информировать мировую общественность о проводимых операциях. Во время воздушных ударов по Югославии Служба информации играла главную роль в информационной и психологической войне против Милошевича.

Организационно Служба информации состоит из четырех отделов и трех подразделений более низкого уровня, в которых работают представители 13 стран НАТО. Первый отдел занимается предоставлением необходимой информации руководящим офицерам штаба НАТО относительно работы средств массовой информации. Также Отдел средств массовой информации обеспечивает адекватное освещение в СМИ вопросов, связанных с деятельностью альянса. Данная структура оказывает содействие журналистам в организации и проведении интервью со специалистами НАТО, информируя таким образом население стран мира о позиции Североатлантического альянса.

Второй отдел занимается информационной поддержкой текущих  операций и учений, проводимых НАТО, а также стратегическим информационным планированием. Третья структура, Отдел  анализа новостей, собирает информацию из самых разнообразных источников о том, как освещается деятельность НАТО в различных странах, а затем подвергает ее тщательному анализу. Очень часто на основе этого анализа информационная политика НАТО подвергается серьезной корректировке.

И, наконец, Отдел связей с общественностью организует брифинги и конференции для самой широкой аудитории из стран-членов НАТО и государств, не входящих в Североатлантический альянс, что особенно важно для создания атмосферы взаимопонимания между НАТО и бывшими членами Варшавского пакта. В этих брифингах участвуют как журналисты, так и широкая общественность.

В 1958 году, в составе  НАТО появился Комитет по науке. Его  созданию предшествовало появление  годом раньше Рабочей группы по научному и техническому сотрудничеству, главной задачей которой являлось «содействие национальным программам развития научных и технических ресурсов, международным обменам и сотрудничеству».39

В дальнейшим события  развивались таким образом, что  на заседании Совета НАТО потребовалось  преобразовать Рабочую группу в отдельный комитет, занимающийся научной проблематикой. В том же году был учрежден пост Советника Генерального секретаря по научным вопросам. Не в последнюю очередь это было связано с ускоряющимся технологическим ростом в СССР, что в частности проявилось в запуске Советским Союзом искусственного спутника Земли. Страны Запада должны были адекватно ответить на это событие, что в свою очередь, требовало координации усилий всех государств-членов НАТО.

Первоначально комитет  занимался научным сотрудничеством исключительно между странами НАТО. Однако после 1999 года была произведена переориентация программы и сейчас деятельность Научного комитета ориентирована на сотрудничество между учеными из государств-партнеров (прежде всего из стран-членов Совета евроатлантического партнерства) и учеными из стран НАТО. Заявки на получение поддержки между учеными только стран НАТО более не рассматриваются, но часть Научной программы была сохранена для продолжения традиционного сотрудничества в рамках НАТО. Так же, как и остальные профильные комитеты, данная структура была основана по рекомендации Комитета по невоенному сотрудничеству. В докладе этого комитета в 1958 году было заявлено, что «научно-технический прогресс может стать решающим фактором при определении степени безопасности государств» и «наука и техника являются областями, имеющими особую важность для атлантического сообщества».

Научный комитет созывается три  раза в год и состоит из национальных представителей государств-членов. Одно из заседаний проводится в формате СЕАП, когда к представителям стран НАТО присоединяются представители из государств-партнеров. Большое значение имеют рабочие группы, создаваемые в рамках комитета. Статистика такова: ежегодно в Научной программе принимают участие около 13 тысяч ученых в качестве стипендиатов, участников конференций или рецензентов-экспертов и членов различных комиссий. В 1998 году более 6 тысяч ученых участвовали в работе 104-х научных мероприятий НАТО, а почти 1 тыс. российских исследователей получили гаранты для совместной работы с учеными из стран НАТО.

В 1959 году начал свою деятельность последний из невоенных комитетов, основанных в период становления  НАТО. Им стал комитет по океанографии. Таким образом в деятельности НАТО была открыта новая страница—проблематика, связанная с загрязнением окружающей среды. Через десять лет в структуре НАТО появился отдельный комитет для решения вышеупомянутых задач, получивший название Комитет по проблемам современного общества. Этот орган был создан в соответствии с концепцией Р. Никсона о третьем, «социальном» измерении НАТО и статьей 2 Вашингтонского договора, которая предусматривает, что «страны-участницы направляют свои усилия на дальнейшее развитие мирных и дружественных международных отношений, всемерно способствуя созданию условий стабильности и процветания».

 Появление Комитета  по проблемам современного общества  в определенной степени стало  ответом на доклад Римскому  клубу «Пределы роста», подготовленный  группой авторов во главе с  Медоузом, который стал одним из первых научно обоснованных прогнозов о тупиковости дальнейшего развития цивилизации без учета экологической составляющей. НАТО не могла дистанцироваться от проблем, поставленных в центр внимания международного сообщества, что стало импульсом для создания вышеупомянутого комитета.

Информация о работе Сотрудничество НАТО с Кыргызской Республикой