Анализ основных этапов развития Европейского суда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:47, дипломная работа

Описание работы

Конвенция является частью национального права государств-участников, средства защиты которой должны быть доступны на национальном уровне, эффективными и хорошо известными для их граждан. Принятая в развитие положений Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод имела непростую судьбу. Она была принята Советом Европы 4 ноября 1950 года и вступила в силу 3 сентября 1953 года после ее ратификации восемью странами1.

Содержание работы

Введение
1. Европейский суд по правам человека как субъект европейского права
1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года
2. Структура и судейский корпус
2. Неправительственная организация как субъект права на обращение в Европейский суд по правам человека
1. Условия квалификации в качестве жертвы нарушения
2. Условия приемлемости жалобы
3. Составление и подача жалобы
2 3. Динамика роста числа обращений в Европейский суд по правам человека
2.4. Эффективность обращения в Европейский суд по правам человека
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

Помимо отстаивания  собственных прав в Суде, неправительственные  организации играют очень важную роль в функционировании данной системы  защиты прав человека, информируя потенциальные жертвы нарушения о возможности обращения в Суд, оказывая помощь при подготовке жалоб, иногда осуществляя представительство в Страсбурге. Образно говоря, без такой «атмосферы», создаваемой неправительственными организациями, Суд не смог бы «дышать».

2.1 Условия  квалификации в качестве жертвы  нарушения прав

 

Конвенция использует применительно к лицам, направляющим жалобы в Европейский Суд, термин «жертва нарушения прав». Статус жертвы нарушения прав присваивается  Европейским Судом только в том случае, если заявитель лично пострадал от нарушения прав и свобод, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, если материальный и (или) моральный вред был причинен лично ему. 
 
Примером может служить упомянутое выше дело Агротексим и другие против Греции, где заявители подали жалобу в связи с предполагаемым нарушением прав пивоваренного завода, который, между тем, вправе был обратиться с жалобой в Европейский Суд от собственного имени, поскольку является неправительственной организацией с точки зрения Конвенции. 
 
Наравне со статусом «жертва нарушения прав», заявителю может быть присвоен статус «потенциальная жертва нарушения прав» и «косвенная жертва нарушения прав». 
 
Потенциальной жертвой нарушения прав признается лицо, чьи права не были нарушены на момент подачи жалобы, но у которого есть разумные основания опасаться нарушения своих прав в будущем. 
 
В деле Святые монастыри против Греции заявитель указал, что в Греции был принят закон, дающий государству право в принудительном порядке лишать любое лицо собственности, которой он владеет. По мнению заявителя, тот факт, что государство еще не экспроприировало его собственность, не устраняет угрозы ее экспроприации в будущем, следовательно, заявитель – возможная, то есть потенциальная, жертва нарушения прав. Впоследствии Европейский Суд согласился с заявителем. 
 
Основной критерий, которым руководствуется Европейский Суд, решая вопрос о возможности присвоения заявителю статуса потенциальной жертвы нарушения прав, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, – существенность или реальность угрозы их нарушения. 
 
Косвенная жертва нарушения прав – статус, который, исходя из анализа практики Европейского Суда, присваивается заявителям – физическим лицам в том случае, если лицо, которому был причинен физический, материальный или моральный ущерб, погибло или исчезло, и этот факт является основанием обращения в Европейский Суд; или погибло или исчезло уже после обращения в Европейский Суд. Рассматривая подобные жалобы, Европейский Суд присваивает родственникам, опекунам или попечителям этого лица статус косвенной жертвы нарушения прав при условии представления последними документов, подтверждающих их родство с жертвой нарушения прав или полномочия выступать от его имени.

2.2. Условия  приемлемости жалобы

Важно отметить, что жалоба в европейской традиции имеет один аспект, который нам не знаком. Жалоба это сигнал возможного нарушения прав и свобод человека, а не только «обращение , как было принято в советском законодательстве, в государственный либо иной орган с просьбой принять меры по устранению допущенных нарушений26

На настоящий момент большинство жалоб признаются судом  неприемлемыми для рассмотрения ввиду нарушения предусмотренных  конвенцией требований к форме жалобы и ее содержанию.

К условиям приемлемости относятся:

