Уголовный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Установленный порядок должен обеспечивать укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений, защиту от необоснованного обвинения или осуждения, незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина, а в случае обвинения или осуждения невиновного  незамедлительную и полную его реабилитацию, возмещение ему физического, морального и имущественного вреда, восстановление нарушенных трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав.
Исходя из изложенного, можно утверждать, что уголовный процесс – это деятельность органов дознания, предварительного следствия прокуратуры и суда по возбуждению, исследованию, судебному рассмотрению и разрешению уголовных дел, а также (частично) исполнение приговора.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…..3
1. (10) Лица, интересы которых затрагиваются в уголовном процессе. Лица, представляющие или защищающие в уголовном процессе интересы других участников процесса…………….….4
2. (39) Сущность и значение надзорной инстанции. Порядок возбуждения надзорного производства. Сроки рассмотрения дел………………………………………………………………………………15
3. (57) Ситуация……………………………………………..…....19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….….24
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Зинкевич Уголовный процесс.docx

— 75.47 Кб (Скачать файл)

При необходимости понятой может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, связанных с производством следственного действия, в котором он участвовал.

 

 

2. (39) Сущность и значение надзорной инстанции. Порядок возбуждения надзорного производства.  Сроки рассмотрения дел

 

Надзорное производство – это регламентированная законом деятельность, состоящая в проверке управомоченными должностными лицами законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений, принесение протеста в порядке надзора, проверка судом законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления и вынесения решения по делу.

Производство в подзорной инстанции – самостоятельная акция уголовного процесса. Оно возникает тогда когда выясняется, что приговор незаконен, необоснован или несправедлив и судебная ошибка не исполнена в кассационном порядке, такой приговор, а также вступившее в законную силу судебное определение или постановление могут и должны быть пересмотрены, отменил или изменил. Такой пересмотр осуществляется в порядке судебного надзора, а само производство по пересмотру именуется производством в надзорной инстанций или судебно-надзорным производством.

Сущность и значение пересмотра приговора, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, выражается прежде всего в том, что он является весьма важной гарантией осуществления правосудия в строгом соответствии с законом. Судья надзорных инстанций устраняют значительное число ошибок, допускаемых как судами первой, так и судами других инстанций. В этом отражается сходство данной стадии с кассационном производством. Разница же между ними, прежде всего, состоит в том, что в порядке судебного надзора, в отличие от кассационного, пересматриваются уже вступившие в законную силу судебного решения, которые возможно, уже обращены к исполнению, либо даже частично или полностью исполнены.

Другое различие между этими стадиями заключается в том, что в кассационном порядке соответствующее судебное решение может быть пересмотрено только один раз, а в порядке судебного надзора оно может быть пересмотрено неоднократно, поскольку судебно-надзорных инстанций несколько и одна (вышестоящая) обладает правом пересмотра решений другой (нижестоящей). И, наконец, очень важным отличием является то, что кассационная жалоба или протест влекут за собой обязательное рассмотрение дела в суде второй инстанции, тогда как судебно-надзорное производство возбуждается только при наличии усмотрения соответствующих должностных судебных или прокурорских органов.

Таким образом, судебно-надзорное производство является важным средством исправления ошибок и восстановления законности справедливости, нарушенной не только при рассмотрении уголовного дела по существу в суде первой инстанции, но и при пересмотре его в кассационной или нижестоящей судебно-надзорной инстанции.

Вместе с тем следует отметить, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшения положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении производства по уголовному делу допускается в течение одного года по вступлении их в законную силу.

Возбуждение судебно-надзорного производства

Сведения о том, что вступивший в законную силу приговор, определение, постановление являются незаконным или необоснованным, могут быть получены от осужденного, оправдательного, их защитников и законных представителей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей. Кроме того, с просьбами о принесении протеста могут обращаться любые граждане, учреждения и организации. Судебная ошибка может быть обнаружена и непосредственно при проверке деятельности нижестоящих судебных органов вышестоящими. Жалоба должна быть рассмотрена не позднее одного месяца со дня ее подачи.

