Уголовный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Установленный порядок должен обеспечивать укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений, защиту от необоснованного обвинения или осуждения, незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина, а в случае обвинения или осуждения невиновного  незамедлительную и полную его реабилитацию, возмещение ему физического, морального и имущественного вреда, восстановление нарушенных трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав.
Исходя из изложенного, можно утверждать, что уголовный процесс – это деятельность органов дознания, предварительного следствия прокуратуры и суда по возбуждению, исследованию, судебному рассмотрению и разрешению уголовных дел, а также (частично) исполнение приговора.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…..3
1. (10) Лица, интересы которых затрагиваются в уголовном процессе. Лица, представляющие или защищающие в уголовном процессе интересы других участников процесса…………….….4
2. (39) Сущность и значение надзорной инстанции. Порядок возбуждения надзорного производства. Сроки рассмотрения дел………………………………………………………………………………15
3. (57) Ситуация……………………………………………..…....19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….….24
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Зинкевич Уголовный процесс.docx

— 75.47 Кб (Скачать файл)

Однако из сказанного не следует вывод о том, что вплоть до судебного разбирательства никакая информация из материалов уголовного дела не может стать достоянием общественности, других заинтересованных лиц. При отсутствии угрозы ходу расследования материалы уголовного дела с разрешения следователя, дознавателя могут быть преданы гласности, доведены через прессу до сведения населения, но только в том объеме, в каком они признают это возможным. Следовательно, отказ прокурора о возбуждении уголовного дела.

 

2. В чем выражается тайна следствия и для чего она установлена?

Тайна следствия — это запрет на разглашение данных предварительного расследования без разрешения на то следователя или дознавателя. Общее правило: данные предварительного расследования не подлежат разглашению.

Срок тайны следствия — период предварительного расследования (с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и до вынесения обвинительного заключения или постановления о прекращении уголовного дела, передачи дела в суд).

Разглашение сведений о ходе расследования не должно противоречить интересам предварительного расследования и не должно влечь нарушения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. В связи с этим получение разрешения следователя, дознавателя — это обязательное требование для разглашения данных предварительного расследования в любой форме. Законом не определена форма разрешения, соответственно оно может быть выражено в любой допустимой форме, позволяющей идентифицировать волю следователя, дознавателя.

Кто обязан хранить тайну следствия?

Уполномочены давать разрешение на распространение данных предварительного расследования только два процессуальных лица — следователь или дознаватель. Все, у кого отобрана в рамках расследования подписка о неразглашении тайны данных предварительного расследования, обязаны хранить известные им сведения в конфиденциальности (в том числе и журналист, если он, например, был допрошен в качестве свидетеля).

 

3.Какое решение на  месте прокурора приняли бы  Вы? Оформите свое решение соответствующим  процессуальным документом.

 

Статья 178. Уголовно-процессуального кодекса РБ

Отказ в возбуждении уголовного дела

 1. При отсутствии  оснований для возбуждения уголовного  дела орган дознания, следователь, прокурор выносят мотивированное  постановление об отказе в  возбуждении уголовного дела.

2. Копия постановления  об отказе в возбуждении уголовного  дела в течение 24 часов направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю должны быть разъяснены права и порядок обжалования постановления.

3. Отказ в возбуждении  уголовного дела может быть  обжалован начальнику следственного  подразделения, прокурору или в  суд.

4. Если из поступившего заявления или сообщения усматриваются нарушения политических, трудовых, жилищных, семейных и иных прав граждан, а также нарушения законных интересов организаций, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, то одновременно с отказом в возбуждении уголовного дела заинтересованным лицам должны быть разъяснены право и порядок обращения в суд для восстановления нарушенных прав и интересов в порядке гражданского судопроизводства.

Деятельность уполномоченных государством правоохранительных органов по разрешению сообщения о преступлении путем отказа в возбуждении уголовного дела представляет собой систему процессуальных действий по принятию сообщения, уяснения его сущности, проверке в соответствующей процессуальной форме, принятию решения, формулированию его в процессуальном документе, обеспечению прав заинтересованных лиц на обжалование этого решения и проверке его законности и обоснованности.

Если при отсутствии поводов к возбуждению уголовного дела (заявления потерпевшего, явки с повинной, полученного из различных источников сообщения о совершенном или готовящемся преступлении) возбуждение уголовного дела невозможно, то решение об отказе в возбуждении уголовного дела принимается соответствующим органом по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

Отказ в возбуждении уголовного дела осуществляется в связи с отсутствием оснований для возбуждения уголовного дела, а равно при наличии обстоятельств, исключающих его возбуждение. Отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела означает отсутствие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, установленное в результате проверки сообщения о преступлении.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об отказе в возбуждении уголовного дела

 

г.Минск                                                               15.09.2014г

 

Старший следователь ГУ "Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь" г. Минска капитан юстиции Перец О.А., рассмотрев заявление Матросова Т.В. от 14 сентября 2014 г. об возбуждении уголовного дела о разглашении следователем Трушкиным Ю.А. тайны следствия и отстранение следователя Трушкина Ю.А. от дальнейшего ведения расследования.

 

УСТАНОВИЛ:

14 сентября 2014 года  в ГУ "Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь" г. Минска поступило заявление Матросова Т.В. о возбуждении уголовного дела на следователя Трушкина Ю.А. о разглашении тайны следствия и отстранения от ведения дела.

В ходе расследования выяснилось, что следователь Трушкин Ю.А. давал в различных средствах массовой информацию по поводу хода следствия, делал противоречивые и непроверенные сообщения, следователь по собственной инициативе опубликовал в газетах несколько интервью, в которых изложил свое мнение о несомненной доказанности виновности обвиняемых, показывал несостоятельность их доводов и сообщал, какие меры наказания могут последовать по приговору суда, если суд согласится с обвинением.

