Международно-правовые аспекты защиты меньшинств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 02:17, диссертация

Описание работы

Проблема защиты меньшинств относится к числу актуальных проблем международного права, которая развивалась вместе со становлением самой системы международного права и продолжает влиять на ее формирование. «Защита этнических, религиозных и языковых групп является одной из старейших забот международного права»1. Международная защита меньшинств сыграла определяющую роль в становлении всей системы защиты прав человека в том виде, в котором она существует в современном международном праве. Особое значение проблема меньшинств приобрела в XX веке, и сохраняет его до настоящего времени.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие «меньшинство» в международном праве
Исторические аспекты международно-правовой классификации меньшинств 12
Международно-правовые источники, касающиеся защиты меньшинств
Международно-правовые акты универсального характера 18
Региональные международно-правовые акты 35
Проблема определения понятия «меньшинство» в международном праве
Классификация национальных, этнических, коренных, религиозных, языковых групп в международном праве 53
Статус коренных народов в международном праве 58
Международно-правовые подходы к определению
термина «меньшинство» 66
Глава 2. Международно-правовые основы защиты меньшинств
Развитие концепции защиты меньшинств в международном праве
2.1.1. Правовые истоки возникновения концепции международной защиты меньшинств 85
2.1.2. Развитие международно-правовой концепции защиты
меньшинств в рамках Лиги Наций 89
2.1.3. Основы международно-правовой системы защиты
меньшинств Организации Объединенных Наций 100
2.1.4. Эволюция региональной правовой системы защиты
меньшинств в рамках ОБСЕ 104
Система защиты лиц, принадлежащих меньшинствам, в
международном праве
Основные права лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 112
Международно-правовые подходы защиты отдельных прав лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 119
Принцип недопущения дискриминации меньшинств и лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 140
Международно-правовая система защиты прав меньшинств
коллективного характера. 154
Глава 3. Международно-правовые особенности защиты меньшинств в
современных условиях
3.1. Режим защиты меньшинств в контексте прав человека в
международном праве 167
Меньшинства и международно-правовой принцип
самоопределения наций и народов 188
Заключение 215

Файлы: 1 файл

Международно-правовые аспекты защиты меньшинств.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

«Обеспечивать, чтобы статус лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам или региональным культурам на их территории, был равен тому статусу, которым пользуются другие граждане в том, что касается контактов между людьми ... и чтобы эти лица могли устанавливать и поддерживать такие контакты посредством поездок и других средств общения, включая контакты с гражданами других государств, с которыми их объединяет общее национальное происхождение или культурное наследие».

«Разрешать верующим, религиозным  культам и их представителям, на групповой или индивидуальной основе, устанавливать и поддерживать прямые личные контакты и общение друг с другом в их собственных и других странах, в частности, посредством поездок, паломничества и участия в собраниях и других религиозных мероприятиях... Тем, о ком идет речь, будет разрешаться приобретать, получать и везти с собой религиозные публикации и предметы культа, относящиеся к исповеданию их религии и веры».

«Обеспечивать, чтобы лица, принадлежащие  к национальным меньшинствам или  региональным культурам на их территории, могли сохранять и развивать свою собственную культуру во всех ее аспектах, включая язык, литературу и религию, и чтобы они могли сохранять свои культурные и исторические памятники и объекты».

«Поощрять усилия, направленные на изучение общих черт и обеспечение лучшего понимания своего культурного наследия. Соответственно они будут поощрять инициативы, которые могут способствовать улучшению знаний о культурном наследии других государств-участников во всех его формах, включая региональные аспекты и народное творчество»

«Обеспечивать, чтобы принадлежащие  к национальным меньшинствам или  региональным культурам на их территориях, могли давать или получать знания о своей собственной культуре, в том числе посредством передачи родителями своим детям языковой, религиозной и культурной самобытности».

Документы Венской и Парижской  встреч перечисляют обязательства  государств-участников по отношению  к меньшинствам, признают, что политические, экономические и социальные аспекты  прав человека являются предметом заботы международного сообщества.

В Документе Копенгагенского Совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, принятом государствами-участниками СБСЕ 29 июня 1990 г., особое внимание уделяется коллективным правам меньшинствах. На совещании был отмечен рост влияния неправительственных организаций в Европе и важность их диалога с официальными представителями государств.

Государства-участники подтверждают отказ «дискриминации исключительно  на основе расовой принадлежности, цвета кожи, пола, языка, религии, социального происхождения или принадлежности; к меньшинству».

