Меры принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – на основе изучения теории и практики деятельности правоохранительных органов выяснить механизм применения мер процессуального принуждения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать понятие мер процессуального принуждения;
Рассмотреть различные виды мер процессуального принуждения, практику их применения.

Содержание работы

Введение....................................................................................................................3
Глава 1. Общие положения применения мер процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве..................................................................................5
§ 1. Понятие мер процессуального принуждения и цели их применения..........5
§ 2. Виды мер процессуального принуждения......................................................8
Глава 2. Меры процессуального принуждения, связанные с ограничением личной свободы .....................................................................................................11
§ 1. Понятие, основания и порядок задержания лица по подозрению в совершении преступления ...................................................................................11
§ 2. Понятие, основания и порядок избрания заключения под стражу и домашнего ареста в качестве меры пресечения .................................................13
Глава 3. Меры процессуального принуждения не связанные с ограничением личной свободы......................................................................................................19
§ 1. Понятия, основания и порядок избрания мер пресечения не связанных с ограничением личной свободы.............................................................................19
§ 2. Понятие, основания и порядок применения иных мер процессуального принуждения не связанных с ограничением свободы .......................................24
Заключение ............................................................................................................30
Список использованной литературы...................................................................32

Файлы: 1 файл

Курсовая меры принуждения.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

В случае невозможности закончить  предварительное следствие в  срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или  отмены меры пресечения этот срок может  быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном частью третьей статьи 108 настоящего Кодекса, на срок до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту Российской Федерации либо по ходатайству дознавателя в случаях, предусмотренных частью пятой статьи 223 УПК, с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему военного прокурора, до 12 месяцев. Срок содержания под стражей может быть продлен в судебном порядке: до 12 месяцев включительно – судьей районного суда; свыше этого срока – судьей областного и приравненного к нему судов.

Домашний арест – это мера пресечения, состоящая в ограничении свободы передвижения обвиняемого (подозреваемого) и запрете на общение и переговоры с другими лицами. Обвиняемый (подозреваемый) находится под домашним арестом по месту постоянного или временного проживания. Избирая данную меру пресечения, следователь должен удостовериться, что обвиняемый (подозреваемый) имеет постоянное место жительства, а также в возможности организации постоянного надзора за лицом, подвергнутым домашнему аресту.

Суть данной меры пресечения состоит в запрете покидать жилище без разрешения следователя. Обвиняемый должен постоянно находиться по адресу, который указан в решении суда об избрании меры пресечения. Судебное решение является основанием для временного отключения телефона в жилище обвиняемого. Порядок избрания этой меры пресечения соответствует порядку заключения под стражу.

При нарушении  обвиняемым, подозреваемым установленных в отношении него ограничений орган, предварительного расследования, суд вправе подвергнуть его денежному взысканию в порядке, предусмотренном статьями 117, 118 УПК, а при наличии оснований, предусмотренных статьями 97, 99 и 108 УПК, следователь и дознаватель вправе возбудить перед судом ходатайство об избрании меры пресечения – заключение под стражу11.

Как мера пресечения домашний арест предусматривался еще  со времен Устава уголовного судопроизводства 1864 г. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 г. также предусматривал эту меру пресечения. Сравнительно-исторические исследования позволяют говорить о незначительной практике ее применения в периоды с 1864 по 1903 гг. и с 1922 по 1926 гг. УПК РСФСР 1960 г. вовсе исключил данную меру пресечения, но УПК РФ 2001 г. вновь ввел домашний арест как меру пресечения.

Итак, домашний арест как мера пресечения существует с 1 июля 2002 г., однако практика его применения крайне незначительна, и это оправдано  тем, что правоохранительная система  не готова к применению домашнего ареста. В целях повышения эффективности применения названной меры пресечения нам представляется необходимо в законе предусмотреть ответственность за ее нарушение, определить порядок отмены всех или отдельных назначенных судом ограничений, процессуальный порядок ограничения конституционного права обвиняемого на получение и отправление корреспонденции (ст. 185 УПК РФ) и тайну телефонных и иных переговоров (ст. 186 УПК РФ).

Таким образом, говоря о мерах пресечения, рассмотренных  в данной главе, следует отметить, что основанием для применения любой из них являются конкретные доказательства, свидетельствующие о том, что обвиняемый (в исключительных случаях – подозреваемый), находясь на свободе, совершит одно из следующих действий: 1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда; 2) может продолжать заниматься преступной деятельностью; 3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу (ч.1 ст.97 УПК РФ).

