Уголовный процесс США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:14, реферат

Описание работы

Исследуя американскую систему уголовного судопроизводства приходится сталкиваться с некоторыми трудностями, поскольку в США действует 50 самостоятельных, независимых друг от друга судебных систем штатов (дуализм уголовно-процессуального права: федерация и штаты) (аналогичные системы существуют также в округе Колумбия и Содружестве Пуэрто-Рико. Существуют также территориальные суды на Вирджинских островах, Гуаме, Американском Самоа и в северной зоне Марианских островов) и федеральная судебная система. Последняя не включает в себя судебные системы штатов, а функционирует параллельно с ними. Все их связывает только одно - это полномочия Верховного суда США по пересмотру дел в апелляционном порядке.

Файлы: 1 файл

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС США.docx

— 28.27 Кб (Скачать файл)

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС США (Реферат) 

 

Исследуя американскую систему  уголовного судопроизводства приходится сталкиваться с некоторыми трудностями, поскольку в США действует 50 самостоятельных, независимых друг от друга судебных систем штатов (дуализм уголовно-процессуального права: федерация и штаты) (аналогичные системы существуют также в округе Колумбия и Содружестве Пуэрто-Рико. Существуют также территориальные суды на Вирджинских островах, Гуаме, Американском Самоа и в северной зоне Марианских островов) и федеральная судебная система. Последняя не включает в себя судебные системы штатов, а функционирует параллельно с ними. Все их связывает только одно - это полномочия Верховного суда США по пересмотру дел в апелляционном порядке.

Система уголовного судопроизводства США формировалась под воздействием английского права. До принятия Конституции 1787 года и "Билля о правах" 1791 года американцы отстаивали свои права  и свободы прежде всего апеллируя к законодательным актам и "общему праву" Англии, а также путем обращения к колониальным хартиям, в которых были нормы о гарантиях прав британских подданных. Преемственность английских правовых институтов вытекала из известных обстоятельств, связанных с образованием США. Дальнейшее самостоятельное развитие американской правовой системы повлекло за собой ряд существенных изменений, появлялись новые правовые институты, отличающие американское уголовно-процессуальное право от английского. На сегодняшний день, особенности уголовного судопроизводства в США обуславливаются федеральным устройством страны, наличием Конституции США и конституций штатов и другими особенностями политического и социально-экономического развития США.

Таким образом в основе уголовно-процессуального права США лежит английская система общего (прецедентного) права, т. е. права, создаваемого судами, которое сочетается с нормами статутного права.

Конгресс США и законодательные  органы штатов принимают различные  уголовно-процессуальные нормативные  акты. Эти правовые нормы, устанавливаемые  законодательными органами, образуют статутное право, являющееся очень  важным компонентом американского  уголовно-процессуального права. Тем  не менее, толкование законов и правил их применения определяется судами.

Как и в других странах, где в  основе правовой системы лежит общее  право (common law) правовая система США усложнена большим количеством судебных решений, имеющих силу прецедента. Ее основополагающим принципом является принцип следования судебному прецеденту - при разбирательстве дела суд должен следовать ранее установленным судебным решениям по аналогичным делам. Однако в США принцип следования прецеденту не считается судами абсолютным и судебная практика идет по пути гибкого применения этого принципа, приспосабливаясь на каждом историческом этапе развития страны к политическим и социально-экономическим потребностям США. Тем не менее сегодня в США многие прецеденты имеют более принципиальное значение, чем правовые нормы, устанавливаемые законодательными органами. В них, в частности, находят отражения различные положения, касающиеся охраны личности, жилища, документов и имущества граждан, неприкосновенности их личной жизни, особенности производства ареста и обыска, правила применения электронного прослушивания и наблюдения и многие другие.

Действующими источниками современного уголовно-процессуального права  США являются: Конституция 1787 года и "Билль о правах" 1791 года, законодательство, судебный прецедент, а также административные нормы и обычай. Однако несмотря на общность источников права, как отмечалось выше, единой правовой системы в США нет: существует федеральная правовая система и 50 правовых систем штатов.

В каждом штате имеется ряд законодательных  актов, направленных на регламентацию  конкретных вопросов уголовного судопроизводства.

Верховный суд США стоит во главе  федеральной судебной системы США. Это высший орган федеральной  судебной власти и последняя апелляционная  инстанция. В качестве суда первой инстанции  он рассматривает узкую категорию  дел - дела послов и иных официальных  представителей иностранных государств, а также споры, в которых выступает  штат. Состав, структура и порядок  работы Верховного суда не были определены Конституцией США, ограничившейся лишь упоминанием "Главного судьи" (председателя Верховного суда) и закрепляющей за президентом право "по совету и  с согласия" Сената назначать "судей  Верховного суда".

