Анализ основных этапов развития Европейского суда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:47, дипломная работа

Описание работы

Конвенция является частью национального права государств-участников, средства защиты которой должны быть доступны на национальном уровне, эффективными и хорошо известными для их граждан. Принятая в развитие положений Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод имела непростую судьбу. Она была принята Советом Европы 4 ноября 1950 года и вступила в силу 3 сентября 1953 года после ее ратификации восемью странами1.

Содержание работы

Введение
1. Европейский суд по правам человека как субъект европейского права
1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года
2. Структура и судейский корпус
2. Неправительственная организация как субъект права на обращение в Европейский суд по правам человека
1. Условия квалификации в качестве жертвы нарушения
2. Условия приемлемости жалобы
3. Составление и подача жалобы
2 3. Динамика роста числа обращений в Европейский суд по правам человека
2.4. Эффективность обращения в Европейский суд по правам человека
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

Окончательно Протокол № 11 вступил  в силу 1 ноября 1998 г. Российская Федерация, ставшая участницей Европейской  конвенции 5 мая 1998 года, также его  ратифицировала.

 

 

Основным назначением  Протокола 11 к Европейской Комиссии по правам человека было введение усовершенствований в систему Конвенции, которые  должны были привести к рассмотрению жалоб на нарушения прав человека единым Европейским Судом в «разумный  срок»6. Более того, целью реформ, проведенных в ноябре 1998 г., стало повышение эффективности средств защиты и сохранение высокого качества защиты прав человека7. Как выразился Люциус Вильдхабер, экс-председатель Европейский суд по правам человека, «Европейский Суд был реструктурирован для того, чтобы он мог справляться с возрастающим объемом жалоб, уменьшить время, затрачиваемое им на рассмотрение дел, и для того, чтобы сохранить судебный характер этой системы»8.

 

Протокол 11 представляет собой радикальную попытку модернизации старой системы и устранения ее недостатков. В соответствии с этим протоколом страсбургская система защиты прав человека была рационализирована, приобрела полностью судебный характер и, с появлением судей, работающих на постоянной основе и постоянно проживающих в Страсбурге, стала профессиональной. В настоящее время Европейский суд по правам человека действует на постоянной основе как единый институт, в результате чего отпала необходимость в длительном исследовании дела двумя органами. В результате принятия Протокола 11 Европейская комиссия по правам человека окончательно превратилась в полном смысле слова судебную систему. Комитет Министров более не располагает полномочиями, позволяющими ему выносить решения по существу дел (в результате отмены ранее имевшихся у него полномочий рассматривать индивидуальные жалобы, признанные приемлемыми, однако не переданные в Суд), хотя и продолжает сохранять за собой функцию органа, осуществляющего надзор за исполнением решений Европейский суд по правам человека. Более того, одним из замечательных достижений Протокола 11 стала отмена факультативного характера права на обращение с индивидуальной жалобой, и признание этого права в настоящее время носит обязательный характер, а юрисдикция Европейский суд по правам человека распространяется на все государства-участники9.

 

Задача Европейского суда в свою очередь связана с идеями самой  Конвенции: обеспечение каждому  лицу, находящемуся под юрисдикцией  государств – участников Конвенции, прав и свобод, определенных в конвенции и Протоколах к ней.

Причем, как явствует из абзаца 2 преамбулы  Конвенции, речь идет о всеобщем и  эффективном признании и соблюдении прав, провозглашенных в Конвенции  и Протоколах к ней. Эта же позиция  зафиксирована в Конвенции: «Каждый  чьи права и свободы, изложенные в настоящей Конвенции, нарушены, располагает к активным средствам правовой защиты перед национальными властями, даже если такое нарушение совершено лицами, действовавшими в официальном качестве»10.

Юридическим и фактическим местопребыванием Суда является Страсбург, столица французской провинции Эльзас и местонахождение Совета Европы. Как известно, Эльзас расположен на границе с Германией (от здания Суда до границы всего несколько километров) и в 70 км. от границы со Швейцарией. Вместе с тем Суд может выполнять свои функции, если сочтет целесообразным, в другом месте на территории страны - члена Совета Европы.

Деятельность Суда освещается в  разделе II (ст.19), Разделе III (ст.ст.20-37), разделе IV (ст.ст.38-56), а также в разделе V (ст.ст.58-59) Конвенции. Кроме того, Протокол № 2 к Конвенции наделяет Европейский Суд по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения; Протокол № 9 предоставляет возможность гражданам государств, подписавших этот документ, передавать дело на рассмотрение Суда; и наконец, Протокол № 11 учреждает постоянный единый Европейский Суд по правам человека.

Европейский Суд по правам человека на основе Конвенции  о защите прав человека и основных свобод, а также  Протоколов к ней, принял 4 ноября 1998 года Правила (регламент) процедуры Суда.

Правила дают определение используемых понятий и терминов «Конвенция», «пленарное заседание Суда», «Большая Палата», «Палата», «Суд», «судья», «сторона»  и т.п.

