Международно-правовые аспекты защиты меньшинств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 02:17, диссертация

Описание работы

Проблема защиты меньшинств относится к числу актуальных проблем международного права, которая развивалась вместе со становлением самой системы международного права и продолжает влиять на ее формирование. «Защита этнических, религиозных и языковых групп является одной из старейших забот международного права»1. Международная защита меньшинств сыграла определяющую роль в становлении всей системы защиты прав человека в том виде, в котором она существует в современном международном праве. Особое значение проблема меньшинств приобрела в XX веке, и сохраняет его до настоящего времени.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие «меньшинство» в международном праве
Исторические аспекты международно-правовой классификации меньшинств 12
Международно-правовые источники, касающиеся защиты меньшинств
Международно-правовые акты универсального характера 18
Региональные международно-правовые акты 35
Проблема определения понятия «меньшинство» в международном праве
Классификация национальных, этнических, коренных, религиозных, языковых групп в международном праве 53
Статус коренных народов в международном праве 58
Международно-правовые подходы к определению
термина «меньшинство» 66
Глава 2. Международно-правовые основы защиты меньшинств
Развитие концепции защиты меньшинств в международном праве
2.1.1. Правовые истоки возникновения концепции международной защиты меньшинств 85
2.1.2. Развитие международно-правовой концепции защиты
меньшинств в рамках Лиги Наций 89
2.1.3. Основы международно-правовой системы защиты
меньшинств Организации Объединенных Наций 100
2.1.4. Эволюция региональной правовой системы защиты
меньшинств в рамках ОБСЕ 104
Система защиты лиц, принадлежащих меньшинствам, в
международном праве
Основные права лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 112
Международно-правовые подходы защиты отдельных прав лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 119
Принцип недопущения дискриминации меньшинств и лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 140
Международно-правовая система защиты прав меньшинств
коллективного характера. 154
Глава 3. Международно-правовые особенности защиты меньшинств в
современных условиях
3.1. Режим защиты меньшинств в контексте прав человека в
международном праве 167
Меньшинства и международно-правовой принцип
самоопределения наций и народов 188
Заключение 215

Файлы: 1 файл

Международно-правовые аспекты защиты меньшинств.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

В научной литературе отмечается, что понятие «нация» может иметь различный смысл в зависимости от конкретного контекста: если говориться об этнокультурных явлениях – русских, киргизах, татарах, осетинах, белорусах, грузинах, узбеках и т.д., то это понятие означает качества национальной общности, для которой характерны общий язык, культура, самосознание, психологический склад, экономический уклад, территория, если речь идет о международно-правовых категориях, то термин «нация» используется для обозначения совокупности граждан одного государства, например нация Киргизстана.

Нация рассматривается как государствообразующий  фактор, как этнос, готовый для собственного государства. Однако такой подход часто подвергается критике, поскольку не включает в себя малочисленные национальные группы и народности, которые являются субъектами межнациональных отношений25; поскольку объявление одних народов нациями, созревшими для собственного государства, а других – этническими группами и народностями ведет к политическому неравенству; поскольку термин «нация» часто употребляется в общегражданском смысле, рассматривая любую национальную общность как «народ», «этническую группу» или «народность».

Под «нацией» следует понимать совокупность граждан одного государства, то есть согражданство, характеризующееся  общностью территории, политического  и социально-экономического уклада. Поскольку в соответствии с таким подходом каждое государство имеет единственную «нацию», то термины «нация» и «государство» по своему национальному составу совпадают.

Что касается «этноса», то различают три основных направления  определения признаков этнической группы: примордиализм, конструктивизм и инструментализм, которые часто применяются одновременно.

Сторонники примордиалистского подхода  рассматривают этнос как объективное  природное явление развития человеческого  коллектива, существующего с давних времен26. В примордиалистском направлении в качестве признаков этноса выделяются язык, культура, территория, экономика. Промордиалисты объясняют этничность с помощью эволюционно-генетических подходов, интерпретируя ее как форму родственной группы, или как социальное явление, развивающееся по социально-экономическим законам и стадиям. Этнос рассматривается как социальная и биопсихическая сущность.

Примордиалистский подход представлен  в трудах Л.Н.Гумилева, который считал этнос биологическим феноменом, развивающимся стихийно вместе с  процессом развития цивилизации. Л.Н.Гумилев определяет этнос, как саморегулируемый коллектив, отличающийся от других этносов стереотипом поведения и противопоставляющий себя другим этносам. Данное направление было широко распространено в советской этнографии среди социал-демократов, в произведениях В.Ленина, И.Сталина, Ю.Бромеля. Благодаря эволюционно-историческому подходу возникло деление этносов на племена, народности, нации.