1. ratione materia (обстоятельства по существу). Это значит, что в Европейский суд можно обращаться только по поводу нарушенного права, предусмотренного Конвенцией 1950 г; Российская Федерация сдала ратификационную грамоту Генеральному Секретарю Совета Европы и, следовательно, приняла на себя обязательства обеспечивать каждому, кто находится под ее юрисдикцией, права и свободы, закрепленные в Конвенции и Протоколах к ней, 5 мая 1998 г. Таким образом, основанием для обращения с жалобой в Европейский Суд могут служить только те нарушения прав и свобод, гарантированных Конвенцией и дополняющими ее Протоколами, которые имели место после этой даты. В противном случае жалоба заявителя будет признана Европейским Судом неприемлемой. 
Особую категорию жалоб составляют обращения, в которых заявители ссылаются на факты нарушения прав и свобод человека, имевших место до даты вступления в силу Конвенции в отношении соответствующего государства. При этом окончательное решение национальной судебной инстанции по делу заявителя было принято после этой даты. Подобные случаи рассматриваются Европейским Судом, как правило, в течение нескольких лет после сдачи государством ратификационной жалобы. Правовая позиция Европейского Суда по вопросу приемлемости подобных обращений неоднозначна. 
Неопределенность правовой позиции Европейского Суда в отношении рассматриваемой категории обращений требует, чтобы заявитель указывал в подаваемой жалобе на обстоятельства, объясняющие и доказывающие, что обращение соответствует требованиям, установленным Конвенцией.  
 
Решение вопроса о соблюдении сроков подачи обращения может быть осложнено тем, что нарушение прав и свобод заявителя носит длящийся характер. При этом право заявителя было нарушено до вступления в силу Конвенции в отношении государства-ответчика по жалобе и продолжается после этой даты. 
 
Рассматривая жалобы против России, Европейский Суд принял несколько постановлений по длящимся нарушениям прав человека, связанным с неисполнением судебных решений, которые были вынесены в пользу заявителей. 
Позиция Европейского Суда по данной группе обращений однозначна: если нарушение прав заявителя имело место до вступления в силу Конвенции в отношении государства-ответчика по жалобе и продолжается после этой даты, т.е. носит длящийся характер, обращение отвечает условию о сроке подачи жалобы в Европейский Суд.

2. ratione temporis – могут рассматриваться только те обращения, которые касаются обстоятельств произошедших после вступления страны в круг участников конвенции;

3. ratione loci – нарушение субъекта права должно произойти на территории той страны, которая находится по юрисдикцией Европейского суда;

4. ratione persona – жалоба может быть подана тем лицом, чьи права непосредственно нарушены;

5. заявитель обязан  предьявить исчерпывающие доказательства того, что все эффективные средства защиты права были исчерпаны. Суд указывает на то обстоятельство, что правило об исчерпании всех внутренних правовых средств, о котором говорит конвенция, обязывает всех лиц, желающих возбудить дело против государства в международных судебных и арбитражных органах, использовать прежде всего правовые средства, предоставленные национальной правовой системой. Государства освобождаются от ответственности перед международной организацией за свои действия, пока у них имеется возможность рассмотреть соответствующие дела в рамках собственной правовой системы. Важный аспект этого правила состоит в том, что система правовой защиты, действующая в рамках конвенции, является субсидиарной по отношению к национальным системам защиты прав человека. Главное состоит в том, что суд сам определяет, были ли использованы заявителем все возможные средства защиты, исходя: 1. из особенностей правовой системы государства-ответчика и прежде всего системы органов правосудия;

2. из специфических  обстоятельств данного конкретного дела.

Кроме того, понятие «средства  правовой защиты» включает в себя и  использование процессуальных и доказательственных возможностей  для защиты интересов лица в ходе судебного разбирательства. Европейский  суд, например, квалифицировалкак неисчерпывание правовых средств отказ обвиняемого от адвоката, посчитав, что участие последнего в процессе могло повлиять на его результат27

Эффективным признается средство защиты, которое доступно заявителю  как в теории, так и в практике, способно предоставить ему возмещение вреда в отношении его жалобы и имеет разумные шансы  на успех (по общему правилу  для обращения в Комитет ООН по правам человека заявитель, подающий жалобу должен обратиться в российский суд надзорной инстанции , а для обращения в Европейский суд по правам человека достаточно обращения в кассационную инстанцию.)

Суд признал, что правило  об исчерпании средств правовой защиты должно применяться с определенной гибкостью и без чрезмерного  формализма. Он указал, что это правило не абсолютно и не должно применяться автоматически при рассмотрении вопроса о том, было ли  оно соблюдено; необходимо исследовать особые обстоятельства каждого дела. Это значит среди прочего, что Суд должен отдавать себе реалистичный отчет не только о формальном существовании средств защиты в правовой системе договаривающейся стороны, но и об общеправовм и политическом контексте, в котором они действуют, а также о личных обстоятельствах заявителей28.;

6. обращение в Европейский  суд должно быть направленно  не позднее 6 месяцев с момента принятия последнего судебного решения. Пункт 1 ст. 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливает период времени, равный шести месяцам, в течение которого заявитель должен подать жалобу в Европейский Суд, а также определяет дату, с которой следует отсчитывать этот срок: «Суд может принимать дело к рассмотрению только в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу». В соответствии с терминологией Европейского Суда данное условие приемлемости жалоб именуется ratione temporis. 
 
Под окончательным решением по делу заявителя Европейский Суд применительно к России понимает решение кассационной инстанции, вступившее в законную силу. При этом шесть месяцев отсчитываются не со дня оглашения решения в суде, а со дня вручения заявителю копии этого решения, поскольку между датой оглашения судебного решения и днем получения этого решения заявителем может пройти значительный период времени. Нарушение правила «шести месяцев» ведет к признанию жалобы неприемлемой. 
 
