Международно-правовые аспекты защиты меньшинств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 02:17, диссертация

Описание работы

Проблема защиты меньшинств относится к числу актуальных проблем международного права, которая развивалась вместе со становлением самой системы международного права и продолжает влиять на ее формирование. «Защита этнических, религиозных и языковых групп является одной из старейших забот международного права»1. Международная защита меньшинств сыграла определяющую роль в становлении всей системы защиты прав человека в том виде, в котором она существует в современном международном праве. Особое значение проблема меньшинств приобрела в XX веке, и сохраняет его до настоящего времени.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие «меньшинство» в международном праве
Исторические аспекты международно-правовой классификации меньшинств 12
Международно-правовые источники, касающиеся защиты меньшинств
Международно-правовые акты универсального характера 18
Региональные международно-правовые акты 35
Проблема определения понятия «меньшинство» в международном праве
Классификация национальных, этнических, коренных, религиозных, языковых групп в международном праве 53
Статус коренных народов в международном праве 58
Международно-правовые подходы к определению
термина «меньшинство» 66
Глава 2. Международно-правовые основы защиты меньшинств
Развитие концепции защиты меньшинств в международном праве
2.1.1. Правовые истоки возникновения концепции международной защиты меньшинств 85
2.1.2. Развитие международно-правовой концепции защиты
меньшинств в рамках Лиги Наций 89
2.1.3. Основы международно-правовой системы защиты
меньшинств Организации Объединенных Наций 100
2.1.4. Эволюция региональной правовой системы защиты
меньшинств в рамках ОБСЕ 104
Система защиты лиц, принадлежащих меньшинствам, в
международном праве
Основные права лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 112
Международно-правовые подходы защиты отдельных прав лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 119
Принцип недопущения дискриминации меньшинств и лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 140
Международно-правовая система защиты прав меньшинств
коллективного характера. 154
Глава 3. Международно-правовые особенности защиты меньшинств в
современных условиях
3.1. Режим защиты меньшинств в контексте прав человека в
международном праве 167
Меньшинства и международно-правовой принцип
самоопределения наций и народов 188
Заключение 215

Файлы: 1 файл

Международно-правовые аспекты защиты меньшинств.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Принцип недопущения дискриминации  является одним из наиболее важных для эффективной защиты меньшинств в контексте защиты прав человека.

3. Количественная характеристика «меньшинства» имеет значение только в политическом процессе демократического государства, но не является определяющей для определения этого понятия. Напротив критерии недоминирования, а также обладания национальными, религиозными, культурными или лингвистическими качествами; чувством солидарности; коллективной воли с целью сохранения как группы и достижения фактического и юридического равенства в обществе, являются важными для установления статуса группы.

4. Меньшинство – это стабильное сообщество граждан одного государства, находящееся в недоминирующем положении на территории государства, члены которого обладают отличительными национальными, религиозными, культурными или лингвистическими качествами, которые выделяют их из остальной части населения государства; члены этого сообщества обладают чувством солидарности друг с другом, стремятся сохраниться как самобытная группа с целью достижения фактического и юридического равенства, включая вопросы сохранения своей культуры, традиций или языка.

5. Международным сообществом до настоящего времени не выработано общепризнанной классификации меньшинств. Наиболее часто используется подразделение меньшинств на национальные, этнические, религиозные, культурные и лингвистические группы, которые в юридическом смысле представляют собой явления равнозначные и ведут к образованию понятий одного правового порядка.

С международно-правовой точки зрения представляется целесообразным не множить конкретные виды меньшинств – национальные, религиозные, культурные, лингвистические и др., а, напротив, избрать такой подход, при котором  под понятием «меньшинство» понимать известную категорию самобытных групп, имеющих объединяющие признаки, особенно, в сфере языка и культуры.

6. Понятие «меньшинство» не ограничивается  только международно-правовыми критериями. В некоторых ситуациях можно говорить об изменении статуса меньшинства и образовании на его основе народа.

7. Тенденция расширения понятия «меньшинство» прослеживается в региональных документах, например, в рамках европейского объединения или Содружества Независимых Государств. В региональной практике понятие «меньшинство» применяется в более широком значении, чем в практике ООН.

Практическая и теоретическая  значимость диссертационного исследования состоит в том, что предложены научно обоснованные определения и выводы, касающиеся международно-правовых аспектов защиты меньшинств. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшей разработки научных положений в других отраслях международного публичного права и внутригосударственного законодательства Российской Федерации.