 

Глава 3. Меры процессуального  принуждения, не связанные с ограничением свободы

 

§ 1. Понятия, основания и порядок избрания мер пресечения не связанных с  ограничением личной свободы

Подписка  о невыезде и надлежащем поведении

Подписка о  невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК) состоит в письменном обязательстве  подозреваемого или обвиняемого:

- не покидать  постоянное или временное место  жительства без разрешения дознавателя,  следователя, прокурора или суда;

- в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или суда;

- иным путем  не препятствовать производству  по уголовному делу.

Применение  данной меры пресечения означает ограничение  личной свободы гражданина, точнее – свободы его передвижения, «привязывая» его к определенному месту. Причем речь идет не о квартире, доме, общежитии или гостиничном номере, а о населенном пункте (город, село, поселок, деревня) с указанием точного адреса, по которому надлежит направлять повестки.

Никаких других ограничений ни по службе, работе или учебе, ни по режиму использования свободного времени подписка о невыезде не накладывает. В случае ее нарушения к подозреваемому или обвиняемому может быть применена более строгая мера пресечения (как правило, заключение под стражу), о чем ему должно быть объявлено при отобрании подписки.

Срок действия подписки о невыезде законом не ограничен. Она сохраняет силу вплоть до обращения  к исполнению вступившего в законную силу судебного приговора, если, конечно, на предварительном следствии или в суде не возникнут основания к полной отмене меры пресечения или же к изменению ее на более строгую.

Подписка о  невыезде может быть применена по любому уголовному делу и является одним из наиболее распространенных видов мер пресечения12. Обычно она применяется как альтернатива заключению под стражу в отношении обвиняемого, имеющего постоянное место жительства. Однако избрание меры пресечения в виде подписки о невыезде допустимо и в отношении обвиняемого, находящегося временно в данном месте, например, в отношении командированного, проживающего в гостинице.

Существует  проблема замены подписки о невыезде заключением под стражу при нарушении  ограничений, накладываемых подпиской  о невыезде. В соответствии со ст. 110 УПК РФ мера пресечения может быть изменена на более строгую, когда  изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные ст.ст. 97 и 99 УПК РФ.

Личное  поручительство

Личное поручительство (ст. 103 УПК) состоит в письменном обязательстве заслуживающего доверия  лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым тех же самых обязательств, которые даются при оформлении подписки о невыезде и надлежащем поведении и о которых только что шла речь (ч.1 ст. 103 УПК). Применение данной меры должно инициироваться самим поручителем путем подачи письменного ходатайства дознавателю, следователю, прокурору или суду. Поручителей может быть несколько13. При этом подозреваемый или обвиняемый, к которому применяется мера пресечения, должен также в письменном виде дать согласие на применение к нему данной меры пресечения.

Поручителю  или поручителям разъясняется существо подозрения или обвинения, а также обязанности и ответственность за невыполнение принятых на себя обязательств. Эта ответственность выражается в том, что если подозреваемый или обвиняемый покинул место жительства без разрешения, не является по вызовам или иным путем мешает производству по уголовному делу, на поручителя может быть наложено денежное взыскание в размере до десяти тысяч рублей (ст. 103 УПК).

Наблюдение  командования воинской части.

При расследовании  и судебном разбирательстве уголовных дел в отношении военнослужащих Вооруженных Сил или граждан, проходящих военные сборы в качестве меры пресечения при наличии к тому оснований может применяться наблюдение командования воинской части. Данная мера пресечения допускается лишь с согласия обвиняемого (подозреваемого).

В юридической  литературе высказывается суждение, в соответствии с которым «по  условиям военной службы наблюдения командования воинской части применяется  только к военнослужащим срочной  службы, которые обычно находятся на казарменном положении. К другим категориям военнослужащих (офицеры, прапорщики, мичманы) она не может быть применена, так как связанные с нею ограничения не могут быть реализованы. Прямые ограничения для избрания наблюдения командования воинской части отсутствуют в настоящее время в УПК РФ (ст.104), в котором указывается, что данная мера пресечения применяется к обвиняемым или подозреваемым являющимся военнослужащим или гражданином, проходящем военные сборы. В соответствии с уставами Вооруженных Сил военнослужащими являются лица, состоящие на действительной военной службе. К таким лицам относятся солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы, младший, старший и высший офицерский состав (генералы, адмиралы).