Численность Верховного суда - девять судей (включая председателя) - была установлена Конгрессом США в 1869 г. Численный состав других федеральных  судов устанавливается Конгрессом в зависимости от объема работы конкретного  суда, характера компетенции, населенности подведомственной территории и т. п.

Члены федеральных судов назначаются  президентом "по совету и с согласия Сената и остаются в должности, как  говорится в ст. III раздел 1 Конституции  США, пока они "ведут себя безупречно", т. е. практически пожизненно. Смещение федерального судьи с его должности  возможно только в порядке импичмента.

Важнейшей особенностью судебной деятельности в США является право всех судов  осуществлять конституционный надзор, т. е. надзор за соответствием актов  законодательных или исполнительных органов положениям Конституции. Высшим органом конституционного надзора  в области уголовной юстиции  выступает Верховный суд США, решения которого являются источником права и обязательны для всех государственных органов.

Важным представляется и вопрос о Председателе Верховного суда США ибо именно "Главный судья" и определяет на свой срок исполнения полномочий доктрину уголовного процесса.

Каждый штат США в пределах своих  границ может учреждать судебные органы, какие сочтет нужным, поэтому  судоустройство в штатах различное. Однако существуют типичные черты судоустройства, общие для всех штатов. Так, в штатах имеется три группы судов: ограниченной и специальной юрисдикции, апелляционной  юрисдикции. Первые две группы - местные  суды первой инстанции, рассматривающие  дела по существу. Третья группа объединяет промежуточные апелляционные суды и верховные суды штатов.

Для расследования скандальных  дел, например, о правонарушениях, совершенных  государственными деятелями, на разовой  основе назначается специальный  независимый следователь. Его кандидатура  предлагается министерством юстиции  США, обсуждается и утверждается Конгрессом США. Специальный следователь  подбирает себе бригаду, работа которой, хотя и проходит под эгидой министерства юстиции, но им не контролируется.  
Законодательный орган и исполнительная власть вправе создавать следственные комиссии по конкретным вопросам. Продолжительность действия такого рода комиссий зависит от характера расследуемой проблемы и результатов расследования.

В США широко практикуется также  частное расследование. Для сбора  фактов, которые могут иметь правовое значение, граждане могут нанимать детективов из частных сыскных компаний. Правом задержания и первичной фиксации доказательств наделены сотрудники охранных служб и подразделений  безопасности частных компаний. Частное  расследование для сбора доказательств  в интересах клиента вправе проводить  адвокат.

Процессуальные сроки содержания арестованных под стражей Согласно Федеральному Закону об ускорении судебного разбирательства (Federal Speedy Trial Act) 1974 г. обвинительный акт (indictment или information) должен быть утвержден не позднее 30 дней после ареста с возможным продлением еще на 30 дней после ареста, если речь идет о фелонии и если нет возможности собрать в указанный срок Большое жюри. Более того, рассмотрение судом дела по существу должно начаться не позднее 70 дней после утверждения обвинительного акта. Таким образом, предельный срок ареста до начала судебного разбирательства не превышает 100 дней (в виде исключения - 130 дней). Несоблюдение сроков влечет аннулирование уголовного преследования.

Право обжаловать арест в суд, процедура "Хабеас корпус".

В том случае, если арестованному  лицу не было официально предъявлено  обвинение в совершении преступления или если арестованный не был "без  ненужного промедления" доставлен  к магистрату, он сам либо кто-то действующий от его имени может  подать жалобу в суд. В жалобе должна содержаться просьба издать распоряжение об освобождении в соответствии с процедурой "Хабеас корпус".

Процедура "Хабеас корпус" предусматривает, что суд по требованию арестованного  должен издать приказ начальнику места  заключения о доставке этого арестованного  в суд для проверки законности и обоснованности ареста.

Исполнение судебного приказа  по процедуре "Хабеас корпус" не должно откладываться, а действие самого института "Хабеас корпус", как установила Конституция США, "не должно приостанавливаться, если только того не потребует общественная безопасность в случаях восстания  или вторжения" (статья 1, раздел 9).

Решение вопроса о правомерности  ареста происходит в суде с участием находящегося под арестом лица, его  защитника и обвинителя. Таким  образом представляется возможным освободить арестованного до суда либо принудить полицию предъявить ему конкретное обвинение в суде магистрата. А после официального предъявления обвинения у арестованного возникает возможность быть освобожденным под залог.

