Уголовно правовая защита будущей жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 09:03, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. Основной целью работы является углубленный уголовно-правовой анализ незаконного производства аборта и наиболее важных и дискуссионных проблем, связанных с данным вопросом, а также внесение предложений по законодательному усовершенствованию уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за незаконное производство аборта и смежных с ней составов.
Данные цели конкретизируются в постановке и разрешении ряда следующих основных задач:
- анализ состояния научных взглядов на проблему незаконного производства аборта и смежных с ним преступлений;
- анализ действующего законодательства о незаконном производстве аборта и смежных с ним преступлений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ЗАЩИТА ПРАВА НА ЖИЗНЬ
1.1 История формирования законодательной базы, обеспечивающей право на жизнь……………………………………………………………………………….8
1.2 Основы уголовно-правовой защиты будущей жизни в России…………..11
ГЛАВА II.ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛА ЖИЗНИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
2.1. Аборт – проблема теории морали………. ………………………………...24
2.2. Право на жизнь эмбриона………………………………………………….27
2.3. Правовые аспекты за незаконное производство аборта………………….37
2.4. Судебная практика………………………………………………………….47
ГЛАВАIII.ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АБОРТАХ В ДРУГИХ СТРАНАХ
3.1 Классификация правового законодательства за рубежом………………...59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….77

Файлы: 1 файл

Будущая жизнь.docx

— 206.18 Кб (Скачать файл)

Несмотря на различные  карательные меры царского правительства, направленные как против самой беременной, так и против ее пособников, число  абортов в России с каждым годом  все росло и росло, принимая характер общественного бедствия, уменьшая рост народонаселения, увеличивая заболеваемость и смертность.

Согласно данных, приведенных в 1923 г, О.С. Парсамовым. число женщин с выкидышами, поступивших в гинекологическое отделение Петропавловской больницы в Петербурге, составляло в 1906 г. - 12%, а в 1910 г., то есть спустя всего 4 года, - уже 33%, количество увеличилось почти в три раза. Так обстояло дело не только в столице, но и в других городах. Поэтому еще в 1910 г. на четвертом съезде российских акушеров и гинекологов проблема борьбы с искусственными абортами была признана программным вопросом»10

Значительный интерес  для изучения представляет собой  законодательство по аборту с 1917 года и весь советский период, в нем  можно проследить 3 этапа;

1. легализация аборта (с  1920 до 1936 гг.);

2. запрещение аборта (с  1936 по 1955 гг.);

3. легализация аборта (с  1955 г.).

Первый этап законодательного регулирования производства абортов  характеризуется тем, что наказание  за производство аборта в РСФСР фактически было отменено в первые дни после Великой Октябрьской социалистической революции, когда была создана государственная система охраны материнства и детства. Был отменен институт внебрачных детей, женщинам было предоставлено право решать самостоятельно вопрос о материнстве, одиноким матерям была установлена материальная помощь, одним из важнейших элементов которой была борьба с подпольными абортами. Ненаказуемость абортов была узаконена 18 ноября 1920 г.

Народные комиссариаты здравоохранения  и юстиции РСФСР 18 ноября 1920г. в  постановлении «Об охране здоровья женщин», устанавливая эти нормы, исходили из того, что искусственный аборт  имеет свои глубокие причины в  экономических и социальных условиях быта, в состоянии культурности женщин, а жизнь и здоровье женщин, подвергавшихся опасности в подпольных абортариях, признавались большей ценностью, чем  сохранение плода. В постановлении отмечалось, что за последние десятилетия во всем мире возрастает число женщин, прибегающих к искусственному аборту. Законодательство всех стран борется с этим злом путем наказания для женщины и врача. Не приведя к положительным результатам, этот метод борьбы загнал операцию в подполье, и сделал женщину жертвой корыстных и часто невежественных вытравителей.11 В результате 50% женщин заболевало и до 4% из них умирало. Учитывая все это, правительство признало метод репрессий в этой области не достигающим цели и постановило допустить бесплатное производство аборта в обстановке советских больниц, где обеспечивается его максимальная безвредность. Абсолютно запрещалось производство этой операции кому бы то ни было, кроме врача.

