Международно-правовые аспекты защиты меньшинств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 02:17, диссертация

Описание работы

Проблема защиты меньшинств относится к числу актуальных проблем международного права, которая развивалась вместе со становлением самой системы международного права и продолжает влиять на ее формирование. «Защита этнических, религиозных и языковых групп является одной из старейших забот международного права»1. Международная защита меньшинств сыграла определяющую роль в становлении всей системы защиты прав человека в том виде, в котором она существует в современном международном праве. Особое значение проблема меньшинств приобрела в XX веке, и сохраняет его до настоящего времени.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие «меньшинство» в международном праве
Исторические аспекты международно-правовой классификации меньшинств 12
Международно-правовые источники, касающиеся защиты меньшинств
Международно-правовые акты универсального характера 18
Региональные международно-правовые акты 35
Проблема определения понятия «меньшинство» в международном праве
Классификация национальных, этнических, коренных, религиозных, языковых групп в международном праве 53
Статус коренных народов в международном праве 58
Международно-правовые подходы к определению
термина «меньшинство» 66
Глава 2. Международно-правовые основы защиты меньшинств
Развитие концепции защиты меньшинств в международном праве
2.1.1. Правовые истоки возникновения концепции международной защиты меньшинств 85
2.1.2. Развитие международно-правовой концепции защиты
меньшинств в рамках Лиги Наций 89
2.1.3. Основы международно-правовой системы защиты
меньшинств Организации Объединенных Наций 100
2.1.4. Эволюция региональной правовой системы защиты
меньшинств в рамках ОБСЕ 104
Система защиты лиц, принадлежащих меньшинствам, в
международном праве
Основные права лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 112
Международно-правовые подходы защиты отдельных прав лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 119
Принцип недопущения дискриминации меньшинств и лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 140
Международно-правовая система защиты прав меньшинств
коллективного характера. 154
Глава 3. Международно-правовые особенности защиты меньшинств в
современных условиях
3.1. Режим защиты меньшинств в контексте прав человека в
международном праве 167
Меньшинства и международно-правовой принцип
самоопределения наций и народов 188
Заключение 215

Файлы: 1 файл

Международно-правовые аспекты защиты меньшинств.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Документы, принятые под эгидой ООН разрабатывались в 60-е годы не сразу стали универсальными, поскольку не все государства были ее членами. Большинство государств присоединилось к конвенциям ООН после их вступления в силу. До настоящего времени большинство международных договоров ООН по вопросам защиты прав человека и защиты меньшинств открыты для подписания любым государством.

Третий этап – современный этап развития системы защиты меньшинств совпадает с началом преобразований 1990-х годов в восточноевропейских государствах, включая реформы в России.

Таким образом, группы одной национальности, культуры, языка или религии проживают  практически во всех государствах мира, причем пределы их компактного расселения, как правило, не совпадают с государственными границами и часто их пересекают.

Понимание важности вопроса создания правовой основы защиты меньшинств не сразу отразилось на выработке источников международного и национального  права государств. Первые международные  договоры, касающиеся правового положения меньшинств, были заключены начиная с XIX века. На первом этапе к началу XX века возникает идея защиты национальных групп. Второй этап процесса защиты меньшинств связывают со временем окончания Второй мировой войны, появлением ООН и развалом колониальной системы. В этот период появились первые универсальные международные договоры ООН, посвященные защите прав человека и меньшинств, важнейшие из которых Всеобщая декларация прав человека 1948 года, а также два Международных пакта о правах человека 1966 года. Третий этап международно-правовой защиты меньшинств связывают с началом глобальных преобразований 1990-х годов.

 

1.2. Международно-правовые источники, 

касающиеся защиты прав меньшинств

 

Для обзора основополагающих документов в сфере защиты меньшинств, соответствующие международные акты условно можно подразделить на универсальные, региональные и двусторонние. Двусторонние договоры в упомянутой сфере, как правило, носят специальный характер и в основном не влияют на нормы общего характера, которые содержатся в многосторонних международно-правовых документах.

1.2.1. Международно-правовые акты  универсального характера.

