Возбуждение уголовного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы, является рассмотрение стадии возбуждения уголовного дела и ее регламентации согласно Российскому законодательству.
Институт возбуждения уголовного дела имеет процессуальное важное значение, он призван обеспечить правильную, целеустремлённую, наступательную, активную и инициативную борьбу с преступлениями, которая должна в точном соответствии с законом осуществляться.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА…………………………………………………………7
1.1 История института возбуждения уголовного дела……………………7
1.2 Цели и задачи стадии возбуждение уголовного дела………………..12
2 НОРМАТИВНО ПРОВАВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА………………………………….16
2.1 Условия возбуждения уголовного дела……………………………...16
2.2 Порядок рассмотрения заявления (сообщения) о преступлении…..30
2.3 Проблемные аспекты стадии возбуждения уголовного дела………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа, Злобин Р.В..docx

— 109.75 Кб (Скачать файл)

Во-первых, на практике нишодно решение о возбуждениишуголовного дела без юридической квалификациишне принимается; во-вторых, процессуальное оформление решения о возбуждении уголовного дела обязательно предполагает наличиештакой квалификации; в-третьих, без такой квалификации нельзя принимать ряд процессуальных решений - о подследственности, мерахшпресечения и др.

Об этом же пишут В.М. Корнуков, В.А. Лазарев, В.Д. Холоденко: «...решение о возбуждении уголовного дела может и должно приниматься только при наличии такой совокупности данных, которые характеризуют не только объект и объективную сторону деяния, но и виновное его совершение, либо как минимум исключают невиновность лица, его совершившего».28

Форма винышпри этом большого значения не имеет, она может варьироваться, не переходяшчерты невиновного совершения соответствующего деяния.

Только при такихшобстоятельствах возможно установление противоправности деяния и его юридической квалификации.

Таким образом, для принятияшсоответствующего решения требуется, чтобы сам повод содержал достаточные данные, указывающие на наличие в деянии признаковшконкретного преступления, т.е. основания.

В.Н. Григорьев и Г.А. Кузьмин  полагают, что достаточные данные, указывающие на признаки преступления, должны быть бесспорными.29

Компетентное лицо,шимеющее право на принятие решения о возбуждении уголовного дела, решаяшвопрос о наличии или отсутствии основания для возбужденияшуголовного дела, должно руководствоваться принципами уголовного судопроизводства, исходитьшиз требований назначения уголовного судопроизводства, учитывать интересы как стороны обвинения, так и стороны защиты.

С.В. Бородин и А.М. Лариншполагают, что в ходе принятия решения о возбуждении уголовного дела требуетсяшустановить лишь признаки преступления, а не все элементы его состава.

Данная позицияшпредставляется обоснованной.

По справедливомушзамечанию А.В. Гриненко, критерием определения наиболее «удачного» момента возбужденияшдела является основанная на собственном убеждении уверенностьшв том, что в материалах проверки собрано необходимое и достаточное количествошисходной информации.

Международная практикашзнает и другие правила, например в Великобритании при поступлении информациишо преступлении компетентные должностные лица начинают процесс, не дожидаясь каких бы то ни былошдополнительных сведений.

По мере накопленияшдоказательств, если их будет достаточно, прокурор принимает решение о возбуждениишуголовного преследования и в дальнейшем формулирует обвинение ишподдерживает его в суде.

По правилам уголовного судопроизводства Пенсильвании (США) суд может возбудить  производство по уголовному делу путем  регистрации письменной жалобы.30

А.С. Каретников и Д.А. Зипунников отмечают, что возможность проведения предварительных проверок по сообщениям о преступлениях и длительность их сроков часто превращаются в кипучую деятельность по укрытию преступлений путем отыскания надуманных оснований отказа в возбуждении уголовного дела, что неминуемо влечет за собой нарушение конституционного права граждан на доступ к правосудию с целью защиты прав нарушенных преступлением.

Такой порядок, поших мнению, неминуемо приведет к сокращению отказных материалов,шсократит массив укрытых преступлений.

Увеличение жешчисла прекращенных уголовных дел, даже по реабилитирующимшоснованиям, никак нельзя рассмотреть как брак в работе органов предварительного расследования, потомушчто это один из законных способов разрешения заявлений ошпреступлениях, отвечающий назначению уголовного судопроизводства.