Главной целью постановления  о разрешении производства абортов  от 18 ноября 1920 года, как это видно  из его преамбулы, являлась охрана здоровья женщины.

Взгляды на вопрос об уголовной  ответственности за аборт, сформулированные в приведенных выше постановлениях, были проведены в Уголовных кодексах РСФСР 1922 и 1926 годов и в уголовных  кодексах других союзных республик. Плодоизгнание признавалось преступлением  в строго ограниченных случаях.12

Уголовная ответственность  за аборт в Уголовном кодексе  РСФСР 1922 г. определялась ст. 146: «Совершение  с согласия матери изгнания плода  или искусственного перерыва беременности лицами, не имеющими для этого надлежаще  удостоверенной медицинской подготовки или хотя бы и имеющими специальную  медицинскую подготовку, но не в  надлежащих условиях» карается лишением свободы или принудительными  работами на срок до одного года. Если означенные в сей статье действия, совершаются в виде промысла или  без согласия матери или имели  последствием ее смерть, то наказание  повышается до лишения свободы на срок до пяти лет». По этой статье могли быть привлечены к уголовной ответственности за совершение аборта: 1) лица, не имеющие для этого надлежаще удостоверенной медицинской подготовки, то есть лица, не обладающие врачебным дипломом, и 2) лица, имеющие врачебную подготовку, но производящие аборт в ненадлежащих условиях.

В Уголовном кодексе РСФСР 1926 года вопрос об уголовной ответственности  за аборт определялся ст. 140: «Совершение  с согласия матери изгнания плода  лицами, не имеющими специальной медицинской  подготовки, либо лицами, хотя и имеющими такую подготовку, но в антисанитарных условиях, - лишение свободы или  принудительные работы на срок до одного года или штраф до пятисот рублей. Если эти действия производились  в условиях указанных в первой части статьи, в виде промысла или  без согласия матери, или имели  последствием ее смерть - лишение свободы  на срок до пяти лет».

Рост абортов в нашей  стране начался еще со времени  царской России, Вполне понятно, что  легализация абортов должна была, извлекая аборты из подполья, увеличить  общее их число.

Следует отметить, что отрицательное  влияние в деле борьбы с подпольными  абортами среди крестьянок оказывало  то, что предписанные законодательством  абортные комиссии в деревнях не организовывались, и крестьянкам для получения разрешения на аборт приходилось ездить в уездные города. Учитывая это, Наркомздрав РСФСР Циркуляром от 17 марта 1925 г. дал право участковым врачам самостоятельно разрешать производство абортов при наличии медицинских и социальных показаний. Постановление 1920 г. о легализации абортов извлекло значительное число абортов из подполья и дало возможность статистического изучения этого явления, его причин и благодаря этому наметило пути борьбы с абортами.13 Поэтому Наркомздрав с июля 1924 года установил обязательное заполнение в комиссиях по выдаче разрешений на аборт «карточки об аборте». Эта же карточка должна была заполняться и на женщину, поступившую в больницу в состоянии внебольничного аборта. В карточке имелись вопросы о возрасте, национальности, профессии, месте жительства, семейном положении - одинокая, живет с мужем, брак регистрирован, не зарегистрирован, жилищные условия, количество беременностей и их исход; роды в порядковом номере с указанием года, когда были роды, выкидыш и месяц настоящей беременности. На карточке указывались мотивы, вызывающие желание произвести аборт, и решение комиссии о бесплатном производстве аборта или отказе.

Изучением этих карточек положило начало статистическому исследованию проблемы абортов,  но проведение обязательной повсеместной регистрации потребовало  еще несколько лет. В Губернских городах эта регистрация в  то время более или менее установилась, частью проводилась в уездах и  слабо была поставлена в сельских местностях.