К универсальным договорам, прежде всего, следует отнести Устав Организации Объединенных Наций 1945 года, в котором провозглашается, что одной из основных целей данной организации является поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка или религии. Общепризнанные принципы международного права, зафиксированные в Уставе ООН, имеют прямое отношение к вопросам регулирования межнациональных отношений и решения проблем меньшинств. В преамбуле Устава ООН указывается, что народы Объединенных Наций преисполнены решимости «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций...». Среди целей ООН, перечисленных в ст.1 Устава ООН устанавливается задача «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов...». Этот принцип упоминается и в ст.55, в которой он рассматривается в качестве основы международного экономического и социального сотрудничества.

Ранее была принята Конвенция о принудительном или обязательном труде № 29 от 28 июня 1930 г., принятая Международной организацией труда еще до Устава ООН, в ст.7 которой, например, записано, что «1. Вожди племен, не исполняющие административных обязанностей, не могут прибегать к принудительному или обязательному труду. 2. Вожди племен, исполняющие административные обязанности, могут по специальному разрешению властей государства прибегать к применению принудительного или обязательного труда на условиях, предусмотренных в статье 10 настоящей Конвенции. 3. Вожди племен, которые признаны надлежащим образом и которые не получают соответствующего вознаграждения в других формах, могут пользоваться личными услугами при условии соответствующей регламентации; в этом случае принимаются все необходимые меры для предупреждения злоупотреблений».

Дальше можно назвать Всеобщую Декларацию прав человека, принятую 10 декабря 1948 г. на Генеральной Ассамблее ООН, где в ст.2 содержится норма о том, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, включая и политические права, без различия в отношении «расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения», а «все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона».

Нормы, содержащиеся в  Декларации условно можно объединить в четыре группы: элементарные права  и свободы; гражданские права; политические права и свободы; экономические, социальные и культурные права.

Первая группа норм гарантирует: право  на жизнь, свободу, неприкосновенность (ст.3); свободу от рабства (ст.4); запрет пыток, или жестокого бесчеловечного обращения или наказания (ст.5); равенство перед законом (ст.7); процедурные гарантии правосудия и связанные с ними права (ст.ст.8-11); защиту от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от посягательства на честь и репутацию, неприкосновенность жилища, переписки (ст.12).

Вторая группа: право личности на признание ее правосубъектности (ст.6); свободу передвижения и выбора места  жительства (ст.13); право на убежище (ст.14); право на гражданство (ст.15); право  вступать в брак и основывать семью (ст.16); право владеть имуществом (ст.17).

К политическим правам и свободам относятся: свобода мысли, совести  и религии (ст.18); свобода убеждений  и их выражения (ст.19); свобода мирных собраний и ассоциаций (ст.20); право  принимать участие в управлении страной (ст.21); право на образование, включающее приоритетное право родителей на выбор вида образования для своих детей (ст.26) и право на свободное участие в культурной жизни общества (ст.27).

Четвертая группа прав обеспечивает экономические, социальные и культурные права. Имелось ввиду, что Государства-члены отметили необходимость «принять эффективные меры для защиты расовых, национальных, религиозных или языковых меньшинств»9.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказание  за него10, принятая на сессии ГА ООН 9 декабря 1948 г. Резолюцией 60А (III), вступила в силу 12 января 1951 г11. Конвенция обеспечивает право на существование «национальных, этнических, расовых или религиозных групп», в ней говориться не только о правах меньшинств и их защите от физического уничтожения, но и предусмотрен контрольный механизм за осуществлением их прав.

В соответствии со ст.7 Конвенции геноцид рассматривается как политическое преступление. Наказание за него предусмотрено как исполнителям геноцида, так и авторам заговора с целью совершения геноцида, прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида, покушение на геноцид и соучастие в геноциде – ст.3. Лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено деяние. Правосудие может быть осуществлено также таким международным судом, который имеет уголовную юрисдикцию в отношении сторон настоящей Конвенции, признавших юрисдикцию такого суда.

Квалификация геноцида согласно ст.9 Конвенции, включает «споры между Договаривающимися Сторонами по вопросам толкования применения или исполнения настоящей Конвенции, а также споры относительно ответственности того или другого государства за совершение геноцида или одного из других перечисленных в ст.3 деяний, передаются на рассмотрение международного суда по требованию любой из сторон в споре». Споры по вопросам ответственности за совершение геноцида могут быть переданы на рассмотрение международного суда без согласия на это соответствующего государства.