Конструктивный подход возник в  США в 70-е годы и получил широкое  распространение в России в конце 80-х – начале 90-х годов. Конструктивисты считают, что этносы это «воображаемые общности», политические и социокультурные признаки которого являются результатом идеологической и пропагандистской деятельности ученых, идеологов и политологов. У таких «искусственных» общностей не может быть собственных законов развития и интересов, а реальностью они становятся тогда, когда пропаганда сделает свое дело и этносы обретут веру в национальную идею27.

Инструменталисты объясняют сохранение этнической идентичности потребностями людей в преодолении отчуждения, характерного для современного общества массовой культуры, потребительских ценностей и прагматизма. Инструментализм признает тезис примордиалистов о наличии объективной природы основы для формирования этнического самосознания, в связи с чем человек сам осознает и определяет свою этническую принадлежность. В отличие от примордиалистов инструменталисты не замечают роль социальной среды, в которой происходит социализация членов этноса, их приобщение к культуре, но делают акцент на сознательно-волевое начало в природе человека. Инструменталистский подход представлен в работах Э.Геллнера.

Полагаем, что под «этносом»  следует понимать устойчивую общность людей с присущим ей сознанием, а  также психологическими, культурными, языковыми признаками, причем список признаков не является исчерпывающим, а некоторые этносы, например, могут не иметь собственного языка, а осознание этнической принадлежности к определенной социальной группе имеет переменчивый характер и может вообще отсутствовать.

В Конституции Российской Федерации используется понятие  «многонациональный народ Российской Федерации», которое подчеркивает, что население государства составляют несколько народов и групп  меньшинств, что ее любая национальная проблема должна рассматриваться в контексте соотношения интересов народов и их возможностей самоопределения28.

Кроме этого, понятие народ в  разных контекстах содержится и в  других статьях Конституции России: ст.3.1: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»; ст.3.2: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»; ст.3.3: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

Статья 5.3: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единой системе государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».

Статья 9.1: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Статья 68.3: «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».

Статья 69: «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

Статья 82: При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

В научной литературе можно встретить много авторских  определений понятия «народ», большинство  из которых констатируют наличие  объективных признаков: культурно-исторических, религиозных, языковых, а также субъективных признаков: желание быть вместе. Например, народ – это совокупность лиц разных наций и этносов, проживающих на территории определенного государства, а не отдельные этнические или конфессиональные группы29

Наиболее точными на наш взгляд является определение термина «народ», предложенное С.В.Черниченко: «Народ может быть определен как большая группа людей или коллектив, объединенный общностью территории, экономических связей и культуры»30. Также разделяем определение термина «народ» в редакции А.А.Моисеева: «народ – структурированная совокупность населения, проживающая на определенной территории, имеющей общую историю, традиции, культуру, включая язык, которая эффективно действует в пользу своих исторических, политических, территориальных, экономических и других интересов»31.

По своей спорности и неопределенности термин «народ» не уступает терминам «нация» и «этнос». Вместе с тем в международном праве принцип самоопределения народов вплоть до образования самостоятельного государства не ставится под сомнение. Причем отмечается, что желание создать собственное государство часто связано с желанием чувствовать себя полноценно а не, «полунацией»32.

 

      1. Статус коренных народов в международном праве

 

Необходимо также сказать несколько  слов о коренных народах33, международно-правовой статус которых часто сопоставляют со статусом меньшинств, и которые в отличие от меньшинств, признаются первыми обитателями определенной территории, на которой они живут с давних времен. Коренные народы объединяют общие потребности и проблемы, своя культура, язык, традиции, другие особенности. Специфика режима коренного народа заключается в том, что по своей сути и по терминологии, употребляемой в ООН, он является народом, но применяемые к нему нормы, сходны по своей направленности с нормами, касающимися меньшинств34.

Мировое сообщество обратило внимание на дискриминационные положения  этой национальной группы лиц, предприняв определенные меры по улучшению их положения и установления правового  статуса коренных народов с точки  зрения международного права.

Традиционно коренные народы рассматриваются как «нуждающиеся»  в институциальном развитии. Такой  стереотип сложился после первых контактов между поселенцами  и коренными народами и часто  служил оправданием превосходства  завоевателей над культурой коренных народов с целью замаскировать истинные интересы колонизаторов. Так, например, в Заключительном акте второй Конференции по Африке 1889-1890 годов говорилось о том, что европейские державы «обязаны приобщать автохтонные племена к цивилизации и содействовать искоренению варварских обычаев, таких как людоедство и жертвоприношение людей»35.