Следовательно, какшс точки зрения соблюдения прав граждан, потерпевших от преступлений, так и сшпозиции процессуальной экономии, незамедлительное возбуждение уголовных дел по заявлениямшфизических лиц без проведения дополнительных проверок надо рассматривать как благо, а не как угрозу обществу.

Полагаем необходимымши возможным принятие решения о возбуждении уголовного дела, и, после проверкиши установления наличия достаточных оснований.

Установленный уголовно-процессуальнымшзаконом (ст. 144 УПК РФ) 3-дневный срок для принятия обоснованного и законного решения о возбуждении уголовного делашнедостаточен, и это приводит как к необоснованному возбуждениюшуголовного дела, так и к необоснованным отказам в его возбуждении.

Одна из проблем,шпрошедшая в УПК РФ из прежнего УПК РСФСР, состоит в отсутствии регулирования процедурышпроверки поводов для возбуждения уголовного дела.

Необходимость разрешенияшэтого вопроса назрела давно. Глава 19 УПК РФ не содержит никаких положений в частишпроверки поводов для возбуждения уголовного дела.

При расследованиишопределенных видов преступлений в этом действительно нет необходимости, так какшналичие достаточных данных, указывающих на признакишпреступления, очевидно с самого начала расследования (например, убийств, грабежей, разбойных нападений и др.).

Однако расследованиешбольшей части преступлений связано с предварительным сбором и проверкойшопределенных сведений.

Тем не менее, законодатель в ст. 144 УПК РФ ограничился только указанием сроковшпроверки и права органа дознания, дознавателя, следователя требовать производствашдокументальных проверок, ревизий и привлекать к участию в них специалистов, этого явно недостаточно.

Таким образом, названиешстатьи – Порядок рассмотрения сообщения о преступлении - представляетсяшболее широким, нежели ее содержание.

В ст. 145 УПК РФ указано, чтошуполномоченные органы принимают решения по результатам рассмотрения сообщенияшо преступлении, но порядок такого рассмотрения также не описывается.

С другой стороны, в повседневнойшдеятельности правоохранительных органов сформировались определенныешпроверочные действия, достаточно хорошо всем известные.

Это опрос, изъятие, проведениешспециальных исследований и (или) экспресс-анализом, контрольная закупкаши некоторые другие.

Участниками уголовногошсудопроизводства, в том числе со стороны защиты, не ставится под сомнение правомерностьших существования.

Однако, несмотря нашвсю их важность, протоколы таких действий составляются в произвольной форме и выполняютшроль своеобразного «приложения» к рапорту об обнаружении признаковшпреступления в порядке ст. 143 УПК РФ.

Такое положение делшнегативно сказывается на обоснованности принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Большинство сторонниковшсохранения существующего содержания гл. 19 УПК ссылаются на то обстоятельство, чтошполномочия сотрудников правоохранительных органов, которыешмогут быть ими использованы при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, прописаны в иных нормативных актах.

По мнению других авторов, этот доводшнесостоятелен по следующим причинам:

а) упомянутые полномочияшиспользуются сотрудниками соответствующих правоохранительныхшорганов по всем направлениям их деятельности, вне зависимостишот их использования на стадии возбуждения уголовного дела;

б) в указанных законах  описываютсяшсами действия, но не порядок их совершения;

в) все вопросы уголовного судопроизводства согласно ст. 1 УПК  РФ регулируются только Уголовно-процессуальным кодексом, как законом специального назначения, и международными нормами  и договорами.

К тому же полномочия сотрудников  правоохранительных органов, разбросанные по различным нормативно-правовым актам, в определенной мере различаются  между собой, что недопустимо  с позиции единообразного понимания  цели уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ) и способов ее достижения.31

Обратим вниманиеши на то обстоятельство, что проверку поводов к возбуждению уголовного дела дознавателю, органушдознания, следователю надлежит проводить «в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Однако описанияшсамой компетенции указанных лиц применительно к стадии возбуждения уголовного дела в УПК РФ нет.

Налицо очевидныйшпробел в уголовно-процессуальном законодательстве.

Кроме того, некоторыешдоказательства, поступающие в распоряжение следователя и суда, могут быть получены дошвозбуждения уголовного дела, а в ходе предварительногошрасследования аналогичные доказательства путем проведения следственных действий полученышбыть уже не могут (например, результаты экспресс-анализов наркотических веществ на коже и в подногтевом содержимом торговца наркотиками и др.).

