Уголовно правовая защита будущей жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 09:03, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. Основной целью работы является углубленный уголовно-правовой анализ незаконного производства аборта и наиболее важных и дискуссионных проблем, связанных с данным вопросом, а также внесение предложений по законодательному усовершенствованию уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за незаконное производство аборта и смежных с ней составов.
Данные цели конкретизируются в постановке и разрешении ряда следующих основных задач:
- анализ состояния научных взглядов на проблему незаконного производства аборта и смежных с ним преступлений;
- анализ действующего законодательства о незаконном производстве аборта и смежных с ним преступлений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ЗАЩИТА ПРАВА НА ЖИЗНЬ
1.1 История формирования законодательной базы, обеспечивающей право на жизнь……………………………………………………………………………….8
1.2 Основы уголовно-правовой защиты будущей жизни в России…………..11
ГЛАВА II.ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛА ЖИЗНИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
2.1. Аборт – проблема теории морали………. ………………………………...24
2.2. Право на жизнь эмбриона………………………………………………….27
2.3. Правовые аспекты за незаконное производство аборта………………….37
2.4. Судебная практика………………………………………………………….47
ГЛАВАIII.ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АБОРТАХ В ДРУГИХ СТРАНАХ
3.1 Классификация правового законодательства за рубежом………………...59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….77

Файлы: 1 файл

Будущая жизнь.docx

— 206.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ЗАЩИТА ПРАВА НА ЖИЗНЬ

1.1 История формирования законодательной базы, обеспечивающей право на жизнь……………………………………………………………………………….8

1.2 Основы уголовно-правовой защиты будущей жизни в России…………..11

ГЛАВА II.ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛА ЖИЗНИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

2.1. Аборт – проблема теории морали………. ………………………………...24

2.2.  Право на жизнь  эмбриона………………………………………………….27

2.3. Правовые аспекты за незаконное производство аборта………………….37

2.4. Судебная практика………………………………………………………….47

ГЛАВАIII.ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АБОРТАХ В ДРУГИХ СТРАНАХ

3.1 Классификация правового  законодательства за рубежом………………...59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….70

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….77

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Я не дам никому просимого у  меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство» (клятва Гиппократа).

Актуальность темы исследования.

Ослабление главных социальных институтов и, в первую очередь, семьи, а также социального контроля, возросшая напряженность в обществе, рост таких антиобщественных явлений, как алкоголизм, наркомания, проституция, ухудшение материального положения населения, безработица, падение норм нравственности, морали и духовных ценностей в обществе привели в последние годы к значительному росту преступлений против личности.

В структуре насильственной преступности особое место занимает незаконное производство аборта (ст. 123 УК РФ). Уголовно-правовая охрана репродуктивной сферы человеческой жизни является в настоящее время малоизученной темой правового исследования. Кроме того, с учетом значительного обновления нормативного материала по вопросу прерывания беременности, актуальной является юридическая оценка права женщины на репродуктивный выбор и исследование его временных границ. Желание прервать наступившую беременность, возможность воплощения соответствующей потребности зависит от отношений между обществом и отдельной личностью.1 У государства существуют свои демографические потребности, но, к сожалению, нет четко выработанной и целенаправленной демографической политики, личность же обладает правом самостоятельно выбирать — участвовать ей в репродуктивных процессах или избежать этого участия. В этой связи возникает необходимость тщательного правового анализа медицинских ведомственных нормативно-правовых актов по данной проблематике, а также изучения права женщины на репродуктивный выбор. Специфика данного преступления ведет на практике к высокой степени его латентности, а отсутствие конкретных рекомендаций по комплексному подходу выявления криминальных абортов — к большому количеству нераскрытых преступлений этой категории. 

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является «криминальный» аборт как социально-правовое явление, и присущие ему черты и свойства. 
Предметом настоящего исследования являются:

- уголовно-правовая норма о незаконном  производстве аборта и смежные  с ней нормы;2

- российские правовые памятники;

- зарубежное законодательство  об ответственности за незаконное  производство аборта;

- данные уголовной статистики  и материалы опубликованной и  неопубликованной судебно-следственной  практики;

- российское законодательство, посвященное  репродуктивной сфере жизнедеятельности  общества;

-научные публикации по исследуемым вопросам. 
Цели и задачи исследования. Основной целью работы является углубленный уголовно-правовой анализ незаконного производства аборта и наиболее важных и дискуссионных проблем, связанных с данным вопросом, а также внесение предложений по законодательному усовершенствованию уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за незаконное производство аборта и смежных с ней составов.

Данные цели конкретизируются в  постановке и разрешении ряда следующих  основных задач:

- анализ состояния научных взглядов  на проблему незаконного производства  аборта и смежных с ним преступлений;

- анализ действующего законодательства  о незаконном производстве аборта  и смежных с ним преступлений;

- решение проблемы соотношения  права женщины на репродуктивный  выбор и права на жизнь будущего  ребенка. На основе предложенного  решения обосновать критерии  женского права репродуктивного  выбора.

