Сотрудничество НАТО с Кыргызской Республикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 08:15, дипломная работа

Описание работы

Актуальность затрагиваемой в дипломной работе темы, обусловлена необходимостью определения международно - правового статуса НАТО. На протяжении 1990-х годов североатлантический альянс сформулировал свои новые цели, центральное место в которых занимает распространение союза в восточном направлении. В начале 2000-х годов в деятельности НАТО акценты сместились на противодействие международному терроризму и распространению оружия массового уничтожения.

Файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

Но 19 февраля 2009 года Президент Киргизии Курманбек Бакиев утвердил закон о денонсации соглашений, которые позволяли участникам антитеррористической операции в Афганистане держать свои войска на авиабазе "Манас".

Теперь Министерство иностранных  дел Киргизии должно официально уведомить  об этом дипломатические представительства  Австралии, Дании, Италии, Испании, Кореи, Голландии, Норвегии, Новой Зеландии, Польши, Турции и Франции, передает ИТАР-ТАСС. После этого 11 государств должны в течение 180 дней вывести свои подразделения с базы "Манас", сообщает РИА "Новости". Аналогичное соглашение с США было разорвано еще раньше, поэтому американские части должны уйти из Киргизии уже в середине августа. Киргизский лидер Курманбек Бакиев объявил о закрытии базы "Манас" еще 3 февраля во время своего визита в Москву. Политик пояснил, что в стране выросло недовольство присутствием военнослужащих США, а Бишкек получал от Вашингтона недостаточную финансовую компенсацию. Вскоре парламент Киргизии одобрил денонсацию соответствующего договора с Соединенными Штатами.

Однако американцы до последнего времени  не теряли надежду сохранить авиабазу "Манас". "Вопрос о Манасе все еще остается открытым, - заявил в середине марта пресс-секретарь Пентагона Джефф Моррелл. Представитель Министерства обороны США указал, что "Манас" - важная база, но она не является незаменимой". Моррелл также не исключил, что Вашингтон может предложить за аренду этого объекта больше денег, чем раньше. Он отметил, что США рассматривают несколько альтернативных путей снабжения войск в Афганистане.

Так же Кыргызстан является участником программы “Партнерства ради”, к ПРМ Кыргызстан официально присоединился в 1994 году, хотя в работе главного консультационного органа «партнерства» - Совета Евро -Атлантического партнерства (СЕАП) участвует еще с 1992 года. НАТО и Кыргызстан развивают практическое сотрудничество в целом ряде областей посредством Индивидуальной программы партнерства (ИПП), которую стороны совместно утверждают на двухгодичный период. Сотрудничество ведется по следующим основным направлениям: безопасность и миротворчество, особенно контртеррористическая деятельность и безопасность границ, кризисное регулирование и гражданское чрезвычайное планирование.

Кыргызское  правительство наметило ряд частей и подразделений, которые готовы к участию в операциях и  учениях НАТО/ПРМ. В каждом конкретном случае правительство страны должно принять решение об участии. В число частей и подразделений вошли: пехотная рота, взвод специального назначения из состава Национальной гвардии, предназначенный для подготовки к контртеррористической деятельности и миротворчеству, а также рота пограничных войск. Кыргызстан также стремится расширять сотрудничество со странами НАТО в области разминирования.

Консультируясь с государствами-членами  НАТО, Кыргызстан осуществляет реформу  вооруженных сил. Процесс ПАРП, к  которому Кыргызстан присоединился  в 2007 году, может оказать содействие правительству в разработке планов и мероприятий для дальнейших реформ. Благодаря этим реформам также должна повыситься способность Кыргызстана участвовать в миротворческих операциях и других операциях вместе с силами НАТО.

Кыргызстан совершенствует поисково-спасательные силы и средства, действующие в горных районах, а также структуры управления ВС. Военное образование играет определенную роль в этих процессах, и сотрудничество в данной области включает широкий ряд направлений, в том числе изучение иностранных языков, учебную подготовку и отработку навыков поиска и спасания, безопасность и охрану границ, законодательство, применяемое в ходе боевых действий, права человека.

Гражданское чрезвычайное планирование – одна из основных областей сотрудничества для Кыргызстана. Вместе с государствами-членами НАТО Кыргызстан ведет работу, которая позволит ему более эффективно реагировать на стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации. Кыргызстан особенно заинтересован в соответствующем научном и техническом сотрудничестве, а также механизмах, которые могут быть задействованы через Евроатлантический координационный центр реагирования на стихийные бедствия и катастрофы.