Так, в деле Тумилович против России заявительница жаловалась на длительность судебного разбирательства по ее делу. Решение Прикубанского районного суда Краснодарского края вступило в законную силу 25 марта 1997 г. после отклонения кассационной жалобы заявительницы, а жалоба в Европейский Суд была подана лишь 16 месяцев спустя. Хотя в течение этого периода органы исполнительной власти и суды неоднократно отказывали Тумилович в удовлетворении ее жалоб и заявлений о рассмотрении дела в порядке надзорного производства, Суд счел невозможным учесть эти решения при определении приемлемости ratione temporis, и жалоба была отклонена29
Шесть месяцев отсчитываются со дня вынесения решения кассационной инстанцией независимо от обращения за пересмотром дела в порядке надзора или использования иных средств правовой защиты (подачи жалобы в Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, обращения к Уполномоченному по правам человека и т.д.). 
 
Так, АО «Уралмаш» ожидало решений российских надзорных органов и, лишь получив их, обратилось в Европейский Суд. Суд признал жалобу неприемлемой ввиду пропуска срока, установленного п. 1 ст. 35 Конвенции30
Таким образом, обращение за пересмотром дела в порядке надзора создает опасность нарушения правила «шести месяцев», однако подача жалобы в Европейский Суд не исключает возможность использования этого и иных правовых механизмов защиты прав и свобод, поэтому целесообразно обратиться с просьбой о пересмотре дела в порядке надзора одновременно с подачей жалобы в Европейский Суд.  
 
Требование соблюдения сроков обращения в Европейский Суд по правам человека – одно из наиболее жестких условий приемлемости, невыполнение которого неоднократно служило основанием для отклонения обращения. Этим объясняется его первостепенное значение для заявителей.

7. заявитель должен  предоставить всякие доказательства  факта нарушения его права

8.Существуют также дополнительные условия приемлемости жалобы, изложенные в ст.35 Конвенции. Суд не будет рассматривать жалобу если она:

-  является  анонимной. Это объясняется тем,  что во всех случаях, когда  заявители опасаются давать о  себе точные данные из-за боязни  гонений и каких-либо неприятностей  в Суде, им поясняют, что Совет  Европы гарантирует конфиденциальность рассмотрения направляемой ему жалобы и что в случае необходимости будут приняты меры для того, чтобы никакие сведения, позволяющие установить или догадаться о личности заявителя не стали достоянием гласности;

  • по существу аналогична той, которая уже была рассмотрена Судом или уже является предметом другого международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит относящейся к делу новой информации;
  • является несовместимой с положениями Конвенции или Протоколами к ней. Вместе с тем это правило не распространяется на те жалобы, которые не были допущены к рассмотрению по существу вследствие того, что заявитель не исчерпал все внутригосударственные средства правовой защиты;
  • является необоснованной;
  • представляет собой злоупотребление правом подачи заявлений (жалоб). Следует подчеркнуть, что в практике Суда крайне редко дается жалобам подобная квалификация и обычно это происходит тогда, когда они составлены  в намеренно грубых, оскорбительных и утрированно агрессивных выражениях. Примечательно то, что не принято расценивать в качестве злоупотребления правом откровенно политическую направленность заявлений31. Для Суда, независимо от того, оспаривается ли их приемлемость государствами-участниками, против которых они поданы или нет, важно прежде всего восстановить индивидуальные права и свободы, если подтвердится, что они нарушены или ущемляются. В каком политическом контексте произошло или могло произойти нарушение, для Суда несущественно.

Помимо соблюдения данных условий для принятия жалобы к  рассмотрению  необходимо также  учитывать определенные требования к ее составлению.

 

2.3. Составление и подача жалобы

 

В соответствии с положениями  ст.34 Конвенции Европейский Суд  может получать жалобы от любого физического  лица, неправительственной организации  или любой группы частных лиц, которые утверждают, что они являютя жертвами нарушения прав одним из государств-участников Конвенции.  Это означает, что жалобы могут подавать граждане соответствующего государства и национальные неправительственные организации, все граждане других  государств-членов Совета Европы, находящиеся на территории этого государства, все иностранцы, даже попавшие в страну очень ненадолго, случайно или незаконно проникшие на ее территорию, а также беженцы и лица без гражданства. Также подать жалобу могут все те, кто находится на борту морского судна, плавающего под флагом данного государства или зарегистрированного им воздушного судна. Интересен и тот факт, что, с точки зрения Европейской конвенции, право на подачу заявлений признается даже за такими физическими лицами, которые, согласно национальному законодательству, лишены процессуальной дееспособности: несовершеннолетними, психически больными, находящимися не нелегальном положении, и т.д.

Информация о работе Анализ основных этапов развития Европейского суда