- на основе анализа правовых  взглядов на вопрос момента  начала уголовно-правовой охраны  жизни дать понятие моменту  возникновения уголовно-правовой  охраны жизни и обосновать  объективные критерии этого момента;3

- обобщить имеющейся материал, результаты анализа следственной  практики и на основании этого  выработать научные и методические  предложения, направленные на  повышение эффективности предупреждения  незаконного производства аборта. 

Методологическая основа и методика исследования.

Теоретическими и методологическими  основами настоящего исследования выступают  синтезированные исследования научно-теоретических  разработок ученых-правоведов. Доктринальную  базу исследования составили концептуальные положения общей теории права, отраслевых правовых и неправовых наук (истории медицины, психологии, социальной медицины, демографии).

Методологическую основу дипломной  работы составляют методы традиционной диалектической логики. Наряду с общефилософскими методами анализа правовых явлений  в работе использован ряд частно научных методов, среди которых необходимо назвать универсальный аналитико-синтетический метод познания правовых и социальных явлений, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, формально-юридический, социологический, системно-структурный, логико-правовой, статистический и конкретно-социологический (анкетирование) методы. Проведенное исследование опиралось на общие принципы современных методов научного познания. 4

Нормативная база исследования. Нормативную базу работы составляют международно-правовые акты по существу анализируемой проблемы, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, иные Федеральные законы, постановления Правительства РФ, отраслевые и ведомственные акты Министерства здравоохранения СССР и РФ, нормативные акты субъектов РФ, справочный материал Всемирной Организации Здравоохранения, а также иные источники права, регулирующие медицинскую деятельность и касающиеся репродуктивной сферы человеческой жизни, в том числе, положения нормативных актов в области уголовного права и здравоохранения, утратившие силу. 
При проведении дипломного исследования были использованы законодательные источники зарубежного уголовного права, регламентирующие охранительные правоотношения в области медицины и репродукции.

В Забайкалье участились случаи попадания в стационар женщин, которые пытались прервать беременность вне лечебного учреждения, с помощью  работников «медицины». Две недели назад в одном из лечебных учреждений Читы от такого подпольного аборта скончалась 20-летняя женщина, сообщает «Вести-Чита».

В краевой перинатальный  центр только за январь поступили  три женщины с одной клинической  картиной. Все они, пока находились в приемном покое с сильным  кровотечением, признавались, что сделали подпольный аборт".

- К сожалению, мы в 21 веке сталкиваемся с такой дремучестью. Женщины наивно предполагают, что таким образом они просто прервут свою беременность. Но, как правило, после такой «помощи» развивается обильное кровотечение, септические осложнения. Зачастую женщина остается без детородных органов,  - говорит Зульфия Томашова, главный врач Забайкальского краевого перинатального центра.

По словам врачей, клиническая картина у женщин одна и та же. Через час после аборта развивается массивное кровотечение, как правило, эти женщины не выживают. Во всяком случае, из тех троих, что поступили в наш стационар, не выжила ни одна. - рассказала Елена Доровская, заместитель главного врача Забайкальского краевого перинатального центра. 5

 

 

 

ГЛАВА I. ЗАЩИТА ПРАВА НА ЖИЗНЬ

1.1 История формирования  законодательной базы, обеспечивающей  право на жизнь.

 

1.Формирование законодательной базы, направленной на охрану материнства и будущей жизни, происходило следующим образом:

Законы  Хаммурапи устанавливали ответственность человека, который причинил выкидыш дочери свободного гражданина (§ 209), зависимого лица (§ 211) и отроковице (§ 213).

2.По классическим законам индуизма, супруг был вправе изгнать из дома жену, которая подверглась стерилизации или погубила зачатый плод.

Древние греки рассматривали и  решали проблему абортов следующим  образом:   Гиппократ рассматривал плодоизгнание как не этичное, не достойное врача вмешательство  и был противником пользования  противозачаточными средствами. Если с одной стороны, клятва Гиппократа запрещала врачам давать средства, изгоняющие плод, то, с другой стороны, мы находим в работах Гиппократа достаточно указаний на то, что врачи  прекрасно знали искусство изгнания плода. 6Так, автор книги «De natura pueri» рассказывает, как по его совету невольница, чтобы не уменьшить свою стоимость, добилась выкидыша, усиленно прыгая. Греческие публичные женщины беспрепятственно производили себе выкидыши.