В Документе государства-участники  признают, что «вопросы, относящиеся  к национальным меньшинствам, могут  быть удовлетворительным образом решены только в демократических политических рамках, основанных на верховенстве закона, в условиях функционирования независимой судебной системы. Эти рамки гарантируют полное уважение прав человека и основных свобод, равные права и положение всех граждан, свободное выражение всех их и законных интересов и чаяний, выполнение правовых норм, ставящих эффективные препятствия на пути злоупотребления государственной властью, политический плюрализм и социальную терпимость.

Они также признают важную роль неправительственных  организаций, включая политические партии, профсоюзы, организации по правам человека и религиозные группы, в поощрении терпимости, культурного многообразия и в решении вопросов, относящихся к национальным меньшинствам».

Они подтверждают, что «Лица, принадлежащие  к национальным меньшинствам, имеют право полностью и эффективно осуществлять свои права человека и основные свободы без какой-либо дискриминации и в условиях полного равенства перед законом».

«Принадлежность лица к национальному  меньшинству является предметом  его личного выбора, и никакие неблагоприятные последствия не могут возникать из осуществления такого выбора.

Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право свободно выражать, сохранять и развивать  свою национальную, культурную, языковую или религиозную самобытность и поддерживать и развивать свою культуру во всех ее аспектах, не подвергаясь каким-либо попыткам ассимиляции вопреки своей воле. В частности, они имеют право:

- свободно пользоваться своим  родным языком в личной и  общественной жизни; 

- создавать и поддерживать свои собственные образовательные, культурные и религиозные учреждения, организации или ассоциации, которые могут искать добровольную финансовую и другую помощь, а также государственную поддержку в соответствии с национальным законодательством;

- исповедовать свою религию,  в том числе приобретать, обладать  и использовать религиозные материалы  и осуществлять религиозную деятельность  в области образования на своем  родном языке; 

- устанавливать и поддерживать  беспрепятственные контакты между собой в пределах своей страны, а также через границы с гражданами других государств, с которыми они имеют общее национальное происхождение, культурное наследие или религиозные верования;

- распространять информацию, иметь  доступ к ней и обмениваться  информацией на своем родном языке;

- создавать и поддерживать организации  или ассоциации в пределах  своей страны и участвовать  в деятельности международных  неправительственных организаций. 

Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, могут осуществлять свои права и пользоваться ими на индивидуальной основе, а также совместно с другими членами своей группы. Для лица, принадлежащего к национальному меньшинству, не может возникать никаких неблагоприятных последствий по причине осуществления или неосуществления любого из таких прав».

«Государства-участники будут уважать  право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, на эффективное участие  в государственных делах, включая  участие в делах, относящихся  к защите и поощрению самобытности таких меньшинств.

Государства-участники отмечают усилия, предпринятые с целью защиты и  создания условий для поощрения  этнической, культурной, языковой и  религиозной самобытности определенных национальных меньшинств путем создания в качестве одного из возможных средств  для достижения этих целей, в соответствии с политикой заинтересованного государства, надлежащих местных или автономных органов управления, отвечающих конкретным историческим и территориальным условиям таких меньшинств».

Государства-участники «безоговорочно осуждают тоталитаризм, расовую и этническую ненависть, антисемитизм, ксенофобию и дискриминацию против кого бы тот ни было, а также преследование по религиозным и идеологическим мотивам».

Парижская Хартия для  новой Европы была принята 21 ноября 1990 г. на Совещании глав государств и правительств государств-участников СБСЕ в Париже. В ней утверждается решимость «способствовать богатому вкладу национальных меньшинств в жизнь наших обществ, мы обязуемся и впредь улучшать их положение»; подтверждается «глубокую убежденность в том, что дружественные отношения между нашими народами, а также мир, справедливость, стабильность и демократия требуют того, чтобы этническая, культурная, языковая и религиозная самобытность национальных меньшинств была защищена и чтобы создавались условия для поощрения этой самобытности»; признается, что «права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, должны полностью уважаться как часть всеобщих прав человека».

В Хартии подтверждается, что «этническая, культурная, языковая и религиозная самобытность национальных меньшинств будет защищена и что лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право свободно выражать, сохранять и развивать эту самобытность без какой-либо дискриминации и в условиях полного равенства перед законом».

Государства-участники Хартии выражают свою решимость «бороться против всех форм расовой и этнической ненависти, антисемитизма, ксенофобии и дискриминации  в отношении кого бы то ни было, а  также преследования по религиозным  и идеологическим мотивам».

В Декларации Хельсинской встречи на высшем уровне 1992 года, в частности, говориться, что «Государства-участники Подтверждают самым решительным образом свое намерение выполнять без промедления и добросовестно все свои обязательства по СБСЕ, включая обязательства, изложенные в Итоговом документе Венской встречи, Копенгагенском документе в Докладе Женевского совещания, в отношении вопросов, касающихся национальных меньшинств и прав принадлежащих к ним лиц.