На основе дискриминационных  политических теорий и критериев  во внутригосударственном и международном  праве разрабатывались доктринальные  теории, концепции и институты с целью юридически закрепить экономические, политические интересы культуры завоевателей, такие теории, как «право завоевателя», «первооткрывательство», «ничейная земля», «внутренние зависимые народы», «опека», «попечительство», «цессия» и т.п.

Подобная практика использовалась европейскими колонизаторами не только в отношении жителей материка, но и в Азии, Океании, Африке. Примерами  такой практики является множество  договоров между коренными народами и представителями метрополии: договор  Испании с народом Мапуче о заключении Киландского мира 1641 года, договор Испании с народами Гикасава и Чоктава 1784 года36, договор Великобритании с народом Миктак 1750 года37; Договор между Великобританией и вождями Сьерра-Леоне от 22.08.1782 г.38 Соглашение между «Ост-Индийской компанией» (Великобритания) и Маратхами от 06.06.1791 г.39; Договор о торговом союзе между «Ост-Индийской компанией» (Великобритания) и Селангором от 22.08.1818 г.40; Договор Вайтанги между Великобританией и народом Маори Новой Зеландии 1840 года41; Панглонгское соглашение от 19.02.1947 г.42 и др.

Первыми шагами на международной арене в направлении защиты коренных народов стали меры, предпринятые Международной организацией труда в начале XX в. После Парижской мирной конференции 1919 года, где впервые делегация американских индейцев заявила о проблемах коренных народов, МОТ был разработан ряд международных договоров с целью защиты условий труда коренных народов: Конвенция о принудительном труде 1930 года; Конвенция о вербовке трудящихся из коренного населения 1936 года; Конвенция о трудовых договорах трудящихся (коренного населения) 1939 года; Конвенция об уголовных санкциях для трудящихся коренного населения 1939 года.

В 70-е годы XX века вопросами защиты коренных народов занялась Организация  Объединенных Наций. В 1971 году Подкомиссия  по предупреждению дискриминации и защите меньшинств вынесла решение об изучении проблем коренных народов мира и позже получила возможность создать рабочую группу по коренным группам населения из пяти своих членов43. В деятельности Рабочей группы принимают участие представители коренных народов.

Как и в случае с терминами  «народ», «этнос», «нация», «меньшинства»  в международно-правовых документах и в международном праве не существует общепринятого определения  понятия «коренной народ» и общепризнанных критериев по определению, какие  группы принадлежат к этим категориям. Для обозначения коренного населения в международно-правовых документах употребляются различные термины: «коренные народы», «коренное население», «аборигены», «население, ведущее племенной образ жизни», «титульные нации», «исконные народы» и т.п44.

В течение ряда лет в ООН  вместо термина «коренной народ» употреблялся термин «коренное население», но по требованиям представителей коренных народов от него отказались. Наиболее известным определением термина «коренной народ» является рабочее определение ООН, сформулированное Специальным докладчиком по проблеме дискриминации коренного населения для Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств Х.Кобо45, в нем устанавливается, что «коренной народ состоит из нынешних потомков народов, которые проживали на нынешней территории всей или части какого-либо государства в момент, когда на нее прибыли из других частей мира лица другой культуры и этнического происхождения, которые покорили их и поставили в зависимое и колониальное положение путем завоевания, колонизации и других средств; в настоящее время эти народы живут более в соответствии с их особыми обычаями и социальными, экономическими и культурными традициями, чем с институтами государства, частью которой они являются; при государственной структуре, которая основывается главным образом на национальных, социальных и культурных особенностях других господствующих слоев населения»46.

Коренной народ может быть охарактеризован  как находящиеся в ущемленном положении потомки тех людей, которые населяли определенные территории до завоевания, колонизации или оккупации и которые обладают отличительными характеристиками в сфере культуры на фоне большинства населения региона проживания. Самоидентификация является важным критерием признания в качестве коренных как отдельных групп, так и отдельных представителей групп47.

Лица, принадлежащие к коренным народам, могут быть определены по следующим признакам: тесная связь представителей народа с географической территорией проживания, природой и окружающей средой их предков; недоминирующее или дискриминационное положение представителей народа в государстве; самоидентификация представителей народа в качестве коренного народа; языковые отличия представителей народа от основной части населения государства; наличие традиционной культуры, религии, быта и социальных институтов у представителей народа; экономическая ориентация представителей народа на традиционные природные ресурсы в районах их проживания.

Информация о работе Международно-правовые аспекты защиты меньшинств