3.В римском праве до момента рождения физическое лицо не существовало. Зародыш, находящийся в утробе матери (nascituras), не мог приобретать субъективных прав и не считался еще физическим лицом. Но право заботится об обеспечении интересов nascituras .существовало, так за вытравление плода было установлено уголовное наказание. Юридическая ответственность за посягательство на материнство возлагалась как на третье лицо, так и на саму женщину .Позднее плодоизгнание рассматривалось лишь как безнравственный поступок и наказанию не подлежало. По учению историков, плод рассматривался как часть тела матери, по аналогии с растительным миром, где плод является частью дерева. Наказанию подлежали абортировавшие женщины и лица, способствовавшие этому лишь в тех случаях, когда аборт производился по корыстным соображениям или по другим низменным побуждениям. В дальнейшем, когда Римская империя стала нуждаться в солдатах для захвата чужих земель и в увеличении числа рабов как бесплатной рабочей силы, законодательство в отношении абортов резко меняется. Так, Цицерон (106-43 гг. до н. э.) требует наказания за аборт женщины, «крадущей у республики предназначенного ей гражданина».7

4.Христианство в первые столетия его существования оказало известное влияние на уменьшение частоты абортов. Св. Климент Александрийский, Тертулиан (в 200 и 205 гг.) писал: «Что же касается нас, христиан, то нам убийство строжайше воспрещено. Нам даже воспрещено уничтожать в чреве матери зачатого ею ребенка. Помешать рождению, не значит ли это совершить убийство». Женщины-христианки, виновные в этих преступлениях против ребенка, первоначально подлежали пожизненному церковному наказанию. Позднее, в начале четвертого века, наказание за истребление плода заменяется десятилетним покаянием. Так заставляют думать § XV Epitemia и постановление Вселенского Анкирского собора, который в 21 правиле решил, ссылаясь на требования гуманности, что совершившая блуд женщина подлежит за истребление плода вместо прежнего пожизненного наказания срочному на десять лет. Законодательством Юстиниана (527 - 565 гг. н. э.) предусматривалось различие между «неодухотворенным» (до 40-го дня беременности) и «одухотворенным» (с 41-го дня) зародышем.

Решением VI Константинопольского собора (629 г.) истребление «одухотворенного зародыша каралось смертной казнью, а  «неодухотворенного» - ссылкой. Эта мера наказания была отменена Майнцским собором (9 в.), но в дальнейшем (12 в.) вновь восстановлена папой Иннокентием I. Тяжелыми наказаниями (ссылка, смертная казнь) карались как женщина, сделавшая себе аборт, так и лицо, помогавшее ей в этом. Аборт при этом приравнивался к убийству родственника. Этот взгляд христианской церкви на аборт оказал большое влияние на законодательства почти всех европейских стран XVI - XVII вв. Смертная казнь за аборт была установлена во Франции (1562 г.), Англии (1524 г.), Германии (1533 г.), России (Уложением царя Алексея Михайловича, 1649 г.) и в других государствах. С конца XVIII в., когда в ряде зарубежных стран появились первые кризисы производства, проблема абортов уже связывается с проблемой рождаемости, популяции и приобретает социальный характер. К этому времени (1798 г.) появилась теория Т.Р. Мальтуса, известная под названием мальтузианства, согласно которой в бедствиях и нищете трудящихся виновны сами трудящиеся, так как они чрезмерно размножаются.8 В XVIII - XIX вв. в связи с новыми социальными условиями в законодательствах большинства стран появляется стремление к смягчению наказания за аборт. В книге криминалиста Ч. Беккария «О преступлениях и наказаниях» (1764 г.) указывается, что при определении наказания за аборт следует учитывать тяжелое положение, принуждающее женщину решиться на аборт, борьба с последним будет более эффективной, если взамен суровых наказаний за аборт облегчить положение женщины, оказывать ей материальную и моральную помощь, организовать приюты и т. п.9

 

1.2 Основы уголовно-правовой защиты будущей жизни в России

 

В российском уголовном праве XIX - начале XX века, в Уложениях 1845г. и 1903 г, утробная жизнь человеческого организма  рассматривалась как одна из форм объекта преступлений против жизни, к которым наряду с убийством  относилось умерщвление (изгнание) плода. Так, по ст. 1461 Уложения 1845 г., «кто без ведома и согласия женщины, умышленно какими бы то ни было средствами произведет изгнание плода, наказывается каторжными работами от 4 до 6 лет; если же при этом женщине будет причинено тяжелое повреждение - то каторгой от 6 до 8 лет, а если смерть - то от 8 до 10 лет». По ст. 1462, лицо, произведшее аборт с ведома и согласия беременной, приговаривалось к исправительным «арестантским отделениям» от 5 до 6 лет, а сама беременная - к тюремному заключению от 4 до 5 лет с лишением всех прав. Наказания, предусмотренные ст. ст. 1401 и 1462, увеличивались, если в преступлении были изобличены врач, повивальная бабка, акушер, аптекарь или лицо, прежде уже виновное в таком же преступлении. В своде замечаний на проект Особенной части Уголовного Уложения констатировалось, что при аборте страдает не только отдельная личность и что «беременность представляет такое физиологическое состояние женщины, с которой неразрывно связаны интересы общества, требующие охраны ее со стороны закона. Нарушение именно этих интересов и составляет сущность преступного прерывания беременности».

Информация о работе Уголовно правовая защита будущей жизни