В этой связи они активизируют свои усилия по обеспечению свободного осуществления принадлежащими к национальным меньшинствам лицами, на индивидуальной основе и совместно с другими, своих прав человека и основных свобод, включая право участвовать в полной мере в соответствии с демократическими процедурами принятия решений каждого государства в политической, экономической, социальной и культурной жизни своих стран, в том числе на основе демократического участия в работе директивных и консультативных органов на национальном, региональном и местном уровнях, в частности, в рамках политических партий и ассоциацией.

Будут продолжать изучение на основе усилий в одностороннем, двустороннем и многостороннем порядке дальнейших возможностей более эффективного выполнения своих соответствующих обязательств по СБСЕ, включая обязательства, связанные с защитой и созданием условий для поощрения национальной, культурной, языковой и религиозной самобытности меньшинств.

Будут решать проблемы национальных меньшинств в конструктивном духе, мирными средствами и путем диалога  между всеми заинтересованными сторонами на основе принципов и обязательств СБСЕ.

Будут воздерживаться от практики переселения и осуждать все попытки осуществлять переселения, прибегая к угрозе силой или ее применению, с целью изменения национального состава районов в пределах их территорий.

Поручают БДИПЧ организовать весной 1993 года семинар СБСЕ в области  человеческого измерения «Изучение  конкретных проблем национальных меньшинств: положительные результаты их решения».

Относительно коренного  населения государства-участники, отметили, что «лица, принадлежащие к коренному населению, могут сталкиваться с особыми проблемами при осуществлении своих прав, соглашаются, что их обязательства по СБСЕ в отношении прав человека и основных свобод в полной мере и без дискриминации применимы к таким лицам».

Важным итогом встречи  на высшем уровне в Хельсинки в 1992 году было учреждение в рамках СБСЕ поста Верховного комиссара по национальным меньшинствам.

Государства-члены Совета Европы, подписавшие Европейскую Хартию по региональным языкам и языкам меньшинств 5 ноября 1992 г. в Страсбурге, подтвердили, что «право пользоваться региональным языком или языком меньшинства в частной и общественной жизни является неотъемлемым правом в соответствии с принципами, зафиксированными в Международном пакте о гражданских и политических правах, и согласно духу Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод»; подчеркнули, что «значение взаимного обогащения культур и языкового многообразия и учитывая, что защита и развитие региональных языков или языков меньшинств не должны осуществляться в ущерб официальным языкам и необходимости их изучения»; и что «защита и поддержка региональных языков или языков меньшинств в различных странах и регионах Европы представляют собой важный вклад в строительство Европы, основанной на принципах демократии и культурного разнообразия в рамках национального суверенитета и территориальной целостности».

Государства-члены определили для  целей Хартии, что «а) термин «региональные  языки или языки меньшинств»  означает языки, которые: i) традиционно используются на данной территории государства жителями этого государства, представляющими собой группу, численно меньшую, чем остальное население государства; и ii) отличаются от официального языка (языков) этого государства. Они не включают в себя ни диалекты государственного языка (языков) этого государства, ни языки мигрантов».

В ст.4 Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, принятой Советом Европы 1 февраля 199523г. в Страсбурге, вступившей в силу 01 февраля 1998 г., устанавливается, что «Стороны обязуются принимать в необходимых случаях надлежащие меры, с тем, чтобы поощрять во всех областях экономической, социальной, политической и культурной жизни полное и действительное равенство между лицами, принадлежащими к национальному меньшинству, и лицами, принадлежащими к большинству населения. В связи с этим Стороны должным образом учитывают особое положение лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам».

Государства-члены Совета Европы и  другие государства, подписавшие Рамочную конвенцию, считают, «что защита национальных меньшинств является необходимым условием для стабильности, демократической безопасности и мира на европейском континенте», что «плюралистическое и подлинно демократическое общество должно не только уважать этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству, но также создавать и соответствующие условия, позволяющие выражать, сохранять и развивать эту самобытность»…, «исполнены решимости определить принципы, которые надлежит соблюдать, и обязательства, которые вытекают из них, с тем чтобы обеспечить в государствах-членах и в других государствах, которые могут стать участниками настоящего документа, эффективную защиту национальных меньшинств и прав и свобод лиц, принадлежащих к ним, при соблюдении верховенства закона и уважении территориальной целостности и государственного суверенитета», также «исполнены решимости претворять в жизнь принципы, закрепленные в настоящей Рамочной конвенции, посредством национального законодательства и соответствующей государственной политики».

Информация о работе Международно-правовые аспекты защиты меньшинств