Важное значение в борьбе против геноцида имеет Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г12. Согласно ст.3 Конвенции участники Конвенции обязуются принять все необходимые внутренние меры законодательного характера, направленные на то, чтобы в соответствии с международным правом создать условия для выдачи лиц, виновных в совершении преступлений против человечества. В соответствии со ст.IV Конвенции государства-участники обязались принять любые законодательные или иные меры, необходимые для обеспечения того, чтобы срок давности, установленный законом или иным путем, не применялся к судебному преследованию и наказанию за преступления против человечества, и чтобы там, где такой срок применяется к этим преступлениям, он был отменен13.

Следующим важным документом следует назвать Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., утвержденную резолюцией Генеральной Ассамблеи 2106 (XX) и вступившую в силу 4 января 1969 г.

В ст.2. Конвенции содержится положение, указывающее на важность эффективных мер по защите меньшинств, государства-участники Конвенции обязаны принимать «особые и конкретные меры в социальной, экономической, культурной и других областях, с целью обеспечения надлежащего развития и защиты некоторых расовых групп или лиц, к ним принадлежащих с тем, чтобы гарантировать им полное и равное использование прав человека и основных свобод».

В ст.1 Конвенции  термин «расовая дискриминация» определяется как «любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека или основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни».

Статья 1(4) Конвенции  гласит, что принятие особых мер  с целью обеспечения прогресса  прав некоторых расовых или этнических групп или отдельных лиц «не рассматривается как расовая дискриминация», при условии, что они не ведут к «сохранению особых прав» для различных групп и что они не будут оставлены в силе «по достижении тех целей, ради которых они были введены».

В пп.3 и 4 Конвенции оговаривается, что ничто в Конвенции не может быть истолковано как влияющее в какой-либо мере на положения законодательства государств-участников, касающиеся национальной принадлежности, при условии, что в таких постановлениях не проводится дискриминация в отношении какой-либо определенной национальности.

В ст.5 Конвенции  перечисляется ряд прав, которые  государства должны гарантировать  каждому человеку без каких бы то ни было различий, включая право  на свободу самовыражения и свободу  собраний и ассоциаций, право на участие в политической деятельности, право на образование и экономические, социальные и культурные права. Далее в ст.4 Конвенция требует от государств-участников объявить противозаконной и запретить всякую расистскую пропагандистскую деятельность, а также карать по закону любое насилие на расовой почве и запретить государственным и местным органам власти всех уровней поощрять расовую дискриминацию или подстрекать к ней.

Государства-участники  Конвенции также принимают на себя обязательство в ст.6 обеспечивать каждому человеку, на которого распространяется их юрисдикция, эффективную защиту и средства защиты через компетентные национальные суды и другие государственные институты в случае любых актов расовой дискриминации. Комитет по ликвидации расовой дискриминации подчеркнул, что Конвенция запрещает такое обращение с людьми, которое имеет своей целью или следствием нарушение их конкретных прав и свобод.

Статья 1(а) Конвенции МОТ №111 относительно дискриминации в области труда и занятий от 25 июня 1958 г. устанавливает искоренять «всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий».

В ст.1(1) Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, принятой 14 декабря 1960 г. на XI сессии Генеральной конференцией ЮНЕСКО и вступившей в силу 22 мая 1962 г., записано, что «В настоящей Конвенции выражение «дискриминация» охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования, и в частности: а) закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа; b) ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования; с) создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц…; или d) положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц.

Следующие – два пакта: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, были приняты на Генеральной Ассамблее ООН 16 декабря 1966 г. Оба пакта обязывают государства-участников реализовывать права, провозглашенные в этих документах, без дискриминации в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства. Статья 25 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах и статья 47 Пакта о гражданских и политических правах добавляют: «Ничто в настоящем Пакте не должно толковаться как умаление неотъемлемого права всех народов полностью и свободно обладать и пользоваться всеми естественными богатствами и ресурсами».

Статья 26 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года запрещает всякую дискриминацию, «которая может проявляться как со стороны государственных органов, так и со стороны общественности или со стороны частных физических или юридических лиц». Пакт предусматривает, что «всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства».

Информация о работе Международно-правовые аспекты защиты меньшинств