Кыргызстан направлял экспертов  для участия в семинарах, посвященных  данной тематике и проводимых в Школе НАТО в Обераммергау, а также соответствующих обсуждениях в штаб-квартире НАТО.

Ученые из Кыргызстана получили гранты в ряде областей, входящих в  программу НАТО «Наука ради мира и  безопасности». В июне 2006 года в районе озера Иссык-Куль состоялся симпозиум по передовым исследованиям в области высокогорной медицины и биологии. Совместно с НАТО и другими странами-партнерами Кыргызстан продолжает решать проблему последствий добычи урана для окружающей среды и другие вопросы экологической безопасности.

Кыргызстан участвует в проекте  «Виртуальный шелковый путь», цель которого – улучшить доступ к Интернету  для сотрудников высших учебных  заведений и научных работников в странах Кавказа и Центральной  Азии за счет использования спутниковой  сети.

Кыргызстан и НАТО ведут совместную работу, с целью добиться большего понимания НАТО со стороны общественности и разъяснить пользу сотрудничества. Кыргызстан также стремится повысить уровень информированности общественности о реформах в сфере обороны  и безопасности, чтобы они пользовались большей поддержкой со стороны общественности.

Для большей осведомленности общества о Североатлантическом союзе  и вопросах евроатлантической безопасности в целом ведется работа по созданию и укреплению сетей с привлечением университетов, неправительственных организаций и СМИ.

НАТО оказывает поддержку в  осуществлении образовательной  работы, которая связана с вопросами  безопасности и обороны, и ведет  совместную работу с Кыргызстаном по предоставлению гражданам большего доступа к документации НАТО и к материалам, посвященным теме безопасности.

По итогам Стамбульского саммита  в 2004 году НАТО объявила регионы Южного Кавказа и Центральной Азии своим  географическим приоритетом, в результате чего сегодня мы являемся свидетелями  продвинутого партнерства НАТО с Грузией, Азербайджаном и Казахстаном. Анализ выступлений руководства НАТО позволяет утверждать, что НАТО рассматривает нашу страну как одно из ключевых государств в регионе.42

Несмотря на складывающиеся благоприятные  условия, Кыргызстан вновь медлит в эффективном использовании этого потенциала. Складывается впечатление, что Кыргызстан устраивают «пассивное партнерство» и соглашательская позиция с инициативами других партнеров. Дополнительная причина «отстающего» подхода кроется в гибкости формата партнерства, предложенного НАТО, когда именно Кыргызстан определяет степень и границы своего взаимодействия с Альянсом, которые на сегодняшний день, мягко говоря, скромные. В этом случае свою уравновешивающую роль должна играть «концепция национальных интересов», положенная в основу внешней политики Кыргызстана. Однако пока национальный интерес Кыргызстана интерпретируется несколько иначе.

Недавнее  решение НАТО расширить свое командование Международными силами стабилизации в  Афганистане (ISAF) на восточные территории этой страны, которые до этого контролировались США, говорит об укрепляющейся глобальной роли НАТО: теперь НАТО станет осуществлять мандат ООН по поддержке власти правительства Афганистана и созданию условий реконструкции и развития. Внедрение нового инструмента НАТО – Сил быстрого реагирования (СБР), предназначенных для использования по всем направлениям и находящихся в постоянной готовности, укрепляет ведущую роль НАТО в обеспечении безопасности не только в традиционном географическом Евро-Атлантическом ареале, но и на глобальном уровне.

Конечно же, нельзя исключать, что теоретически сама угроза применения СБР может  стать средством политического  давления в конфликтных регионах мира, в том числе и на территории бывшего Советского Союза. В таком случае активное партнерство с НАТО и участие в ОДКБ и ШОС может стать «козырной картой» для ряда стран, в том числе и Кыргызстана, которые смогут сыграть ведущую роль в обеспечении успеха переговорных процессов на базе межорганизационного взаимодействия. Альтернатива «либо то, либо другое» неприемлема для Кыргызстана с точки зрения национальных интересов.

 

Как уже упоминалось, НАТО расширяется не только географически: ярким свидетельством этому стала  операция НАТО по предоставлению гуманитарной помощи Пакистану после разрушительного землетрясения в октябре 2005 года. Тот факт, что региональный (евро-атлантический) военно-политический альянс первым смог установить воздушный мост по поставке гуманитарных грузов в Пакистан, расположенный в периферии мандата НАТО, является еще одним очевидным доказательством глобальной эффективности организации.