Статистические данные свидетельствуют  о том, что с помощью легализации  абортов удалось в значительной степени уменьшить число криминальных абортов, однако это снижение было постепенным , но в городах более быстрым, чем на селе. По данным В.Н Лебедева в Москве в 1923 г. Из всех зарегистрированных абортов криминальных было 57 %, а в 1928 г. Этот процент упал на 8,5 %. По РСФСР в 1923 г. Криминальных абортов было 42%, а в 1928 г. -20 %.

На селе так же указывалось  число криминальных абортов и долгое время оставалось более высоким, чем в городах. А. В Гене отмечал что в 1924. Криминальный аборт составлял 29 %, в уездах -32%, а в сельских местностях-40%.14

А.М Флоринская, исследуя распространение абортов  в 1925 г. В губерниях и других автономных республиках, выявила что у женщин ряда национальностей: калмычек, мордовок, башкирок, киргизок, буряток, татарок- количество абортов в 18 раз меньше, чем у представителей других национальностей. Полагаем, что это связанно с религиозными и культурными особенностями вышеперечисленных национальностей. Данная традиция и прослеживается на современном этапе.

Легализация абортов значительно  снизила вред, наносимым абортом  здоровью женщины, сделала возможным  изучение социально-медицинских данных о женщинах, подвергшихся этой операции, дала возможность полнее изучить влияние аборта на организм женщины, а так же резко повысила количество абортов. Данные А.Б Генса свидетельствуют о том, что хотя после легализации абортов количество больничных абортов возросло, тем не менее  коэффициент рождаемости не изменился.

1923 г.- 42,2 %

1924 г.- 42,9 %

1925 г.- 44,2 %

1926 г.- 43,28%.

Второй этап в законодательстве СССР по производству абортов (1936-1955 г.г),  характеризуется запретом искусственного аборта, который с 1936 г. Производился только по медицинским показателям.15

В мае 1936 г. Совет Народных Комиссаров представил на широкое народное обсуждение  законопроект о запрете  абортов. Постановление ЦИК и  СНК СССР от 27 июня 1936 г. Запретило  производство абортов  «как в больничных и специальных лечебных заведениях, так и на дому  у врачей и  на частных квартирах беременных». Производство абортов допускалось лишь, когда продолжение беременности представляет угрозу жизни или грозит тяжелым ущербом здоровью беременной женщины, а равно при наличии передающихся по наследству тяжелых заболеваний родителей и только в обстановке больниц и родильных домов.

Одновременно устанавливалась  уголовная ответственность за производство абортов вне больниц и родильных  домов, но с нарушением указанных  условий, за понуждение женщины к  производству аборта и для самой  беременной женщины , производящей аборт в нарушении запрещения. Правда, за последнее деяние наказанием было общественное порицание в случае первого его совершения, и штраф до 300 рублей при повторном производстве аборта. Ответственность за производство аборта в «антисанитарных условиях» или лицами не имеющих специального медицинского образования, была сохранена с увеличением наказания в виде тюремного заключения на срок не менее 3-х лет. На основании закона от 27 июня 1936 г. была изменена редакция ст0 140 КУ РСФСР и соответствующих статей уголовных кодексов. Этим же указом были детализированы медицинские показания и противопоказания для искусственного прерывания беременности.16

Известно, что при определенных условиях нарушение запретов на производство аборта превращает его в преступление. И говоря об аборте как преступлении, вновь возникает вопрос о том, что побуждает государство признавать его таковым и что является при этом объектом посягательства? Вряд ли можно встретить среди  посягательств на личность еще какое либо преступление, как аборт, которое неодинаково расценивалось в различные исторические эпохи. Уголовная ответственность за незаконный аборт применялось крайне редко, что естественно нарушало принцип неотвратимости ответственности. М.Д Шаргородский указывал, что по Ленинграду в прокуратуру органами здравоохранения передалось лишь одно дело на каждые 40 зарегистрированных абортов, и осуждался лишь один человек по каждому из двух преданных дел.