Результаты диссертационного исследования могут быть полезны для разработки и укрепления внешнеполитических позиций России в пределах компетенции ее исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Материалы диссертации могут быть использованы для преподавания в вузах юридических, политологических и других государствоведческих дисциплин.

Апробация диссертационного исследования проведена автором в основном в рамках учебного процесса Дипломатической академии МИД России. Результаты диссертации отражены в публикациях автора по теме диссертационной работы: Становление института защиты прав меньшинств// Обозреватель №2(241).– М., 2010. (0,6 п.л.); Международно-правовые основы защиты меньшинств// Дипломатическая служба №1/210.– М., 2010. (0,6 п.л.); К вопросу об определении понятия «меньшинство» // Мир и политика №2(41).– М., 2010. (0,6 п.л.); Международно-правовые критерии меньшинств// Вестник РУДН.– М., 2010. (0,7 п.л.); Дехканов С.А. Защита меньшинств в международном праве.– М., 2010. (10,0 п.л.)

Структура и содержание работы предопределены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, восьми разделов, объединенных в три главы, заключения и списка литературы.

Во введении диссертации обосновывается актуальность темы, формулируются цели и основные задачи работы, указываются объект, предмет и границы исследования, устанавливается его методологическая основа, обосновывается новизна, практическая и юридическая значимость результатов, приводятся сведения об апробации научных результатов.

В первой главе диссертации: «Понятие «меньшинство» в международном праве», исследуется понятие «меньшинство», исторические аспекты правовой классификации меньшинств, международно-правовые источники, касающиеся защиты меньшинств, включая акты универсального характера, региональные международно-правовые акты, изучается проблема определения понятия «меньшинство» в международном праве.

Во второй главе: «Международно-правовые основы защиты меньшинств», анализируются международно-правовые стороны защиты меньшинств, в том числе – аспекты развития концепции защиты меньшинств в международном праве, правовые истоки возникновения международной концепции защиты меньшинств в рамках Лиги Наций, Организации Объединенных Наций, в региональной международной организации – Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе; анализируется система защиты лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве, их основные права, международно-правовые подходы защиты отдельных прав лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве, действие принципа недопущения дискриминации меньшинств и лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве, а также международно-правовая система защиты прав меньшинств коллективного характера.

Третья глава: «Международно-правовые особенности защиты меньшинств в современных условиях», раскрывает современные особенности режима защиты меньшинств в контексте прав человека международном праве, а также международно-правового принципа самоопределения наций и народов применительно к меньшинствам.

В заключении работы излагаются основные выводы и рекомендации диссертационного исследования.

Глава 1. Понятие «меньшинство»  в международном праве

 

    1. Исторические аспекты международно-правовой классификации меньшинств

 

Одна из главных целей Организации  Объединенных Наций, закрепленная в  п.3 ст.1 ее Устава, заключается в «осуществлении международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии». Устав ООН исходит из прямой зависимости между поддержанием международного мира и безопасности и уважением к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии.

Устав ООН направлен на поддержание и укрепление международного мира и безопасности за счет укрепления дружественных отношений и сотрудничества между равноправными, независимыми государствами, уважающими права человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам, и коллективные права самих меньшинств2.

Как показывает история международных  отношений, неуважение к правам человека, в том числе к правам меньшинств, ведет к подрыву внутригосударственной  стабильности, отрицательно сказывается  на отношениях между государствами, что ведет к угрозе международного мира и безопасности. Пункт «с» ст.55 Устава ООН устанавливает содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

Идею взаимосвязи между защитой меньшинств и сохранением мира и безопасности находим и в других важных международно-правовых документах, например, в Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, в итоговом документе Мадридской встречи 1983 года, в итоговом документе Венской встречи 1989 года, в Парижской хартии для новой Европы 1990 года, Декларации ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 года, Заключительной декларации Венской встречи ОБСЕ 1993 года, в Лиссабонском документе 1996 года и др.

Об основополагающем для международного мира и безопасности значении человеческого  достоинства, одинаково присущего  всем людям, которое предполагает равные и неотъемлемые права, также говорится  во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года и др.

Меньшинства проживают практически во всех государствах мира. Пределы компактного расселения лиц одной национальности, культуры, языка или религии, как правило, не совпадают с государственными границами и часто их пересекают. Меньшинства должны обладать возможностью свободно устанавливать и поддерживать дружественные контакты с национальными группами, находящимися в соседних государствах, развивать культурные и экономические связи, способствуя укреплению отношений между государствами.

