Возбуждение уголовного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы, является рассмотрение стадии возбуждения уголовного дела и ее регламентации согласно Российскому законодательству.
Институт возбуждения уголовного дела имеет процессуальное важное значение, он призван обеспечить правильную, целеустремлённую, наступательную, активную и инициативную борьбу с преступлениями, которая должна в точном соответствии с законом осуществляться.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА…………………………………………………………7
1.1 История института возбуждения уголовного дела……………………7
1.2 Цели и задачи стадии возбуждение уголовного дела………………..12
2 НОРМАТИВНО ПРОВАВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА………………………………….16
2.1 Условия возбуждения уголовного дела……………………………...16
2.2 Порядок рассмотрения заявления (сообщения) о преступлении…..30
2.3 Проблемные аспекты стадии возбуждения уголовного дела………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа, Злобин Р.В..docx

— 109.75 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

1 СТАНОВЛЕНИЕ  И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ВОЗБУЖДЕНИЯ  УГОЛОВНОГО ДЕЛА…………………………………………………………7

    1. История института возбуждения уголовного дела……………………7
    2. Цели и задачи стадии возбуждение уголовного дела………………..12

2 НОРМАТИВНО ПРОВАВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА………………………………….16

2.1 Условия возбуждения уголовного дела……………………………...16

2.2 Порядок рассмотрения заявления (сообщения) о преступлении…..30

2.3 Проблемные аспекты стадии возбуждения уголовного дела………37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И 

ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..46 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В настоящее время насущной и актуальной является проблема завоевания доверия граждан по отношению  к органам власти, в том числе  – к органам внутренних дел. Длительный период бюрократического формирования статистической картины криминогенной ситуации на территории государства, привел в итоге к тому, что сотрудники полиции стали бороться не с преступностью, а со статистикой. В середине 90-х годов парадоксальная складывалась ситуация, вновь когда принятым сотрудникам милиции, «по наследству», передавали способы и уловки «уговаривания граждан» с целью той, чтобы они от отказывались своего первоначального намерения подавать заявления в ОВД о совершенных в их преступлениях отношении, а также способы искажения (например, занижения стоимости похищенного) в информации заявлениях граждан с целью получения вынесения возможности постановления об отказе возбуждении в уголовного дела и, соответственно, очередного избежания «глухаря». В настоящее время, из приоритетных одним направлений в деятельности ОВД, является учетно-регистрационной совершенствование дисциплины. Однако результатов анализ свидетельствует оперативно-служебной деятельности ОВД о том, что существенных изменений в методах и стиле работы по обеспечению учетно-регистрационной дисциплины не произошло, доверия уровень доверия населения к ОВД остается крайне низким.

Данная тема является актуальной, т.к. возбуждение уголовного дела — начальная стадия процесса уголовного, в которой полномочные органы государства или лица должностные, получив сведения о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливают наличие или отсутствие оснований для производства по уголовному делу и решение принимают о возбуждении уголовного дела или в этом отказывают. Возбуждение уголовного дела — обязательная стадия уголовного процесса. В этой стадии подлежат выяснению обстоятельства, как за собой влекущие возбуждение уголовного дела, так и исключающие производство по делу, т.е. отказ в нем. Принимаются меры к пресечению или предупреждению преступления, а равно к закреплению следов преступления. Возбуждение уголовного дела есть законом предусмотренный способ реагирования органов правоохранительных на событие, ставшее им известным, содержащее признаки преступления. Своевременное уголовного дела возбуждение способствует успешному его расследованию, тем более когда оно по горячим следам совершается. И напротив, реагирование запоздалое на сигнал о готовящемся или совершенном преступлении может привести к утрате доказательств и потому затруднить серьезно расследование либо обречь его на неудачу.

Целью моей работы, является рассмотрение стадии возбуждения уголовного дела и ее регламентации согласно Российскому законодательству.

Институт возбуждения  уголовного дела имеет процессуальное важное значение, он призван обеспечить правильную, целеустремлённую, наступательную, активную и инициативную борьбу с преступлениями, которая должна в точном соответствии с законом осуществляться. Получая сообщения и заявления о готовящихся или совершённых преступлениях, компетентные органы, осуществлять правомочные уголовно-процессуальную деятельность должны установить наличие или отсутствие необходимых условий для законного и обоснованного начала производства по уголовному делу. Должностное лицо, подписавшее постановление о возбуждении уголовного дела или давшее согласие на возбуждение уголовного дела, несёт ответственность за законность и обоснованность своего решения.