Раздел I регламентирует организацию и работу Суда: детализирует статус Судьи, правила выборов Председателя Суда и заместителей Председателя Суда, Председателей Секций, обязанности этих лиц, выборы Секретаря, его обязанности, порядок работы Суда, его местопребывание, пленарные заседания Суда, порядок совещания судей, голосование, порядок работы палат и комитетов и др.

Раздел II устанавливает порядок производства и принципы: гласность судебного разбирательства; языки, на которых ведется судопроизводство; представительство государств-участников Конвенции; представительство заявителей, сообщения, уведомления и вызовы в Суд; представление доказательств; исключение и восстановление жалобы в списке дел, подлежащих рассмотрению; возбуждение дела; требования к содержанию межгосударственной и индивидуальной жалобы; проведение слушаний; постановления и др.

 Каждое государство, ратифицировавшее  Европейскую Конвенцию по правам  человека, представлено в Суде  одним судьей. Таким образом, общее  количество судей соответствует  числу стран, участвующих в  Европейской конвенции. По состоянию  на 2001 год  в состав Суда входило 43 судьи. Судьи избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы из трех кандидатов, представленных каждой страной сроком на шесть лет. Вместе с тем срок полномочий половины судей первого состава истекает через три года. Они определяются по жребию сразу после избрания. Сделано это с целью периодического обновления состава Суда наполовину11.  Судья должен уйти в отставку по достижении им 70 лет. Возрастные ограничения для судей были введены ввиду возрастающей нагрузки на них и увеличения объема работы. Судьи выступают в Суде в личном качестве и в процессе исполнения своих обязанностей являются полностью независимыми. В течение своего срока полномочий судьи не должны занимать никаких должностей, несовместимых с их независимостью и беспристрастностью как членов суда.

В январе 2000 года в состав Суда был  избран российский судья Анатолий Иванович Ковлер (до 1999 года Россию представлял  В.А.Туманов).

Кандидат на пост судьи должен обладать высокими моральными качествами и либо удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высшие судебные должности в государствах-членах, либо быть правоведом с признанным авторитетом. Причем член Суда не может быть отстранен от должности иначе как в случае, когда остальные судьи большинством в две трети голосов принимают решение о том, что он более не соответствует предъявляемым требованиям.

Суд избирает из своего состава Председателя и одного или двух заместителей.  Причем Председателя сроком на три года; они могут быть переизбраны. Нынешним председателем Суда является Луциус Вильдхабер (Швейцария), заместителями – Э.Пальм (Швеция) и К.Розакис (Греция). Суд образует Комитеты, Палаты, Большую палату, создаваемые на определенный период времени, избирает Председателей Палат Судей, которые могут быть переизбраны. Суду помогает канцелярия, функции и организация которой определяются его правилами процедуры. Суд пользуется услугами юридических секретарей.

Структурно работа Суда строится в  Комитетах, Палатах и Большой  Палате. Организационные вопросы работы решаются на пленарных заседаниях, которые созываются Председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Кроме того, пленарное заседание может быть проведено по требованию одной трети членов Суда. Кворум пленарного заседания составляет две трети от числа избранных судей. Комитеты состоят из 3, Палаты - из 7, а Большая Палата насчитывает 17 судей.

Комитеты формируются Палатами на 12 месяцев. Палаты своим решением определяют тех судей и их "заместителей", которые будут заседать в каждом конкретном Комитете. Количество создаваемых Комитетов определяется Председателем Суда после проведения консультаций с председателями секций Палат. Обязанности председательствующего в Комитете выполняются тем из его членов, который имеет старшинство в соответствующей секции Палаты. Главный вопрос, который призваны решать Комитеты, это рассмотрение поступившей жалобы на предмет ее соответствия положениям Европейской конвенции и признания ее приемлемой или неприемлемой.

Сами Палаты формируются Судом также на фиксированный срок. Суд определяет 7 судей, которые будут работать в той или иной Палате. Кроме того, назначает "заместителей" на случай отсутствия "постоянных" судей Палаты. Судьям не запрещается участвовать в работе нескольких Палат.

Большая Палата, состоящая из 17 судей и 3 запасных, образуется на три года и призвана принимать решения по жалобам граждан и межгосударственным спорам, а также рассматривать запросы Комитета Министров на предмет консультативных заключений. Президент (председатель) Суда, вице-президенты, президенты Палат и судья от страны, участвующей в деле в качестве одной из сторон, входят в состав Большой Палаты ex officio. Решения и постановления Большой Палаты выносятся большинством голосов от числа судей, участвующих в судебном заседании. В соответствии с Регламентом Суда судьи не вправе воздерживаться от результирующего голосования по существу дела. Интересно, что по общему правилу голосование осуществляется поднятием руки. Однако Председатель может также произвести поименное голосование в порядке, обратном старшинству.