В соответствии с нормами общего права, действующего еще во многих штатах, частное лицо может произвести арест  кого-либо без ордера в случаях, когда  в его присутствии было совершено  или совершается тяжкое преступление, а также когда это лицо имеет  достаточные основания полагать, что тяжкое преступление было совершено  данным подозреваемым. Арест может  быть произведен частным лицом и  за менее тяжкое преступление, которое  представляет собой нарушение общественного  порядка, если оно может нанести  вред окружающим.

Арестованный должен быть немедленно доставлен в полицию или в  ближайший суд для оформления ареста или освобождения.

Частное лицо совершает арест на свой риск и может нести ответственность  за неправомерные действия, (но на него не распространяется действие IV поправки).

Тот, кто считает, что его пытается арестовать частное лицо, не имеющее  для этого должных оснований, вправе оказать сопротивление незаконному  аресту, используя любую силу (за исключением лишения жизни), которая  разумно необходима, чтобы возвратить себе свободу.

В соответствии с положением поправки IV к Конституции США, производить  обыски и изымать вещественные доказательства разрешено только при наличии  судебного ордера, в котором должно быть указано, что именно разыскивается. В противном случае полученные посредством  обыска доказательства должны быть исключены  из судебного рассмотрения. Указанное  правило обязательно для всех правоприменяющих учреждений как на федеральном уровне, так и на уровне штата и местном.

Законодательство США не предусматривает  различия в правах обвинителя и защитника  обвиняемого в уголовном процессе.

Обвиняющий атторней (Рrosecuting Аttorney). Формально, обвинение в совершении преступлений может быть предъявлено в суде любым гражданином США или представителем организации, объединения, корпорации и т.п. Практически эта функция осуществляется уполномоченными на то сотрудниками так называемой государственной атторнейской службы.

Атторней - это должностное лицо, осуществляющее правоприменительную  деятельность от имени и в интересах  своего доверителя. Его задача - обеспечивать исполнение законов в пределах своей  предметной и территориальной юрисдикции. Одна из его обязанностей - предъявление обвинения от имени того органа власти, интересы которого он представляет.

В США действуют три формально  не связанные между собой и  независимые друг от друга атторнейские службы - федеральная, каждого из штатов и местные.

Атторней-защитник (Defense Аttorney), Поправка VI к Конституции США устанавливает право обвиняемого в уголовном процессе на помощь адвоката для своей защиты. Судебная практика предусматривает, что обвиняемый не может быть лишен права на присутствие защитника во время допроса в полиции, даже если против допрашиваемого не выдвинуто формальное обвинение. Безусловным правом на помощь защитника с момента первого допроса обладает лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, за которое в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь.

Надлежащая правовая процедура  требует, чтобы каждому обвиняемому  было обеспечено право на помощь защитника  по делам о фелониях, рассматриваемых  в федеральных судах и судах  штатов.

Заявление обвиняемого о своей  виновности в совершении преступления может быть принято судом лишь в том случае, если оно было сделано  добровольно и после выполнения определенной процедуры. Признание  виновности должно считаться недействительным, если судьей будет установлено, что  оно было получено в результате обмана или принуждения со стороны обвинителя, в результате обещания обвиняемому  каких-либо выгод или в результате того, что обвиняемый положился на ошибочный совет, данный ему юристом, находящимся на службе правительства.

Заявление обвиняемого о его  виновности может быть признано юридическим  фактом лишь в том случае, если оно  было сделано добровольно, т.е. без  каких-либо внушений, соблазнов, угроз, обещаний или принуждения со стороны  должностных лиц. Поэтому суд  может принять заявление о  виновности, если:

а) обвиняемый имел защитника;

б) заявление о виновности сделал он сам в открытом судебном заседании;

в) правильность сокращения тяжести  обвинения (например, в результате "сделки о признании") не вызывает сомнения, так как не противоречит поведению  обвиняемого;

г) суд установил, что для заявления обвиняемого о своей виновности имеются конкретные основания.

Признание, сделанное обвиняемым в  суде, рассматривается как юридический  факт, делающий ненужным процесс рассмотрения и оценки доказательств, так как  этим заявлением устраняется спор между  обвинением и обвиняемым. Поэтому  суд вправе перейти к вынесению  приговора "на основании собственного признания".

Исключением являются случаи, когда  инкриминируемое преступление карается смертной казнью. В этих случаях  суд, как правило, рекомендует обвиняемому  отказаться от своего признания, что  дает суду основание рассматривать  дело с участием присяжных.

Информация о работе Уголовный процесс США