Возбуждение уголовного дела -  самостоятельная стадия уголовного процесса, обладает которая всеми признаками, характеризующими уголовного процесса стадию (конкретные задачи, выражение основных принципов уголовного процесса, специфический круг уголовно-процессуальных правоотношений и действий и др.). Эта стадия независима от других этапов дела движения, и она характером разрешаемых вопросов обусловлена. Здесь в частности не только сообщения принимаются о совершенном преступлении, но и проверка осуществляется полученных сведений, а также принимается обоснованное решение о возбуждении уголовного дела или отказе в нем. При возбуждении уголовного дела задача осуществляется двойная. С одной стороны, реагирование на каждый факт совершения преступления, а с другой - ограждение последующих этапов уголовного процесса.

В уголовном процессе существуют досудебные две стадии: стадия возбуждения уголовного дела и стадия предварительного расследования. Предварительное расследование, в очередь свою, осуществляется в двух формах (предварительное следствие и дознание), из которых в каждой имеется множество проблем. Именно при возбуждении уголовного дела допускается огромное количество нарушений, связанных как с незаконным возбуждением уголовного дела, так и с неправомерным отказом в его возбуждении.

Таким образом, можно выделить следующие задачи данной работы:

- рассмотреть институт возбуждения уголовного дела;

- рассмотреть особенности возбуждения разной категории уголовных дел;

- изучить проблемные аспекты  стадии возбуждение уголовного  дела;

- сделать вывод.

Объект исследования – общественные отношения возникающие в процессе возбуждения уголовного дела.

Предмет исследования – уголовное процессуальное законодательство, учебная и научная литература.

Основные методы исследования: сравнительно – правовой, исторический, социологический и системный.

До постановления вынесения о привлечении в качестве обвиняемого лица, постановление о возбуждении уголовного дела является документом основным, определяющим содержание возможного обвинения и преступления квалификацию, оно также является основой, на которой расследование ведётся, в каком направлении должно вестись производство по делу. Следователь рассматривает постановление о возбуждении уголовного дела лишь как исходный момент для расследования производства и руководствуется им поскольку, постольку в ходе расследования не обнаружит таких данных, которые меняют направление расследования.

Структура работы: введение, регламентирующее актуальность исследования, две главы, раскрывающие задачи исследования, заключение, содержащее основные выводы проведённой работы, список использованных источников и литературы.

 

 

1 СТАНОВЛЕНИЕ  И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ВОЗБУЖДЕНИЯ  УГОЛОВНОГО ДЕЛА

 

    1. История института возбуждения уголовного дела

 

В процессуальных законах  первых лет Советской власти не регламентировалась начальная стадия производства по делу. Тем не менее возможным представляется проследить по декретам, инструкциям и положениям развитие института возбуждения уголовного дела, хотя не во всех этих документах имеются прямые указания по данному вопросу.

 Декрет о суде №  1 прямых указаний на возбуждение  уголовных дел не содержит. Но из всего содержания этого исторического декрета вытекает, что на суды была возложена большой государственной важности работа по борьбе с преступностью. На народных местных судей было возложено возбуждение уголовных дел, к их подсудности отнесенных, а на революционные трибуналы — вся полнота функций по возбуждению уголовных дел против мародеров, контрреволюционеров, саботажников и других преступников. Компетенцией народных трибуналов и судов определялись и их права по возбуждению уголовных дел. В инструкции Народного комиссариата юстиции «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний» от 19 декабря 1917 г. уже отчетливо говорится о начальной стадии уголовного процесса. В п. «д» ст. 3 указывается, что «поводами к возбуждению дел служат сообщения судебных и административных мест и должностных лиц, общественных, профессиональных, партийных организаций и частных лиц».

Правда, мы здесь еще не находим определенных по вопросу указаний о том, в какой мере обязательно влекут эти сообщения за собой расследование и рассмотрение дел, то есть нет указаний на то, что наличия одного повода еще не достаточно для возбуждения уголовного дела, а также требуется наличие для этого соответствующих оснований. Но этот корректив вносился самой практикой.