В таких ситуацияхшнаиболее отчетливо проявляется необходимость уголовно-процессуальной регламентацииштех проверочных действий, результатами которых сталошполучение таких доказательств.

В противном случаешвозможна постановка вопроса о признании указанных доказательств недопустимымишв соответствии с ч. 1 ст. 75 УПК РФ, так как не определен порядок ихшполучения на стадии возбуждения уголовного дела.

После признанияшдостаточной обоснованности проблемы и необходимости ее разрешения дальнейшеешее исследование должно включать в себя следующие аспекты:

1) перечень самихшпроверочных действий и структуру соответствующихшпротоколов;

2) описание техшобщих правил, которыми необходимо руководствоваться при проведении проверочныхшдействий и составлении их протоколов (по аналогии со ст. 166 УПК РФ);

3) возможностьшпринудительного исполнения требований лица, осуществляющего проверку в порядке ст. 144 УПК РФ;

4) гарантии прав и законныхшинтересов граждан и организаций на этой стадии уголовного процесса.

Соответствующиешизменения и дополнения должны найти отражение в рамках гл. 19 УПК РФ, так как в этом случаешв единстве будут находиться процессы проверки первичнойшинформации о преступлении и принятие процессуального решения о возбужденииш(отказе в возбуждении) уголовного дела.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Возбуждение уголовного дела – обязательная стадия уголовного процесса. В этой стадии подлежат выяснению  как обстоятельства, влекущие за собой  возбуждение уголовного дела, так  и исключающие производство по делу, то есть отказ в нем. Принимаются  так же меры к предупреждению или  пресечению преступления, а равно  к закреплению следов преступления. Закон требует, что бы по каждому  заявлению или сообщению было принято решение либо о возбуждении, либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Поэтому возбуждение уголовного дела, есть предусмотренный законом  способ реагирования правоохранительных органов на ставшее им известным событие, как на преступление, которое необходимо установить, а лицо его совершившее подвергнуть наказанию.

Своевременное возбуждение  уголовного дела способствует успешному  его расследованию, тем более, когда  оно совершается по горячим следам. И, напротив, запоздалое реагирование на сигнал о совершенном или готовящемся  преступлении может привести к утрате доказательств и потому серьезно затруднить расследование либо обречь его на неудачу.

Вместе с тем возбуждение  уголовного дела без достаточных  к тому оснований также как  и необоснованный отказ в возбуждении  уголовного дела, являются грубейшим  нарушением законности, приносящими  большой вред обществу, государству, правам и законным интересам его  граждан.

Нередко возбуждение и  принятие к своему производству уголовного дела при отсутствии к тому оснований  влечет и другие более серьезные  последствия нарушения законности – необоснованное задержание, привлечение  лица в качестве обвиняемого, производство обыска, применение иных мер государственного принуждения (привод, отстранение от должности и т.д.). Никакие иные нарушения законов не приносят людям  больших нравственных и физических страданий.

Необоснованное возбуждение  уголовных дел отрицательно сказывается  на борьбе с преступностью в целом. Оно приводит к напрасной трате  сил, средств и времени органов  предварительного расследования, к  отвлечению их от раскрытия действительно  совершенных тяжких преступлений. Нельзя сбрасывать с весов и то обстоятельство, что из-за необоснованного начала предварительного расследования граждане без необходимости вызываются в полицию, отрываются от общественно-полезного труда.

Подводя итог проделанной  работе, можно проанализировать то, как мне удалось реализовать  поставленные в начале исследования цели и задачи. Подробно изучив Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а также специальную литературу по данной теме, я пришел к выводу, что данный вопрос является достаточно разработанным, однако, как и в любой другой области законодательства, здесь существуют открытые вопросы и неразрешенные проблемы. Понятие, значение стадии возбуждения уголовного дела были рассмотрены достаточно подробно, также был детально разобран порядок возбуждения уголовного дела. Была чётко определена разница в понятиях «поводы для возбуждения уголовного дела» и «поводы для начала уголовного процесса», «основания для возбуждения уголовного дела» и «основания для начала уголовного процесса». Таким образом, можно сказать, что в целом, мне удалось справиться с реализацией поставленной цели: по мере последовательного изложения материала в данной работе, было обозначено место данной стадии среди других стадий уголовного процесса и дана подробная её характеристика.

Информация о работе Возбуждение уголовного дела