Международное сообщество воспринимает для себя правовую норму, что защита меньшинств является ответственностью государства, на территории которого проживает меньшинство. Кроме этого, государства заинтересованы в благополучии меньшинств в соседних государствах, в особенности тех, с которыми их объединяет национальная, культурная, языковая или религиозная самобытность, или же общее культурное наследие, не распространяя свою юрисдикцию над населением, проживающим на территории другого государства.

Государства могут проявлять свою заинтересованность к меньшинствам за рубежом только с учетом интересов государства их проживания с уважением к принципам суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности и нерушимости границ, дружественных и добрососедских отношений. Во избежания политической напряженности и насилия, трансграничные культурные связи не должны иметь политический подтекст, связанный с односторонней поддержкой национальной группы. Государства обязаны гарантировать, что их политика по отношению к меньшинствам за пределами своих государственных границ не способствует сепаратистским тенденциям и не подрывает устои государства, на территории которого проживает меньшинство.

Упомянутые аспекты демонстрируют  лишь часть многочисленных проблем, которые можно правомерно рассматривать  в качестве оформившихся меньшинств, не касаясь критериев таких групп. По степени родственной близости и политико-правовыми возможностями самоопределения, не говоря уже о возможностях своей государственности, национальные и/или этнические3 группы отличаются между собой. Качественное изменение в правосознании групп в сторону политического самоопределения часто происходит исторически непредсказуемо, что еще больше затрудняет их классификацию.

Не случайно, даже в Конституции  Российской Федерации используется целый ряд терминов для обозначения различных групп граждан: народ, как население; народ, как этническая группа; многонациональный народ; коренной малочисленный народ; национальное меньшинство; малочисленная этническая общность и национальность.

Кроме юристов-международников проблемами национальных групп также занимаются эксперты, занимающиеся проблемами конституционного устройства государств и избирательных систем, политологи и социологи, изучающие проблемы меньшинств и др.

Существует несколько  подходов к изучению национальных групп, большинство из которых характеризуется определенными временным рамками.

Одни из первых международных договоров, касающиеся правового положения  меньшинств, были заключены, начиная с XIX века. Например, можно указать: Конвенцию относительно устройства дунайских княжеств Молдавии и Валахии от 19 августа 1858 г.4; Протокол по сербским делам, от 8 сентября 1862 г. заключенный на основании Парижского трактата 1856 года; Берлинский меморандум между Россией, Германией и Австро-Венгрией по Балканским делам от 13 мая 1876 г.; Протокол между Россией, Германией, Австро-Венгрией, Францией, Великобританией и Италией по Балканским делам от 31 марта 1877 г.; Санстефанский прелиминарный мирный договор от 3 марта 1878 г.; Берлинский трактат 1878 года; Мирный договор между Россией и Турцией от 8 февраля 1879 г. и др5.

Возникновение идеи защиты национальных групп относят к началу XX века. В этот период появились труды  В.Вильсона, В.И.Ленина, И.В.Сталина6. Среди представителей того времени особо выделялись подходы социал-демократов Н.И.Бухарина, С.Г.Шаумяна7, которые, однако, не имели единого взгляда на проблему. В это же время началось изучение проблем национальных групп в рамках международного права. К этому периоду «имелась лишь незначительная практика государств в деле международной защиты национальных меньшинств»8. Ситуация изменилась в 1919 году, с началом заключения договоров, специально посвященных проблемам национальных меньшинств. Эти договоры, получившие название системы защиты национальных меньшинств Лиги Наций, в основном касались положения меньшинств, проживающих на территории вновь образованных или же побежденных в мировой войне государств, т.е. международные договоры не носили универсального характера.

Второй этап процесса защиты меньшинств связывают со временем окончания Второй мировой войны, появлением ООН и развалом колониальной системы. В этот период возникает понимание права на самоопределение и связанного с ним комплекса политико-правовых задач.

В этот период появились первые универсальные международные договоры ООН, посвященные защите прав человека и меньшинств. К их числу, прежде всего, относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 года, а также два упомянутых Международных пакта о правах человека 1966 года. Эти документы содержат стандартные положения против дискриминации, о том, что права, провозглашенные в них, «будут осуществлять, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения».

Информация о работе Международно-правовые аспекты защиты меньшинств