Наблюдение  командования воинской части за обвиняемым (подозреваемым) военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил, чтобы обеспечить надлежащее поведение и явку по вызовам. Анализ Уставов (внутренней службы, дисциплинарного, гарнизонной и караульной служб) Вооруженных Сил позволяет указать эти меры: обвиняемые (подозреваемые) лишаются на время применения к ним в качестве меры пресечения права ношения оружия, постоянно находится под наблюдением своих непосредственных и прямых начальников, лиц суточного наряда, не направляются на работу вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул. Применение к военнослужащему меры пресечения не исключает наложение на него за совершенное преступление дисциплинарного взыскания14.

Мерами наблюдения могут быть: издание приказа командованием  о применении органом расследования, военным прокурором или военным  судом меры пресечения и объявление данного приказа в установленном  уставами порядке; личное наблюдение за надлежащим поведением и явкой по вызовам военнослужащего со стороны командования либо положение по приказу такого наблюдения на непосредственного и прямых начальников военнослужащего; неназначение военнослужащего в караул, другие ответственные наряды.Если постановление выносится лицом, производящим дознание, оно утверждается командиром части.

Присмотр  за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым состоит в обеспечении его  надлежащего поведения родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится, о чем эти лица дают письменное обязательство (ч.1 ст.105 УПК РФ). При отдаче несовершеннолетних под присмотр важно самым тщательным образом изучить личность несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), чтобы быть уверенным, что данная мера пресечения окажется эффективной. Она применяется в отношении лишь тех, кому не исполнилось восемнадцать лет. В законе указывается, что присмотр за несовершеннолетними осуществляют должностные лица специализированных детских учреждений.

Данная мера пресечения применяется лишь при  согласии родителей, опекунов, попечителей, администрации детского учреждения осуществлять присмотр за несовершеннолетним и обеспечивать его надлежащее поведение и явку по вызовам. Предварительно они должны быть ознакомлены с существом предъявленного обвинения (подозрения). От них отбирается письменное обязательство обеспечивать явку несовершеннолетнего по вызовам к следователю и в суд, а также его надлежащее поведение, т.е. неуклонение от уголовного процесса, несовершение новых преступлений.

Анализ практики свидетельствует, что рассматривается  мера пресечения применяется крайне редко. Повышение эффективности присмотра за несовершеннолетним при законодательной регламентации данного института в предлагаемой нами форме будет обеспечено: строгой определенностью оснований для применения меры пресечения; повышенной ответственностью обвиняемых (подозреваемых) и лиц, осуществляющих присмотр, за несоблюдение несовершеннолетним меры пресечения; усилением прокурорского надзора и судебного контроля за законностью, обоснованностью и результативностью присмотра за несовершеннолетними15.

Залог

Залог состоит  во внесении подозреваемым или обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на депозитный счет органа, избравшего данную меру пресечения, денег, ценных бумаг или ценностей в целях обеспечения явки к следователю, прокурору или в суд подозреваемого или обвиняемого и предупреждения им новых преступлений. Вид и размер залога определяются органом или лицом, избравшим данную меру пресечения, с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого, обвиняемого и имущественного положения залогодателя.

При избрании данной меры пресечения учету подлежат обстоятельства, предусмотренные ст.99 УПК, а именно: тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его  возраста, состояние здоровья, семейного  положения, рода занятий и другие обстоятельства дела. Все эти обстоятельства в той или иной степени объективно снижают или, наоборот, усиливают вероятность уклонения обвиняемого (подозреваемого) от хода расследования уголовного дела, возможность воспрепятствования деятельности должностных лиц в установлении событий прошлого, при оценке тяжести обвиняемого необходимо учитывать все особенности совершенного преступления.

В ходе предварительного расследования решение об избрании меры пресечения в виде залога принимается  обычно одновременно с предъявлением обвинения. Залог действует в течение всего срока расследования, как основного, так и дополнительного16. В то же время с учетом требований, изложенных в ст.100 УПК РФ, следует иметь в виду, что применительно к подозреваемому срок действия залога, равно как и другие меры пресечения, действует не свыше десяти суток. Если в указанный срок обвинение будет предъявлено, избранную меру пресечения продлевать или подтверждать не надо – она продолжает действовать на всем протяжении расследования и нахождения уголовного дела у прокурора с обвинительным заключением, а также в суде. Если по истечении указанного времени подозреваемому не было предъявлено обвинение, залог должен быть возвращен залогодателю, а в случае, если подозреваемый, обвиняемый скрылся – обращен в доход государства.

Информация о работе Меры принуждения