Протесты в порядке надзора вправе приносить:

  1. Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь, их заместители – не приговоры, определения и постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений президиума Верховного Суда РБ;
  2. председатели местного, Минского городского судов, прокуроры областей, города Минска, Белорусский транспортный прокурор, в пределах своей компетенции – не приговоры, определения и постановления районного (городского) суда и определение судебной коллегии по уголовным делам соответственно областного, Минского городского судов, рассматривавших дело в кассационном порядке.

Лицо, принесшее протест, вправе его отозвать до начала судебного заседания, в котором протест подлежит рассмотрению.

Указанные лица вправе истребовать в пределах своей компетенции любое уголовное дело для разрешения вопроса о принесении протеста. Право истребования уголовных дел из районных (городских), межгарнизонных военных судов принадлежит также районным (городским) и приравненным к ним прокурором, которые в необходимых случаях вносят вышестоящему прокурору представление о применении протеста в порядке надзора.

Если указанные должностные лица (судебные и прокурорские) усмотрят что приговор, определение или постановление суда по истребованному уголовному делу являются незаконными или необоснованными приносят протест и направляют дело с протестом в соответствующую надзорную инстанцию. Если же в деле не было обнаружено оснований для принесения протеста, то должностное лицо сообщает об этом заявителю, с указанием мотивов его возврата. В этом случае истребованное дело возвращается в суд, из которого оно было истребовано

Порядок рассмотрения уголовных дел по протесту

Судами надзорной инстанции являются:

  1. Президиумы областного, Минского городского судов, которые рассматривают уголовные дела по протестам на кассационные определения этих судов и на вступивших в законную силу приговоры, определения и постановления районных (городских) судов;
  2. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь, которая рассматривает уголовные дела по протестам на постановления президиума областных судов, Минского городского суда или при отсутствии кворума в президиумах указанных судов по протестам на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления областных судов, Минского городского суда, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Республики Беларусь;
  3. Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь, которая рассматривает уголовные дела по протестах на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления межгарнизонных военных судов, приговоры, определения и постановления Белорусского военного суда, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РБ;
  4. Президиум Верховного Суда РБ рассматривает уголовные дела по протестам на приговоры и определения судебной коллегии по уголовным делам и военной коллегии Верховного Суда РБ.

В статье 440 УПК РБ предусмотрен также порядок направления уголовного дела для рассмотрения в надзорной инстанции в случае, если в суде первой инстанции или в кассационной инстанции принимало участие большинство членов президиума областного, Минского городского судов.

Порядок рассмотрения дел в надзорных инстанциях подробно изложены в УПК. Так, согласно ст. 444 УПК уголовное дело по протесту на вступившие в законную силу приговор, определение или постановление суда рассматривается надзорной инстанцией в судебном заседании не позднее пятнадцати суток, а президиумах Верховного Суда РБ – не позднее месячного срока с момента поступления уголовного дела с протестом.

В рассмотрении уголовного дела в порядке надзора принимают участие:

  1. в президиумах областного, Минского городского судов – прокуроры областей, города Минска, Белорусский транспортный прокурор либо заместители;
  2. в судебной коллегии по уголовным делам и военной коллегии по уголовным делам и военной коллегии Верховного Суда РБ – прокурор, уполномоченный Генеральным прокурором РБ;
  3. в президиуме Верховного Суда РБ – Генеральный прокурор РБ или его заместитель.

В необходимых случаях на заседание суда, рассматривающего уголовное дело в порядке надзора, для дачи объяснений могут быть приглашены осужденный, оправданный, их защитники, законные представители, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Этим лицам обеспечивается возможность ознакомления с протестом.

Рассмотрение дела в суде начинается докладом председателя суда или по его назначению членом президиума или судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении дела. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание приговора, определения или постановления, протеста. Докладчику могут быть заданы вопросы судьям. Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники, законный представитель, потерпевших и другие лица, они вправе после доклада судьи давать свои устные объяснения.