В 1954 г. в Советском законодательстве об аборте произошли важные изменения. Указом Президиума Верховного Совета  СССР от 5 августа 1954 г. отменена уголовная  ответственность за совершение аборта, беременной женщине было предоставлено  право самой решать, быть ли ей матерью, или нет. На основании этого Указа  исключалась ответственность женщин, произведших себе аборт самостоятельно или с помощью других лиц.

23 ноября 1955 г. Президиумом  Верховного Совета СССР издан  Указ «Об отмене запрещения  абортов». Это было вызвано стремлением оградить здоровье женщины от вреда, который приносят внебольничные аборты. Женщине представлена возможность самой решать вопрос о материнстве и если женщина решится на аборт , то ей такую операцию обязан сделать врач-специалист в больничных условиях с соблюдением всех правил асептики и антисептики. Вместе с тем понятие незаконного аборта было сохранено в уголовном законодательстве, хотя и сужено.

По этому Указу ответственность  за аборт была установлена лишь в  следующих случаях:

  1. Аборты вне больниц или других лечебных учреждениях;
  2. Аборты в антисанитарных условиях или сделанные лицами, не имеющие специального медицинского образования.

29 ноября 1955 г. Министерством  здравоохранения СССР издан приказ  «О порядке производства аборта».  Приказом устанавливалось, что  операция разрешается всем женщинам, возбудившим просьбу об аборте. Направление на операцию после  обследования и констатации отсутствия  противопоказаний даст врач консультации  или родильного дома. 17

УК РСФСР 1960г. продолжил  традицию сохранения уголовной ответственности  за криминальный аборт, установил в  ст.116 наказуемость незаконного производства аборта врачом или лицом, не имеющего высшего медицинского образования.

Отягчающими ответственность  обстоятельствами призналось совершение этих действий неоднократно и наступление в результате операции смерти потерпевшей или иных тяжких последствий (например бесплодия). Таким образом, незаконным является аборт, осуществленный вне стационарного медицинского учреждения, либо лицом не имеющим высшего медицинского образования, либо при наличии медицинских противопоказаний  для этой операции (например: при наличии беременности свыше 12 недель).

В соответствии с частью 2 статьи 116 Уголовного кодекса РСФСР (статья 109 УК УССР и соответствующие статьи УК союзных республик) производство аборта лицом, не имеющим специального (врачебного) медицинского образования, в том числе средними медицинскими работниками — фельдшерами, акушерками, медсестрами — наказывается лишением свободы на срок до 2 лет.18

По части 2 рассматриваемой статьи УК народным судом была осуждена к 1 году 6 месяцам исправительных работ с запрещением после отбытия основного наказания в течение 2 лет заведовать фельдшерско-акушерским пунктом. Гр-ка Б., имея медицинский стаж свыше 30 лет и длительное время работая заведующей фельдшерско-акушерским пунктом отделенческой больницы, у себя на дому произвела аборт беременной Ш., 27 лет (срок беременности около 20 недель). Отягощающими обстоятельствами, влекущими усиление уголовного наказания, являются неоднократность таких деяний, а также смерть потерпевшей или наступление иных тяжелых последствий.

Акушерка медицинской амбулатории  В. (стаж работы 24 года) в неприспособленном  помещении лечебно-профилактического  учреждения механическим способом произвела криминальный аборт гр-ке С, 27 лет, со сроком беременности 16—17 недель. Произведенные манипуляции в последующем привели к развитию токсико-инфекционного шока, вызванного преждевременной отслойкой плаценты с кровоизлияниями и гнойным воспалением, а затем к смерти пострадавшей. Решением народного суда акушерка В. была приговорена к 3 годам лишения свободы.

Информация о работе Уголовно правовая защита будущей жизни