Суд в соответствии с  положениями Конвенции обладает следующей общей юрисдикцией:

  • принимает жалобы от любого гражданина, неправительственной организации или группы граждан, которые считают, что их права исходя из положений Европейской Конвенции по правам человека нарушены государством - членом Совета Европы;
  • рассматривает споры между государствами - членами Совета Европы по поводу нарушений положений Европейской Конвенции по правам человека.

Комитет Министров по новой процедуре лишается возможности участвовать в решении споров по существу. В новой системе контроля ему оставлено только наблюдение за исполнением решений Суда.

Введенная Протоколом № 11 новая система  контрольного механизма приведет к  упрощению процедуры подачи и рассмотрения индивидуальных петиций, ускорению процедуры и повышению эффективности.

Одним из важнейших критериев эффективности  работы Европейского суда, безусловно, является принцип его организации, формирования его судейского корпуса. В состав суда входит такое же число судей, как и число государств-членов в составе Совета Европы. Сегодня это число равняется 44- таким образом, каждое государство представлено одним судьей. Однако слово «представлено» не означает, что судья является «представителем» данного государства, как его часто, не точно называют. Его статус иной, он участвует в работе суда в личном качестве и его деятельность не может иметь целью защиту интересов своего государства.

При принятии конвенции было отклонено  как противоречащее принципу равного участия всех государств-участников предложение ограничить состав суда определенным числом судей (7 или 9). Избранный принцип – «член суда от каждого государства-участника» в наибольшей степени отвечает принципу равенства государств, а также современным реалиям межгосударственных отношений.

Когда определялось, как будет формироваться  другая наднациональная европейская  юрисдикция – суд Европейского сообщества (Люксембург), этот принцип был отклонен. При назначении судей («по общему согласию» правительств государств- участников) было вовсе не обязательно представительство всех этих государств, хотя число судей равнялось их числу. Однако практика оказалась сильнее этой установки, и принцип «член суда от каждого государства-участника» победил и в этом суде. На первый взгляд может показаться, что численность Страсбургского суда чрезмерна – она на порядок превышает число судей в других международных юрисдикциях. Однако только такая сравнительно большая численность позволяет суду и то не в полной мере справиться с потоком дел.

Всего за период с 1959 по 1998 г. в работе суда участвовали 80 судей. В сравнении  с нынешним составом суда эта цифра  удивляет. Однако она легко объясняется  двумя факторами: на порядок меньшее  число государств-участников и соответственно судей в первые три десятилетия существования суда, причем. Судьи избирались на девять лет с правом переизбрания. Судьи прежнего суда оставались в должности в среднем 13-15 лет.

Конвенция предъявляет к судьям следующие требования: они должны обладать высокими моральными качествами, удовлетворять данным, необходимым для назначения на высокие судебные должности или быть правоведами с общепризнанным авторитетом. Если первое требование равно относится ко всем кандидатам, то второе – явно имеет в виду тех,кто приходит  в Европейский суд из высоких национальных судебных инстанций или иных юридических органов, а третье – судей, приходящих из университетских и иных научных сфер.

В составе суда накануне реформы 1998 года примерно одну четверть составляли судьи, избранию которых предшествовала в их странах чисто судебная карьера. Примерно столько же составляли судьи, вышедшие  из научной и университетской среды. Другая же половина суда была представлена членами, в предшествующей карьере которых научная деятельность и деятельность в сфере юстиции сочетались с работой в международных и иных организациях.

В нынешнем составе суда, действующем  уже на постоянной основе, увеличилось  число судей с предшествующей преимущественно судейской карьерой и наоборот – несколько меньше стало представительство университетской профессуры.

На ныне действующем составе  суда существенно сказались три  установки , которым следовали руководящие  органы Совета Европы при реорганизации  суда.

Первая – сохранение преемственности  судебной практики и использование накопленного опыта судебной деятельности.

Вторая – омоложение состава  суда. Большинство судей предыдущего  состава, имевших большой опыт длительной работы в суде, должны были покинуть его потому, что перешагнули 70-летний возрастной рубеж. В новом суде больше всего судей в возрасте от 50 до 60 лет, далее следуют судьи, перешагнувшие рубеж в 60 лет, меньше всего судей в возрасте от 40 до 50 лет. Судьи в возрасте до 40 лет отсутствуют, хотя конвенция не устанавливает низшего возрастного предела для занятия должности члена Европейского суда.

Третья установка касалась «сбалансированности представительства  женщин в новом Европейском суде  по правам человека», как указывалось  в резолюции Парламентской ассамблеи (май 1997 года) по вопросам формирования этого суда. Если в ранее действовавших составах нередко вообще не было женщин-судей, а всего за сорок лет среди 80 судей было всего 3 женщины, то ныне в Страсбурге 6 женщин-судей, одна из них – Элизабет Пальм (Швейцария) является заместителем председателя суда.

Информация о работе Анализ основных этапов развития Европейского суда