Затем слово предоставляется прокурору для поддержания принесенного им или вышестоящим прокурором протеста или для дачи заключения по уголовному делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя.

Решение суда надзорной инстанции принимается большинством голосов. При равенстве голосов, протест, рассмотренный в президиумах областного, Минского городского судов и в президиуме Верховного суда РБ считается оставленным без удовлетворения. Определение судебной коллегии по уголовным делам, военной коллегии составляется в совещательной комнате.

 

3. 57. Ситуация   

Расследуя большое по объему и сложное дело о преступлении группы лиц, следователь прокуратуры в результате длительных усилий собрал доказательства, по его мнению, полностью изобличающие обвиняемых в ряде преступлений. Так как в различных средствах массовой информации по поводу хода следствия делались противоречивые и непроверенные сообщения, следователь по собственной инициативе опубликовал в газетах несколько интервью, в которых изложил свое мнение о несомненной доказанности виновности обвиняемых, показывал несостоятельность их доводов и сообщал, какие меры наказания могут последовать по приговору суда, если суд согласится с обвинением.

Защитники ряда обвиняемых обратились к прокурору, требуя возбудить уголовное дело о разглашении следователем тайны следствия и отстранить следователя от дальнейшего ведения расследования.

Исходя из изложенного определите:

1. Какое решение возможно  по заявлению защитников?

Статья 198. Уголовно-процессуального кодекса РБ

Недопустимость разглашения данных предварительного расследования

1. Данные предварительного  следствия или дознания не  подлежат разглашению. Они могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, лица, производящего дознание, и только в том объеме, в каком ими будет признано это возможным, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного процесса.

2. Следователь, лицо, производящее дознание, вправе предупредить защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, представителей, свидетелей, эксперта, специалиста, переводчика, понятых и других лиц, присутствующих при производстве следственных и других процессуальных действий, о недопустимости разглашения без их разрешения имеющихся в деле сведений. У этих лиц берется подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со статьей 407 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

3. Следователь, лицо, производящее  дознание, предупреждают лиц, перечисленных  в части 2 настоящей статьи, об  ответственности за разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, содержащихся в материалах уголовного дела, о чем у них берется подписка.

Следователь – это должностное лицо, уполномоченное проводить предварительное расследование в форме следствия. Следователь – фигура процессуально самостоятельная, т.е. все решения следователь принимает самостоятельно. Следователь обязан выполнять письменные указания прокурора или начальника следственного подразделения. При этом при несогласии с указаниями, следователь, после выполнения, может обжаловать их прокурору или вышестоящему прокурору.

Уголовно-процессуальная деятельность, в отличие от оперативно-розыскной, носит открытый, гласный характер. Однако уровень этой гласности на этапе предварительного следствия и судебного разбирательства различный. Статья 114 Конституции Республики Беларусь провозглашает разбирательство дел в судах открытым. В отношении предварительного следствия данный принцип неприменим. Деятельность следователя, дознавателя носит гласный, открытый характер, осуществляется она в присутствии многих других лиц (свидетелей, потерпевших, обвиняемых, понятых, специалистов, переводчиков и т.д.); не представляет тайны сам факт совершения преступления, его последствия, лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Однако полученные в процессе следствия или дознания фактические данные (доказательства), построенные версии, тактические приемы и т.п. не подлежат разглашению. Это связано с тем, что преждевременная информация о ходе расследования и материалах дела может создать возможность подозреваемому или обвиняемому скрыться, повлечь утрату доказательств, вызвать противодействие со стороны обвиняемого, отрицательно сказаться на законных правах потерпевшего и других участников. Поэтому следователь, дознаватель вправе предупредить защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, представителей, свидетелей, эксперта, специалиста, переводчика, понятых и других лиц, присутствующих при производстве следственных и других процессуальных действий, о недопустимости разглашения без их разрешения имеющихся в деле сведений. У этих лиц берется подписка с предупреждением об ответственности по статье 407 УК.

Информация о работе Уголовный процесс