При отсутствии угрозы ходу расследования материалы уголовного дела с разрешения следователя, дознавателя могут быть преданы гласности, доведены через прессу до сведения населения, но только в том объеме, в каком они признают это возможным.

 Принимая во внимание  ст.198 УПК РБ действовал согласно  интересам.

 

ПОСТАНОВИЛ:

1. Отказать в возбуждении  уголовного дела по основаниям  п.1 ст.24 УПК РБ в связи с отсутствием  события предступления.

2. Копию настоящего постановления  направить областному прокурору советнику юстиции Дыль З.Б., заявителю Матросову Т.В.

Старший следователь ГУ "Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь" г. Минска капитан юстиции Перец О.А. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прокуратура является органом, осуществляющим надзор за исполнением нормативных правых актов изданных государственными органами. Прокуратура имеет широкие полномочия по надзору за законностью во многих отраслях законодательства. В ряде стран мира наряду с традиционными ветвями власти (законодательной, судебной и исполнительной) выделяют также и контрольно-надзорную, например, в Бразилии. Это ещё раз подтверждает важность функции государства по надзору за должным исполнением законов. На протяжении истории своего развития и становления прокуратура претерпевала значительные изменения своих задач, функций, полномочий, круг которых был обусловлен конкретными историческими условиями, складывающимися в стране.

В результате судебной реформы 1864 года, прокуратура балы лишена надзорной функции за деятельностью государственных органов и судов. На неё была возложена функция руководства при предварительном расследовании и поддержание государственного обвинения. После упразднения 24 ноября 1917 года (Декрет советской власти № 1), прокуратура была воссоздана в 1922 г. и имела широкие полномочия, как в уголовном преследовании, так и в общем надзоре. Однако вопросы о месте прокуратуры в государственном механизме, актуальны и в настоящее время. Действующее законодательство, регламентирующее институт прокурорского надзора в Республике Беларусь, не в полной мере согласуется с концепцией судебно-правовой реформы.

В научной литературе нет единства мнений, по вопросам понятия функций прокурора их системы и содержания. В большинстве своём исследуются уголовно-процессуальные функции прокурора. Существует мнение о возможности замены прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного расследования, судебным контролем. В соответствии с судебной концепцией предполагается самодостаточная функция прокурора в уголовном процессе при осуществлении уголовного преследования и надзора за деятельностью органов предварительного расследования, однако, при ограничении надзорных функций прокурора в суде. 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
  2. Уголовно-процессуалный Кодекс Республики Беларусь 16 июля 1999 г. № 295-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 4 января 2008 г. № 308-З// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2009.
  3. О Прокуратуре Республики Беларусь от 08 мая 2007 г.: Закон Республике Беларусь от 08 мая 2007 г. № 220-З Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2009.
  4. О некоторых мерах по совершенствованию системы и подразделений органов внутренних дел: Указ Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 603// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронныйресурс]/ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2009.

Диссертации и авторефераты:

  1. Наумов А.М. Прокурорский надзор за законностью предварительного расследования преступлений на транспорте: автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к.э.н/А.М. Наумов.- М.: РГБ, 2005-28 с. [Электронный ресурс] (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)
  2. Ломидзе А.Б. Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью принимаемых следователем процессуальных решений: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.ю.н./А.Б. Ломидзе.- Москва, 1995.
  3. Калдыбай У.М. Прокурорский надзор за исполнением законов в уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования Кыргызстана: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.ю.н./У.М.Калдыбай.- Москва, 2004.
  4. Капинус Константин Валерьевич Прокурорский надзор за исполнением законов при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.ю.н./К.В. Капинус- Москва, 2004.

Иная литература:

  1. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор //Ю.Е. Винокуров /учеб. вузов по юридическ. специльности . М.: Юртайм-М, 2001. – 348 с.
  2. Большой юридический словарь/А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.-2-е изд. пер.и доп.- М.: Инфра-М, 2002.-704 с.
  3. Новицкий И.Б. Римское право. – Изд. 6-е стреотипное./ И.Б. Новицкий. – М.: «ТЕИС», 1997 – 245 с.
  4. Новый энциклопедический словарь. - М.: Большая Рос. энциклопедия РИПОЛ классик, 2006.-1456 с.
  5. Кукреш Л.И. Уголовный процесс. Общая часть: учеб. пособие./ Л.И.Кукреш – М.: «Тесей», 2005 – 352 с.
  6. Амирбеков А. Отказ прокурора от обвинения/ А.Амирбеков // Законность.- 2001.-N 8. – с. 31-32.
  7. Данько И.В., Юбко А.М. Прокурорский надзор или организация и деятельность органов прокуратуры?/ И.В. Данько., А.М. Юбко//Вестник Академии МВД Республики Беларусь.- 2006.-N 1. – с.24-27.
  8. Ивановский А. Прокуратура: вчера, сегодня, завтра/ А.Ивановский // Юстиция Беларуси.- 2002.-№ 4. – с. 6-10.
  9. Чувилев А.А. Прокурорский надзор за деятельностью органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность»./ А.А. Чувилев. – М., 1995 – 48 с.
  10. Кеник А.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие./ А.А. Кеник. – М., 2005 – 512 с.
  11. Басков В.И. Прокурорский надзор: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. / В.И. Басков. – М.: Бек, 1996 – 558 с.
  12. Шостак М.А. Уголовный процесс: учеб. пособие для студентов специальности «Правоведение»./ М.А. Шостак. – М.: ГИУСТ БГУ, 2004 – 284 с.

Информация о работе Уголовный процесс