Несомненно, что Кыргызстан может  более осознанно подойти к  организации своей работы с НАТО, определить реальные приоритеты, отвечающие национальным интересам, и жестко следовать их практической реализации. Для превращения «отстающей» политики Кыргызстана в отношении НАТО в «опережающую» необходимо органичное использование традиционных и инновационных методов: НАТО активно сотрудничает по самым разным проблемам с рядом региональных организаций - ОБСЕ, ЕС, Африканский союз, и проявляет очевидный интерес к другой региональной инициативе – ШОС, в которой лидирующие позиции России сбалансируются с Китаем. Здесь Кыргызстан также мог бы сыграть решающую роль и в продвижении Китая к сотрудничеству с НАТО, и в проведении западных интересов по сближению с ШОС. Одновременно решающее влияние на Китай могли бы оказать «глобальные» партнеры НАТО - Япония и Южная Корея, а также давний китайский союзник Пакистан, получивший беспрецедентную поддержку от НАТО после прошлогоднего землетрясения. Сотрудничество с ОДКБ в сфере борьбы с терроризмом и наркотрафиком кажется логичным и имеет потенциал стать перспективным направлением, однако провалившаяся попытка России «навязать» НАТО сотрудничество с ОДКБ с российских позиций осложняет, но не делает невозможной повторную инициативу такого практического сотрудничества. От формата НАТО-ШОС и в меньшей степени НАТО-ОДКБ, не говоря о практической пользе совместных проектов, направленных на достижение стабильности и безопасности в регионе, Кыргызстан получит возможность наращивать партнерство с НАТО, не беспокоясь о «том, что скажут» о такой активности в дружеских клубах ОДКБ и ШОС.

 Партнерство с НАТО дает  Кыргызстану уникальную возможность переместить такой вклад в постконфликтное развитие Афганистана в «активную» колею путем участия в миротворческих операциях под руководством НАТО. Развитие миротворческого потенциала даст в будущем Кыргызстану дополнительные очки на региональном и более широком – евро - атлантическом уровне.

Повсеместное углубление и расширение политического и военного партнерства  в соответствии с приоритетами и  национальными интересами позволили  бы Кыргызстану завершить болезненное  реформирование военно-оборонного сектора, положить начало традициям миротворчества, заложить основы нового типа военно-политических институтов, а также продвинуться вперед по таким жизненно важным для Кыргызстана направлениям, как безопасность границ, чрезвычайное гражданское планирование и развитие науки и инновационных технологий.

Вместе с  тем, необходимо отметить, что, возможно, наиболее важной задачей Кыргызстана  в проведении своей политики в  евро - атлантическом направлении является ведение самостоятельной линии, «без оглядок», с единственным ориентиром на национальные интересы - путем перелома старых стереотипов и ложного чувства долга перед другими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучив основные вопросы, связанные  с определением правового статуса  НАТО в системе международных отношений, можно сделать следующие выводы:

В настоящее время в мире существует множество международных организаций, которые решают вопросы по всем направлениям сферы жизни человечества: как  экономической так и политической. Наиболее остро на сегодняшний день стоят проблемы войны и мира, разоружения и разрешения военных конфликтов. Забота государств о своей безопасности привела к созданию военно-политических организаций, одной, из которых явилась Организация Североатлантического договора. Страны НАТО решили объединить свои усилия для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности. Основной целью НАТО является обеспечение  свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами ООН. Организация НАТО призвана обеспечить прочный мир в Европе и сохранить стратегическое равновесие во всей Европе.

История создания Организации Североатлантического договора противоречива, так как  создание самой организации сопровождалось недовольством со стороны многих социалистических стран.

Тем не менее, Североатлантический  договор был подписан 4 апреля 1949 г. в штате Вашингтон. Тогда был  создан альянс 12-ти независимых государств, приверженных обороне друг друга. Еще  четыре европейских государства (Греция, Турция, ФРГ, Испания) присоединились к договору между 1952 и 1982 годами, а 12 марта 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чешская Республика, что довело численность стран-членов НАТО до 19-ти. Позже в НАТО вступили Латвия, Литва, Эстония, Словакия, Словения, Румыния, Болгария и Мальта.

В рамках НАТО создана программа  Партнерство ради мира (ПРМ) и Совет  Евро-Атлантического партнерства (СЕАП). Благодаря этим инициативам государства-члены  НАТО открыли новые пути сотрудничества с другими странами в рамках альянса, а бывшие враги ныне стали союзниками.

Североатлантический союз из военной  организации постепенно превращается в универсальную и занимается вопросами, связанными не столько с  обороной, сколько с общей экономической, экологической, информационной и научной  политикой.

Информация о работе Сотрудничество НАТО с Кыргызской Республикой