В постановлении Народного  комиссариата юстиции «Об организации  и действии Местных Народных Судов» от 23 июля 1918 г.  начальная стадия возбуждения уголовного дела еще  более четкое выражение находит. В этом постановлении содержится специальный раздел «О порядке начатия дел». В ст. 15 постановления говорится: «Производство в Местном Народном Суде начинается по просьбе граждан, по предложению Советов и должностных лиц и по собственному усмотрению в тех случаях, когда Суду, в лице хотя бы одного из своих членов, пришлось наблюдать нарушение законов». В рассматриваемом постановлении о местных народных судах указывается не встречавшийся в изданных ранее инструкциях и декретах повод, состоящий в личном усмотрении состава суда или одного из членов суда. В постановлении отражение нашла та практика, которая установилась уже и ко времени его вынесения получила широкое распространение. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О Народном Суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» от 30 ноября 1918 г. представляет собой, как известно, по существу первый относительно полный кодекс судопроизводства и судоустройства. Естественно поэтому,  в нем более четко по сравнению с ранее изданными декретами, инструкциями и положениями регламентируется порядок и условия возбуждения уголовных дел. «Производство в Народном Суде,— говорится в ст. 53 декрета — начинается по заявлению граждан, по предложению Исполнительных Комитетов Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов, должностных лиц и по усмотрению Суда в тех случаях, когда суд обнаружит нарушение декрета Рабоче-Крестьянского Правительства или совершение преступления». Существенно, что усмотрение Суда как повод к началу по делу производства допускается не только в тех случаях, когда суд «наблюдает» нарушение законов, но и в случаях, когда он «обнаружит» такое нарушение. Права суда были в этом отношении значительно расширены.

Как и в изданных ранее декретах и инструкциях, в рассматриваемом декрете от 30 ноября 1918 г. говорится лишь об одном органе, имеющем право возбуждать уголовное дело. В действительности круг лиц и органов, по инициативе которых дело могло быть возбуждено, был значительно шире.

Уже в первые годы Советской власти неизменно правотворчество направлялось на укрепление революционной законности, что не могло не коснуться вопроса об обоснованности возбуждения уголовных дел как важного фактора стабильной законности в стране.

Декрет ВЦИК о Революционных  Трибуналах от 12 апреля 1919 г, не предусматривает  стадии возбуждения уголовного дела. Лишь в ст. 13 декрета есть упоминание, что «все сообщения, поступающие  в Следственную Комиссию, немедленно направляются в соответствующие  органы, ведущие розыск в борьбе со всяким преступлением», а в ст. 12 содержатся указания о правах следственных комиссий по делам, «возбуждаемым и  разбираемым в Революционных  Трибуналах».

В декрете ВЦИК «О Революционных  Военных Трибуналах», изданном несколько  позднее (20 ноября 1919 г.), о возбуждении  уголовных дел говорится уже  определенно и четко. В ст. 18, помещенной в главе «Начатие дел», сказано: «Поводами к начатию дел в Революционных Военных трибуналах служат: а) заявление граждан, а также сообщения военных и гражданских судебных и административных мест и должностных лиц, б) непосредственное усмотрение Революционного Военного Трибунала, в) явка с по­винной».

Вслед за этим общим Положением о революционных трибуналах, Революционным  Военным Советом Республики было издано вскоре новое Положение о Революционных Военных Трибуналах. Статья 1 этого Положения воспроизводит в основном текст ст. 1 Положения от 18 марта 1920 г., согласно которой дела paссматриваются трибуналами по направлениям Революционных Военных Советов, особых отделов, чрезвычайных комиссий по борьбе с дезертирством, рабоче-крестьянской и военных инспекций, а также учреждений, которым предоставлено соответствующее право. Поводами к начатию дела могут также служить заявления граждан, гражданских судебных и сообщения военных и должностных лиц и административных мест, политические сводки соответствующих органов. Что касается этих сводок, то Положение специально оговаривает, что по политическим сводкам дела могут быть возбуждены, если «трибунал усмотрит достаточные для возбуждения уголовного или политического преследования основания».

Возбуждение уголовного дела как стадия современного уголовного процесса означает начало уголовного преследования и открывает возможность  производства широкого круга следственных действий и мер процессуального  принуждения, определенных УПК РФ.

Возбуждение уголовного дела как институт российского уголовного процесса зародился лишь в советский  период. В дореволюционный период возбуждение уголовного дела не являлось самостоятельной стадией процесса, ввиду состязательного характера  последнего.

По УПК РСФСР 1922 и 1923 гг. возбуждение уголовного дела как  стадия процесса не носила выраженного  самостоятельного характера, т.к. следственные действия могли проводиться и  непосредственно после заявления (иного сообщения) о преступлении. На практике это порождало ряд  злоупотреблений властью и многочисленные нарушения прав граждан, когда без  возбуждения уголовного дела они  подвергались жестким мерам процессуального  принуждения. Жестокие уголовные репрессии  тех годов, унесшие жизни и  покалечившие судьбы сотен тысяч  советских граждан, лишнее тому подтверждение.

Информация о работе Возбуждение уголовного дела